Штирлиц

Про кино: "Шпионский мост"

За длинные праздники посмотрели два новых фильма - на один не успели в кинотеатрах, а другой как раз-таки только пошёл. Первый - это "Шпионский мост". Получилось как-то так...



Прямо даже как-то расстроились. Во-первых, мы этот фильм ждали и промухали в кино, в общем-то, случайно. Во-вторых, история Абеля сама по себе настолько интересная и кинематографичная - как и вообще любая тема, связанная с нашим любимым мостом Глинике - её можно было так здорово и по-разному повернуть. В-третьих - ну, мне как-то казалось, что Спилберг уважаемый режиссёр, вроде бы. Снимает пафос - это да, но хоть качественный пафос. Конечно, Том Хэнкс в качестве главного героя должен был сразу насторожить, но вот не насторожил, а зря.

Что в итоге имеем? Имеем экранизацию книги, написанной американским адвокатом Абеля Донованом - соответственно, это у нас главный герой, и Хэнкс играет этого самого адвоката. В общем-то, я полагаю, что рассказ про то, как героический американский адвокат и просто хороший парень Том Хэнкс Донован героически спасает Абеля и по ходу ещё американского студента Прайора, несмотря на аццкие КГБ и ЦРУ, во многом основан на видении событий самим г-ном Донованом, и как следствие, не может быть вполне объективным. Ну и ладно бы - в конце концов, фильм про Тома Хэнкса Донована. Убивает другое.

Как, ну вот как в 2015 году хорошему режиссеру можно снять высокобюджетный фильм с сильным составом и наполнить его таким количеством самых третьесортных штампов, что это уже переходит всякие разумные пределы.

Адвокат Донован смотрит на всех честными глазами и цитирует Конституцию Соединенных Штатов - с тем посылом, что мы же гуманная нация, мы должны гуманно обращаться с вражеским шпионом Абелем. Несмотря на то, что на экране за гуманизм ратует исключительно Донован, тюремное содержание Абеля отнюдь не выглядит суровым - вежливое обращение, чуть ли не кофе со сливками - сиди, казалось бы, да радуйся, подлый советский шпион. В то же время, содержание лётчика Пауэрса, на которого Абеля в итоге выменяли, смакуется во всех деталях - тут тебе и облезлые казематы, и пытки бессонницей - в общем, "кровавая гэбня" во всей красе. При этом по ходу пьесы упоминается, что Абелю в США дали 30 лет заключения, чудом не отправив на электрический стул (кто автор чуда? конечно же, Том Хэнкс), а Пауэрсу в стррашных Советах - всего 10, из которых только 3 собственно в тюрьме. Это при том, что известно, что условия содержания Абеля в Штатах ни разу не были шоколадными - оно понятно, ЦРУ добивалось сотрудничества, а Абель сотрудничать не собирался.

Адвоката Донована начинают страшно не любить дома - от образцово-показательной семьи в доме-с-террасой, до "общественного мнения" - вот едет адвокат Донован в общественном транспорте, а все читают газеты, где про советского шпиона Абеля, и смотрят на адвоката Донована так недобро и подозрительно. А у того глаза такие добрые и понимающие. Ну, Том Хэнкс.

Адвокат Донован едет в Берлин договариваться об обмене Абеля. В Берлине именно в эти дни строят Берлинскую стену (её построили полгода назад) - строят это вот прямо строят, "камень на камень, кирпич на кирпич", причем строит, судя по всему, сразу Штази - ну, чтоб все понятно было, кто тут плохой парень. Ну, крики-плач, всё такое. Адвокат Донован через КПП попадает на территорию Восточного Берлина, где у него назначена встреча в советском посольстве. На территории Восточного Берлина вечная ночь, идёт снег (такой - как purple_files заметила, в "Старых песнях о главном" используют, из пенопласта), разрушенные неосвещенные улицы, по ним бродят медведи банды, которые первым делом ловят хорошего парня Донована и экспроприируют у него пальто. Единственное целое здание в Восточном Берлине - это сияющее советское посольство. Всё. Мы уныло пробубнили себе под нос, что вообще-то, в Восточном Берлине остались основные исторические районы Берлина - Унтер-ден-Линден, музейный остров, и т.п.... и что восстановили это все при ГДР... но нет. Снег и медведи. Тьфу, банды. При этом в Западном Берлине, ясен пень, тепло и яблоки, все гуляют в туфлях и модных шляпках, кино вино и домино. Мы опять уныло пробубнили под нос, что вообще-то, в послевоенные годы именно в Западном Берлине был под корень вырублен весь лесопарк Tiergarten - потому что тупо топить было нечем... но нет. Вы въезжаете в американский сектор - а значит, кино и булочки.

Американского студента Прайора - это которого героически выменял наш хороший парень Том Хэнкс Донован, несмотря на то, что обе разведки на него чихать хотели (на самом деле - крайне сомневаюсь, что две серьезных спецслужбы в таком сложном проекте стали бы вестись на какого-то там американского адвоката, даже если его зовут Том Хэнкс; более того, на самом деле, на Абеля выменяли не двух а аж трёх американских "попаданцев", но третий видимо в сюжет не монтировался) - так вот, американского студента ловит у стены аццкое Штази (ну или кто там ее строил или охранял). В буквальном смысле ловит, за рукав. А ты кто, мил человек? А я студент! - кричит мил человек, - изучаю тут у вас про Ленина и экономику, вот у меня даже диссертация есть... на этом месте у нас взлетает одна бровь... вот я ее даже с собой ношу в сумке! (достает здоровенный переплетенный талмуд)... на этом месте у нас взлетают обе брови. Что делает аццкий офицер? Разумеется, красиво и картинно рвёт толстенную диссертацию на фоне только что отстроенной стены. Не надо, это единственный экземпляр! - жалобно кричит американский студент. Мы в фейспалме. Заметка на полях: студента Прайора арестовали за т.н. экономические махинации - в простонародье это называется, спекуляции валютой. За что арестовали студента Прайора в фильме кроме того что "кровавая гэбня" - остается глубоко непонятным.

Далее адвокат Донован бегает между СССР, ГДР и США, пытаясь отспорить впридачу к Пауэрсу студента Прайора, далее ГДР зачем-то на сутки сажает адвоката Донована в тюрьму (мы так поняли, исключительно чтобы показать еще одну адскую тюрьму), потом отпускают, далее все более-менее благополучно договариваются. А, да, по ходу адвокат Донован наблюдает как у только вот "прям вот щас" отстроенной стены расстреливают пытающихся перелезть. Чего стене зря простаивать.

Перед непосредственно обменом Донован - он же хороший парень, мы помним - все волнуется и спрашивает Абеля, не боится ли он, что его тут же расстреляют или как минимум отправят в Сибирь. Абель реагирует философски - мол, могут обнять, а могут на заднее сиденье кивнуть, ну что ж. Надо ли говорить, что при обмене Пауэрса обнимают холят и лелеют, а Абелю кивают на заднее сиденье. Здесь становится особенно обидно, потому что блин, это неправда! Есть воспоминания самого Абеля о том, как его обменивали и как встречали, есть и факты в конце концов - чем занимался Абель, вернувшись в Советский Союз. И кстати уж, как встречали Пауэрса в США (плохо встречали; по сути, слил все что мог слить, хотя и мог мало).

Ах да, и финал. Адвокат Донован вернулся домой, там во всех новостях передали о том, какой он молодец, помог вернуть на Родину Пауэрса. И вот он едет в общественном транспорте, и все вокруг читают газеты, и смотрят на адвоката Донована так тепло и дружелюбно. А у того глаза такие добрые и понимающие. Ну, Том Хэнкс. Но вот он смотрит за окно, видит как детишки перелезают через забор и вспоминает, как расстреливают у Берлинской стены кровавые Штази ну или кто там ее охраняет.

В общем, вот такое вот кино про Холодную войну. Про то как важно быть хорошим парнем Томом Хэнксом, даже в таких непростых обстоятельствах. И вот - ну блин. Ну можно же было снять хороший фильм. Ну сняли же сравнительно недавно "Шпион выйди вон". Ну все то же самое можно было показать нормально. Честное слово, я не утверждаю, что Берлинская стена - это здорово и правильно (это ни разу не правильно и уж совсем не здорово). Я не утверждаю, что в советских тюрьмах всем поголовно носили кофе (нет, не носили). Но чёрт возьми, если уж вы берете реальную историю ,ну есть же фактология, что ли.

И ещё - пытались вспомнить и не вспомнили - а у США вообще есть хоть один фильм, где противник показан не идиотом (водка-селедка-медведи-гэбня), а как-нибудь ещё? Нам все говорят - у вас страшная пропаганда. Но елки-палки, даже в Советском Союзе сняли "17 мгновений весны". Сняли ли что-то подобное в Штатах - я, честно, не знаю. А это не очень сильная позиция, как мне кажется.

У фильма было 6 номинаций на "Оскар" (за что?..), взял один - Марк Райнолдс, как лучший актер второго плана, за роль Абеля. Отдаю ему должное, он действительно сделал все что мог. Почему не было других наград - прямо понимаю (хотя, учитывая тенденциозность, и не удивилась бы).

Хорошо, что не потратили деньги в кино, в общем.
  • Current Mood: наши западные партнеры:)
Tags:
Я упорно не понимаю, почему он при этом считается вроде как неплохим фильмом. Ну вот правда.
Фильм по реальным событиям всегда идет на "ура". Хоть "Легенда 17", хоть "Выживший". Ну и Хэнкс "оскароносный" почти любую хрень может спасти (хоть и не в этот раз).

Теперь про сюжет: Абель позиционировал себя как гражданин США, посему эл. стул там был вполне мэйнстримом - можно супругов Розенберг вспомнить (якобы выдали атомные секреты). С учетом общих умонастроений , американскому судье тоже должны были бить стекла тамошние "патриоты".
Пауэрс был в военной форме, так что с казнью намного сложнее - все-таки, открытый суд над иностранцем.

ЗЫ А фильм ... я вообще смотрел на скорости 1,5. Надо же быть в курсе ;-)
Ну, в фильме постоянно подчеркивается, что Абель как раз-таки _не_ гражданин США (и не только в фильме: насколько мне известно, на суде слушалось дело полковника Рудольфа Ивановича Абеля) - что автоматически не предполагает судимости по американским законам, вроде бы. Но дело даже не этом - нас удивило, что при том, что Абелю дали 30 лет, а Пауэрсу 10 (по сути, 3) - в качестве адского режима фигурирует последний.

Историю Абеля можно было так здорово экранизировать - в том числе и с чтоки зрения США. Но нет.

Так-с, еще раз и медленно (как говорится ;-)):
1. занимаясь некоторой деятельностью на территории, Абель прикрывался легендой художника и гражданина США. При этом не сам он добровольно взял и заявил, что он Рудольф Иванович и иностранный шпион - а контрразведка сработала. Точнее, кто-то из перебежчиков его сдал. При этом СССР официально его своим гражданином не признавал. Просто согласился обменять, типа.
Засим, его имели полное право судить как предателя (а не иностранного разведчика) по законам США с учетом антисоветской истерии.
2. Пауэрс не скрывал своей принадлежности и был в военной форме. США официально направляли запрос. Так что судить как советского гражданина его было нельзя, а иначе могли и расстрелять запросто, и дать "10 лет без права переписки" (что равносильно расстрелу) или чего еще.

Что до экранизации ... много историй разведчиков было бы "здорово экранизировать". Эти люди - как с другой планеты. Только кто же это даст сделать? ;-) Кое-что, кстати, у Резуна было описано. Но, видимо, дальше определенной черты писать уже нельзя.
По п.1 - так судили-то в итоге как предателя или как иностранного разведчика?:)

И я нигде не говорила, что "не имели права судить и расстрелять" - верю, что имели, безотносительно даже того, как его судили. Но по факту - процессы были над шпионами там и там.

С юридической точки зрения, судить должны были как предателя (раз СССР отказался признавать своим).
Прикол в том, что во всех странах наказание для "своих предателей" всегда жестче, чем для "иностранных шпионов". Тех же Розенбергов казнили, хотя "железных" доказательств их вины не было (точнее, Розенберги не смогли предоставить встречных доказательств своей полной невиновности).
Именно поэтому такой дисбаланс в наказаниях, с одной стороны. Ведь одна из целей этого процесса в США - запугивание своих граждан, чтобы с СССР не связывались. Но при этом Абеля должны были содержать как гражданина США, который не может быть признан виновным иначе как по приговору суда.
Должны были - возможно; но не судили в итоге, насколько я понимаю. Т.е. мера наказания была выбрана именно советскому шпиону, а не предателю-гражданину США.

Но опять-таки, вопрос изначально не в этом был:) Дали 30 лет - ну ОК, дали. Дали 10 лет - ну ОК, дали. Но при этом США интеллигенты и милы, а СССР - ну все поняли:)
Одно дополнение: не "СССР", а ГДР. Это они студента задержали и адвоката зимой раздели.
Представители СССР дали Пауэрсу "всего" 10 лет, быстро согласились на обмен и заставили-таки ГДР студента отпустить. Так что вели себя почти по-джентльменски (насколько это вообще применимо в данной ситуации).
Правда, не признавали официально Абеля своим и не обняли после обмена.
Про ГДР я помню, про студента вообще не сравниваю (ибо бред:) ).

Прикол в том, что во всех странах наказание для "своих предателей" всегда жестче, чем для "иностранных шпионов".

По-моему это вполне логично. Судят своих граждан, совершивших преступление против своей страны - наказание должно быть строже. А для "иностранного шпиона" вообще должна быть только депортация.
Таки шпион шпиону рознь.
Пауэрс был в военной форме (т.е. не сам пришел - приказ отдали), так что на него даже конвенция о военнопленных теоретически могла распространяться. Но дипломатического иммунитета она не дает, так что "только депортация" не прокатит. Лес в Сибири валить - вполне.
Какой-нибудь военный атташе или третий советник - да, но тут человек открыто находится как иностранец и его неприкосновенность оговорена изначально. И местные опекают очень плотно.
Шпион, который прикидывается гражданином страны, вполне может быть судим по законам страны как "изменник родины" со всеми вытекающими.
Пауэрса, насколько я помню, вообще пытались выдать за пилота NASA. Какой-такой военный...