_vinny_ (_vinny_) wrote,
_vinny_

Про Исландию, много букв и много фото

"Поехать в Исландию" всегда хотелось, но почему-то казалось делом сложным, и никогда не рассматривалось с практической точки зрения. И вдруг - такая удача от мироздания - сесть на хвост прекрасной компании и таки поехать в эту загадочную страну. По мере подготовки к поездке абстрактные представления о стране начали обрастать деталями, и стало заранее на минуточку досадно, что мы не увидим "всего", но теперь я даже не знаю, что стало бы со мной, если бы мы увидели "всё". Программа была очень насыщенная, а страна не переставала удивлять ни на день, и столько впечатлений от путешествия я давно не припомню. Это была определенно одна из самых лучших моих поездок.
По приезду я была похожа на гейзер, и это не смотря на целый день в пути, а мой фонтан красноречия было не унять всю дорогу от Шереметьево до Марьино, и даже еще несколько дней после.

Спасибо чудесной компании, что взяли меня с собой, и были такими прекрасными со-путешественниками.

И вот обещанный отчет с кучей подробностей и фото (не судите строго, все "таланты" ушли на фотографирование на айфон :)).

Все 90 больших фотографий тут, и 50 таких же больших под катом

Сначала про важное и полезное, что стоит иметь с собой в следующую поездку в Исландию:
1. Непромокаемая одежда. И теплые вещи. Но главное, непромокаемые.
2. Бинокль. Чтобы рассматривать птиц и морских котиков.
3. Хороший крем для лица и для рук, на случай, если в середине поездки ваше лицо устанет сопротивляться сложным погодным условиям и полезной водопроводной воде с запахом сероводорода.
4. Таблетки от укачивания (поможет на тряской дороге в Highlands и на лодке).
5. Упаковка нормального пива из дьюти-фри на выходе в Кефлавике. Не обязательно, но если любите в конце полного впечатлений дня отдохнуть за стаканчиком пива, и путешествуете на машине, то будет весьма кстати.

Еще из практических мелочей:

Наличные деньги понадобились только один раз, чтобы добровольно заплатить за пользование туалетом в лагере в горной изолированной местности. Везде принимали карты. Но как справедливо подметил Боря, и lonely planet, некоторые фермерские B&B карты не принимают. Но нам на фермерских B&B останавливаться не довелось.

Воду из под крана можно пить, к запаху сероводорода разной интенсивности быстро привыкаешь, и он не парит. Как показал эксперимент, можно даже рискнуть и выпить воды из местных рек.

В качестве наименее вредного снека в дороге (почему в машине в пути так хочется жрать всякую дрянь?!) бесконечно ели сушеную рыбу - местный специалитет, продается упаковками грамм по 75-100 во всех магазах. Рыба очень слабо соленая, довольно приятная, хотя и специфическая на вкус, бывает получше, бывает похуже, но в общем и целом - прекрасная штука!

Теперь, "как это было".
День 1. Перелеты Москва - Осло, Осло - Кефлавик были ОК, и ближе к вечеру мы наконец-то все встретились, и оставив позади загадочную скульптуру в виде яйца с вылупляющимся из него динозавром (хвостом динозавра? Когтем динозавра?) отправились в первый пункт нашего путешествия - в Reykjavík Уже одно это яйцо и пейзажи по дороге из Keflavik в Reykjavík настраивали на правильный лад. К тому же, в 9 вечера нас ждал "ужин в лучшем ресторане города", и это тоже - очень правильное начало. В seafood-grill ресторане Sjávargrillið было тепло, уютно, вкусно и все очень красиво сервировано. Видимо, такую красоту не принято есть, не узнав ее поближе, поэтому официанты знакомили с едой в тарелке: рассказывали и показывали, что где. Я далеко не все могла разобрать (от голода и акцента), но мне все равно было очень интересно. Немножко цифр: "рыба дня" и бокал вина обошлись в 1300 руб., чаевые отдельно не полагаются, счет по желанию очень удобно split'ят, чтобы каждый мог заплатить за себя.

После ужина посмотрели на знаменитую церковь Hallgrímskirkja, похожую то ли на ракету, то ли на базальтовую скалу, на залив, на красивый концертный зал из стеклянных кубиков и на нордический (с) разгул ночного города. В общем-то, это почти всё, что я могу сказать про Reykjavík.

День 2, Golden Ring. Начали с самого популярного (и доступного из Рейкьявика) туристического маршрута "Золотое кольцо": парк Þingvellir (Thingvellir) - место исторического, культурного (ибо там был древний Исландский парламент) и геологического значения -- разлом Северо-американской и Евразийской тектонических плит; термальная площадка Geysir с действующим гейзером; водопад Gullfoss.
Разлом поразил масштабом, однако потребовал всей силы воображения, чтобы представить себе собственно сам разлом. С гейзерами было как-то попроще: из-под земли идет пар, пахнет сероводородом, тут и там бурлят и пофыркивают лужи разной глубины, таблички предупреждают об опасно высокой температуре воды

а кроме того, не заставляя себя долго ждать, но всегда сюрпризом и к восторгу публики, извергается гейзер Strokkur, "the world's most reliable geyser". В отличие от своего именитого соседа Geysir, выступления которого мы так и не дождались. Зато мы грелись в облаке горячего пара - это такое удивительное ощущение: густой-густой туман, очень тепло и почти ничего не видно.

Для контраста впечатлений пошел весьма неслабый ливень (с), и мы промокли до нитки, пока дошли до укрытия. Это к вопросу о том, что непромокаемые штаны могут пригодиться внезапно.
К водопаду Gullfoss (Golden Falls), который называют самым известным водопадом Исландии, мы приехали уже вечером, да еще и пасмурным. Поэтому радуг, которыми так славятся водопады, нам не показали. Но и без радуг зрелище впечатляющее! Весь этот круговорот воды, которая одновременно обрушивается каскадами вниз, в ущелье, и поднимается густым облаком брызг вверх. Завораживает.

Ночевали где-то в Hvolsvöllur, в двух разных "деревнях", из моей было видно тот самый вулкан Eyjafjallajökull, который в 2010 году так всех порадовал. Кстати, милая шутка исландской сувенирки про этот вулкан: "We may not have cash, but we've got ash".

День 3. На 10 утра у нас была забронирована glacier walk - поход на ледник Sólheimajökull. Т.к. еще в Москве стало понятно, что на самый большой ледник - Vatnajökull - мы не попадаем, было решено сходить на этот, "маленький", он рядом, и не придется отказываться от других достопримечательностей. "Маленький" ледник, понимаете? Прекрасная страна.

Когда мне сказали, что нам выдадут "кошки", я начала тревожиться. Нам выдали не только "кошек", но и топорики... Тревоги мои усилились, но тут подъехал автобус с почтенными пенсионерами, и я немного успокоилась, что раз уж пенсионерам можно, то и я как-нибудь осилю.

Милый бравый викинг-гид поторопился увести нашу группу вперед пенсионеров. У подножия ледника, точнее, его языка, научил нас, как закрепить кошки, как правильно ставить ноги, куда ходить, а куда не ходить, и повел нас вверх, рассказывая и очень доступно объясняя в буквальном смысле "на пальцах", что такое ледник, как он появился, как меняется и т.д. и тп. Очень познавательно и увлекательно. Вообще, восторгам моим не было предела: я никогда не была в таких местах раньше, все было удивительно и ни на что не похоже. Мозг отчаянно пытался найти хоть что-то знакомое, например, льдистый воздух напомнил, как мы поднимались в горы в Испании, а еще мы между собой шутили, что лед - цвета московского снега, и что ледник - это место, где наш снег зимует. Только там у них не просто грязь, а вулканическая грязь и песок. Удивило, что лед -- очень-очень твердый. Вбить в него топорик я лично не смогла, сил не хватило.

К концу прогулки гид уже рассказывал нам байки про других своих (бестолковых, не то что мы) туристов. Топорики же были выданы в основном для того, чтобы сделать фото со страшными лицами, но гид наш справедливо отметил, что по-настоящему страшные лица мало кому удаются:

Следующим пунктом программы был водопад Skogafoss. Пишут, что высота его 60 метров, а ширина 25. В отличие от грозного Gullfoss, этот водопад был как из волшебной сказки, да еще и распогодилось, вообще красота:

Но если подойти ближе, то все 60 метров вполне себе ощущаются (утащу сюда Сашино фото):

В общем-то, ледника и водопада для восприимчивой натуры вроде меня было бы вполне достаточно. Но нет, нас ждали тУпики, скалы и черные пляжи в Dyrhólaey...

К вопросу о бинокле. Очень он бы пригодился. Например, тогда можно было бы рассмотреть потешных паффинов поближе (опять эксплуатирую Сашино фото), а не так

В городке Vik, после вкусного обеда (речная форель, баранина, местные эли) провела удивительные 5 минут абсолютно одна на огромном пустынном пляже, что уже само по себе хорошо и красиво, только песок там был черный, а с гор на море наползал туман. Туман и море - perfect combo. И ни души. В коллекции любимых северных пляжей и дюн пополнение.

Но и это не все. Долгий переезд из Vik в Hofn тоже не был скучным. Пейзажи были все время разными. То пустоши, то сочные зеленые заливные луга, то такие камни, то сякие. Самый странный вариант, пожалуй, - этот:

Оказалось, что это камни, груды камней, довольно легкие, поросшие мхом. И так - до горизонта, направо и налево от дороги. Просто космос.

А еще стало ясно, что на следующий день нам нужно будет вернуться по маршруту обратно, чтобы побывать в лагуне айсбергов. Так вот, чтобы мы дважды не смотрели одно и то же, дорогу, лагуну и окрестности накрыли одеялом густого тумана, и ничего не было видно.

Ночевали в гестхаузе Nyibær Guesthouse (Hafnarbraut 8, Höfn) - там был самый душевный завтрак (не считая домашних, приготовленных Юлей), с творогом-skyr'ом в красивых баночках, домашним вареньем и вафлями.

День 4, Ice Lagoon. Утром поехали "обратно" из Höfn в лагуну Jökulsárlón. Туман отступил, можно было посмотреть на окрестности. В частности, присмотрелись к лошадкам, ведь скоро нам предстояло познакомиться с ними поближе:

Лагуна Jökulsárlón. ОООООООООООООО! ААААААААААААААААААААА! И так много раз! Незабываемо, нереально и реально одновременно. Льдины и льдинищи. Айсберги. Самых причудливых форм. Разных оттенков белого, голубого, синего, серого. Дрейфуют. В лагуне. На фоне гор. И мы плывем по этой лагуне на лодке. ААААААААААА! ОООООООООООООО! Для поездки на лодке нам выдали супер-костюмы, которые, я думаю, должны были помочь не утонуть сразу и не замерзнуть мгновенно в случае падения за борт. В костюмах этих мы были похожи на астронавтов, ну или на дорожных рабочих. У нас был самый лучший гид-водитель, гонял что надо, и в самых красивых местах мы оказывались самыми первыми.

И конечно же не могу не запостить здесь прекрасное Сашино фото, это лучшая иллюстрация всех моих восторгов (заодно хочу отметить, что льдину нам выловил наш гид-водитель лодки, весила она - льдина - посильно, и ни один айсберг, и ни один турист не пострадал):

В общем, это было одно из самых ярких впечатлений поездки, хотя на самом деле, так сложно сравнивать и выбирать. Как круто, что нам удалось вовремя вписаться на тур, что погода, в отличие от дня накануне, была подходящая, и туры вообще были, что еще и распогодилось, и что не смотря на мои усилия и попытки случайно схватиться за рычаг управления лодкой никто таки не упал за борт.

Все еще пребывая под впечатлением, мы вернулись пообедать в Höfn, который особенно славится лангустинами (местные "лобстеры"). Обед не подкачал, и лангустины, а точнее их хвосты, в ресторане Pakkhus порадовали и видом своим и вкусом. Немного роскоши перед тем, как отправиться в аскетичные и суровые места -- в Highlands. 4 часа в пути, дважды поднимались и спускались через перевалы, немного (мне на "радость") - по серпантинам, и вот мы в горах, которые, в общем-то, не горы, а скорее вулканическая пустыня. Чувствовалось, что похолодало, и ветер совсем другой, нешуточный.

Дом на ближайшие пару ночей мы окрестили "бараком" (Laugarfell Highland Hostel, Laugarfell, Egilsstadir, 701) - туристкий гестхауз в чистом поле, комната наша была размером с купе в поезде, зато рядом с домом - два обустроенных горячих источника - hot tub. И вот мы сидим в этих горячих "ваннах", температура воды 38 что ли градусов, даже слишком тепло, но на голову вполне можно шапку, а Юля рассказывает нам вкратце про скандинавских богов. И кажется, что лагуна с лангустинами были в какой-то другой жизни, а уж про первые дни и вообще трудно вспомнить.

День 5, Askja. Изначально планировали хайкинг в окрестностях гестхауза. Как впоследствии выяснили мальчики, там действительно было, где погулять, и что посмотреть. Но за пару дней до отъезда я, не читая ничего кроме названия, кинула Саше пару ссылок из ru_travel с отчетами про поездку в центр пустоты - the middle of nowhere - в Askja. В итоге машина была заменена на другую, более подходящую к преодолению бродов и прочих радостей горных дорог (F-roads), были найдены карты местности и появился план, если погода позволит, поехать в Аскью.

Мы съели по волшебной таблетке от укачивания и поехали.

Дорога была разная - то очень тряская, то хорошо укатанная, то прямая, то круто петляла между камней. Пейзажи в основном хочется называть бескрайними, безжизненными, суровыми, "лунными", но и они были разными, то черные камни на серой земле, то серые камни на черном вулканическом песке, то округлые холмы, то неприветливо островерхие скалы. Фродо сотоварищи вполне мог бы идти по этой пустыне в Мордор.
Самым подходящим саундтреком к этим ландшафтам я считаю "Space Oddity" Дэвида Боуи и "Breathe" Pink Floyd.

Броды оказались не такими страшными, какими рисовало их мое буйное воображение, и очень разбавляли суровую красоту пустынь.

Ground Control to Major Tom
Take your protein pills and put your helmet on

Commencing countdown, engines on
Check ignition and may God's love be with you

Ten, Nine, Eight, Seven, Six, Five,
Four, Three, Two, One, Liftoff
...

Примерно 3,5 или 4 часа пути и мы на месте. За бортом около нуля, ледяной туман, то ли снег, то ли дождь, сильный ветер, пронизывающий холодом насквозь, а нам идти 2,5 км пешком до кальдеры.

Видимость примерно такая:

Куда идем, и что мы там увидим - и увидим ли - не понятно. Навстречу из тумана периодически выходят замерзшие люди, вид у них несчастный, и даже трагический, как будто они жертвы катастрофы и наконец-то выбрались. Мысленно ругаю себя, что не надела все штаны сразу, в джинсах в этом адском холоде чувствую себя как без них. Жутко холодно, ничего не видно, нет ни малейшего представления, что вообще вокруг. Очень круто! Космос, да и только. И вот мы дошли. Удивительно, но туман ненадолго рассеялся, и мы увидели край озера и кратер Viti

"Honeymoon on the moon"

А на обратном пути даже смогли увидеть, через что, собственно, шли. Все-таки туман и непогода добавили правильной мистики и драмы:

В долине около дома даже овцы казались милыми и приветливыми, а дом и вовсе встретил радугой, и примерно тогда же мы проехали 1500й км пути. Половину.

Мальчики в тот вечер еще обошли окрестности и видели красоты, я же не стала рисковать здоровьем и отогрелась под одеялом, по-моему, только к утру.

День 6, leaving Highlands. Пришла пора ехать дальше, на север, в цивилизацию. Напоследок еще немного дикой красоты, и даже горячий водопад, не просто какой-то там источник!

И мы снова на "кольцевой" Ring Road, приехали к впечатляющему водопаду Detifoss. Стихия! Мощь!

А в Akureyri нас ждали милые апартаменты с прекрасным видом на годы и фьорд, вкусный ужин в рыбном месте "Orkin hans Noa" (catfish cheeks - "щечки зубатки", простигосподи) и потрясающий закат над заливом.

День 7, Akureyri. Погода начала портиться. Четкие планы закончились. В тот день мы вскарабкались на гору позади Akureyri. Прогулка местами давалась тяжело - очень уж крутой был на одном участке подъем по камням (а спуск еще хуже!) , приходилось бояться и карабкаться, зато там был классный зеленый мох, ну и немножко самоудовлетворения, что мы таки на эту гору взобрались и, что немаловажно, спустились.

День 8. Погода испортилась окончательно: было холодно и дождь. От намеченных лошадок и китов пришлось отказаться, поехали на озеро Myvatn и термальное поле Hverir. Выглядит это термальное поле, конечно, экзотично: газовые и грязевые источники, булькающая грязь - программа на телеканале Discovery, только воняет страшно, неприятно даже (хотя к запаху сероводорода от воды и вообще уже успели привыкнуть), и к долгим прогулкам не располагает. Дождь усилился. К следующей остановке - у кратера Viti (снова Viti!) усилился еще и ветер. Ооо, какой это был экстаз - бороться с этим ветром! На меня напало какое-то безумное, дикое веселье, пока я продиралась через него по кромке кратера. Если поймать порыв, то на ветру можно было лежать. Но ветер победил! Я так и не смогла пройти дальше, развернулась и побежала обратно, бежала - потому что иначе просто сносило назад.

У очередной достопримечательности вулканического происхождения я предпочла "из автобуса не выходить". Мы с Юлей остались в машине, а мальчики ушли совершать не иначе как подвиг познания и проверять одежды на на непромокаемость. Потом они грелись в тамошней "голубой лагуне" - термальном комплексе - бассейне с горячей водой из источников, на что мы с Юлей смотрели из теплого кафе. Вообще говоря, от холода и сырости, а особенно от запаха серы начало подташнивать, и вся эта газовая вулканическая экзотика лично меня уже утомила и не радовала.

День 9. Лошадки. Погода наконец-то позволила запланировать поездку на исландских лошадках и тур на лодке по фьорду смотреть китов.

Лошадки. Местные исландские лошадки, поменьше и пониже обычных, коренастые, милые милые лошадки. Какие же они прекрасные! Я не каталась на лошади никогда. Фотографирование в зоопарке в 4 года не считается. Так вот, было немного страшно и очень интересно. Мою лошадку звали Oldie. Окееей, Старушка! Я конечно же попыталась упасть с нее, как только она тронулась. Но какой же это восторг! ОНО живое! Фырчит, двигается, идет, по своему усмотрению жрет, останавливается, поддается управлению и командам. Востооорг! Ферма находится непосредственно на берегу фьорда, и тропинка, по которой возят туристов, идет частично вдоль берега, затем через луг и пушистые травы, потом по дороге, потом через каменистую пустошь, снова через луг и по берегу. Боже, какая это была красота -- смотреть на мое любимое море, да и вокруг очень красивые места, и все это еще и на лошади. Прекрасно, просто прекрасно!

После обеда предполагалось плыть смотреть на китов. Но увы, из-за сильного ветра в заливе туры отменили, и никакие киты нам не светили. А узнали мы это только на месте, и что обидно, успели к тому моменту съесть последние волшебные таблетки от укачивания. "Дяденька, вы не понимаете! Мы на таблетках, нам срочно нужны киты!"

Вместо китов поехали по западному побережью фьорда Eyjafjörður на север полуострова. Очень живописная дорога и берег. Проехали два (или три?) длинных туннеля, и добрались до косы между двумя скалами, в бухте Skagafjörður, усыпанной гладкими серыми булыжниками. Я очень люблю звук перекатывающихся в прибое камней. И вообще, там было как-то невыразимо прекрасно. Внезапное место силы, не иначе.

(с)Саша

Вечером, как будто специально на прощание, Akureyri порадовал красивым салютом, которым мы любовались прямо с террасы нашего домика.

День 10. Полуостров Vatsness. Путешествие неумолимо заканчивалось. Предстоял долгий переезд из Akureyri в Reykjavik, и мы решили "по пути" заехать на полуостров Vatsness, посмотреть на морских котиков.

Но сначала были лошадки - целый табун на склоне холма, а потом резвящийся молодняк на пастбище около реки. Если бы у нас был бинокль, можно было бы разглядеть их поближе (например так или даже так :))

Вроде бы это место называлось Hvitserkur - спустившись от дороги через пшеничные (?) поля можно было весьма издалека посмотреть на котиков.

Вон там что-то маааленькое серенькое

(и снова стенания по невзятому с собой биноклю! Вот, у Саши, котики поближе.

Честно говоря, подобраться к тюленям поближе нам так и не удалось. Но день был прекрасный - солнечный, ясный, а небо и море такими красивыми, сочными, яркими, и Vatsness мне в итоге очень понравился. К тому же, нужно что-то и на следующий раз оставить!

Вечером были в Рейкьявике, сделали полный круг, почти 3000 км. Мы снова ужинали в Sjávargrillið, и просто "бомбой" стал сорбет из укропа. Никогда бы не подумала, что можно сделать мороженное из укропа! Исландия, в общем, удивляла до последнего момента.

Ох, сколько всего мы увидели, и конечно же, много чего не успели. Чудесная страна, удивительный край, с удовольствием туда вернусь.

Tags: iceland, travel

• Alaska adventures, 24.07.14-04.08.14

[Через полгода таки решила разобрать и выложить фотографии из поездки на Аляску. Заодно вспомнить прекрасное и записать, пока еще не все забылось.…

• Лондон, LBX 2014, 28.05.14-03.06.14

Я не была в Лондоне с 2011 года, и кто знает, тот поймет, как я по нему скучала. И вот наконец я туда поехала. Каждая лондонская поездка была разной,…

• Berlin / Berlin Balboa Weekend 2014

Это пост о любви. Конечно, это эскапизм и все такое, но как же полезно было вырваться на три дня и не читать новости, не переживать ни о чем, кроме…