Твин (_twin_) wrote,
Твин
_twin_

Category:

Авиалесоохрана: кто они и зачем?

Как-то я уже рассказывала про очень нужную, важную и совершенно не на слуху и мало кому известную профессию пожарный-десантник. Не так давно ФБУ «Авиалесоохрана» пригласило группу блогеров в гости в свой центральный офис в Пушкино, чтобы познакомиться и рассказать о себе. Я искренне считаю, что пожарные, которые работают в Авиалесоохране настоящие герои и про них должны знать все, так же неплохо бы, вообще представлять как у нас в стране обстоят сейчас дела с тушением лесных и природных пожаров. Тому, что у нас считается журналистикой, да простят меня ее отдельные редкие прекрасные представители, я не верю ни на грош — слишком много я видела прямого вранья, передергивания, манипулирования, да и просто непрофессионализма, не желания минимально проверять факты, потому мне всегда нравится давать слово тем, кто проблему знает изнутри и занимается ей непосредственно. Пусть даже у разных ведомств, занимающихся пожарами на территории нашей страны, немного разный взгляд на проблему — надо услышать всех, а кто слышал вообще об Авиалесоохране? Очень немногие, а потому сегодня слово им!





Вот так выглядит вход в ЦО ФБУ «Авиалесоохрана»



А мы сначала повернем налево, в крошечном палисаднике стоит обелиск в память о погибших при выполнении задания пожарных-десантниках.



Увы, на таких обелисках оставляют место для новых строчек, а как бы хотелось бы, чтобы оно всегда оставалось пустым



Итак, что же это за ведомство, чем занимается? Основной рассказчик начальник отдела по связям с общественностью ФБУ «Авиалесоохрана» — Нарышкин Алексей Геннадьевич.



Начать можно с того, что Авиалесоохрана — это подведомственная организация Рослесхоза. Нет, это не часть МЧС, как почему-то некоторые думают и как предпочитает освещать наша, не особенно интересующаяся деталями, пресса. Авиалесоохрана изначально была придумана и создана именно теми, кто занимается охраной лесов. Основатель и вдохновитель создания Авиалесоохраны: Мокеев Георгий Александрович. Будучи ученым, изучающим леса, он в конце 20-х, начале 30-х годов близко столкнулся и с проблемой лесных пожаров и с неэффективностью тогдашних попыток тушения лесов с воздуха и предложил свой путь: авиапатрулирование и десантирование групп пожарных на очаги пожара.

Как считают в пресс-службе Авиалесоохраны, сегодняшняя путаница происходит из-за того, что как ни странно, но собственной авиатехники у Авиалесоохраны сейчас нет. Выглядит это оксюмороном — Авиалесоохрана, без авиации, но с 2007 года, это именно так. А на пожары тем не менее, вылетать нужно, и, на срочные задания (а других не бывает), фрахтуются либо самолёты военных, либо МЧС, никто другой не может обеспечить срочную доставку 60-80 человек и снаряжения из Москвы в Бурятию, например. Так и идёт это в новости: самолёт МЧС доставил столько-то пожарных к месту бедствия. То что пожарные из совсем другого ведомства, а МЧС в данном случае «туроператор», как то остаётся за кадром. Это, конечно, несправедливо, страна должна в равной мере гордиться всеми своими смелыми парнями, а пожарные Авиалесоохраны такие же герои, как и все, кто с риском для жизни борется с огнем.



В составе ФБУ «Авиалесоохрана» есть федеральная диспетчерская служба, парашютно-десантная служба, авиационно-учебный центр. Работают пожарные, в основном, после объявления ЧС в регионе. Так как охрана лесов с 2007 года передана с федерального на региональный уровень. Все эти слова для нас, тех кто не живет в этой системе абсолютно «ни о чем», а на самом деле, если покопаться, в них заложена мина под наши леса. Попробую перевести, как я это понимаю: если охрана лесов передана с федерального на региональный уровень, это означает, что ответственность за ликвидацию лесных пожаров и пожарную обстановку в регионе лежит на губернаторе (ну или за замах). Т.е. когда что-то начинает гореть в регионе, губернатор принимает решение что с этим делать и какими средствами. И только он может решить, что в регионе наступила ЧС. Дальше следует объявление ЧС и только в этот момент в лесу может начать работать Авилесоохрана, если губернатор запрашивает их помощь. Вроде бы на первый взгляд все логично, но ... как мы все понимаем, губернаторы у нас несколько эээ ... побаиваются объявлять ЧС и до последнего делают вид, что у них все хорошо и они со всем прекрасно справляются и только когда пахнет уже совсем жареным, причём в самом прямом смысле слова, объявляют ЧС. Как правило, это означает что горит уже так, что никакими человеческими средствами это потушить невозможно, все СМИ уже трубят о том, что регион горит, во всех лентах фотографии пожаров и космоснимки их же, все уже давно пропало и губернатору что так, что эдак, получать втык от начальства. Представляется очевидным, что лучше бы не доводить. Но увы, во многих регионах практика именно такова.

Правда, в последнее время, у регионов появилась возможность заключать соглашения на упреждение, тогда Авиалесоохрана может начинать работать до ЧС и это очень правильно. Так работает многострадальная Якутия, страшно горящая каждый год от палов травы. Отдельно: пал травы, это глупость и зло, никакого прироста он сельскому хозяйству не дает, а дает гибель множества животных, людей, деревень и огромных лесных территорий! В этом году так поступила не менее многострадальная Бурятия, которая не менее страшно горит из года в год, от той же самой немудреной причины.

На фото диспетчерская служба.



Это не ЦУКС, тут работают в основном с сигналами из других ведомств, а не от населения. Хотя, от населения звонки так же принимаются и проверяются и есть даже специальное приложение на телефончики, которое поможет гражданам передать информацию о пожаре в диспетчерский центр. Приложение прелестно тем, что во-первых не надо запоминать номер, что мне никогда не удается. Во-вторых не надо морочиться с получением и отправлением координаты. Отправляя сообщение о пожаре мы одновременно отправляем свою координату, можем описать ситуацию и прикрепить фото, сделанное через приложение.

И я немедленно попробовала отправить пожарным их собственные фото, ведь что не потрогано руками, того не существует. Подтверждаю - они его получили.



Диспетчерская служба производит сбор и анализ оперативной информации из регионов, работает на базе системы космомониторинга. Так же информация идёт от региональных диспетчерских служб. Служба работает круглосуточно.



Логично задать вопрос, а как вообще получается, что где-то что-то горит с такой страшной силой, что регион не справляется и надо вызывать федеральные резервы? Почему местные пожарные и лесники не придавили эту историю в зачатке? Тут кроме фактора природного, такого как сухие грозы и пока еще огромные лесные массивы и фактора человеческого, который непредсказуемо, соседям на радость, бессмысленно и упорото жжет траву, есть еще фактор законодательный. Из-за развала лесного кодекса в 2007 году, мы сейчас имеем ситуацию, когда ответственность за тушение части природных пожаров достаточно четко определена, а изрядная часть природных пожаров остаётся «безответственной» и горит пока не добирается до лесов (которые в ведении Рослесхоза) или жилых территорий (которые в ведении МЧС) :((.

В понятие природный пожар входит все, что не на территории жилых поселений (официально отмеченных как таковые по документам, а не по знаку на дороге) а, Рослесхоз отвечает только за земли лесного хозяйства — те что юридически относятся именно к такому классу земель. А если вы точно своими глазами видите, что вооон там горит лесок — то на самом деле по бумагам там может быть земля сельхозпользования, которой так пользуются, что на ней уже успел вырасти лес и увы, Рослесхоз не имеет права ею заниматься. И пока ведомства спорят и отказываются от непрофильного пожара, тот лесок может выгореть весь, поджечь деревню и нац.парк. Но никто не может взять непрофильный пожар, потому что тушение пожара — это огромный расход бюджетных средств, за который можно и в тюрьму загреметь. Кто тут первый в тюрьму за спасение леса? Да, никого. И кстати, наши с вами любимые осушенные торфяники, зачастую являются как раз такими несчастными землями, привет 2010 году. Как бы каждый нормальный человек понимает, что горит лес, надо что-о делать, а по бумагам тут «не лес» и заходить на него службам лесной охраны нельзя. И МЧС нельзя — они тоже не хотят в тюрьму. Шизофрения в государственном масштабе. И таких земель «иных категорий» в нашей стране 476 млн га.

Немного косо сфотографированный экран с принадлежностью лесных земель, гражданам на заметку



Кроме лесного фонда Авиалесоохрана может работать на землях особо охраняемого фонда, по приглашению руководства заказников и заповедников. А это, как правило, территории труднодоступные. К сожалению, в том же 2007 году, когда активно разрушали все, добрались и до авиабаз Авиалесоохраны и отобрали у службы все 134 воздушных судна, что стояли у них на балансе. Их передали регионам, где они в большинстве своём стояли на аэродромах пока не пришли в негодность. Вот это по-нашему! Сгноить 134 самолета, это мы можем! Иногда мне с этой страны плакать хочется :((

Большие силы и средства на дальние расстояния, как уже говорили, перебрасываются либо транспортниками МЧС либо Минобороны, а на местных маршрутах до пожара работает местная техника АН-2 или Cessna местных компаний, с которыми заключены соответствующие договоры. При таком подходе — экипаж местного самолёта или вертолета, не специалисты по пожарам. Специалисты — летнаб (летчик наблюдатель от Авиалесоохраны) и десантная группа. Мне странно и удивительно — что доставку группы до пожара производят экипажи не имеющие специальной подготовки именно с точки зрения опасности для воздушного судна — а опасностей там чем ближе, тем гуще. Но вот как-то так и летают.

Летнаб — это штурман, который должен иметь профессиональное лесное образование. Как правило летнабами становятся опытные пожарные. Летнаб не держит штурвал, его задача осмотр обстановки с воздуха, оценка, подбор площадки для десантирования. Он отвечает за жизнь и здоровье десантной группы.

Личный состав десантников Авиалесоохраны на сегодняшний день 700 человек. Кроме базы в центральном регионе, есть ещё центр в Якутии. Такое же подразделение планируется открыть в Хабаровске и на Северо-Западе страны. Есть так же Приморское отделение, Омское, Красноярское, отдельное подразделение 32 человека есть Иркутской области, есть подразделение на Амуре. Это все те регионы, где горит часто и страшно, а лететь туда не быстро. В целом же, Авиалесоохрана в состоянии в течение суток собрать группу десанта и вылететь в любую точку страны (было бы на чем).

Подготовка десантника, для отслужившего в армии молодого человека — 2 месяца. Парашютиста-десантника — 4 месяца. Первый десантируется с вертолета при помощи спускового устройства, второй может так же прыгать на лес с парашютом.

А вот это техника, которая прилагается к современному пожарному-десантнику. Этой штукой осуществляется отжиг



Есть у них ранцевые огнетушители — это такой рюкзачок, в который налито 18 литров воды и приделан гидропульт. Их используют для дотушивания уже пройденной огнем территории, проливания кромок. (Гидропульт это моя боль, мы с братом умудрились придумать, как еще его можно сломать так, как никто до нас не придумывал, но это совсем другая история).



Вот этот «пылесос» — это воздуходувка. Ею тушат травяные и тростниковые палы. Как правило, работают в комплекте с ранцевым огнетушителем



А это уже СПП — снаряжение парашютиста-пожарного



В которое влез кто-то не по-размеру мелкий и надо его оттуда вытряхивать. За фото меня в чудном оранжевом костюме, обшитом пенопопами спасибо Насте kryjevo



Рядом со мной Летчик-наблюдатель, мастер по парашютному спорту.
— А пенки вшиты намертво, а то наши некоторые ребята пытались их выковыривать из костюма. Чтобы обтекаемость была лучше, спортсмены же все!

Возвращать полномочия Авиалесоохране стали после 2010 года, когда Москву накрыло удушливым дымом, скакнула смертность у рисковых групп и даже самым альтернативно-одаренным стало понятно, что что-то не так и надо это что-то исправлять. Само ведомство считает, что разрушенная структура работала достаточно эффективно и лучший вариант — вернуть им статус федерального учреждения и полномочия работать не дожидаясь ЧС, когда уже может быть нечего и тушить.

Но есть и положительные моменты. В 2017 году Авиалесоохране вернули функцию вызова искусственных осадков, а также вернули разрешение на проведение взрывных работ.

Что касается искусственных осадков, то тут очень важна работа летнаба — надо рассчитать так, чтобы от этой операции был положительный эффект. Вряд ли это может потушить пожар, но задержать фронт и охладить кромку, может. По мнению ведомства за последний год, когда они снова начали вызывать осадки, в 72% случаев от этой операции был положительный эффект. Для тех кто интересуется, технология на настоящий момент считается безвредной для людей и природы.

Чтобы объяснить всю глубину необходимости взрывных работ придется немного отбежать к началу: как вообще тушится большой верховой лесной пожар, да пусть и низовой. Никак. Потушить такой пожар нельзя. На такой пожар нельзя выплеснуть ведерко воды и Бе-200 такому пожару тоже раз чихнуть, даже если предположить, что воду он слил туда, куда надо, а не туда, куда получилось. Такой пожар можно пытаться остановить, уморив голодом. Что такое остановить пожар? Это создать некоторое мертвое пространство на котором нечему гореть, а еще хорошо бы чтобы и подача кислорода была сокращена, для чего применяют встречный отжиг. Вот мы и подобрались к минерализованной полосе. Минполоса — это такая полоса на которой огню нечего есть, это может быть полностью выгоревший участок леса или земляная траншея в поле. Широкая дорога или река так же могут служить преградой для распространения огня (когда пожар небольшой и низовой) или стартовой линией для встречного отжига — в случае больших пожаров только так. Ну вот мы поняли, что нам нужна минполоса. Отлично, если у нас поле, мы бежим в деревню, берем трактор, будим тракториста и поехали опахивать. А если у нас нет поля, тракториста, деревни, есть только горящий лес и 10 человечков в желто-зеленой форме? Вертолет их высадил и улетел, тушите ребята. Много лет одним из основных методов создания в сложной лесной местности минполос были взрывные работы. Это быстро, эффективно и таким способом даже небольшой отряд имеет шансы встретить фронт пожара во всеоружии. А потом кто-то очень умный, решил, что не нужны тут взрывники, а вдруг они тротил курят? Или браконьерам продают по-дешевке? Нет, точно не нужны. Честно, я не представляю как они работали эти 20 лет. Нет, представляю, я читала книгу о том, как создавалась Авиалесоохрана и про то как работали лопатами и топорами, как выходили к ближайшим деревням, объясняли что требуется и ставили все население под лопату, потому что иначе погибнут все.

Вот примерно так и работали
(фото с сайта Авиалесоохраны)



А вот так может выглядеть верховой пожар. Специально подобрала то видео, где виден переброс горючих материалов на много метров — пятнами загорается трава перед фронтом пожара — это как раз то самое, почему для таких пожаров требуется отжиг. Такой пожар умеет прыгать на 200-300 метров вперед, он умеет выкидывать столбы дыма и раскаленного воздуха с искрами на сотни метров вверх. Никакое шоссе или небольшая река ему не помеха.

https://drive.google.com/file/d/0B2JbesKvCkcZRUZVMkx0cEh1ZGc/view

В общем я рада за Авиалесоохрану, что им вернули взрывотехнику, так их работа будет эффективнее и осмысленнее. В 2017 году пожарные-десантники проложили 170 км минерализованных полос взрывным методом.

Ну а еще в центре подготовки в Пушкино есть два вертолетных тренажера. Нам дали на них немного ... эээ ... ну я бы не сказала полетать, но попадать. Пару раз я лично разбила обо все подряд вот этот Робинсон



На фото Наташа занята тем же самым, битием вертолета. Очень не просто оказалось такой штукой управлять, меня даже как-то заело то, как совсем ничего не получалось



А это уже серьезная большая машина — Ми-8



Тренажер оборудован экраном, мотором, он трясется, ревет, наклоняется так, что начинаешь и правда верить, что ты летишь







В общем отличная получилась экскурсия, спасибо ФБУ «Авиалесоохрана» за приглашение. И пусть всегда будут пустыми те черные строчки на обелиске. А еще лучше, чтобы вообще ничего не горело, но так, увы, не бывает.
Tags: авиалесоохрана, экскурсия
Subscribe

  • очумелые ручонки

    Неведомая китайская курица (наверняка поддельная и ковидная, и ковид у нее тоже поддельный), поделилась с нами перьями. А чем занимаются изнеженные…

  • МУзей МУсора - внезапно доехали

    Очень давно и очень случайно услышала про Музей Мусора где-то за Троицком и загорелось мне туда съездить. Прошло всего лет пять и, таки, доехала.…

  • Серебряная ладья 2019

    Сколько фейерверков отвешивать в штуках? У меня их тут, похоже, перебор ... так бы и стояла на берегу реки и глазела ...…

promo _twin_ декабрь 16, 2017 10:35 3
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments