?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть у меня несколько любимых экскурсоводов по Москве, с которыми каждая прогулка — праздник. И Москва глазами инженера входит в их число. Когда я читаю витрину «инженеров», меня прямо расколбашивает, куда бы пойти, жаль последнее время очень туго со средствами и какой-то сплошной непопаданец с датами. Но в Хлебзаводе я отказать себе не смогла. Он был в ноябре, деньрожденный хлебзавод практически. Вот добралась до фото и букв.



Завод пущен в 1934 году под названием «Хлебозавод № 9 имени XVII партсъезда». Так как все процессы были автоматизированы, он считался 100% заводом-автоматом. Его даже называли первым в этом смысле, но с первенством есть сомнения — первый завод по такой технологии был Хлебозавод №5, но известно, что после пуска в конструкцию и инженерию вносились корректировки.



Первым бросается в глаза ленточное остекление. Окон как таковых нет — сплошная стеклянная стена по всему периметру. Это экономит строительные материалы и экономит электричество на освещение. Здание выполнено из железобетона, внутри стержень, как основная несущая конструкция, перегородок нет - это обеспечивает свободную планировку. Отопления как такового не было, хлебное производство даёт достаточно тепла.



Сейчас здание выкуплено той же командой, что делала «Флакон» и есть надежда, что само здание будет сохранено и в нем будет сделано некое интересное арт-пространство. Нижние этажи обещают переделать под магазинчики и услуги, а верхние отдать под жилье или офисы или что-то среднее. Как бы то ни было, оборудование давно вывезено, ремонт в ноябре еще не был начат и мы гуляем по бывшим заводским цехам, под ногами хрустит стекло и не полностью убранный мусор.

А вот видна радиальная структура несущих конструкций



Так почему он круглый? Кому и зачем пришло в голову строить круглый цех? Нет, мы конечно все знаем, что при равной площади — окружность самая выгодная фигура и что идеальная форма кота — шар, но вряд ли эти соображения могут сильно повлиять на строительство цехов, есть и другие полезные параметры :).



Далее некоторая часть текста по материалам http://www.archnadzor.ru/2008/01/18/plody-konversii/

Массовый отъем у крестьян зерна а начале 20-х годов, привел к острой необходимости обзавестись элеваторами и хлебозаводами.
До этого момента вся хлебопекарная область состояла из частных небольших лавок, плюс хлеб пекли дома. В середине 20-х годов стала очевидной необходимость строительства автоматических хлебозаводов.

Первая попытка была осуществлена в 1924 году, в Москве, путем переоборудования пекарни на Серпуховской площади, в результате чего эффективность ее возросла с 15 до 70 тонн хлеба в сутки. Это был первый хлебозавод в городе. Почти тут же построили второй, мощностью 140 тонн ежедневно. В 1928 году строятся Хлебозаводы номер 3 и 4, мощностью по 180 тонн в сутки. Заводы построены по стандартной для тех времен технологии, оборудованы завезенными хлебопекарными комплексами. Но эти 4 завода не покрывали потребности стремительно растущего города в хлебе. Индустриализация породила заводы, множество рабочих мест и потребность в хлебе. И к 1937 году было построено еще восемь хлебозаводов, два в Питере, остальные в Москве. Но, эти заводы отличались от предыдущих и как!

Эти заводы строились по оригинальной системе инженера Марсакова.
Учился Марсаков в Томском техническом университете. На курс старше учился Никитин — разработчик Останкинской башни. Университет давал очень хорошее образование. А наш герой по специальности — инженер холодильного оборудования.

Так как тема хлебозаводов настолько популярна, что ею озабочены все, то и Марсаков берется за нее, придумывает спиральный конвейер и получает на него патент. Пытается дать изобретению ход. Ему удалось убедить в своей правоте директора Московского городского треста хлебопечения Моспотребсоюза, а впоследствии наркома пищевой промышленности Зотова. Прекрасные времена — никому не известный молодой инженер с патентом получает для экспериментов старый заводик, мощность которого 15 тонн в сутки. За 6 месяцев он переоборудует и перестраивает производство так, что мощность становится 60 тонн в сутки. После этой демонстрации принимается решение все последующие Хлебозаводы строить по технологии Марсакова, что и было сделано.

Оригинальность его конструкции была в использовании системы кольцевых конвейеров, обеспечивавших непрерывное автоматизированное производства хлеба по вертикали сверху вниз.



Мука со склада, находившегося в подвальном этаже, транспортером подавалась на четвертый этаж, где находилось заквасочное отделение. Отсюда готовая опара поступала на третий этаж в тестомесильное отделение, состоявшее из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения. После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда — в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение. Хлеб выпекался в трех кольцевых печах. После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже.



Сейчас от всех этих конвейеров остались только выразительные дыры в полу, потолке и стенах







А вот тут в сети нашелся классный репортаж о том, как там было еще с оборудованием, истово завидую автору и благодарю за репортаж
http://lana-sator.livejournal.com/216114.html

Хлебозаводы Марсакова были рассчитаны на выработку 200-250 тонн в сутки подового хлеба. Все конвейеры, печи, машины и приспособления были сделаны по проекту самого Марсакова, но вот что касается зданий, то есть сомнения в авторстве. Но нет никаких сомнений в том, что в данном случае внешний облик здания выполнен исходя из требований внутреннего содержания, а не наоборот. Сам конвейер был спроектирован по кругу, вокруг центральной круглой же печи, здание максимально логично повторяет его форму и подстроено под технологические требования. И более того, эти заводы стали заложниками своей формы. Прекрасные представители конструктивизма, они работали по прямой специальности до полного износа оборудования, после чего вставал вопрос что с ними делать — кольцевые конвейеры больше никто не производил, а линейные с трудом упихивались в радиусы заводов, хотя в 1980 годах заводу эта операция удалась.

А картинки уже со следующего этажа







У нашего завода была и еще одна трудность — изначально он был ориентирован на выпуск социального хлеба, хлеба для больниц, тюрем, а это не привычная нам розничная развесовка. В 1980-е годы завод частично модернизирован и переориентирован на выпечку хлеба меньшего веса, ставшего к тому времени фактическим стандартом, в связи чем суточная мощность снизилась до 120 тонн. К началу 1990-х годов объём выпуска составил 80 тонн готовой продукции в сутки. В течение 1993—1995 годов на заводе проведена реконструкция по программе Правительства Москвы, вместо изношенного оборудования, предназначенного для кольцевой технологии выпечки, закуплены словенские линии Gostol-Gopan, оснащённые электронной контрольно-измерительной аппаратурой, вписанные в цилиндрический корпус (надо думать пришлось покорячиться). На время реконструкции выпуск продукции был приостановлен, а после ввода в эксплуатацию новых линий завод столкнулся с высоким уровнем конкуренции в условиях формировавшегося рынка, и, несмотря на высокие показатели мощности, со сбытом все было очень плохо, завод стал убыточным и в 2014 году фактически прекратил работу.

Это как бы промежуточный этаж, тут явно были какие-то административные помещения







Интересно, что на этой территории хлебозавод — первое каменное строение, до него тут были только бараки. Он как бы собирал на себя район, был доминантой. Кроме того, он должен был быть, по замыслу теоретиков конструктивизма, одним из образцовых пятых фасадов города. Была такая теория, что скоро все будут летать и мы потеряем облик города в текущем его проявлении, зато получим набор серых, скучных, одинаковых крыш. И надо уже сейчас, на будущее, строить дома с индивидуальными крышами и индивидуальными проектами с точки зрения вида с неба. Прекрасный пример этого захода — Театр Советской Армии. Говорят, летчики обеих армий оценили, пока ему на крыше не нарисовали огороды и асфальт. В принципе эта идея сейчас вполне работает, летать мы не начали, но гуглекартами пользуемся все и там можно любоваться пятым фасадом. Наш хлебозавод вид сверху весьма необычный и найти его на карте не составляет труда.





А мы сейчас прогуляемся на крышу, крыши — это отдельная любовь, на крышу я готова в любую погоду, в любое время суток — только зовите. Где-то во мне, видимо, помер, Карлсон. По дороге видим баки для воды.
Раз в неделю хлебозавод полностью останавливался на санитарный день и весь мылся.



Ну и крышевые виды на все вокруг



Видите славную штуку с круглыми окошками?



Это всего лишь подстанция Мосэнерго, а какая милая.











Говорят у них есть еще экскурсии с крышами, пожалуй, мне пора подобрать следующую :)

Posts from This Journal by “производство” Tag

promo _twin_ december 16, 10:35 3
Buy for 10 tokens

Profile

Варежка
_twin_
Твин

Метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel