Твин (_twin_) wrote,
Твин
_twin_

Categories:

МУХА или Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия им. А. Л. Штиглица

Куда нас только не заносило в этот насыщенный октябрьский день. Был, был у нас повод гулять по Питеру и мы гуляли :) После музея кофе наша компания плюхнулась в голубой телепорт на колесах и вскоре высадилась по адресу: Соляной переулок, 13. Соляной он потому, что там когда-то находились соляные склады. Вот на их месте, в 1876 году, по указу Александра II и на средства, выделенные банкиром, промышленником, предпринимателем и меценатом «лифляндского» происхождения Александром Людвиговичем Штиглицем, было построено Центральное училище технического рисования. Это век расцвета и бурного роста промышленности в России, остро не хватает промышленных дизайнеров и прикладников во всех сферах деятельности и вновь открытое училище приобретает бешеную популярность, особенно у выходцев из Латвии. Кстати, училище было открыто для «для лиц обоего пола». В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме четырех классов гимназии (или реального училища) и успешная сдача экзамена по рисунку.

На устройство училища барон выделил невероятную по тем временам сумму — миллион рублей. Более того, будучи человеком практичным и смотрящим на несколько ходов вперед, он положил на счет училища еще миллион рублей, на процент от которых платились стипендии и зарплаты, оплачивались стажировки одаренных студентов за границей.





Тяжелая дверь неохотно пропускает внутрь



Автором проекта стал первый директор училища архитектор М.Е. Месмахер. Почти все отделочные работы по внутреннему убранству были выполнены силами учеников и преподавателей училища. Интерьер каждого зала продумывался с учетом эпохи, к которой принадлежали экспонаты. Считалось, что обучаться прекрасному лучше всего в интерьерах, представляющих собой учебное пособие.



Большевики считали все красивое личным вызовом и как могли уничтожали, хорошо только одно, временами им не хватало времени, знаний и упорства уничтожать насовсем и кое-что после них оказалось восстановимо. Но, увы, не все. Вот эти залы, расписанные когда-то учениками училища были замалеваны белой штукатуркой. То, что мы видим сейчас — реконструкция современных нам учеников Академии и мне кажется, что это очень круто! Красота не умерла, она проступает сквозь унылую штукатурку, сначала в душах, а потом в краске, в лепнине, в потрясающих вещах, которые снова могут делать человеческие руки



А мы находимся в центральном выставочном зале. Уникальное помещение, выполненное итальянским двориком, было еще больше и просторней, когда на первом этаже были открыты галереи, но сейчас они заняты под хранилища. Купол этого зала виден с улицы. Говорят, что в советские времена были смельчаки, решавшиеся голышом загорать на куполе. И были такие, кого он не выдержал.



У нас собственно говоря тут экскурсия по музею Академии — каждый желающий может на такую сходить и это тоже очень здорово.
Огромную часть информации о музее я беру со страницы https://www.mishanita.ru/2014/01/18/21310/, за что большое спасибо ее автору или авторам — у них было явно больше времени на экспозицию и диктофон (нельзя сказать, что у меня его не было, у меня не было головы).
Музей был создан почти сразу после открытия училища. Когда-то музей состоял из трех десятков залов, оформление которых было подобрано в соответствии с тематикой экспозиции. Залы давали представление о наивысших достижениях художественной культуры Европы, России, а также стран Востока. Тут были представлены как уникальные подлинные произведения декоративно-прикладного искусства, так и точные копии старинных изделий.

Чудесная девушка Саша очень интересно рассказывает про историю сначала училища, потом академии. Про то, что в войну в музейный корпус попали два снаряда и одна авиабомба. Купол был разрушен, что первые послевоенные выпуски училища чуть ли не жили тут же, занимаясь без отопления. Собственно стране понадобились реставраторы, много реставраторов и училище открыли заново.



Первый, исходный купол был витражный. Вот такие витражи стояли по всему куполу.



То что мы видим сейчас — дипломная работа кого то из выпускников. Так как все материалы покупаются студентами за свой счет, то сделано столько витражей, сколько сделано. Ну и для лучшего освещения, конечно, сегодняшний купол предпочтительней, хотя лично мне и жаль витражного. И межкупольной оранжереи тоже жаль категорически (куполов на самом деле два).

Мы поднимаемся по мраморной лестнице



Хотя нет, погодите, я тут немного зависну, на одну грушу



Наверху сидит основатель училища, барон Штиглиц (его вернули на место только в 2011 году), под куполом медальоны с выдающимися русскими скульпторами, художниками, мозаистами ... это послевоенная реставрация, вернее переделка. Исходный фриз был разрушен взрывной волной. Впрочем именно так тут появилась Вера Мухина, имя которой очень долго носило училище, а потом академия и, хотя, в 2007 году ей вернули имя Штиглица, до сих для нас всех это «Муха» или «Мухинское училище» — настолько прочно оно вошло в лексикон, что даже я, человек максимально далекий от искусства, знаю ее именно в таком варианте.



С 2002 года по периметру Большого зала размещается подаренная Эрмитажем гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180-160 годы до н.э.), которую студенты, вероятно, тихо ненавидят, так как приходится ее рисовать вдоль и поперек, впрочем не знаю, может им весело



Если я верно помню ее приволокли из Берлина после войны. Немного поиграли, а потом добровольно отдали хозяевам (ну да, такую штуку тяжеловато спрятать в карман и сделать вид, что нас тут не стояло рядом).

Мне так было ужасно весело разглядывать обрывочные сюжеты, вот кого за голову укусили



А змеюку я с другой стороны зала еще приметила



Лампы в пролетах это относительный свежак, исходно зал освещался только куполом



Выходим из зала и почти сразу прекрасная винтовая лестница в таком темном углу, что как я ни подпрыгивала ... (да, я очень культурная, я не бью пыхой по животным и предметам искусства, только по людям, их не жалко)

Это Рафаэлевская галерея, называемая также Папской. Декор этой галереи навеян мотивами итальянского Ренессанса.



Мы идем не стандартным экскурсионным путем, у нас небольшая вип-группа, занятий нет и нам показывают несколько открытых мастерских и пространства академии по которым тут и там пристроены работы студентов и преподавателей. Внезапно вот так, например, может выглядеть лестничный пролет



А вот вид из окна на выставочный зал



Полутемная мастерская. Кадр называется «Почувствуй себя Масяней» (не знаю почему я так решила)



Очень прикольные кованые двери и подлое зеркало (я то надеялась что не отражаюсь ...)



Выставка нанолавочек



rajskij_sad была бы рада







Ах, какое дерево. И совершенно отвратное стекло в клеточку как в школьной столовой, беееее ... Переживаю



Люди в гостях у статУй



Мы вернулись на туристическую тропу и снова идем в музейные залы. Тут собраны предметы быта, мебели, прикладного искусства, как образцы мастерства, тут же работы студентов и преподавателей

На входе в Зал Медичи керамические балясины, изготовленные мастерами училища



А название свое зал получил за роспись потолка, но я его почему-то не сфотографировала. Вообще тут разбегаются глаза и мозг. Смотреть хочется на все сразу, кое-что даже неимоверно хочется трогать.

Все коридоры, потолки, стены, простенки, окна употреблены под художественные работы и многое сделано тут, в училище. Часть стен сохранила белую побелку, часть восстановлена руками современных студентов



Тут стоит резная мебель из собрания училища. Вот, например, богатый буфет



Стол с инкрустацией слоновой костью XVII века



Соседний зал — зал изразцовых печей



Я с таким уже сталкивалась в Суздали — эти печи как книжки с картинками, можно читать и рассматривать бесконечно. Это своего рода русская манга, зачастую с забавными надписями

«Око мое знть на сонца» ... вроде так? Про зайца загадочно :))



А на этой печи нет надписей, кроме одной — тут расписался автор, что огромная редкость, в те времена керамика была анонимной, да и монаху вообще не пристало о себе писать ... но видимо он был больше художник, чем монах :))



Я конечно же показываю совсем не все, кто хочет все — сходите сами :)

А мы переходим к коллекции мебелей в Византийской комнате



Этот предмет подарил мне лингвистическое открытие. Дело в том, что по-японски шкаф для бумаг кябинетто キャビネット и меня это страшно веселило. Так оказывается, японцы заимствовали точно, это в русском заимствовании получилось смещение смысла, причем позднее, изначально кабинет — шкаф для бумаг.

Собственно увидев вот этот аншлаг я начала радостно орать и прыгать, чем несколько смутила экскурсовода, пришлось объяснять мою маленькую лингвистическую радость. На радостях еще и снять нормально не смогла



А шкаф невероятно роскошный и с потайными карманцами ящиками






А мы дрейфуем в нечто, что напоминает мне русскую расписную шкатулку, только очень большую



Русский зал «Теремок» — отдел древнерусского искусства.
Месмахер стремился создать впечатление тесноватых, уютных русских жилых интерьеров, поэтому перекрыл зал низким сомкнутым сводом с распалубками, а пол Теремка приподнял, так что попасть туда можно только по коротким лесенкам. (а внизу типа гараж для карет или саней)







Есть тут недалеко и выставка фарфора, но у меня с нее только одна картинка — очень сюжет понравился :))



Заканчиваем осмотр вот таким семейным предметом меблировки с отделением под ночную вазу — резьба внизу, это дверки



Некоторые галереи и стены еще не расчищены от побелки или расчищены, но не отреставрированы

Tags: Питер, экскурсия
Subscribe

Posts from This Journal “Питер” Tag

  • Run Питер, run 2019

    И снова, привет Питер! Мы опять собрались поиграть в тебя :) Очередная большая игра Бегущего города в категории Лев-Лайт проходила в атмосфере…

  • ЛАЭС часть два. Про ВВЭР и фонтаны

    На ЛАЭС-1 нам показали самое интересное что у них есть — крышку реактора (и дали потоптаться), а на ЛАЭС-2 — самое красивое — фонтанчики.…

  • ЛАЭС: ядерная энергетика и исполненная мечта

    Когда-то очень давно, когда на лекциях зимой писали в перчатках, а на переменках грелись коньяком из фляжки, потому что завод «Квант», за неуплату,…

promo _twin_ december 16, 2017 10:35 3
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments