Твин (_twin_) wrote,
Твин
_twin_

Category:

Изделие «100» — еще одно нелюбимое дитя СССР

Продолжаем прогулку по авиамузею в Монино. Конечно, меня не хватит на то, чтобы писать заметки по каждому летательному аппарату, что стоят на поле и в ангарах, но есть некоторые, кого я не в силах обойти. Столько сил, денег, мозгов вложено в их разработку, столько судеб ... и ничего. Изделие не пошло в серию. Так было с МИ-12, та же история приключилась с сегодняшним героем: ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец Т-4. Вообще, мы как-то знаем КБ Сухого по истребителям, собственно их и пригласили-то (по слухам) для видимости конкурса, так как было очевидно, что выиграет Туполев. Но тем не менее именно они в 1961 году своим проектом выиграли конкурс у Туполева и Яковлева и получили заказ на разработку самолета предназначенного для «разведки, поиска и уничтожения малоразмерных, подвижных и неподвижных морских и сухопутных целей».





По материалам сайтов:
http://www.airwar.ru/enc/bomber/t4.html
https://www.popmech.ru/weapon/7614-ubiytsa-avianostsev-tragicheskaya-istoriya-sotki-t-4/
http://sukhoi.org/planes/museum/t4/



Охотник на авианосцев должен был иметь взлетную массу около 100 т (Туполевский и Яковлевский проекты намного вышли из массы), крейсерскую скорость полета 3000 км/ч (и тут только Сухой смог предложить решение) и потолок в 24 км. При подлете к цели самолета на такой скорости и высоте радиолокационные станции американцев не успевали навести на него зенитную ракету.

Новый самолет должен был иметь дальность полета 6000−8000 км и нести не менее двух крылатых ракет с радиусом действия 400−600 км — это позволяло бы ему не входить в зону досягаемости средств ПВО.



При разработке самолета практически все основные узлы, системы и агрегаты, материалы и покрытия разработаны на уровне изобретений; всего конструкторами ОКБ было внедрено 208 изобретений, а с учетом изобретений, заложенных при разработке комплектующих агрегатов и изделий – около 600. И это делало рисковость самолета огромной.

В конце 1963 г. ударно-разведывательный самолет Т-4 отдельным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был принят к разработке.



КБ Сухого перебрало, обсчитало и продуло в аэротрубе невиданное количество компоновок фюзеляжа (50 альтернативных вариантов аэродинамической компоновки), двигателей, воздухозаборников, вплоть до сюрреалистической версии переворачивающегося на спину самолета. В ходе работы над самолетом пришлось изобрести новые композитные материалы, способы сварки. Расчеты показали, что надо убирать фонарь — в результате самолет получил свой фирменный нос, который опускался на взлет и посадку, чтобы пилоты могли видеть полосу, а в небе поет должен был идти только по приборам. Впрочем сесть по приборам он тоже мог, на случай, если нос откажется опускаться.

В 1966 г. было закончено предварительное проектирование и начат выпуск рабочих чертежей. Полный их комплект на первый опытный самолет и самолет для статических испытаний был выпущен в 1968 г. В 1969 г. была закончена сборка головной и боковой частей фюзеляжа с центропланом, а в 1970 г. сборка агрегатов самолета была закончена полностью.



20 апреля 1972 г. самолет был принят экипажем на летные испытания. Первый полет экспериментального самолета «101» состоялся 22 августа 1972 г. Его пилотировали заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза В. Ильюшин и заслуженный штурман Н. Алферов. Полет проходил при взлетном весе самолета 77300 кг. Шасси в воздухе не убиралось.

По плану летных испытаний первого этапа намечалось 10 полетов самолета «101», из них практически проведено девять. Первые 5 полетов выполнялись с неубранным шасси. В пятом полете взлетный вес составлял уже 101700 кг. Летные испытания прошли успешно, самолет совпал по характеристикам с расчетными данными. Агрегаты планера, изготовленные из титановых сплавов и стали в 1968 г., в течение пяти лет эксплуатации не имели нарушений прочности и герметичности ни по одной из сварных точек.



А дальше ... дальше интриги, перешептывания, знакомства. Сухому сначала вроде бы дают единственный завод в стране, где можно строить машину серийно, но потом отбирают под предлогом подготовки его под другую серию другого КБ (угадайте какого). ТМЗ тоже пообещали и не дали, а потом и вовсе закрыли проект, как не соответствующий военной доктрине и стратегии. Единственный собранный до конца и прошедший 9 испытательных полетов образец мы видим теперь в Монино. И утешает только то, что все изобретенное и наработанное для этого самолета пошло в серию на других машинах и используется чуть ли не до наших дней. Хотя не уверена, что это утешало главного конструктора — Наума Семеновича Чернякова).

Размах крыльев 22.0 м
Длина 44.0 м
Высота 11.2 м
Площадь крыла 295.7 м2
Масса
пустого самолета 55 600 кг
нормальная взлетная 114 000 кг
максимальная взлетная 135 000 кг
Максимальная скорость 3200 км/ч
Крейсерская скорость 3000 км/ч
Дальность полета 7000 км
Разбег 950-1050 м
Практический потолок 18 000 м
Экипаж 2 чел
Вооружение 2 стратегические ракеты воздух-поверхность
Tags: самолеты
Subscribe

Posts from This Journal “самолеты” Tag

promo _twin_ december 16, 2017 10:35 3
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments