?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Со страшной силой я люблю и уважаю всех, кто умеет делать красоту своими руками, сама то я ими только ломать умею. И потому не пропускаю ни одной возможности хотя бы посмотреть, а лучше и потрогать технологии изготовления чего-нибудь эдакого. И чем они экзотичней, сложней и древней — тем лучше. В этом плане офортная мастерская — просто идеальное место. Ведь офортный станок не изменился за несколько веков и можно смело представлять, что когда-то вот так же Франсиско Гойя полировал и травил медные пластины, а потом прокручивал колесо пресса, чтобы получить отпечаток на мокрой, пористой бумаге



Я постараюсь рассказать по-порядку, как запомнила и увидела

Из Википедии:
Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.





Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501—1507 годам.
Технологии офорта с тех пор почти не поменялись. Сначала делается картина-эскиз. Тут нет строгих требований, каждый художник делает эскиз в той манере, в которой ему удобно работать. Например, вот тут рядом лежат эскиз, прорисованный кистью и офорт по нему



Далее нам понадобится медная пластинка (возможны и другие варианты, но в мастерской где мы были работают в основном с медью и исторически начиналось все тоже с меди). Пластина полируется. Либо вручную, либо на заводе, либо шлиф-машиной, кто как может. Если нужен чистый белый фон и очень тонкая проработка деталей — то шлифовать надо до состояния зеркала. Но у нас более простой вариант



Пластину подогревают и покрывают слоем специального кислотоупорного лака, а потом чуть подкапчивают.

Анна, мастер офорта, рассказывает нам про офорт и помахивает тампоном для нанесения смолы



Потом берутся офортные иглы — они могут быть разной толщины и формы острия, а могут быть даже чем-то типа грабель, для проведения параллельных штрихов



Этими иглами надо процарапать весь рисунок. Каждую черточку, каждый штришок. Как говорит Анна, приходить в офорт можно только если есть хороший навык рисунка. Учиться рисовать на медной пластине невозможно — это надо уже уметь



Срисовывают при помощи зеркала, так как при печати будет еще одно отражение





Потом доску отправляют в кислоту, ту самую, азотную. Там где лак снят, кислота проест в металле борозды — это и будут углубления под краску. Такой тип печати называется «глубокая» печать. Травление можно проводить на одной доске несколько раз, тогда разные штрихи будут разной глубины.



А можно для одного офорта сделать несколько досок и печатать их разными цветами, как сделали вот для этой картины





По окончании травления, доска промывается водой, а лак счищается при помощи скипидара или спирта.
Процесс этот весьма длинный, местами не очень полезный для здоровья и требующий вытяжки. И до этого момента мы больше слушали и смотрели на готовые образцы.

А вот дальше ... дальше кульминация процесса. Сейчас мы выберем несколько досок, которые нам готова предоставить студия и будем их печатать.

Выбрали?



Подготовили к работе



Надели перчатки



Достали краску, которой будем печатать — краски специальные, офортные. И ... говорят подойдет карточка любого банка, не только зеленого



Втираем тщательно





Убираем излишки краски



Вот эта пластина готова к печати. В раковине ее ждет лист бумаги. Бумага тоже специальная, офортная. Ее надо вымочить



Накрываем бумагой, холстом



И к станку! Крутить равномерно и не спеша



Готов олень



Если нужно сделать еще оленя - то снова надо втирать в него краску, очищать и прокатывать на станке



Линии получаются тончайшие, детализация потрясающая



Среди нас нашелся один человек, умеющий рисовать — ей удалось нацарапать рыбку



Ну а мастера, могут, например, вот так



Смотрите какая забавная деталь



Есть несколько разновидностей офорта, например, мягкий лак (или срывной лак), прием, изобретенный, возможно, в XVII в. и технически достаточно простой. К обычному офортному грунту добавляют сало, из-за чего он становится мягким и легко отделяется. Доска покрывается крупнозернистой бумагой, на которой рисуют твердым тупым карандашом, пользуясь разными нажимами. Проведенные линии продавливают бумагу и прилипают к лаку. Когда же бумага снимается, с нею удаляются и частички лака. После травления получается сочный зернистый штрих, напоминающий карандашный рисунок.

Более сложной технологией и очень эффектной в сочетании с другими техниками является акватинта, которой добивались эффекта мягких полутонов, сходного с акварельным рисунком. Для акватинты на доске сначала слегка травится контурный рисунок, перенесенный с кальки накалываниями, потом на новом грунте те места, которые в отпечатке должны быть темными, отмываются раствором и покрываются асфальтовым или канифольным порошком. Порошок при подогреве доски плавится, и поверхность становится шероховатой, зернистой. Светлые места закрываются от кислоты лаком. Акватинтой часто пользовались в сочетании с офортом или с резцовой гравюрой, а иногда в соединении с цветным печатанием — так делал Франсиско Гойя.

Ну а я себе накатала северную картинку неизвестного автора. Когда смотрю на нее думаю, что очень хочется доехать в этом году до Ладоги



И спасибо mosblog за приглашение, когда бы я еще посмотрела на настоящую офортную мастерскую!

Posts from This Journal by “экскурсия” Tag

  • ЛАЭС: ядерная энергетика и исполненная мечта

    Когда-то очень давно, когда на лекциях зимой писали в перчатках, а на переменках грелись коньяком из фляжки, потому что завод «Квант», за неуплату,…

  • Салют 9 мая с борта теплохода

    Были в моей жизни теплоходы, были 9 мая и салюты тоже были, но в этом году удалось совместить время, место и событие и это было чудесно. Салюты и…

  • Local Ceramics Fest

    17 марта, на Флаконе, проходила небольшая выставка авторской керамики Local Ceramics Fest. Но через пару дней заболела КошкаВарежка и некоторое время…

promo _twin_ december 16, 2017 10:35 3
Buy for 10 tokens

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
orion4
Apr. 26th, 2017 06:01 pm (UTC)
Ничего себе сколько сложностей!
_twin_
Apr. 26th, 2017 06:05 pm (UTC)
Да, я тоже не ожидала, но по факту один оттиск может стать результатом недельной, а то и месячной работы
orion4
Apr. 26th, 2017 06:13 pm (UTC)
Зато получается красиво:)
_twin_
Apr. 26th, 2017 06:19 pm (UTC)
и даже очень!
made_with_love
Apr. 27th, 2017 01:18 pm (UTC)
Эх, а стоят эти офортные станки как то самое крыло от самолета:( Еще и не достать

Edited at 2017-04-27 01:19 pm (UTC)
_twin_
Apr. 27th, 2017 01:27 pm (UTC)
Еще бы .... хотя мне кажется это такая простая вещь, что сходить на любой завод из НИИ и договориться? Но там же весь процесс не дешев. Медь, полировка, смолы, иглы, прокоптить еще где-то надо, потом травление - нужна вытяжка, бумага и краска тоже специальные. В общем да, такая мастерская вылетит в копеечку ... и почему я не сомневалась, что ты ему сразу место в уголку у себя присмотришь :)))
made_with_love
Apr. 27th, 2017 01:43 pm (UTC)
Я ему пару лет назад место у себя в уголку присмотрела:) И на нем даже не обязательно гравюрой по металлу заниматься (ибо кислота, краски, лаки, а у нас дети и беременные), можно линогравюру печатать (хотя, может, меня за это тру-печатники банановыми шкурками закидают). Но - крыло:(
_twin_
Apr. 27th, 2017 01:44 pm (UTC)
не закидают - они ее на нем печатают :) они через него все гонят, что вообще можно и совершенно не переживают по этому поводу - чего добро простаивает
made_with_love
Apr. 27th, 2017 01:53 pm (UTC)
Эх, хорошо людям)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

Варежка
_twin_
Твин

Метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel