Твин (_twin_) wrote,
Твин
_twin_

Categories:

Дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле

В самом центре города Гомеля есть, как пишут в путеводителях, Дворцово-Парковый ансамбль. Все верно пишут, и мы в этом убедились во время поездки в Белоруссию. К сожалению, нам не хватило времени чтобы обойти весь парк и посмотреть на город со смотровой башни, но усадьбу, вернее дворец приемов князей Румянцевых и Паскевичей и чуточку парка я покажу.

Началась история именно этого здания с того, что Екатерина II подарила Гомельскую вотчину генералу-фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому за выдающиеся победы в войне с Турцией. На берегу Сожа к тому времени уже стоял деревянный замок Михаила Чарторыйского, вот его то и снес, для постройки нового, Румянцев. В 1777 году началась постройка зданий, которые частично сохранились до нашего времени.



Сейчас Дворец очень хорошо отреставрирован, по-прежнему принимает официальные делегации, но и простым туристам тоже рад.



Во времена старшего Румянцева дворец выглядел не так как сейчас — центральное здание стояло отдельно, — флигеля отдельно. Не было жилой башни с часами. Его сын — Николай Румянцев, государственный деятель и меценат, с 1800 по 1826 год перестраивал дворец. В ходе перепланировки и реконструкции два служебных флигеля соединили с главным зданием галереями. В 1826 году Николай Румянцев умер и дворец перешёл его брату — Сергею Петровичу Румянцеву, который в 1828 году отдал замок в залог, а в 1834 продал его в казну.

Увы, у меня совсем не было времени побегать по парку и найти хороший ракурс, где были бы видны другие части дворца. Но общий смысл понятен — очень пафосно, парадно и классично, — для приемов самых знатных особ.



В 1834 году дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем Паскевичем. Он в 1837—1851 годах реконструирует дворец и разбивает парк. Перестройку дворца начали с флигелей. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, с фасада убраны портики ионического ордера. Южный флигель дворца был разобран до основания — на его месте возвели четырёхэтажную башню. Башня создавалась как личная резиденция Паскевичей.

Вот так он выглядел



А вот прекрасное фото с pastvu.com тут и башня с часами видна (оригинальный размер)



Дворец сильно пострадал в 1920-е годы и потом во время Великой Отечественной войны.

В 20-х годах он выглядел вот так — это вид со стороны реки Сож



Мы приехали на экскурсию в составе большой группы прессы, сопровождающей госсекретаря Союзного государства — Григория Алексеевича Рапоты и изобразили (всей толпой) почетных гостей



Но официальные съемки не мое кредо, тем более меня уже бежали встречать и я отвлеклась и далеко отстала от общей группы, ползая по газону и чертыхаясь, что не могу вот прямо сейчас поменять объектив



Ну а теперь вперед и внутрь!

Передняя часть дворца всегда использовалась как парадная, сейчас ее великолепно отремонтировали и она работает как по назначению, так и как часть музейной экспозиции. Центр здания — колонный зал с куполом. Это самое большое по размерам помещение центральной части дворца. Зал двухэтажный. Колонны из страшно модного и дорогого в те времена материала — бетона.



По обе стороны колонного зала находятся галереи — те самые, что ведут во флигеля. К ним ведут большие комнаты, называемые гостиными. Эти комнаты, в разговоре между собой Паскевичи различали по цвету — «красная» и «белая».



Слева от колонного зала в стороне от галерей — Золотая столовая. Сейчас она работает на прием делегаций и увешана портретами знаменитых жителей Гомеля, а раньше тут висела золотая посуда по стенам



Белая гостиная открывала путь во владения князя Паскевича — павильон и башню. Красная гостиная вела к домовой церкви.

Белая гостиная — третье по величине помещение главного корпуса дворца площадью около 120 метров. Посредине гостиной на пьедестале была установлена больших размеров керамическая ваза, изделие Императорского фарфорового завода, подаренная императором Николаем I в 1841 году князю Паскевичу в память о посещении гомельского дворца. По углам гостиной были расставлены гигантских размеров канделябры из цветного стекла, также подарки императора. К сожалению, предметов внутреннего убранства не сохранилось, поэтому было принято решение устроить здесь камерный зал.





Из нее галерея с макетами не сохранившихся церквей ведет в домовую церковь



В церкви выставлены предметы религиозного назначения, в том числе и коллекция икон Паскевичей. У меня есть две иконы, поразившие меня тем, как они сделаны. Присмотритесь, специально брала крупно, чтобы было видно, потому что с четырех-пяти шагов они казались нарисованными





Красная гостиная при владельцах имения была менее официальной. В середине XIX века она была портретной. Потребности устроить своеобразный музыкальный салон привели к тому, что в 1870-х годах там уже наряду с двадцатью портретами, «писаными масляной краской», находился орган (к нему три шкафа и 24 вала) и рояль. Затем Красная гостиная стала одной из любимых комнат княгини Ирины Паскевич, последней хозяйки гомельского дворца. Сейчас тут тоже портреты из них только две копии и предметы интерьера того времени



Мне столик понравился



10 копеек — «берешь в руки, маешь вещь»



Ну и разные другие приметы времени








Дворец Паскевичей есть на купюре в 20 000 белорусских рублей, скоро она будет просто 20 рублей



Кроме того на белорусских купюрах есть ваза





Вот эта самая, ее было видно из окна галереи, где нам показывали купюру, но без оконного стекла она как-то лучше выглядит



Вторая галерея ведет нас в личные апартаменты семьи. Сейчас в галерее расположилась небольшая выставка современных художников, каюсь не записала имена



Галерея ведет в зал с верхним куполом и богатой отделкой





Столик с изображением французского короля Людовика XVI и придворных дам.
Вторая половина XVIII века Франция



По дороге в этот зал мы проходили еще несколько комнат с экспозицией, вот например, этот грустный человек с дыркой, вместо организма — Франсиско де Миранда (1759-1816). Первый латиноамериканец, побывавший в России, куда он отправился в XVIII веке, ищя содействия в осуществлении планов освобождения Южной Америки — мечты, которую поддержал фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский.
Получено в дар от посольства Боливарской республики Венесуэла
г. Гомель, октябрь 2009 года



В 1814 году по заказу Николая Петровича известным итальянским скульптором Антонио Кановой из мрамора была высечена статуя Мира с масленичной веткой и жезлом в руках, попирающая ногами зло, в образе змеи. Она стала олицетворением мирных деяний трех Румянцевых, заключивших мирные договоры — Абоский, Кючук-Кайнарджийский и Фридрихсгамский. Ученик Антонио Кановы, скульптор В.И. Демут-Малиновский выполнил бронзовую копию, которая была установлена на могиле Николая Петровича Румянцева в Петропавловском соборе. На памятнике золотыми буквами было начертано: «Воздал Божие Богови, Кесарево Кесареви, Отечеству любовию и жертвами».

Руку статуя потеряла во время последней войны.



Я нежно люблю все перламутровое (наверное в роду были сороки), а потом два столика

шахматный



И просто



В экспозиции есть небольшая коллекция оружия Паскевичей, она находится на самых малоосвещенных витринах, поэтому в загадочностью все получилось, а вот с фото — не очень.



В общем и целом, будете в Гомеле, обязательно сходите и неторопливо сами посмотрите, да и по парку погулять стоит, чем мы сейчас немного займемся.

Достопримечательность парка — Часовня-Усыпальница семьи Паскевичей. Она была открыта при нас после реконструкции



Идея создания родовой часовни-усыпальницы в Гомеле принадлежала сыну известного российского военачальника генерал-фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича Федору Ивановичу Паскевичу, владевшему Гомельским имением с 1856 по 1903 г.



Возведение фамильного склепа началось в 1865 г. с длительного процесса по решению вопросов «о разрешении построить фамильную часовню на городской земле» и о разрешении эксгумации и перевозки в Гомель останков его родителей из польского имения в селе Ивановском Люблинского воеводства, а также бабушки и дедушки из имения Щеглицы на Могилевщине.

Строительство началось в 1870 г. и продолжалось 19 лет.

Зарисовки немецкого архитектора Jochen Schittkowski. Вполне себе такой московский теремок (чего и добивался заказчик)





Внутри усыпальница выложена глазурированными остатками строительных материалов





Внизу на берегу реки основатель Гомеля с рысью



В парке уже все цвело



Ну а нам, увы нужно было ехать ... если попаду когда-нибудь еще в Гомель, обязательно похожу по парку без суеты и зайду на смотровую башню, покоя она не не дает!



Часть материалов взята с сайта: http://www.palacegomel.by/index.php?do=static&page=palace
За возможность посетить Белоруссию и зону отчуждения благодарю организаторов пресс-тура:
Постоянный Комитет Союзного государства,
Национальный пресс-центр Республики Беларусь,
Посольство Республики Беларусь в РФ,
Евразийский коммуникационный центр

Tags: 30 лет ЧАЭС, Белоруссия, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “30 лет ЧАЭС” Tag

promo _twin_ декабрь 16, 2017 10:35 3
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments