?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За последний год с хвостиком, благодаря сообществу mosblog мне удалось побывать в нескольких, совершенно заповедных местах. И один из таких жанров: закрытые ведомственные музеи. В некоторые из них вообще нельзя попасть с улицы, в некоторые можно, но не просто. Почти всегда такой музей делается руками энтузиастов, обожающих свое детище и от этого они - музеи, только выигрывают.

В этот раз нас побаловала компания Мостурфлот, угостив не только зимующими теплоходами, но и небольшим ведомственным музеем, где собраны материалы о канале им. Москвы.

Музей находится в подмосковном поселке городского типа Деденево. По системе мышления автомобилиста, это не доезжая 12 км до города Дмитрова (по Дмитровке, конечно же). По меркам электричек - станция Турист. Но у Канала своя система мер, тут это место определяется как Шлюз №4. Канал измеряет географию своими техническими сооружениями и все, кто связан с каналом, отлично ориентируются в этой системе координат.

Рассказ о музее - это на самом деле рассказ о Канале, а он, как любая стройка века, бесконечен в своих историях: победах, достижениях, слезах и могилах. Расскажу то, что застряло в моей памяти и на фотографиях.





На входе в музей гостей приветствует «зеленый человечек»



Поднимаемся на второй этаж ведомственного здания, который отдан под музей



Соединить реки Москву и Волгу хотел еще Пётр I. Цели у него были коммерческо-транспортные. И в 1722 году инженеру Георгу Вильгельму де Генину было поручено разработать проект канала. У Генина получилась трасса канала длиной 228 вёрст.



Проложена трасса была следующим образом: от Москвы-реки до реки Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше должен быть прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Подъём воды на пути от Волги до Москвы планировалось осуществить с помощью 127 шлюзов. Такое количество шлюзов по современным меркам совершенно запредельно. А в 1722 году проект отложили из-за сложности и дороговизны.

Вот такие тогда были шлюзы



Через 100 лет об этом проекте вспомнили, стряхнули с него пыль и начали копать, немного изменив трассу. Работы начались в 1825 году. По легенде при заложении канала, была закопана серебряная плита, которую ищут и поныне. Прокладывали канал солдаты и взятые в «аренду» у помещиков крепостные. Было выкопано 9 км русла, которое соединяло Истру и Сестру. Спрямили несколько петель рек, построили деревянные и каменные шлюзы. В самой высокой точке трассы построили плотину на реке Сестре, чтобы канал мог работать самотеком. На плотине было образовано подпитывающее водохранилище, которое до нас дошло под названием Сенежское озеро.

Чтобы добраться от устья Дубны до Москвы, нужно было сначала подняться по 19 шлюзам к Сенежу, а потом спуститься, при помощи 17 шлюзов, к Истре и из нее плыть к Москве-реке.

Канал был готов к 1844 году. И имя ему дали Екатерининский, в честь великомученицы Екатерины и в память о тяжелом труде на его строительстве. В первую очередь канал собирались использовать для доставки камня, добытого в финских каменоломнях, на площадку строительства храма Христа Спасителя в Москве.

Просуществовал канал не долго. Появившись в 1851 году, Петербурго-Московская железная дорога, очень быстро стала более экономичным, быстрым и эффективным северным грузовым путем. В 1860 году водную трассу закрыли. Строительные материалы крестьяне потихоньку растащили по дворам и хозяйствам, крусла заплыли землей и травой. Сейчас об их существовании иногда невозможно даже и догадаться.

Если все описанные стройки преследовали чисто экономический характер, то к началу 30-х годов XX века необходимость строительства канала обосновывалась водоснабжением и санитарными требованиями. А проще говоря москвичи выпили свою Москву-реку. Река обмелела, в районе Кремля ее можно было летом перейти в брод. В нее сливались нечистоты и отходы производств. Городу грозила настоящая катастрофа.

В советское время были выдвинуты различные варианты спасения города. В 1929 году Мосводопровод и немецкая фирма «Сименс-Бау-Юнион» разработали проект дополнительного питания Москвы-реки водой из Оки по стальному водопроводу длиной свыше 100 км. Стоимость этого сооружения тогда оценивалась приблизительно в 100 млн рублей золотом. Но ни немецкая фирма, ни промышленность СССР в то время были не в состоянии поставить нужное количество труб. И этот вариант отпал. Потом был выдвинут так называемый запрудный или водохранидищный вариант. Путем создания запруд на реках Истре, Рузе и Москве. Но этот вариант мог только прикрыть существующие бреши, но не давал ничего на будущее.

Впервые вопрос о строительстве канала Москва-Волга был поставлен на июньском пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году, когда обсуждался вопрос о реконструкции Москвы и городов СССР. Наркомводу и Госплану, а также другим организациям было поручено приступить к составлению проекта канала, чтобы уже в 1932 году начать строительство. По неподтвержденным данным было разработано несколько десятков вариантов проекта канала, отличавшихся друг от друга нюансами. Из этих проектов три были рассмотрены Советом Народных Комиссаров СССР. Это проекты: Старицкий (самотечный), Шошинский (машинный) и его развитие — Дмитровский (машинный). 1 июня 1932 года был утвержден Дмитровский проект.



Предложивший один из его вариантов инженер Комаровский стал начальником гидротехнического сектора проектного управления канала, а затем и начальником управления и главным инженером канала.



Энтузиазм был огромный, но стройка почти не двигалась. Почти не было техники, использовался ручной труд. В 1932 году принято решение передать строительство канала печально знаменитому Дмитровлагу. Основная рабочая сила - заключенные, основной инструментарий по-прежнему: лопаты, тачки. Как водится за великими стройками СССР - берега канала усеяны костями и построены на могилах, да собственно хоронили только поначалу, потом бросали в общие ямы.



Очень большая часть экспозиции музея состоит из документов и фотографий, относящихся к периоду великой стройки.



Агитационные плакаты. Говорят больше всего желающих было выучиться на шофера (и попытаться бежать).

Вся «агитка» создавалась в художественной мастерской при канале.
Совершенно удивительный рисунок - нельзя с уверенностью сказать существо какого пола рисовал художник



Очень популярный лозунг, встречается не на одном плакате



Вот такие расписки давали у служащие и заключенные



Половинка Никифор Георгиевич оставил нам свою автобиографию. Таких биографий в музее множество. Мне на глаза попалась именно эта. История искалеченной жизни. Прочитать с небольшой фотографии сложно, поэтому я ниже дам расшифровку - мне интересно читать такие документы



Расшифровка с сохранением переноса строк, грамматики и орфографии автора. В витрине лежит копия настоящего документа и она немного не ровно сделана, поэтому небольшой кусок текста срезан. В квадратных скобках мое восстановление


Автобиография
Половинка Никифор Георгиевич
Родился в 1904 г. в станице Ленинградской (быв. Уманской), -
Павловского р-на, Краснодарского края. Отец занимался кре-
стьянством, имел маломощное-средняцкое хозяйство. С малых
лет я жил при отце и матери. В 1919 году я окончил школу
семилетку, после окончания школы работал в хозяйстве своего
отца. В 1924 г. в период призыва на военную службу
Я был приннят в териториальную часть, - в полк 12й Кра-
снознаменной кавалерийской девизии, которая была расположена
по месту жительства, где я и отбывал военные лагерные
сборы по 1926 г.
В 1927 г. отец помер, в этом же году Я отошол
от матери, получив по раздельному акту: - лошадь на которой
отбывал лагерные сборы (купленная за государственный кредит),
корову и телку. В 1928 г. в период коллективизации
мной указанное имущество было здано в колхоз по перво-
му зову обобществления скота. В это время организовалась
Уманская МТС и происходила приемка на курсы трактори-
стов на каковые я был приннят и окончил таковые.
В указанном МТС я проработал трактористом
[до] 29 г, но послабости здоровья дальше мне на этой работе
работать не пришлось и я был переведен полеводом.
Работая полеводом одновременно - без отрыва от
[пр]оизводства я изучал курс сельско-хозяйственный средней
[ш]колы, каковой окончил в 1931 г. В это время непода-
[лек]у (в 15 кил.) формировался свиносовхоз "Звезда" в
[ка]ковой я и был принят на работу в должности техни-
[ка] полевода, где и проработал на этой работе, до поло-
[ви]ны 1932 года, а с этого времени тамже переведен на
[д]олжность агронома и врид* завпроизводством совхоза
проработал до 5 апреля 1934 г. т.е. до дня ареста.

[C] 1932 г. по день ареста состоял членом союза.
[Госу]дарственными органами обвинялся в гибели корнеплодов
[из-за] заморозков, пропашных культур, в недосеве овса и в не-
качественной вспашке 81 гек. Осужден н/с 13/IV-34 по
109 УК сроком на 8 лет. Судимость первая.
[До] суда ни одного адмвзыскания не имел, за исключением поощ.
В Дмитлаг прибыл 14/V-34 г., в Восточный
[...] До декабря мес. 1934 г. работал в грунтовой лабора-
[тории] [...] Пестовской плотине, в декабре мес. был отко-
[манд]ирован на курсы в гор. Дмитров где и окончил
[м]ес курсы лаборантов по бетону. По окончании курсов
откомандировали в Хлебниковский район.
[На] должности лаборанта по бетону проработал с 5/IV-35 г.
[по] 10/V - 36 г., а с этого времени по день освобождения
[раб]отал завед. Бетонной лаборатории т.е. по 1 января 1937 г.
Будучи в заключении 3 г. 8 1/2 мес. также неимел
[ни] одного адмвзыскания как по производству, а также
[в] быту, не однократно был премирован денежными
[сред]ствами, награжден значком "Ударника" и получил
3 года льгот.

8/I - 37 г.



* ВрИД (как подсказали в комментариях) - временно исполняющий должность
Такие документы интересны, даже если отвлечься от их страшной сути. Автор пишет довольно грамотно, но есть несколько интересных ошибок, совершенно нетипичных, на мой взгляд, сейчас. Сокращения, типа «кил», сейчас принято «км»


Еще документ того времени



Считается что на канале работало 190 000 заключенных и 25 000 вольнонаемных, среди них 3 500 инженерно-технического персонала. Рабочий кабинет



Сталин дважды посещал строительство канала. Первый раз он был в районе Химок - Глубокая выемка, в первых числах мая. было очень холодно (как часто бывает в нашем регионе в начале мая). Заключенные работали босиком. Уж не знаю, что нашло на Иосифа Виссарионовича, его сложно заподозрить в бережном отношении к рабочей силе, но факт работы босиком его выбесил и он приказал в два часа обуть всех, иначе ... Всех обули, но головы все равно полетели.



Можно посидеть за столом, полистать документацию, книги инцидентов





На канале построено:
Судоходные каналы 109 км
Судоходные шлюзы 11
Насосные станции 5
гидроэлектростанции 8
плотины железобетонные 3
плотины земляные и дымбы 8
линии электропередач (110кВ) 406 км
мосты и путепроводы 19
тоннели транспортные 2
аварийные и заградительные ворота 8
водопроводная станция с каналами 1
вокзалы пассажирские 2
порты грузовые 4



В музее много фотографий со строительства канала, а если поискать, то можно найти и в интернете интересные экземпляры





Земляные работы на канале Москва-Волга
1935—1936,
Фото с pastvu.com



Из википедии:
Общая длина канала — 128 км. Особенностью канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается по пяти ступеням (четыре высотой по 8 м, а одна — первая — высотой 6 м); на концах ступеней размещены шлюзы. Начинается канал от Иваньковского водохранилища (близ города Дубны́), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2−6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел и спускается к реке Москве; длина этого участка — 50 км. На этом участке трасса канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — №7 и №8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе). Сброс воды используется для выработки энергии на гидроэлектростанциях.

В музее хранится множество материалов, посвященных инженерному составу стройки. А также руководству музея и инженерному составу за все время эксплуатации.





Экскурсию ведет единственный бессменный сотрудник и хранитель и директор музея: Галина Александровна Герке. Вся ее жизнь связана с каналом. Она пришла работать в 18 лет, помощником экономиста. Вышла замуж за сотрудника канала. Сын родился в день профессионального праздника. Галина Александровна знала всех руководителей канала, может рассказывать о каждой фотографии и неизменно ее рассказ начинается словами «А Вы знаете, какой хороший это был человек? Вот я вам сейчас расскажу ...».

В конце экскурсии она сказала, что нас очень много, была бы не такая большая группа - она могла бы нам подарить книги о канале. И мы тут же уговорили ее подарить одну книгу, но человеку, которому она действительно нужна — экскурсоводу Мостурфлота. Гостья так растрогалась, что ушла к окошку утирать слезы.



Часть экспозиции музея посвящена обороне Москвы. Канал стал важной частью оборонительной тактики. Когда немецкие войска начали форсирование Иваньковского водохранилища, поверхность которого находилась подо льдом, специалисты канала начали интенсивный сброс воды через плотину Иваньковской ГЭС. Уровень воды в водохранилище понизился на два метра. Под тяжелой техникой лед проламывался, ее пришлось отводить и искать обходные пути для наступления.

Взорванный мост Савеловской ЖД через канал в Туристе 1941—1942,
фото с pastvu.com


24 ноября взорвали плотину Истринского водохранилища. Вода затопила поселки по берегам Истры. Местное население не предупреждали и не эвакуировали. То же самое проделали с Сестрой в начале декабря. В интернете мне встретился потрясающий рассказ, как молодой немецкий солдат, спас женщин и детей, прятавшихся в подвале - он махал руками и кричал им про воду и опасность по-немецки, пока они не вышли посмотреть на что он показывает и не обомлели, увидев наступающую на поселок, ломающую лед, воду. Была страшная зима 1941 года, удивившая даже старожилов лютыми морозами.

Строительство трубы для пропуска реки Сестры. Вид на русло канала 1935—1936
Видны ниши щитов водоспуска, через которые можно осушить участок канала от Большой Волги (заградворота) до шлюза №2 в Темпах. В конце ноября 1941 года в том числе и через этот водоспуск осуществлялось затопление поймы реки Сестра для замедления наступления немецких войск к северу от Москвы
фото с pastvu.com


Наша группа довольно большая и мы разбрелись по двум комнатам музея, рассматриваем, читаем экспонаты



Вот китайские товарищи оставили запись в книге благодарностей



Модель плавучего крана КПЛ-351. им поднимали «Булгарию».
отсюда: http://www.riverfleet.ru/fleet/4891/
"... Первый кран, проект которого был разработанным советскими специалистами, заказан в Австрии в 1983 г. Он был построен фирмами «OSWAG» и «HEBAG» и в сентябре 1984 г. приведен в Москву. Для проводки крана по Волго-Донскому каналу его корпус пришлось расчленить на три секции, а также не монтировать часть надстройки и некоторое оборудование. Окончательную сборку крана выполнили в камере шлюза № 7 в межнавигационный период 1984—1985 г."



Каравелла Колумба - символ Канала



Коллекция наградных знаков



Альбомы с фотографиями ... эх! я бы их полистала вдумчиво ... но нет времени









А на улице солнце, дети катаются с горок. На берегу канала часовня в память о погибших на его строительстве



Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой.

promo _twin_ december 16, 2017 10:35 3
Buy for 10 tokens

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
orion4
Mar. 3rd, 2016 01:57 pm (UTC)
Классный музей!
Еще бы здание Северного Речного Вокзала отреставрировали
_twin_
Mar. 3rd, 2016 02:00 pm (UTC)
Вот что да, то да ... оно же уже черти сколько закрыто по-моему?
orion4
Mar. 3rd, 2016 02:03 pm (UTC)
Давно закрыли,с тех пор разрушается потихоньку
_twin_
Mar. 3rd, 2016 02:04 pm (UTC)
:((
vagant
Mar. 3rd, 2016 07:55 pm (UTC)
Больше всего меня поразило, что в Рогачево была пристань)
_twin_
Mar. 3rd, 2016 08:03 pm (UTC)
А меня потряс заброшенный Екатерининский канал
townsman
Mar. 3rd, 2016 09:03 pm (UTC)
История у канала, действительно, страшная. Я много раз ездил вдоль него, и несколько раз фотографировал различные отрезки. Ужасное, печальное, величественное место.
А Мосблог - молодец! Полезные экскурсии организует.
_twin_
Mar. 3rd, 2016 09:07 pm (UTC)
Экскурсии самые разные - каждый выбирает по вкусу :))

Меня почему-то больше всего зацепил канал, который забросили и он заплыл землей ...
townsman
Mar. 3rd, 2016 09:09 pm (UTC)
Я уже видел отчёты у Лисы-Алисы и ещё кого-то, но всё равно с удовольствием посмотрел.
_twin_
Mar. 3rd, 2016 09:11 pm (UTC)
Да мы большой группой ездили и Татьяна я-и-Москва и Лиса-Алиса и еще толпа народа
Анэтта Батурина
Mar. 3rd, 2016 10:09 pm (UTC)
http://argumentua.com/stati/dmitlag-128-kilometrov-kanala-22-842-trupa-80-let-spustya
_twin_
Mar. 4th, 2016 02:53 am (UTC)
Спасибо! Хорошая статья и почему-то не попадалась при поиске информации о канале, хотя она вполне стоит того, чтобы ее читали.

Единственное но: в статье пишут, что на часовне нет памятной таблички. Наверное так оно и было во время написания статьи, но сейчас на табличке написано про то, что часовня посвящена жертвам стройки.

Edited at 2016-03-04 03:13 am (UTC)
lica_alica
Mar. 3rd, 2016 10:26 pm (UTC)
«А Вы знаете, какой хороший это был человек? Вот я вам сейчас расскажу ...»
- Прямо интонацию услышала)
_twin_
Mar. 4th, 2016 02:56 am (UTC)
:) жаль там нельзя тихо посидеть, полистать книжки, пошуршать бумажками
von_hoffmann
Mar. 3rd, 2016 11:38 pm (UTC)
В автобиографии заключённого осталось непонятым слово ВРИД. Это аббревиатура, расшифровывается как "Временно исполняющий должность".
_twin_
Mar. 4th, 2016 02:57 am (UTC)
о! спасибо! сейчас уберу знак вопроса и добавлю расшифровку
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

Варежка
_twin_
Твин

Метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel