Твин (_twin_) wrote,
Твин
_twin_

Category:

Вербилки: два с половиной века производства фарфора

Любое производство это волшебство. Это когда из простых и понятных вещей получается что-то эдакое, совсем не похожее на исходные компоненты. Мне, с моими отсиженными руками, очень нравится смотреть как работают люди и как делают из простых вещей, сложные. Так что приглашению Магазина Путешествий съездить на экскурсию на Гарднеровский завод в Вербилках, я обрадовалась, собрала фотоаппарат, уроки японского, чтобы было чем заняться в дороге и поехала. Японский, правда, пригодился только на обратной дороге, по дороге туда нам рассказывали историю тех мест, где мы ехали: усадьбы Юсуповых, церквей, монастырей.

Все что увидела, - буду рассказывать и показывать, но сначала немного фарфоровой истории.





Изобрели фарфор там же, где другие полезные вещи: порох и бумагу - в Китае. Изобретением китайцы гордились, берегли и многочисленные попытки секрет выведать, выкупить, украсть - ни к чему фарфоровому не привели. Периодически китайцы вбрасывали очередной фейк-рецепт фарфора, который с треском проваливался, при попытке что-нибудь по нему испечь (так вот у кого брали уроки современные сайты рецептов).

Жажда прекрасного была в европейцах так велика, что пришлось им изобретать фарфор самостоятельно. Честь эта досталась незадачливому ученику аптекаря и алхимику, бежавшему из родного Берлина, пока его самого не запекли, и попавшего в руки страстного любителя фарфора курфюрста саксонского - Августа II. Август был славен тем, что на фарфор спускал изрядную часть бюджета страны, так что заиметь собственную фабрику для него было совсем не лишним. Бедолагу-алхимика звали Иоганн Фридрих Бетхер. Был он судя по всему способным исследователем и химиком и, проникнувшись, светившей ему альтернативой: либо запекать чашки, либо запекаться самому, в 1709 он получает в Дрездене белую фарфоровую массу. Затем Бетхера отправили в Мейссен, где в 1710 г. и возникла знаменитая Мейссенская мануфактура.

Франция и Англия, насколько я поняла, так же изобретали фарфор более не менее сами. Это же предстояло сделать и России. В принципе, до Петра I Россия неплохо жила и без фарфора, ну а если и плохо, то точно не по причине его отсутствия. Но Петр не только завез фарфор в страну, но и подсадил на него олигархию до такой степени, что остро встал вопрос о собственном производстве.

Российским «Бехтером» стал друг и подельник Михаила Ломоносова - Дмитрий Иванович Виноградов. Он сделал все: нашел состав смеси, разработал технологию, проектировал печи, придумывал эмали, обучал персонал и, как бывает с талантливыми и увлеченными людьми, к 40 спился и умер. Но «Невская порцелиновая мануфактура» уже работала. Позднее она была переименована в «Императорский фарфоровый завод», в качестве которого и звучит в наше время на прилавках магазинов. Мануфактура была открыта на государственные деньги и работала в первую очередь на обеспечение двора и вельмож.

Ну а первым частным коммерческим фарфоровым производством считается завод Франца Гарднера, который 7 марта 1766 года получил разрешение на открытие фабрики в Дмитровском уезде около села Вербилки. (Был еще некий завод купца Волкова, но про него почти ничего не известно, кроме упоминаний, что он был.)




Завод довольно быстро набрал обороты. Изделия, выпускавшиеся в Вербилках успешно конкурировали с Невской мануфактурой.



В период войны 1812 года завод приходит в упадок. Много квалифицированных рабочих погибло в войне. Уходит часть «менеджемента» и открывает свои заводы, которые потом вполне успешно конкурировали на рынке с остальными. Правительство меняет пошлины на ввоз иностранных товаров. Но со временем завод выправляется, расширяет производство, снова выходит на ведущие позиции.

К В 1892 году завод снова теряет позиции и вдова очередного Гарднера продает его товариществу Кузнецова на особых условиях вы не даете взаймы, а мы не торгуем семечками семейство обязуется никогда не претендовать на эту торговую марку, а Кузнецовы обязуются продолжать делать фарфор именно под маркой Гарднер. Есть версия, что Кузнецов, пытаясь добиться монополии на фарфоровом рынке засылал своих «казачков» на производство, те разваливали дело, после чего Кузнецов покупал его по-дешевке. Говорят, так было и с Гарднеровским заводом.

Ассортимент завода был довольно широким и разнообразным. Производились изделия для самых разных слоев населения. От заказов в самые лучшие дома, до посуды для трактиров и относительно не богатых слоев. Соответственно и формы и роспись и сюжеты и краски - все было разным.

Потом случилась революция, заводы были национализированы. Производилась посуда для нужд населения и агитационная посуда, хотя, считается, что новыми формами и декорами в это время завод не отличался, скорее приспосабливался к новой власти. К огромному моему сожалению, завод еще не открыл свой музей - но обещает! На заводе есть архивный фонд, в том числе и с агитационной посудой. Как нам рассказали, сейчас идет ремонт помещения под музей.

Ну а как живет завод сейчас?
Завод был перестроен и переоборудован в 70-80 годах прошлого века. Огромные цеха, где работала масса людей. Завод был во многом градообразующим предприятием. С наступлением капитализма и дешевых китайских товаров, всем нашим производствам пришлось очень туго. Конкурировать на старой технической базе, не приспособленной к быстрому реагированию на рынок очень тяжело. Многие умирали, но мануфактура в Вербилках снова выжила. Пока что ей приходится очень не легко. Сейчас завод выкуплен в частные руки. С территории попросили многочисленных арендаторов.

Производство сжалось до обоснованного рынком минимума, но очень хочет снова стать мировым брендом. По-прежнему завод обслуживает Кремлевские заказы, делает очень дорогую посуду с ручной росписью и мечтает о новом оборудовании. А пока они о нем только мечтают, - нам представилась уникальная возможность посмотреть на действующий завод практически уже ушедшей эпохи.

Итак ... начинает фарфор со смеси каолина (глина белого цвета), кварца, полевого шпата и пластичной глины. Все это нужно замесить.
Замешивают массу вот в таких бочках, не удивлюсь, если они старше этого цеха



Да, глина поставляется Украиной. Война-войной, а коммерция по расписанию. Одна из технологических сложностей - все оборудование сочетается именно с теми рецептурами фарфоровой массы, с которыми работают на заводе. Если просто взять и поставить другое оборудование - с этими материалами оно не сможет работать.



Добытое из бочек фарфоровое тесто формируют вот в такие колбаски и отправляют получать форму.



В нечто очень напоминающее асбестовый горшок



Кидают «кусок колбасы» и прессом выдавливают нужную форму





«Колбасные обрезки»



Аналогичный процесс



Но более автоматизированный. Если присмотреться видно, что в чашках лежит глиняный комок



А тут уже стружка полетела



Как гласит известный анекдот - самое вкусное в чашке - это ручка. Так вот самое вкусное чашкам приклеивают вручную. Клей - та же фарфоровая масса, но более жидкая.



Для более вычурных и сложных изделий, чем тарелки и чашки существует другая технология получения изделия. Массу заливают вот в такие формы



Через некоторое, не очень большое время сливают не застывшие излишки, а тонкий слой, засохший на стенках формы и есть наше изделие



Например, вот эти чашки, с толщиной стенок менее миллиметра делают по этой технологии (в этом месте убедительно просили руками ничего не трогать)



Затем изделие отправляется на первичный обжиг. Увы, печка совершенно не рассчитана на толпы туристов и заглянуть внутрь никак не удается



Помещение цеха огромное, а производство сокращено и часть цеха используется для хранения заготовок, кое-где стоит неизбежный брак. В общем, если сойти с туристической тропы и заглянуть за угол, там можно встретить самое разное. От кошки, коих тут множество, говорят, сам Гарднер очень их любил и привечал, до вот таких видов





После первого обжига изделия едут купаться в том, что потом станет глазурью. Вот они стоят и ждут своей очереди на купанье





Не знаю как остальные изделия, а крышки купают вручную



Накупанные, они оказываются на вагонетках





И по рельсам отправляются в печь длиной 95 метров. Где будут печься ближайшие 5 часов, медленно (51 импульс) проезжая камеры с немного разными температурными режимами.



А пока наши чашки запекаются, мы идем в другой цех, который на заводе называется «Народные промыслы».



Тут фарфор раскрашивают.
Почти все мастера настолько хорошо знают свои изделия, что работают без шпаргалок. Хоть я и не понимаю, как это возможно.



Нет, ну клюв птице оно конечно да, плюс минус можно (я бы точно не смогла) ... но у птицы же не только клюв



Но вот это тоже ручная работа ...



Небрежно так стоит на старом рабочем столе со следами инструментов - примерно комплект новой зимней резины на мою машину (это я потом уже в магазине увидела ценник на такие тарелки)



А вот это более дешевая технология. Рисунок печатается специальным принтером: основа лак, на нем рисунок, нанесенный керамическими красками. В печи, при обжиге, лак сгорает, краски привариваются и готов рисунок. Наша экскурсовод гордо сказала, что печи поменять, это проще новый завод построить, а вот принтер они новый купили.



Восстановленные формы и рисунки дореволюционной посуды. И снова ручная роспись



Видимо рисунок для мастера новый - она срисовывает с уже готовой чашки



Основную массу рисунков и форм готовит творческое бюро при заводе. Но, если с формами, все довольно сложно - смена формы - вещь пока что для завода довольно трудоемкая. То со сменой рисунков завод справляется гораздо легче и выполняет заказы с рисунками не только своих художников, но и чужие макеты берет в работу.



Ваза белая и ваза в цветочек



Это явно современный дизайн




Вдоволь насмотревшись на работу художников идем в магазин при фабрике.
Ага - вот что значит: «столы ломились от посуды»



Это наверное реплики посуды для среднего класса. Смутно помню, что-то похожее было у бабушки - пузатый чайник с яркими цветами. Кстати мне всегда форма нравилась, я его даже запретила раздавать ... но вот где он сейчас - не знаю.



Медальоны



Вот не знаю зачем она, но очень смешная



В отдельных стеклянных витринах стоит фарфор ручной работы со старинными формами и восстановленными росписями.

Статуэтки



Чайные и кофейные пары, сервизы



А вот и наши знакомые чашки



Ну что же - желаю заводу в очередной раз выжить, снова стать ведущим производителем, обновить оборудование ... но одну линию, я считаю, надо оставить как есть - в качестве музейного экспоната. Спасибо Магазину Путешествий за экскурсию, теплый автобус и комфортную доставку наших организмов в Вербилки и обратно. И всем, кто дочитал до этого места, тоже спасибо ...

и фарфорового котика вам, с улыбкой

Tags: производство, экскурсия
Subscribe

  • Пожарный музей Токио

    Нет, я не специально. Более того, я ни сном ни духом, клянусь, я подбирала хостел по совсем другим параметрам (и даже не оранжевые занавески на…

  • Танцы на воде и боевая готовность

    Казалось бы что общего? Да ничего, но для моей романтичной души, да и для нескольких десятков случайных зрителей, учебные маневры на акватории…

  • Комплексная безопасность 2018 с воздуха

    После того, как мы все, что смогли осмотрели с земли на второй прогон нам дали возможность посмотреть на работу десантных групп из вертолета. Перед…

promo _twin_ december 16, 2017 10:35 3
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments

  • Пожарный музей Токио

    Нет, я не специально. Более того, я ни сном ни духом, клянусь, я подбирала хостел по совсем другим параметрам (и даже не оранжевые занавески на…

  • Танцы на воде и боевая готовность

    Казалось бы что общего? Да ничего, но для моей романтичной души, да и для нескольких десятков случайных зрителей, учебные маневры на акватории…

  • Комплексная безопасность 2018 с воздуха

    После того, как мы все, что смогли осмотрели с земли на второй прогон нам дали возможность посмотреть на работу десантных групп из вертолета. Перед…