Твин (_twin_) wrote,
Твин
_twin_

Пока несут сакэ (с)

Холод пробрал в пути.
У птичьего пугала, что ли,
В долг попросить рукава?
(Мацуо Басё)

Нет я пока что не сошла с ума, по крайней мере не совсем. Я сходила на небольшую уютную частную выставку кимоно с показательным выступлением по надеванию Фурисодэ. Фурисодэ (振袖 или 振り袖) - буквально длинный рукав.





Само действо состоялось в Галерее Классической Фотографии на Саввинской набережной. В экспозиции представлены японская фотография периода Мэйдзи из коллекции московского коллекционера Павла Хорошилова и антикварные кимоно периодов Эдо, Мэйдзи, Тайсё и раннего Сёва из коллекции дизайн группы «SAMO» (Андрей Скатков и Мария Орлова). Выставка работает с 8 октября по 6 ноября, так что желающие посмотреть на хомонги, куросодэ, томэсодэ, фурисодэ и прочие хаори с джюбанами еще успеют все увидеть. Мой интерес к Японии лежит немного в другой сфере, поэтому заранее извиняюсь за терминологию, могут быть ляпы. C радостью исправлю, если кто подскажет.

В некоторой степени этот пост - извинения за погибшую на диске съемку наших двух МК по надеванию кимоно, которые проводила Женя zajcev_ushastyj. Правда, я не теряю надежды завтра таки доехать до специалистов, уговорить их найти древний контроллер и вытащить из лап смерти съемки за последние полгода или год.

Частная коллекция кимоно, как уже упоминалось, принадлежит семейной паре театральных дизайнеров по одежде: Андрею и Марии. Говорил, в основном, Андрей, а Маша была покладистой и скромной моделью, как и полагается приличной «японской» барышне. Коллекция, как я поняла, начала собираться довольно спонтанно, но в процессе они увлеклись, начали изучать историю, способы носки всего добытого по аукционам, покупать все более ценные вещи и разбираться в их ценности и атрибуции.

Я бы сказала, что это хомонги (訪問着) - парадное платье, выходной костюм



Особо мне понравившиеся ирисы поближе



Что мне очень понравилось, Андрей не претендует на то, чтобы называться большим экспертом - он честно говорит, что они, конечно, читали, ездили в Японию, спрашивали экспертов, разбираются в теме, но всегда рады новым знаниям и не готовы спорить по атрибуции некоторых вещей. Да и по части надевания кимоно он сразу предупредил, что то, что они сделают - далеко от идеала и не во всем соблюдает строгие правила, но процедура вполне даст неспециалисту представление о том, как одевают юную японскую красотку на свадьбу или день совершеннолетия или получение диплома. Мало ли какие еще большие праздники могут быть в жизни незамужней девушки. А Фурисодэ носят только незамужние девушки.

Вот пример очень яркого Фурисодэ - видите какие длинные рукава?



Вышивка поближе



Что интересно, - говорит Андрей - у этого кимоно сделан в рукавах и в подоле фальшивый второй слой, как бы намек на то, что на девушке надето много слоев одежды - а это очень роскошно и богато.





И еще одна интересная деталь. Вот эти цветы целиком вышиты на кимоно только в одном месте - там где их практически совсем не видно ... это так по-японски!



Как правило, после того как девушка выходила замуж рукава фурисодэ обрезали и оно становилось томэсодэ - торжественным нарядом замужней дамы. Впрочем, могли и оставить для дочери, нерезанным. Зависит от достатка семьи. А вот такой вариант с приставными рукавами я никогда не видела - это два в одном, очень экономично



Ткань с имитацией шибори (絞り). Шибори это узелковое окрашивание, мастер ставит точки, вокруг каждой точки завязывается узелок (это как вариант, технологий много больше одной) потом ткань окрашивается, а потом ниточки развязываются и на их месте остаются не окрашенные части. Это очень трудоемкая технология и в ручном исполнении всегда была очень дорогой, поэтому довольно часто встречается ее имитация в виде рисунка или как тут - вытканная.



Вот три хомонги, у одного из них по подолу идет настоящее шибори



Ближе и крупнее



Потом я вернусь к выставочным кимоно, а пока что подхожу к столику на котором все заготовлено для одевания Марии



Но прежде чем перейти к одеванию, Андрей и Маша знакомят нас с еще одним экземпляром их коллекции. Очень яркое, я сразу окрестила его «боярским» или «купеческим»



А надо отметить, что у японцев одежда делится по «по цветовой градации» - самое парадное для замужней женщины - куротомэсодэ (куро 黒 - черный) - т.е. черное кимоно. Как правило, оно, конечно, не полностью черное - по подолу идет рисунок, в определенных местах нашиты семейные гербы - моны (у тех, кому их положено иметь). Но тем не менее - основной цвет - черный. Менее парадное - иротомэсодэ - от иро 色 - цвет. так вот представленный нам образец, это ... куротомэсодэ! Его основной цвет черный. Видите да? Я тоже не видела, пока мне не показали



Ну все, с предисловиями покончено, одеваем нашу озябшую модель, сколько можно бродить по выставочному залу в белье

Сначала на Машу, которая стоит в нижней рубашке и носках - таби, наденут нижнее кимоно - нагаджюбан (長襦袢).



Надо сказать, что на ней сейчас надет японский минимум, когда меня заматывали в куротомэсодэ, между рубашкой и нижним кимоно намотали еще пару килограмм полотенец, дабы скрыть недостатки моей фигуры. А грудь, переход от поясницы к попе, подключичные впадины, да и вообще все, что отличает фигуру от «кабачка» - является с точки зрения японской красоты - ужасными недостатками, требующими немедленной коррекции. (Кому интересно на меня в формате кабачка можно посмотреть тут и тут). Но у Маши более «японская» фигура - в ней не столько непоправимых недостатков и кое-что сознательно опускается.

Нижнее кимоно у ребят совершенно роскошное. Я немедленно умерла от зависти. Все места, где оно может чуточку выглядывать из-под верхнего отделаны шибори

Кусочек поближе



А кое-где сделано даже инверсное шибори



Очень темно, но можно разглядеть, что Андрей вставляет в воротник пластиковую вставку эришин, чтобы воротник держал жесткую форму (ничего нового - средневековая Европа делала то же самое, например, хотя технически немного иначе)



Надеваем. Как говорила нам Женя - обязательно снизу, чтобы не попортить прическу



Чем моложе девушка, тем сильнее отстает воротник от шеи - в этом самая соль эротики и тем выше закрыто кимоно спереди. С возрастом наоборот.



Наступает время многочисленных завязок кошихимо (вроде бы так).



Прикалываем ворот, чтобы не ерзал, специальной прищепкой с резинкой (это не обязательно, но иногда делают)



Полученную конструкцию завязываем поясом датэджимэ



Сверху, чтобы выровнять фигуру и добавить всему жесткости и гладкости оби-ита или маэ-ита



Переходим к верхнему кимоно. Оно у нас с фениксами, вот такое нарядное



Фениксы поближе





И вот она снова - расточительность по-японски. Окрашена изнанка подола и полы - это никто никогда не увидит, ну только если чуточку завернется при ходьбе





Такие длинные рукава просунуть в еще один такие же длинные рукава само по себе довольно мутное дело (я пробовала)



Воротничок по центру, обязательно, чтобы не убегал



Сначала выравниваем низ, складываем нижнюю часть ворота



Прикладываем к модели, следим за тем, чтобы низ был либо параллельно полу, либо как сейчас в некоторых школах модно - чуть приподнят, чтобы была правильная длина, чтобы нигде не было никаких складок, если надо подгоняем узор



Завязываем, складываем ворот, снова завязваем - видно, что сформировался накат из ткани - так и было задумано, он тоже должен быть гладкий и ровный.



Еще один датэджимэ



Можно приступать к поясу



Андрей делает ремарку, что этот оби не самый дорогой и красивый и не тот, что он бы мечтал к этому комплекту, но он вынужден использовать именно его. Запомним эти слова.

В коллекции и правда, висит еще несколько роскошных поясов



Расправили, примерились



Сложили хвост



Начинаем обматывать клиента





Еще одну мае-ито



И переходим к прекрасному



Помните я говорил, что не могу взять другой оби? Это потому что они у нас все старые и просто не выдержат такого обращения. А затягивать надо туго.



И финишная прямая











Маша завязывает оби джимэ





Как то вот так уже и в гости можно идти



Но на улице холодно и Андрей достает «пальтишко»



Очень милая деталь - вышивка имитирует вытертость



Очаровательный горб, теперь точно полный парад



И опять мне нравятся ирисы



Творческий дуэт



А на закуску я предлагаю еще несколько красивых кимоно-джюбанов-хаори из тех, что мне приглянулись







Да, вы не ошиблись - это изнанка. Снаружи просто черный цвет и гербы - моны



Тануки превращается в чайник или наоборот




Это тоже с изнанки. Убиться мне на этом месте. если это не влюбленные, которые одновременно покончили с собой, так как жизнь могла их разлучить - модная тема одно время в Японии



На этой позитивной ноте я и закончу экскурсию. И не забуду написать спасибо mosblog, в котором я нашла анонс высьавки и, конечно спасибо Марии и Андрею.
И по традиции ссылка на «больше картинок» https://goo.gl/photos/yvEz8sNs92odckvM8
Tags: mosblog, Япония, экскурсия
Subscribe

  • Run Питер, run 2019

    И снова, привет Питер! Мы опять собрались поиграть в тебя :) Очередная большая игра Бегущего города в категории Лев-Лайт проходила в атмосфере…

  • ЛАЭС часть два. Про ВВЭР и фонтаны

    На ЛАЭС-1 нам показали самое интересное что у них есть — крышку реактора (и дали потоптаться), а на ЛАЭС-2 — самое красивое — фонтанчики.…

  • ЛАЭС: ядерная энергетика и исполненная мечта

    Когда-то очень давно, когда на лекциях зимой писали в перчатках, а на переменках грелись коньяком из фляжки, потому что завод «Квант», за неуплату,…

promo _twin_ december 16, 2017 10:35 3
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • Run Питер, run 2019

    И снова, привет Питер! Мы опять собрались поиграть в тебя :) Очередная большая игра Бегущего города в категории Лев-Лайт проходила в атмосфере…

  • ЛАЭС часть два. Про ВВЭР и фонтаны

    На ЛАЭС-1 нам показали самое интересное что у них есть — крышку реактора (и дали потоптаться), а на ЛАЭС-2 — самое красивое — фонтанчики.…

  • ЛАЭС: ядерная энергетика и исполненная мечта

    Когда-то очень давно, когда на лекциях зимой писали в перчатках, а на переменках грелись коньяком из фляжки, потому что завод «Квант», за неуплату,…