Roman (_twelve) wrote,
Roman
_twelve

История вопроса.

Постановление Президиума ЦК Компартии Грузии от 12 декабря 1921 года:
1. Местонахождением административного центра Автономной области Осетии признать г. Цхинвали с распространением автономной власти на территорию, населенную осетинами, исключая Часавальское общество, которое остается в составе Рачинского уезда, и Кобийского района, остающегося в составе Душетского уезда.
2. Детально границы автономной Осетии будут определены особой комиссией, уже работающей в этом направлении.
3. Впредь до перелома настроения населения Цхинвальского района в пользу включения этого района в Автономную Осетию, власть над городом и окружающими его грузинскими селами оставить в руках районного ревкома, входящего в состав Горийского уезда.

* * *

10 ноября 1989 совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР принял решение о её преобразовании в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностых лиц республики более 15 тыс. грузин пыталось прибыть в Цхинвали, дабы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и советской милицией на пути в город минимум шесть человек погибли, 27 получили огнестрельные ранения и 140 госпитализировано.

* * *

20 сентября 1990 Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Республику Южная Осетия.
10 декабря 1990 Верховный Совет Республики Грузия принял решение об упразднении осетинской автономии.
11 декабря 1990 в Цхинвале, в межэтническом столкновении погибли три человека, и Грузия ввела в Цхинвали и Джавском районе чрезвычайное положение.
В ночь с 5 на 6 января 1991 в Цхинвали были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, через три недели они были вынуждены оставить город.

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Следствием этого стали многочисленные жертвы среди мирного населения. В течение 1991 продолжались периодические вооружённые столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта в Северную Осетию, на российскую территорию. В Цхинвал стали прибывать добровольцы из Северной Осетии и казаки.

* * *

Грузинские полицейские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвали и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам. Осетинские отряды, базировавшиеся в блокированном Цхинвали, испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов и действовали мелкими диверсионными группами. Гуманитарная ситуация в бывшей автономной области и городе была катастрофической, в госпитале города температура воздуха равнялась 13-14 градусам. Убитых приходилось хоронить в городских дворах. В свое время, и уже к началу 1991 года город Цхинвали покинуло и все грузинское население. На итоговый результат военных действий в значительной степени повлияла политическая нестабильность в самой Грузии, где в конце 1991 — начале 1992 года началась гражданская война.

Боевые действия, сошедшие к тому времени на уровень одиночных огневых контактов и рейдерства, были прекращены после подписания Дагомысских соглашений между Россией и Грузией. 14 июля 1992 в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского). Дагомысские соглашения предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и юго-осетинская (в грузинских источниках называемая «Цхинвальской») стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны, Северная Осетия.

* * *

31 мая 2004 года в зону грузино-осетинского конфликта, где имеют право находиться только российские, грузинские и южноосетинские миротвоческие силы и сотрудники местных правоохранительных органов, грузинская сторона перебросила подразделения своих Внутренних войск с тяжёлой военной техникой. Миссия ОБСЕ в Грузии заявила, что это является «грубейшим нарушением ранее подписанных соглашений». Со второй половины июля 2004 на территории Южной Осетии происходят регулярные обстрелы города Цхинвали, осетинских и грузинских сёл из стрелкового оружия, гаубиц и минометов. На этом фоне президент Грузии Михаил Саакашвили делает несколько резких заявлений, обвиняя Россию в попустительстве властям Южной Осетии и Абхазии, не желающим урегулировать отношения с Грузией.

* * *

9 августа 2004 года в Москву прибывают министр обороны Грузии Георгий Барамидзе и госминистр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава. Заявленная цель визита — снять напряжённость в отношениях, разъяснить российским официальным лицам позицию Тбилиси по поводу ситуации в Южной Осетии, предложить свои пути решения конфликта. Георгий Барамидзе призывает Россию не оказывать поддержку Абхазии и Южной Осетии в конфликте с Грузией.

* * *

В ночь с 9 на 10 августа происходит первый миномётный обстрел Цхинвали и осетинских сёл. На следующую ночь стрельба с применением миномётов, гранатомётов и пулемётов ведётся уже с обеих сторон, а российских миротворцев обвиняют в том, что они присоединились к перестрелке на осетинской стороне и использовали для стрельбы гаубицы. На переговорах в Москве 11 августа достигнута договорённость о выводе из зоны грузино-осетинского конфликта всех вооружённых формирований, за исключением российских, грузинских и осетинских миротворцев.

* * *

18 августа Владимир Путин заявляет, что, учитывая обострение обстановки, он не считает уместной свою поездку в Грузию. По мнению Путина, первопричиной нынешних конфликтов на грузинской территории стало «дурацкое решение» о ликвидации автономных образований: «Россия готова внести свой посильный вклад в урегулирование и восстановление территориальной целостности Грузии, но не собирается брать на себя несвойственные функции и выступать на одной стороне. Мы готовы сыграть роль посредника и гаранта договоренностей, которые могут быть достигнуты, если будет добрая воля». Вcю ночь с 18 на 19 августа 2004 года (по словам С. Миникса) проходят интенсивные консультации с участем посла США в ОБСЕ Стефана Миникса, Посла США в Грузии Ричарда Майлса и президента Грузии Михаила Саакашвили.

В результате консультаций достигнуто соглашение о прекращении военных действий в Южной Осетии. Тем не менее, ранним утром 19 августа грузинские силы штурмуют стратегические высоты в районе южноосетинской столицы Цхинвали. Днём президент Грузии Михаил Саакашвили неожиданно объявляет, что готов вывести лишние войска из зоны конфликта и отдать высоты миротворцам. Буквально через 10 минут после этого заявления грузины обстреливают Цхинвали. Впервые город обстреливается не только ночью, но и в дневное время. Власти Цхинвали объявляют, что Грузия начала широкомасштабную агрессию против Южной Осетии. К вечеру грузинские подразделения покидают высоты, где их сменяют миротворцы.

* * *

В конце августа 2004 года президент Грузии Михаил Саакашвили делает заявление: «Враг должен знать, что в случае агрессии ему будет противостоять не только армия, но и весь народ». В ответ анонимный источник в администрации президента РФ заявляет: «Президенту Грузии пора опомниться и заканчивать с призывами к войне. России выгодна объединенная Грузия. Если бы президент Грузии был дальновидным политиком, он мог бы рассчитывать на помощь России в объединении грузинских территорий — разумеется, с учетом интересов населения Абхазии и Южной Осетии. Если бы мы хотели уничтожить Грузию, мы бы просто отключили газ».

В Южной Осетии с участием ОБСЕ закончено разведение противоборствующих сторон. В зоне конфликта остаются только миротворцы. Грузинские войска отведены в Гори, а осетинские вооружённые формирования — в Джавский район Южной Осетии.

* * *

15 февраля 2006 парламент Грузии принял постановление, в котором обвинил Россию в аннексии грузинской территории и поручил правительству пересмотреть Дагомысские соглашения 1992 года, предусматривающие создание смешанной контрольной комиссии по урегулированию югоосетинского конфликта и ввод российских миротворцев в зону конфликта, передать в международные организации материалы, доказывающие невыполнение российскими миротворческими силами взятых на себя обязательств, и разработать новый мандат для замены российских военных миротворческим контингентом из других стран. За проект постановления проголосовали все 179 депутатов. Сам Михаил Саакашвили, выступая в парламенте, несколько раз призывает к «огромной осторожности» и недопущению «скоропалительных шагов» в отношении миротворческого контингента. По мнению наблюдателей, такие рекомендации Саакашвили получил от своих партнёров на Западе.

17 февраля Госдума России приняла ответное постановление, в котором обратилась к Владимиру Путину с просьбой обеспечить национальную безопасность России в связи с обострением ситуации вокруг Южной Осетии. По мнению Госдумы, Грузия намеренно дискредитирует действия российского миротворческого контингента, призывая решить «южноосетинскую и абхазскую проблему военным путем».

* * *

В июне 2006 года лидеры трёх непризнанных государств — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья — подписали на трёхсторонней встрече в Сухуми совместную декларацию об общих принципах взаимоотношений и заявление о недопустимости изменения формата миротворческой операции в зонах конфликта. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты пообещал в ближайшее время обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с документами, свидетельствующими о том, что республика всегда оставалась в составе России. По его словам, Южная Осетия и Северная Осетия вошли в состав Российской империи как единое целое, и Южная Осетия никогда не выходила из состава России. Кокойты утверждает, что у республики есть все документы о вхождении в состав России, но нет ни одного юридического документа, который бы свидетельствовал о выходе из состава России.

Официальный представитель МИД России заявил, что Южная Осетия имеет право на самоопределение. И право это не менее важно, чем территориальная целостность Грузии.

* * *

В июле 2006 года глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин заявил, что в случае обострения ситуации и каких бы то ни было силовых акций со стороны «грузинской партии войны» Россия будет иметь основания применить меры для защиты жизни и здоровья российских граждан, находящихся в Южной Осетии. Он подчеркнул, что в случае обострения ситуации Россия будет иметь основания применить весь спектр имеющихся у нее мер для обеспечения стабильности и безопасности в регионе и защиты жизни и здоровья российских граждан, в том числе российских миротворцев, находящихся там. (Гражданами России является абсолютное большинство жителей Южной Осетии).

* * *

7 августа 2008 года Грузия объявила войну Южной Осетии. Пехота при поддержке танков начала наступление по всем направлениям. Штурм начался с удара тяжелых артиллерийских орудий накануне в 23:45 мск.

* * *

8 августа 2008 года в 03:03 Госминистр Грузии заявил, что Цхинвали полностью окружен. В 03:30 начался штурм г.Цхинвали вооружёнными силами Грузии с применением бронетехники и авиации. В ходе штурма продолжавшегося более 11 часов город был полностью разрушен. В 08.19 мск ИТАР-ТАСС сообщил, что примерно в 5 км к югу от Цхинвали располагается контингент грузинских войск количеством в 2000 человек и 30 самоходных артиллерийских установок. Было созвано экстренное заседание совбеза ООН, на котором не было принято никакого конкретного решения по поводу конфликта. По некоторым данным на территорию Южной Осетии были введены российские войска. В свою очередь, войска Грузии начали отход от Цхинвали, огонь прекращён, с 14:40 Грузия соблюдает мораторий для выхода мирных жителей из зоны военных действий.
Tags: politics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments