_transparencies (_transparencies) wrote,
_transparencies
_transparencies

Categories:

Erotic Art

Фелисьен Ропс + Обри Бердслей

 
 
 
 

РОПС, ФЕЛИСЬЕН (Rops, Félicien) (1833–1898), бельгийский художник, представитель символизма, мастер жанровой и эротической графики.

  ФЕЛИСЬЕН РОПС. ЖЕНЩИНА НА ТРАПЕЦИИ, 1880

Родился в Намюре 7 июля 1833. В 1850-е годы изучал право в Брюссельском университете, затем, увлекшись изобразительным искусством, посещал «Мастерскую святого Луки». Испытал влияние О.Домье, импрессионистов и А.де Тулуз-Лотрека. Дебютировал как график в студенческом журнале «Крокодил». В 1856 создал сатирический еженедельник «Уленшпигель», где в ближайшие годы напечатал многие из лучших своих работ. Приехав в Париж (1862), изучал технику офорта в мастерской А.-А.Жакмара. Окончательно обосновался во французской столице в 1876.

 Satan sowing

График-виртуоз, усовершенствовал технику сухой иглы, а также возродил вид офорта, известный как «мягкий лак». Высокоодаренный художник книги, оформил своими композициями Легенду об Уленшпигеле Ш. де Костера (1867; был первым иллюстратором этой книги), Дьявольские лики Ж.Барбе д'Оревильи (1879), Смертный грех Ж.Пеладана (1884), Стихи С.Малларме (1895), а также сочинения Г. де Мопассана, Т.Готье и других авторов. В конце 1870-х годов создал большой цикл рисунков, акварелей и пастелей для незавершенного Альбома дьявола М.Нуайи. Был автором многих достаточно традиционных, порой социально-критических, жанровых образов (офорты Любительница абсента, 1865; Старушка с иглой, 1876; и др.). Однако прославился в первую очередь своими эротическими и эротико-фантастическими листами, где характерные для символизма темы «женщины-вампа» и «роковых соблазнов» воплощались со скандальной откровенностью (показательны, в частности, иллюстрации к Барбе д'Оревильи, изданные отдельным альбомом). Карикатурным символом этих тенденций явился его знаменитый рисунок Порнократы (1878) голая проститутка со свиньей на поводке.

Активно работал как живописец. В этой области его творчества доминируют не острые гротески, а более мягкий и созерцательный лиризм, близкий по духу искусству импрессионистов (Арденнский пейзаж, 1882; Баржи в Динане, 1890-е годы; обе работы – в Королевском музее изящных искусств, Антверпен).

Умер Ропс в Корбей-Эсоне под Парижем 22 августа 1898.

Le musée Félicien Rops

О ХЛЕБНИКОВЕ  - ... впервые в научный оборот вводится изобразительный источник нескольких произведений Хлебникова - работы бельгийского художника Фелисьена Ропса..

Новая книга о Хлебникове (Хенрик Баран) - ...'' Ты ночью, облако, роопсь!'' - o том, что императив ''роопсь'' образован от имени фламандского художника Фелисьена Ропса, было, конечно, известно ...
 
 
 
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
 
   Обри Бердслей
 
 
Рай греха -  читать .
 
...Тонкая полоска, облачный пунктир, скользящий извив, два-три ярких пятна, узор, блик, мелочь и все сказано. Более того: ничего не сказано, но угадывается что-то окончательное...
 
Сергей Маковский, Петербург, 1906
 
 

Феномен Обри Бердслея не имеет себе подобных в истории европейского изобразительного искусства. Судьба отпустила ему всего двадцать пять лет жизни, из них - только пять лет активной творческой работы. Казалось, у Бердслея не было шансов стать профессиональным художником: он никогда не посещал хотя бы детскую художественную школу, не написал ни одной большой картины, не имел при жизни персональной выставки. Большинство его работ были книжными иллюстрациями или рисунками. И тем не менее Бердслей - это удивительное и загадочное явление искусства и человеческого духа.

 

Обри Винсент Бердслей родился в Брайтоне (Англия) 21 августа 1872 г. Его отец был из семьи лондонских ювелиров, а мать - из семьи респектабельных врачей. Отец художника, Винсент Пол Бердслей, болел туберкулезом. Болезнь была наследственной, потому он не мог заниматься постоянной работой. Кроме того, он отличался легкомыслием: вскоре после свадьбы он промотал все семейные деньги. И матери, урожденной Элен Агнус Питт, пришлось наняться гувернанткой с преподаванием музыки и французского языка. Для самого Обри и его сестры Мейбл детские годы запомнились постоянной борьбой матери с многочисленными финансовыми трудностями.

 

Бердслей рано осознал исключительность своего положения. Когда ему было семь лет, выяснилось, что болезнь отца передалась и сыну. В наше время туберкулез не внушает такого страха, как в конце ХИХ века. Для Бердслея же заболевание означало, что он может умереть непредсказуемо рано и быстро. Он слишком хорошо понял это, будучи еще совсем юным. В школе Бердслей редко участвовал в общих играх, он был освобожден от физических упражнений и тяжелых заданий: всегда мог уединиться с книгой, сославшись на недомогание. Книги стали его лучшими друзьями.

 

 

Благодаря матери Бердслей прекрасно знал английскую и французскую литературу уже в юном возрасте. Он рано начал сочинять стихи, а увлечение театром привело к тому, что стал писать и пьесы. Некоторые из них ставились сначала дома, а затем и в школе, сам Бердслей и играл в них. Иногда на такие, в общем-то детские, постановки собиралось до трех тысяч зрителей. Обри прекрасно держался на сцене и мог увлечь большой зал.

 

Еще одной страстью была музыка. Ранние уроки, которые давала ему мать, показали, что он наделен незаурядным музыкальным талантом. Благодаря поддержке нескольких аристократических семей Бердслей усиленно занимался с известными пианистами, совершенствуя мастерство. В одиннадцать лет уже давал концерты на публике - ему прочили хорошее будущее, сочинял. И многие его композиции отличались своеобразным изяществом, редким для его возраста.

 

Всем этим блестящим задаткам не суждено было развиться. После окончания школы Бердслей устроился на работу клерком одного из офисов в Лондоне. Меньше, чем через год, в конце 1889 г. он начал кашлять кровью и был вынужден оставить работу. Отныне только искусство заполняло его жизнь. Ощущение смерти, стоявшей за спиной, заставляло жить так, словно каждый день мог стать последним.

 

Хотя Бердслей всегда дорожил своей репутацией меломана, библиофила, блестящего знатока коллекций Британского музея и Национальной галереи, только рисунок был той подлинной страстью, которая то наполняла его бешеной энергией, то бросала в омут хандры и депрессии. Подобная смена состояний характерна для многих больных туберкулезом, и Бердслей понимал, что это укорачивает его дни.

 

В 1892 г. Бердслею выпала редкая для молодого неизвестного художника удача: он получил заказ сделать иллюстрации для "Смерти короля Артура" Мэлори. С этого издания и с участия в выпусках художественного журнала "Савой" начинается его профессиональная деятельность.

 

Как художник Бердслей первоначально испытал влияние Уильяма Морриса и Берн-Джонса, которого субъективно считал "величайшим художником Европы". Но их графическая манера была слишком вялой и слабой для темпераментного Бердслея. Куда важнее стало изучение японских гравюр, с их гармонией линии и пятна. Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках.

 

В декабре 1892 г. Бердслей сформулировал свой творческий метод: фантастическое впечатление от рисунка достигается тонкой виртуозной линией в сочетании с большими пятнами сплошного черного цвета. В одном из писем он размышлял: "Как мало сейчас понимается важность линии! Именно это чувство гармонии линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета". Правда, плакаты самого Бердслея доказывают, что он был одаренным и оригинальным колористом, близким Боннару и Тулуз-Лотреку.

 

Мастерская виртуозная линия Бердслея, играющая с черными и белыми пятнами силуэтов, в год или два сделала его всемирно известным художником.

 

Как великолепный драматург, Бердслей компоновал фигуры в своих рисунках; он словно расставлял актеров на сцене театра, создавая мизансцены, заставлял произносить важнейшие, ключевые фразы. В его рисунках нет линейной перспективы, второстепенных элементов - только самое существенное, квинтэссенция. Бердслей был непревзойденным мастером детали, которую особо акцентировал, делал незабываемой, заставлял стать символом.

 

В своем искусстве Бердслей всегда оставался самим собой и никогда не подстраивался под модные течения. Скорее арт нуово и движение английских декадентов ориентировались на его творчество. Именно Бердслей повлиял на формирование изобразительного языка стиля модерн

.

 

С апреля 1894. г. Бердслей начинает сотрудничать с журналом "Эллоу Бук" и вскоре становится его художественным редактором. Здесь в большом количестве стали появляться его рисунки, эссе, стихи. Под влиянием Бердслея сложилась эротическая направленность журнала, который приобрел вполне определенную скандальную известность.

 

Добрая старая Англия подобного еще не видела. Публика была взбудоражена, все ждали взрыва. И он вскоре произошел. В апреле 1895 г. Оскар Уайльд был арестован, взят под стражу по обвинению в гомосексуализме. Газеты сообщили, что отправляясь в тюрьму, Уайльд взял с собой перчатки, трость и "The Yellow Book" ("Желтую книгу"). В типографии было допущено досадное недоразумение: репортер, присутствовавший при аресте в отеле Кадоген, писал, что это была "а ыеллощ боок", т. е. книга желтого цвета, а не журнал "Тхе Ыеллощ Боок", О. Уайльд, кстати, сунул под мышку "Афродиту" Пьера Люи. Но возмущенные толпы двинулись к офису журнала, побили там все стекла, требовали закрыть журнал. Бердслею пришлось проститься с "Иеллоу Бук" навсегда.

 

Заметим, что "Иеллоу Бук" не был единственным журналом с эротической направленностью. "Харперс", "Атлантик Мансли" публиковали аналогичные рассказы, рисунки, статьи и т. д. Но талант Бердслея как художника и редактора сделал журнал выдающимся событием в культурной жизни Англии. Поэтому внимание к журналу было куда более пристальным. Сам О. Уайльд, правда, недолюбливал "Иеллоу Бук", никогда не писал для него, хотя с Бердслеем он давно дружил. Бердслей же ранее сделал прекрасные иллюстрации к "Саломеи" Уайльда, которые во многом определили успех книги.

 

 

В итоге Бердслей остался без средств к существованию. Одно время он работал художественным редактором журнала "Савой", перебивался случайными заработками, пока новый знакомый Леонард Смитерс не убедил Бердслея проиллюстрировать Ювенала и Аристофана. Предприятие было рискованным и предназначалось только для частных или подпольных изданий. Многие современные критики считают эти рисунки лучшими из всего сделанного Бердслеем.

 

Творческая природа гения малообъяснима. Гениальность и ненормальность, с позиции обыденного сознания, почти тождественны. Определенная патологичность многих рисунков Бердслея объясняется в какой-то мере тем, что он всегда стоял как бы на краю пропасти:с одной стороны - свет жизни, с другой - бездна небытия. Постоянно балансируя между этими мирами, он хорошо чувствовал их. Бердслей словно жил в своем времени и вне его. Это способствовало отстраненному наблюдению. Лучше, чем кто-либо, он знал ответ на вопрос: "Что могу сделать только я и никто другой?" У него не было времени заниматься второстепенными темами, тратиться на художественные пустяки. Подобно Заратустре, он писал собственной кровью. "А кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть".

 

Рисунки Бердслея заставляли современников буквально цепенеть, они внушали страх и благоговение. Многим казалось, что рушатся старые представления об искусстве и о мире в целом.

 

Как подлинный гений Бердслей в рисунках вел жизнь своих героев, отождествлял себя с ними, проникался их психологией, характерами, нравами. Только так возможно создать настоящие шедевры. Но повышенный интерес к гермафродитам, эротичность рисунков, абсолютная раскованность в самовыражении служили основанием для многих домыслов, Молва обвиняла Бердслея в гомосексуализме, в связи с соб- ственной сестрой, в изощренном разврате. Хотя никаких доказательств тому ни до, ни после смерти найдено не было. В истории искусства достаточно примеров, когда гениальность принимали за патологию или даже за извращение. Гения часто влекут новые, неожиданные, даже запретные темы. Для него искусство - одновременно метод, цель и средство познания. За короткий срок Бердслей создал новый мир, доселе неведомый. И этот мир удивительных образов существует уже независимо от творца.

 

Незадолго до смерти Бердслеем овладела глубокая религиозность, он горько раскаивался в своих эротических работах. Уже прикованный к постели, в письме к Л. Смитерсу он обращался с просьбой уничтожить все "неприличные" рисунки и гравировальные доски к ним. Умер Обри Бердслей на курорте Ментон, во Франции, у берега Средиземного моря в 1898 г., в возрасте двадцати пяти лет.

 

Владимир Айтуганов, художник

 

Биография

Бердслей, Обри Винсент (Beardsley, Aubrey Vincent) (21 августа 1872 — 16 марта 1898) — английский художник, график, иллюстратор, декоратор, поэт, представитель стиля модерн (вариант русского написания его фамилии - Бёрдсли).

Родился 21 августа 1872 в Брайтоне, Англия.

1889—92 — посещает вечерние классы Westminister School of Art (Лондон) профессора Брауна, единственное образование, которое он когда-либо получил.

1893 — знакомство с Оскаром Уальдом, автором и самым влиятельным членом «Декаданса» (Decadents).

1893—94 — иллюстрирование книг и журналов для «Студио» (The Studio), включая издание Уильяма Морриса книги Thomas Morte Malory's «Le Morte d'Arthur» — более чем 300 различных иллюстраций, заголовков глав, и виньеток.

Широкую известность ему приносит работа с Уальдом над английской версией скандальной пьесы «Саломея» (Salome), изданной Элкайном Мэтьюсеном и Джоном Лэйном (Лондон, 1894), а также карикатуры и немного политической мультипликации, отражающей остроумие Уальда в искусстве.

Однако эти рисунки резко критиковались современниками. И даже Уальд не был ими доволен, говоря: «Я восхищаюсь, но не люблю иллюстрации Обри.»

После того, как иллюстрации Salome сделали его известным как одного из Decadents, Обри становиться художественным редактором двух литературных журналов, сначала «Желтая Книга» (The Yellow Book), и затем «Савой» (The Savoy Magazine).

апрель 1894 — Yellow Book под редакцией Бердслея и Генри Харланда начинает печатать работы самых блестящих литературных умов того времени.

Титульные листы, иллюстрации к литературным статьям в уникальном формате, созданном благодаря мастерству художника и замечательной маркетинговой стратегии издателя Джона Лейна приносит широкую известность журналу и принимается читателями как сенсация, однако подвергается нападению критиков, осуждающих его эстетику.

апрель 1895 - Бердслея увольняют с должности художественного редактора сразу после ареста Уальда, при том, что Уальд фактически никогда не вносил свой вклад в журнал. Обри, хотя и был знаком со многими из известных гомосексуалистов того времени, но никогда не был вовлечен в шантаж и проституцию, которая в конечном счете запятнала репутацию Уальда.

апрель 1895- вскоре после увольнения, художник знакомиться с Леонардом Смайтерсом (Smithers&Co), намеревавшимся создать конкурирующее с Yellow Book периодическое издание.

В Savoy он привносит свою изобретательность в издание работ Ле Лязона «Dangereuses» и «Das Rheingold».

В то же время он приступил к иллюстрированию двух литературных работ, которые станут образчиком его стиля: «Rape of the Lock» Александра Поупа и «Lysistrata» Аристофана.

В Savoy под редакцией Артура Симонсона издаются его поэмы: «Under the Hill», версия легенды «Tannhäuser to the Venusberg», написанные в столь же экстравагантной, как и его рисунки, манере, и «The Ballad of a Barber».

декабрь 1896 - прекращаются публикации Savoy.

В надежде, что благоприятный климат юга Франции улучшит его здоровье, Бердслей отправляется в Ментон, продолжая иллюстрировать работы других авторов для Smithers&Co.

Smithers&Co также выпустило первый альбом его работ (Beardsley's own A Book of Fifty Drawings).

Умирает 6 марта 1898 в Ментоне в возрасте 25 лет от туберкулеза, мучавшего его с 8 лет.

Самые известные эротические рисунки Бердслея на темы истории и мифологии в иллюстрациях Lysistrata и Salome.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments