Tezka (_tezka) wrote,
Tezka
_tezka

Categories:

Про Либаву

У пилотов Великой Отечественной налеты на Либаву в декабре 1944 года стоят особняком. Вне зависимости от типов самолетов, от звания. Штурмовики, бомбардировщики, истребители. Авиация флота, армейцы, дальняя авиация. Все в один голос говорят: "Это был Ад."


Особо выделяют два дня - 14 и 22 декабря. Особняком стоит 15-ое число. Но об этом позже. Итак, что же было в эти дни?

Сначала об общей обстановке. На 21 декабря было намечено наступление советских фронтов. То, что впоследствии западные историки назвали "Вторая курляндская битва". За неделю до начала наступления, было решено нанести мощный авиаудар по Либаве.

К слову, октябрьские и ноябрьские авиаудары были вполне успешны. Авиация ВМФ блокировала перевозки и в основном, сосредоточилась на постановке мин. Выполняя тем самым приказ Н.Кузнецова от 31 октября об отмене прямых атак порта. Довольно успешно, между прочим. На минных постановках регулярно подрывались транспорты противника, а группы охотников торпедоносцев и топмачтовиков успешно действовали в море.

Но наступление спутало все карты. Командование ВВС КБФ решило нанести удар по самой базе. Совместно с авиацией флота действовали летчики 3-й воздушной армии.

Однако, немцы сделали выводы после осенних боев и резко усилили группировку ПВО Либавы. На момент начала советских налетов в составе ПВО порта было - 44 88-мм, 4 75-мм, 60 37-мм, 48 20-мм орудий. С воздуха Либаву прикрывали 37 ФВ-190 II./JG54. К тому же, немцы учли итоги налета 30 октября и перемести часть орудий на более выгодные позиции. Ко всему вышеуказанному стоит учесть большое количество мелкокалиберных орудий в составе корабельной ПВО.

Но и это еще пол-беды. ПВО Либавы обеспечивалось четырьмя РЛС орудийной наводки, двумя радиолокационными станциями дальнего обнаружения, а также развитой службой радиоперехвата.

Чтобы проломить такую оборону, требовались весьма нетривиальные действия. Однако наше командование решило действовать по старому плану "Арктур-1", считая, что сил более чем достаточно. Но немцы учились быстро...



Начинали атаку штурмовики 47-го шап с задачей подавить зенитки. Еще на подходе они были встречены группой свыше 30 истребителей и плотнейшим зенитным огнем. В первой же атаке был сбит командир полка Герой Советского Союза полковник Н.Степанян (вторую Звезду он получил посмертно).

В 14.15 в атаку вышли пикировщики 12-го гпбап на Пе-2 и Илы 8-го гшап. "Пешки" потерь не имели, во многом из за того, что отбомбились с высоты 2500 метров, а вот штурмовики, вышедшие на неподавленную оборону, были встречены шквалом огня. Вышедших из боя атаковали "фокке-вульфы" прикрытия. Из 40 участвовавших в налете штурмовиков, от воздействия противника было безвозвратно потеряно 11 самолетов. Еще два разбились при посадках и были списаны. Почти все самолеты получили повреждения.

В 14.19 на порт вышла семерка "Бостонов" 51-го мтап. Топмачтовики атаковали с севера аванпорт. Сразу же были сбиты две машины, третья получив повреждения, вышла из атаки и впоследствии дотянула до Паланги, но была списана. Оставшиеся А-20 продолжили атаку.
На перехват пошла шестерка ФВ-190, но была отогнана Яками прикрытия (16 машин). Один ФВ-190 был сбит. Топмачтовики заявили об успешной атаке, но результат их подвергается сомнению.



Результаты налета:
повреждены и сели на мель
-транспорт "Оттерберг" (1923 брт, погибло 120 лошадей)
-транспорт "Клара Л.М.Русс" (1610 брт)
-транспорт "Боре VI" (1455 брт)
повреждены:
-транспорт "Лютьехорн" (1953 брт)
-транспорт "Труде Шюнеманн" (1260 брт)

Во второй половине дня атаку провели самолеты 3-й ВА. Их налет был более успешен.
потоплены
-транспорт "Минна Кордс" (951 брт, полностью выгорел)
-транспорт "Эрика Шюнеманн" (1175 брт, взорвался после детонации 800т. боеприпасов)
-танкер "Инка" (470 брт, сгорел и перевернулся)
повреждены
-транспорт "Лапланд" (7644 брт)
-транспорт "Мазурен" (2383 брт)

По немецким заявкам.
У Тони Вуда заявок JG54 и зенитчиков в этот день не обнаружено. Несмотря на то, что это наиболее полная база данных, ссылающаяся на реальные документы, лакуны в ней все-таки встречаются. Единственные заявки в районе Либавы: ночники из NJG5 заявили сбитие ДБ-3Ф (18-01 мск. майор Хоффман) и двух ПС-84 (18-11, 19-12 по мск. фельдфебель Рейтмайер)

По данным Necк Hector JG54 в этот день сбил 35 самолетов. Но ни описания типов самолетов, ни фамилий летчиков не приводится. Стоит только "район Либавы". Откуда он брал данные - неизвестно.

Зато за 15 число у Тони Вуда - 9 Пе-2, 3 Як-3 и 2 Як-9 (с полным описанием - тип, район, время, кто сбил), заявленных JG54 в районе Либавы. У Гектора же 39 сбитых без всяких подробностей.

После чего наступает затишье. Но не долго оно длилось. 21 декабря части 1-го Прибалтийского фронта начали наступление на Либаву. На второй день наземной опреации, командование ВВС КБФ решает повторить налет. Единственным отклонением от старого плана было выделение одной эскадрильи 1-го гмтап для бомбежки аэродрома в Либаве. Бомбежка с высоты 3500 метров особого успеха не имела. Немцы признают потерю лишь одного ФВ-190 из состава II/JG54. Во время налета было сбито 2 Яка из состава прикрытия и Бостон ГСС ст.лейтенанта Шишкова. Дальше повторилось то же самое.



Из-за потерь 14-го числа наряд сил штурмовиков был уменьшен. В результате зенитки снова остались неподавленными. Из шестерки вышедших на порт топмачтовиков 51-го мтап на боевом курсе было сбито сразу три "Бостона". Также был сбит один из Яков эскорта. При этом топмачтовикам еще повезло. Лишь пять ФВ-190 пыталось атаковать "Бостоны" но были отогнаны Яками. Авиационное воздействие немцев в тот день было сосредоточено на "пешках" 12 гпбап. 5 машин было сбито истребителями, шестую подбили зенитчики.

результаты налета
потоплены
-"таможенный крейсер" "Репортер"
-полицейский катер "SW 31"

У Тони Вуда в этот день только ночники - в районе от Либавы до Клайпеды NJG5 заявлено: 3 ДБ-3Ф, 1 Б-25 Митчелл, 1 ПС-84, 5 Ли-2. Сразу вспоминается, что пилоты АДД говорили про налеты на Либаву - "палили так, что ночью было светло как днем". У Гектора стоит 37 самолетов, сбитых летчиками JG54, но почему-то за 21 декабря.

В общем, если резюмировать, можно сказать, что налеты на Либаву носили крайне тяжелый характер. Сильнейшее зенитное прикрытие как береговой, так и корабельной ПВО, поддержка истребителей - все это факторы, которые объективны. В то же время стоит заметить, что не в последнюю очередь к столь высоким потерям привела шаблонность в действиях при планировании операции. Ну и вопрос, на котрый сейчас сложно ответить - была бы эффективнее морская блокада на удалении от порта? Ведь в конце осени действия ВВС КБФ были в этом направлении успешны. Есть доводы как за, так и против. Но теперь уже на этот вопрос ответа не узнать.


"Бостон" 51-го МТАП над Рейхстагом.
Tags: самолетики
Subscribe

  • Про псевдонимы

    Вспомнил старую историю. Довольно известная фотография. По легенде, когда комполка увидел надпись с грамматической ошибкой, он долго матерился на…

  • Про помощь с небес

    1948 год. На пулковском полигоне под Ленинградом идут испытания изделия под индексом "РТ". Испытания идут в атмосфере секретности беспрецедентной…

  • Последние секунды жизни...

    Оригинал взят у vova_modelist в Последние секунды жизни... Наткнулся на Фликре на подборку официальных фотографий американских ВВС. Там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments