_taat_ (_taat_) wrote,
_taat_
_taat_

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Об отношении к детям и "особых потребностях"

Вынесла из своих комментов вот в этом обсуждении:
Ребенок с высокими потребностями.
Там много интересного :)
Особенно мне созвучен оказался вот этот комментарий.

А моё мнение ниже.

Итак:

Моё личное мнение на сейчас (может, потом и изменится), что нет детей "с особыми потребностями". Потребности-то у них у всех одинаковые. Думаю, есть дети, которые могут больше или меньше настаивать на удовлетворении родителями самых обычных потребностей любого человека. Конечно, кому-то надо больше личного контакта, а кому-то - свободы для созерцания мира вокруг в одиночестве. Как я люблю говорить - дети - это такие же люди, как и все.
И кто-то более способен смириться с "недоданым" и приспособиться жить без этого, а другой малыш будет упорствовать до победного.
Кто-то обидчив, кто-то более толстокож, кому-то важно, что держали за ручку, другому - чтоб мама была на глазах, кому-то - чтоб мама разговаривала и пела - жизненная необходимость, а кто-то согласен и просто рядышком помолчать :)

//как научиться с ним взаимодействовать, как не оказаться под его пятой
А как с любым человеком? Слышать и видеть то, что он хочет сказать нам - своим поведением, словами, мимикой и т.п. Не только _что_ делает, но и _почему_... Именно поэтому (тут же это все знают) не имеет смысла наказывать упорно не желающего убирать игрушки вечером малыша, если мама сама припозднилась с ужином - т.е. деть голодный, усталый и не способен взаимодействовать, не может (физически не может, неравная система ещё не готова!). Так что быстро кормить и укладывать. А всё воспитание - на завтра.
Ещё важно, чтоб "не оказаться под пятой" иметь чёткие границы в собственной жизни - для себя и своего ребёнка (в идеале - написанными от руки (!важно) и пересматриваемыми время от времени). И принять на себя ответственность за соблюдение этих границ (в т.ч. и по отношению к ребёнку), и соблюдать их в первую очередь самой. Надеюсь, написала не очень туманно, вообще - это голая конкретика, только у каждого своя. Но жить по простым и понятным правилам нааамного лечге и самим взрослым, и детям рядом с ними.

//где находится грань между потребностями и капризами (упрямством)
Потребности просто надо знать. Сообразно возрасту.
Капризы, мне кажется, идут от беспомощности.
А упрямство - отличная вещь! И бороться не надо - можно поиграть и договориться. Пока я считаю, что всегда можно договориться. Дети великодушны, любят нас безусловно, принимают такими, какие мы есть (а в их глазах мама - что-то, близкое к божеству). Дети социальны, стремятся быть такими, какими мы хотим их видеть. Вот и думайте, каким вы хотите видеть своего ребёнка: знаменитым скрипачом или (а его воротит от музыки) или добрым, честным, открытым, умным (недостающее вписать), развившим _свои_ Богом данные способности? _Верить_ в ребёнка. Что он человек, что способен разобраться, что ему хочется (не всегда, но если не давать возможности - не научится! возможности, а не обязанности!), что может сам оценить, что ему по силам, а что нет, где отказатсья от предложенной помощи, а где попросить о поддержке. И - самая важная поддержка - ощущение, что тебя любят. Любят любого и в любой ситуации. Что тебя слышат. Что готовы помочь и поддержать. (Именно готовы - по потребности, а не наставивают на помощи всегда, "потому что ты ещё маленький").

Что-то я раписалась, тема задела.

//на что обратить особенное внимание при его воспитании; как рациональней использовать сильные стороны его характера (волю, активность, целеустремленность, изобретательность) и как помочь проявить менее выраженные (уступчивость, ласковость, дружелюбие, доброту)

Обратить внимание на него, как на живого и цельного человека (а не совокупность качеств).
Сильные стороны поощрять и использовать при случае для поддержания самооценки и объяснения закономерностей овладевания новыми качествами и навыками - "вот раньше ты не умел ходить, тольк оползать мог, а потом научился. Ходил с мамой за ручку, потом пошёл сам. Теперь вот и бегаешь. Постепенно и прыгать научиштся - это всегд так - пробуешь, пробуешь, а потом получается". :)

"Проявить" можно, мне кажется, личным примером. Просто быть рядом и _быть_ доброй (к ребёнку и к дургим), _заботиться_ о старших и предлагать малышу позаботитсья _вместе_, доброжелательно общаться (вообще и присутствии ребёнка) с самыми разными людьми - они учатся, подражая.
Делать то, что вы не делаете, ребёнок не будет (разве что что-нить нехорошее, типа курить и т.п.).
А заботиться о себе и других, проявлять уважение к старшим, увлекатсья и полностью погружатсья в какие-то интересные дела, находить себе занятия - не будет. Если только не научит другой значимый взрослый (бабушка, дедушка, тётя, дядя и т.п.).

Ага, ещё про капризы хочу добавить.
Ребёнок не противодействует просто так! Даже когда нам кажется, что "просто так", может быть, он учится самой сути противодействования. Увидим, сможем понять, что стоит за действиями, что движет малышом - это _уже_ не будет восприниматься как каприз. Капризом нам кажется неоправданное требование. Скажем, ребёнок весь вечер разговаривает ноющим голосом, слова не скажи - вырываются слёзы, норовит шлёпнуть маму ладошкой и убежать. Капризничает? Возможно.
Измерили температуру - 38. Капризинчает? Нет, болен. Ему тяжело и нет возможности помочь себе самому, что ни предпримет - легче не становится... Любим и лечим, в первую очередь, принятием и мамой.

Как-то так.
Tags: мысли, ссылки, цитата, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments