subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

и еще 8 1/2 дней в Питере






Внедриться в реальность или в наиболее вероятный способ ее существования и чувствовать, как то, что на первый взгляд казалось самым нелепым абсурдом, начинает приобретать смысл, соединяться с какими-то другими формами, тоже абсурдными или какими-то иными, до тех пор пока на разномастной ткани (в сравнении со стереотипным рисунком каждого дня) не выступит и не проявится стройный рисунок, который только очень несмелое воображение может соотнести с предыдущим и посчитать бессмысленным, или бредовым, или непонятным. Однако не грешу ли я излишней самонадеянностью? Отказаться от психологии и в то же время решиться ввести читателя - в свой личный мир, в свой образ жизни и в свои размышления... Моему читателю будет не хватать моста, промежуточных соединений, причинной связи. Все необработанно: поступки, последующие результаты, разрывы, катастрофы, высмеивание. Там, где должно было бы быть расставание, - рисунок на стене; вместо крика - удочка; смерть выражается в виде трио мандолин. Но это и есть расставание, это есть крик, и это есть смерть, однако кто согласен сдвинуться с места, выйти из себя, покинув центр, в котором пребывает, раскрыться?







***

Ты не выбираешь дождь, под которым вымокнешь, возвращаясь с концерта (Sonic Youth). Но я у себя в комнате один, нагромождаю слова одно на другое, а эти черные суки мстят как хотят и кусают меня под столом.

***

Звуки будто шарили по воздуху, словно поднимаясь по шаткой лестнице, перескакивая через ступеньку или вдруг через пять ступенек и снова и снова оказываясь на самом верху, Лайонел Хэмптон раскачивался в Save it, pretty mamma, взлетал и падал вниз, скатываясь по стеклу, делал пируэты, создавая зыбкий рисунок созвездий, пять звезд, три звезды, десять звезд, он то гасил их носком ботинка, то обмахивался японским зонтиком, то с головокружительной быстротой вращал его в руках, и вот оркестр вступил в финал, хрипло прозвучала труба – земля, возвращение на землю, эквилибрист спускается на манеж, finibus, все кончилось.

The Seatbelts - Bad Dog! No Biscuits!

- Сеньору не нравится боп, - саркастически заметил Рональд.

***

зажгите же кто-нибудь спичку, лампочка перегорела

и произошел достопамятный диалог, торжество полного взаимонепонимания, сплошной разнобой и затяжные паузы, пока не заговорили наши руки, так приятно было гладить руки друг друга, глядеть друг другу в глаза и улыбаться, потом мы закурили "Голуаз", прикурив один у другого, лаская друг друга глазами, готовые на все так, что даже стыдно

***

А Время? Все начинается вновь и вновь, абсолюта не существует.
- Абсолют, - сказала Мага, ногой перебрасывая камешек из лужи в лужу. – Что такое абсолют, Орасио?
- Ну это когда наступает момент, и нечто достигает своей максимальной глубины, максимального предела, максимального смысла и становится совершенно неинтересным.
- А вот и Вонг, - сказал Перико. – Наш китаец похож на суп из водорослей.

***

Они старательно убивали себя, ничего не принимая всерьез и погрузившись в чтение, в джаз, который считали неким выражением свободы.

И кошки, повсюду неизбежные "minouche morrongos мяу-мяу kitten kat chat cat gatto", - серые, белые, черные, пятнистые кошки помоек, хозяева времени и мощенных каменной плиткой дворов, неизменные друзья Маги, которая умела чесать им животик и разговаривать с ними на их языке, бессмысленном и таинственном, договаривалась с ними о встрече точно в назначенный час, давала советы или предостерегала (две кошки + кошачий суп / nekojiru-so)

***

Орасио ритмично раскачивался, окутанный табачным дымом. Куда внимательней он прислушался к голосу Вонга, который предложил сварить кофе. Очень крепкий и горячий.

I used up all my money on yoy, baby, and I want it back!
(The Seatbelts – Want It All Back)

***

дом его разлетелся на куски, внутри него все не на своем месте, и в то же время – точно так оно и было, чудесным образом так и было – на полу, на потолке, под кроватью, в тазу – всюду плавали звезды и частички вечности, стихи, похожие на солнце, и огромные лица женщин и кошек, горевшие яростью, присущей обоим этим видам, вместе с мусором и яшмовыми пластинами, из которых был сделан его язык, переплетающий слова, как день с ночью, в жестокой битве муравьев со сколопендрами

***

Герцогиня Магда Разенсвил, которая появляется в его рассказах после виски или коньяка, была лесбиянкой и автором псевдонаучного трактата о carezza ("любовные ласки", ит.), переведенного на четыре языка. Мисс Бэбингтон, облик которой проступает под действием джина, кончила тем, что стала проституткой на острове Мальта. Образ третьей матери является неразрешимой проблемой для Этьена, Рональда и Оливейры, свидетелей ее появления по ходу поглощения божоле, кот-дю-рон или бургундского алиготе. Зовут ее то Галль, то Адгаль или Минти, живет она то в Герцеговине, то в Неаполе, ездит в Соединенные Штаты с водевильной труппой, она первая женщина в Испании, которая курит, она же продает фиалки у входа в Венскую оперу, изобретает противозачаточные средства, умирает от тифа, живет, правда, уже ослепнув, в Йэрте, сбегает с шофером русского царя из Царского Села, не дает покоя своему сыну в високосные годы, занимается гидротерапией, состоит в сомнительной связи с одним священником из Понтуаза, умерла при родах Грегоровиуса, который ко всему прочему является еще и сыном Сантос-Дюмона. Свидетели заметили, что каким-то необъяснимым образом все эти последовательные (или одновременные) версии судьбы третьей матери всегда переплетаются с упоминаниями о Гурджиеве, которого Грегоровиус то почитает, то, в равной степени, ненавидит.

***

Было видно только залитое кровью тело, а из-за плохого качества пленки приговоренный был похож на бесформенную темную массу, на фоне которой выделялся открытый рот и очень белая рука… если вглядеться получше, было видно, что жертва еще жива,- одна нога была вывернута наружу, пятно крови не расплывалось и сохраняло форму почти совершенного овала ("Планета страха" Родригеса, "Доказательство смерти" Тарантино, "Битва на небесах" Рейгадаса, "Груз 200" Балабанова) + руки и щиколотки привязаны к стулу... ясно видно было, как отрезают ножом правое ухо ("Бешеные псы" Тарантино).

***

В довершение всего, а может, из-под всего этого Большой Билл Брунзи затянул как псалом See, see, rider, как всегда, самые несовместимые понятия стремились соединиться в одной точке, создав, таким образом, гротескный коллаж, который еще следовало подправить водкой и кантовскими категориями, этими транквилизаторами против любой слишком плотно сгустившейся действительности. О, так почти всегда – закрыть глаза и вернуться назад, погрузиться в мягкую вату какой-нибудь другой ночи, выбранной из тщательно перетасованной колоды карт. See, see, rider, - пел Большой Билл, тоже уже Мертвец, - see what you have done.

Big Bill Broonzy - See See Rider

выглянула луна, и я остановилась посмотреть, я подняла лицо кверху, как будто кто-то со звезд мог меня увидеть, я верила в такие вещи

***

Слон быстро движется вперед, ладьи не отстают, скачет конь, падают пешки, а в середине доски, громадные, словно львы из антрацита, стоят короли, окруженные с флангов самым отборным, самым чистым в помыслах, тем, что стоит до конца, войском, на рассвете они скрестят копья судьбы, и тогда станет ясно, кому повезло, и наступит мир чистоты. Той чистоты, что есть в совокуплении кайманов.

***

сквозь ужасное шипение стала пробиваться тема, которая очень нравилась Оливейре, сначала на чьей-то безымянной трубе, потом на рояле, сквозь шумовую завесу старого фонографа и скверную запись, под дешевенький оркестрик, словно джазовых времен, в конце концов из этих старых дисков, из плавучих ансамблей, из ночей в сторивилле и родилась единственная универсальная музыка века, которая сближала людей больше, чем эсперанто, ЮНЕСКО или авиалинии, музыка достаточно простая, чтобы быть понятной для всех, и достаточно хорошая, чтобы создать свою собственную историю, с расколами, отступничеством, еретиками, со своим чарльстоном, со своим "black bottom", с шимми, фокстротом, стомпами, блюзами, чтобы иметь свою классификацию и свои названия, стиль такой-то и такой-то, свинг, бибоп, холодный джаз, уходы и возвращения к романтизму и классицизму, джаз горячий и мозговой, музыка-личность, музыка со своей историй, музыка, которая помогает узнать друг друга и внушить взаимное уважение, которая сближает подростков с пластинками под мышкой, они узнают друг друга, и тянутся друг к другу, и чувствуют себя уже не такими одинокими среди начальников на работе, членов семьи дома и бесконечно горьких любовных историй

The Seatbelts – Gateway

***

взять бы за руку Магу и пойти с ней под дождем, словно она – дымок сигареты, часть чего-то, часть меня, под дождем

***

И тут вдруг Эрл Хайнс с непогрешимым совершенством предложил свою версию I ain't got nobody, и даже Перико, погруженный в древние письмена, поднял голову и прислушался, а Мага, положив голову на колени Грегоровиуса, глядела на паркет, на турецкий половик, на красную нитку по краю узора, на пустой стакан у ножки стола.

Earl Hines – I Ain't Got Nobody

Надо бы им с Орасио купить эту пластинку, чтобы слушать в темноте ночи, чтобы научиться любить друг друга под эти фразы, похожие на долгие мучительные ласки, I ain't got nobody на спине, по плечам, пальцы сомкнуты на затылке, ногти цепляются за волосы, мало-помалу все начинает кружиться в последнем вихре, веки болят, потому что она крепко зажмурила глаза, она слышит голос Рональда и чувствует запах кофе, Вонг, дорогой Вонг Вонг Вонг.

I ain't got nobody
Nobody cares for me, nobody
Nobody
cares for me
I'm so sad and lonely
Sad and lonely, sad and lonely
Won't some sweet mama
Come and take a chance with me
'Cause I ain't so bad
You know baby it's so lonesome all of the time
Even on the beat, only only on the beat
Bozdee bozdee bop didy bop

I ain't got nobody
Nobody cares for me
Nobody, nobody

David Lee Roth - I Ain't Got Nobody (Just A Gigolo)

***

и ты излечишься от любви раньше меня, несмотря на то что любишь меня так, как я тебя не люблю. Конечно, излечишься, потому что живешь здоровой жизнью, и после меня у тебя будет кто-то другой, ведь это все равно что сменить лифчик.

(Как грустно слушать этого циника Орасио, который хочет, чтобы любовь стала для него удостоверением личности, проводником, ключом, оружием, чтобы любовь одарила его тысячью глаз, как Аргуса, чтобы он стал тишиной, в которой звучит музыка, корнем, из которого вырастет волокно, чтобы соткать слова.)

***

Shiny, shiny, shiny boots of leather
Whiplash girl-child in the dark

The Velvet Underground – Venus In Furs

***

Вздрагивая то в такт, то мимо такта, давясь рыданиями, лишь бы ни на секунду не отрываться от этого блюза о пустой постели, о завтрашнем утре, о ботинках, шлепающих по лужам, о том, что нечем платить за комнату, о страхе перед старостью, о том, как в зеркале в изножье кровати отражается пепельный рассвет, блюзы – неизбывная, рвущая душу тоска.

The Seatbelts - Forever Broke

***

- Дождь идет (Walk in the Rain), - сказал Вонг, указывая пальцем на окно мансарды.
- Не так уж плохо поселиться у самой земли и ничего не видеть, кроме ног и ботинок.

Cowboy Bebop OST - Rain

***

дождь в окошке мансарды причудливо сплетается с образами еще не ушедшего сна, ему снилось какое-то странное место, впрочем, залитое солнцем, где Габи, совершенно голая, бросала хлебные крошки голубям, большущим, каждый величиной с утку. Забавно было слышать, как под шум дождя в окно мансарды Джелли Ролл пел: Stood in a corner with her feet soaked and wet…

The Seatbelts - Piano Black

Two-nineteen done took my baby away… Жизнь – она такая и есть, поезда, которые увозят и привозят людей, а ты стоишь на углу с мокрыми ногами, слушая механическое пианино и слыша чей-то смех сквозь освещенные окна зала, куда войти не всегда хватает денег.



My sister's he
My brother's she
But there is only me in the family
When I grow up
Oh I'll go down
The river to the Singing Sea

Tags: cities, on music, on the road, people, photo, quotes
Subscribe

  • (no subject)

    И у Эко замечательно было про "оскорбление чувств", "смех над святынями", Шарли Эбдо, "кощунников" и т.п. - Должно быть, обязанность всякого, кто…

  • Frank (2014)

    Англо-ирландская инди-трагикомедия о таланте и посредственности, "Самости" и "Персоне" (маске), творчестве, ненормальности и их взаимосвязи в…

  • Азорские острова '13

    На Азорах волею судеб попали еще и на местный праздник Святого Духа - Festas do Espirito Santo - в деревеньках жители от мала до велика в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • (no subject)

    И у Эко замечательно было про "оскорбление чувств", "смех над святынями", Шарли Эбдо, "кощунников" и т.п. - Должно быть, обязанность всякого, кто…

  • Frank (2014)

    Англо-ирландская инди-трагикомедия о таланте и посредственности, "Самости" и "Персоне" (маске), творчестве, ненормальности и их взаимосвязи в…

  • Азорские острова '13

    На Азорах волею судеб попали еще и на местный праздник Святого Духа - Festas do Espirito Santo - в деревеньках жители от мала до велика в…