subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Category:
  • Music:

INLAND EMPIRE



Дождались

"Идеи диктуют все", как мы уже давно успели выучить. "Идеи летают вокруг, надо только уметь их вовремя увидеть и записать". Вот и это не рецензия, а просто несколько заметок, пойманных за хвост прямо в зале.



Ключевой оказалась идея дзэнского восприятия и понимания. ВИ сделана так, что именно на этом пункте будет основано главное непонимание, критика и недовольство. Уверяю. Увидите.

Пункт состоит в том, что суть фильма, как и сатори, постигается-достигается интуитивно. Это первоначальное, непосредственное "понимание" невозможно выразить вербально с использованием общепринятой здесь и сейчас логики. (Те, кто немного знакомы с чанем/дзэном, знают, что даже это писать, словами, объясняя, уже извращение.)

Да, такое странно слышать от меня после МД Dissection. Но, я ведь отказался писать разбор ЛХ. Есть разница. В этом случае анализ кажется мне лишним и неинтересным. Суть фильма уже давно схвачена и интуитивно понята. Попытки вместить ее в рамки имеющихся сейчас в нашей культуре законов реальности, логики, повествования кажутся ненужными и малоинтересными.

Так и с ВИ. Нет желания анализировать и раскладывать. Хлопок одной руки услышан. Что еще? Пытаться сделать так, чтобы его услышали и другие? И сразу? Но это ведь дело индивидуальное. А сейчас для наслаждения (лично мне) анализа не нужно. Чего и другим желаю суметь. Поймав это состояние другого понимания, я отпустил себя и спокойно погрузился в волны фильма, отключив рацио. "Кино – как музыка, которой ты отдаешься всем своим существом. Отдайтесь этому великолепному чувству, насладитесь, приобретите новый опыт" – говорит Линч и знает, что говорит.

Лучшая иллюстрация всего этого – сцена с отверткой, смертью, негритянкой, японкой. Это чистейший классический дзэн. Ситуация, диалог. Чего же тут еще разжевывать? Ведь вот оно. На тарелочке, и подано блестяще. Мондо очень тяжело объяснить рационально. С первого раза вы либо схватываете его (как эту сцену), либо нет. И не надо пенять на режиссера. Непонимание мондо – ваша проблема, а не режиссера, снявшего "бред".

Интересно бы, кстати, узнать о восприятие Линча на Востоке. Там таких проблем с невозможностью моментальной рационализации увиденного быть не должно. Здесь, "на Западе", люди не могут успокоиться, когда после просмотра интеллектуально не понимают, что увидели. Если же уметь понимать без понимания, смотреть другими глазами и видеть другое, погружаться в образы, атмосферу, то можно не потеть в потугах упорядочить или рационализировать бесконечные сюжетные повороты, искажения пространства и времени и т.д. Но таких людей, судя по зрителям после фильма, единицы.

Очевидно, что подавляющее большинство аудитории пришло на фильм целенаправленно. Бронировали билеты, ждали в огромной очереди. И? По окончании со всех сторон – "че это было?", "ни хера не понял", "самый массовый сеанс сна – никогда еще не видела, чтобы столько людей спало на фильме", "вот мозгоебство" и т.д. Люди, не знающие, что Линч снимает другое кино? Не ожидающие, что будет такое?

Кино сейчас (в том числе и большинство авторского, арт-хаусного) производится как продукт кратковременного потребления. Провести 2 часа за просмотром, испытать нужные эмоции или понять идеи, аккуратно положенные на поверхность или слегка скрытые, потом, возможно, обсудить, потрепаться в компании. С учетом этого, люди не готовы к тому, что фильм будет требовать от них выйти далеко за пределы двух часов, потому что одного просмотра недостаточно, и двух тоже, а помимо неоднократных просмотров, требуется еще и погружение, рефлексия, работа. (К слову, Гринуэй с "Чемоданами" Линча переплюнул, ибо там даже только для одного просмотра требуется 7 часов, а для полного включения в историю много больше – чтение книг проекта, посещение множества чемоданных сайтов, просмотр прежних фильмов, связанных с Люпером и т.д.) Для большинства это нонсенс, а потому мыслей о другом подходе к таким фильмам не появляется и подобное кино просто переопределяется как "бред", что отлично рационализирует все непонятое.

В тему говорит Долин (возможно, единственный отечественный критик, по-настоящему понимающий Линча): "фильм - вне любых конкурсов, и судить его по общепринятым канонам - дело бессмысленное. Вообще, большой вопрос - кино ли перед нами или новая форма визуального искусства?"

В этом есть и свой плюс. Фильм очень хорошо отсекает способных врубиться в такие альтернативные формы, использующие мультиязык, требующие кардинально другого вовлеченного подхода к произведению, и людей квадратных. (Простите, давно ничего снобского не толкал)

Постижение фильма, описанное выше, лично для меня было главным состоянием во время просмотра. И пришло это постижение потому, что то же самое происходит в жизни все последние месяцы, когда you travel far, what have you found? that there's no time to analyze, to think things through, to make sense. Да, такое довольно странное ощущение правильности пути, ведения, осмысленности хаотического движения.

И в фильме, кстати, то же. Все происходит так, как должно произойти. Everything in its right place. И все "темное" тоже на своем месте и потому воспринимается спокойно, закономерно. А герои, как и мы – just playing a part.

Еще одно понятное и близкое пересечение с фильмом – постоянная для Линча идея разных сосуществующих параллельно реальностей. У меня последние месяцы то же. Разные места, разное время, разные люди, разные законы этих реальностей. И даже сразу после фильма происходят вещи совершенно неожиданные, а все вместе похоже на сон. Вот поэтому и близок фильм, поэтому воспринимается непроблематично, хорошо и мягко. Приятственно.

Содержательно – да, конечно, сплит. В основном из "Шоссе" (базовая тема семейных отношений, измены, убийства + конечно, мультиреальность) и "МД" (тема Голливуда и та же мультиреальность, хотя вроде это уже не любимая Линчем психофуга).

Пока не могу сказать, хорошо или плохо использование Линчем старого материала – здесь не только "Кролики", но и дырка в сорочке из "Darkened Room", играющая в ВИ роль синей коробочки из МД, и Out Younder, и Axxon N., так и не виденный нами. Все связано, да. В этом талант и заслуга Линча.

Очень свежа и любопытна польская часть. Американская – это классический, узнаваемый и, возможно, уже вполне понятно утомляющий кого-то "самоповторами" Линч. А вот польская – это уже новое слово в новых условиях. Хотелось бы целый фильм в такой стилистике. Когда начинается польское действо, очень быстро ассоциативно всплывает Кафка. Вот и снял бы наконец Линч "Превращение" в Польше, черт старый.

Один из моих любимых линчевских лейтмотивов, который впрочем почему-то мало кто замечает, повторяющийся из фильма в фильма фразой "something's wrong". На месте.

Юмор линчевский. На уровне. Там, где надо. Сногсшибательное "Fucking funny" в лицо смеющимся зрителям, в очередной раз прорывающее границу реальностей, как и, например, эпизод с Лорой в кинотеатре. Для полноты ситуации не хватало луча прожектора в зал "Ролана", в котором тоже оказалась бы реальная Лора Дерн.

Что еще. Да, можно сказать, что Империя – самый сложный фильм Линча. Концентрированный Линч. И структура фильма (по крайней мере на первый взгляд) наиболее сложная из всех его картин. Если в МД было 2 часа плавного, логичного действа и 20 минут резких, сложных, отрывочных образов, то в ВИ все наоборот – первые 30-40 минут (кажется так) плавного течения, а затем два с лишним часа "сумасшедших", а-ля последние минуты МД.

Хотя я так и не понимаю разговоров про то, что фильм "взорвал мозг" и т.п. Если вы ищете моментального логичного понимания – тогда да, без него вам плохо и ваш мозг стонет, но если вы готовы к нескольким первым просмотрам без анализа, то в чем проблема? Просто погружайтесь! И форма, кстати, довольно легкая, без сензитивных или резких эпизодов (очень целомудренный секс, никаких разбивания голов, отрезания ушей, разлагающихся трупов и т.п.).

Те же "Чемоданы", кстати, смотреть, имхо, гораздо сложней, и внимания, усидчивости требуется гораздо больше. И пусть Империя "сумасшедшая", "непонятная", но Линч, в отличие от многих примеров интеллектуального кинематографа, делает кино увлекательное, красивое, динамичное и зрелищное.

Просто расслабьтесь, отпустите себя. А потом, если захотите, можно будет и подумать, поиграться, поискать ключи и "проходы" ,)

На этом пока все, наверно. Будем ждать проката и, главное, ДВД.


З.Ы. Да, вот эти четыре трейлера вкупе дают довольно хорошее отражение фильма.

INLAND EMPIRE official trailer:
http://www.youtube.com/watch?v=y4hFEDYmMcM

INLAND EMPIRE 2nd American Official Trailer:
http://www.youtube.com/watch?v=_DlYCvxvPZY

INLAND EMPIRE - Official Italian Trailer:
http://www.youtube.com/watch?v=KtzSSG8X9e0

INLAND EMPIRE French Trailer:
http://www.youtube.com/watch?v=X6CIhk_AMRw

Tags: lynch, on films
Subscribe

  • Азорские острова '13

    На Азорах волею судеб попали еще и на местный праздник Святого Духа - Festas do Espirito Santo - в деревеньках жители от мала до велика в…

  • Азорские острова '13

    Несмотря на то, что Понта Делгада - островной городок (пусть и самый большой на Азорах) с населением менее 50 тысяч жителей, количество и качество…

  • Лиссабон '13

    Милейший город, срезонировавший со мной сильнее, чем близкие Барселона или Рим. на подлете к Лиссабону, видны мост 25 апреля и статуя Христа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Азорские острова '13

    На Азорах волею судеб попали еще и на местный праздник Святого Духа - Festas do Espirito Santo - в деревеньках жители от мала до велика в…

  • Азорские острова '13

    Несмотря на то, что Понта Делгада - островной городок (пусть и самый большой на Азорах) с населением менее 50 тысяч жителей, количество и качество…

  • Лиссабон '13

    Милейший город, срезонировавший со мной сильнее, чем близкие Барселона или Рим. на подлете к Лиссабону, видны мост 25 апреля и статуя Христа…