subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Category:

Киноитоги 2017

Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны.

Сливки:


мама! / mother!
(Даррен Аронофски)
https://www.kinopoisk.ru/film/mama-2017-938643/
Масса всего сказана, куча копий поломана, при этом, судя по зрительской реакции, большинство даже не поняли, о чем хотя бы примерно фильм, восприняли все буквально, не считали метафор даже в общем, что уж говорить о конкретике. Скажу только две вещи. Пусть Аронофски и заносчив, и пафосен, стоит на плечах бунюэлей, и прочая-прочая, но тот масштаб, который он берется покрыть в фильме, и выбранная форма покрытия настолько завораживают, что я не могу реагировать иначе, чем открыв рот. Второе – «мамой!» можно тестировать на IQ и EQ. Если человек не считывает, о чем все это (а тем более не удосуживается потом потратить пару минут, чтобы считать из интернетов, но готов разругать) или же его это ни капли не трогает - выводы можно делать вполне однозначные)




Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049
(Дени Вильнёв)
https://www.kinopoisk.ru/film/begushchiy-po-lezviyu-2049-2017-589290/
В прошлом году Вильнёв был у меня в топе с шикарным «Прибытием», и вот опять здесь. Пояснения, думаю, не требуются. Действительно, редчайший случай, когда сиквел едва ли не сильней оригинала.



Охота на дикарей / Hunt for the Wilderpeople
(Тайка Вайтити)
https://www.kinopoisk.ru/film/okhota-na-dikarey-2016-913703/
Неожиданное чудесное. Доброе, свежее, юмористичное, трогательное инди. Сказка-путешествие толстого фаната хайку и Тупака Шакура - асоциального детдомовца ("воровство, плевки, бросание камней, пинки, поджоги, бродяжничество, граффити!") в компании еще более асоциального мизантропичного бродяги-охотника (сам Сэм Нил) по невероятным живописным новозеландским пейзажам ("как во Властелине Колец!") не без сражений с кабанами, местными рэднеками и даже соц.работниками на БТРах. Режиссер - Тайка Вайтити (тот, который сделал нашумевших "Реальных упырей"). Любителям таких крутых/странных штуковин про детство/юношество/взросление, как: Звери Дикого юга / Beasts of the Southern Wild, Мад / Mud, Строго на запад / Slow West, Страна приливов / Tideland, Там, где живут чудовища / Where the Wild Things Are, Человек – швейцарский нож / Swiss Army Man, Где бы ты ни был / This must be the place. Смотреть обязательно в оригинале на чудесном новозеландском английском, не пропуская шуток, теряющихся в переводе)



История призрака / A Ghost Story
(Дэвид Лоури)
https://www.kinopoisk.ru/film/istoriya-prizraka-2017-1008321/
Судя по отзывам, как и «мама!», непонятый большинством зрителей фильм-обманка, который оказывается далеко не только красивой, трогательной, поэтичной инди драмой про любовь и смерть через историю "привидения", а гигантским знаком вопроса по базовым экзистенциальным темам - смысл жизни, передача памяти через поколения, ориентация на будущее или "жить здесь и сейчас", способность любви быть ответом на эти вопросы и многое другое. Но заметить это смогут только немногие, кто по глупости не бросит фильм через 25-30 мин, потому что там все "скучно", "медленно", "ничего не происходит", и сможет войти в поток калейдоскопа событий и затянуться во временную петлю, когда экранное время потечет уже совсем по-другому, и, вместо 5 минут поедания пирога, за пару минут будут пролетать годы человеческих жизней. Очень нежное и уязвимое кино.



Про рок
(Евгений Григорьев)
https://www.kinopoisk.ru/film/pro-rok-2017-932448/sr/1/
Первый раз наблюдал гигантский тысячный зал под завязку на документальном кино (не на фестивале), да еще и с непрекращающимся смехом, аплодисментами тут и там все 2 часа показа и с бурными овациями по завершении. А все потому, что "Про рок" заведомо выигрышную тему (молодежь, творчество, рок) раскрывает крайне бойко, динамично, остроумно, да еще и очень социологично, местами выходя далеко за пределы музыкальной тематики. Глубокие и жирные метафоры про время, про судьбу и рок (fate) поколений и страны возникают как будто сами собой и считываются на ура. Даже если и не погружаться в глубины, это просто очень интересно смотреть. Если шарахаетесь от слов "документальное кино" - пересильте себя, снимайте шоры, разрушайте неверные стереотипы) Это живо, любопытно, динамично и весьма художественно. А режиссура и монтаж легко дают фору большинству даже недокументальных новинок кинорынка. Друзьям-музыкантам вообще маст си. Узнавать себя или, наоборот, видеть разницу. В конце концов, просто смеяться над (не)удачливыми собратьями.


Хорошие, но не топовые фильмы, которые также заслуживают внимания:

Патерсон / Paterson (Джим Джармуш)
"Патерсон", конечно, замечательный, и смотрите его обязательно. Но при многолетней любви к Джармушу не могу с горечью не заметить заезженность пластинки и условность конструкции фильма. В "Любовниках" и "Пределах контроля" последнее было в тему: фильмы - жирные метафоры "культурного сопротивления", противостояния "высокого" мира искусств, свободы, любви и творчества "низкому" миру потребительства, невежества, денег, насилия. И, в общем, нормально создавать искусственные конструкции, если хочешь высказать в произведении подобные довольно конкретные идеи.Но создавать такой же умозрительный конструкт третий фильм подряд в "Патерсоне", при этом в истории об обыденной размеренной жизни, о поэзии простоты, о красоте повседневности, о важности "здесь и сейчас" - чересчур. Это надо передавать самОй естественной жизнью, а не буквами стихов на экране в папье-машевой реальности с девочками-поэтессами, барменами-философами, милягами-бульдожками и кукольными домиками. Поэтому, действительно, ценней и честней были ранние фильмы Джармуша, где эта самая естественная поэзия транслировалась самой жизнью на экране, без искусственных построений и специальных разговоров о ней в лоб. Из проф.критиков примерно то же почувствовал Зельвенский. Остальные поверхностно млеют над простотой, милотой, уютом и чистотой фильма, выгодно контрастирующего с остальным кинопрокатом. Это все правда, приятно и хорошо, но от любимого Джармуша все-таки ждешь развития, а не только хорошей помеси "Любовников" с "Псом-призраком" и "Сломанными цветами".

Квадрат / The Square (Рубен Эстлунд)
Прошлогодний каннский лауреат. Не столько полноценный художественный фильм, сколько сатирический калейдоскоп социальных экспериментов, перформансов, метафор, поднимающих массу общественно-экономических тем разной степени важности и релевантности. Искусственное, конечно, но довольно хорошее овервью некоторых проблем современной цивилизации. Отрадно, что не дидактическое, а довольно едкое и провокативное.

Лев / Lion (Гарт Дэвис)
Ну уж такая трогательная при этом подлинная история поисков семьи, что не разомлеют только совсем уж каменные)

Прочь / Get Out (Джордан Пил)
Заслуженно расхваленная изобретательная социальная критика под соусом хоррора.

Ветреная река / Wind River (Тейлор Шеридан)
Редкий случай, когда киношный детектив/триллер сильно крепче аналогичных по жанру сериалов и фильмов маститых режиссеров (типа "Снеговика" и т.п. суровых холодных северных детективов).

Хорошее время / Good Time (Бен Сэфди, Джошуа Сэфди)
Настолько завораживающе сделанный фильм с такой бешеной динамикой, нервом, бьющий энергией, что оторваться просто невозможно, даже если сама история и не цепляет вовсе.

О теле и душе / Тestről és Lélekről (Ильдико Эньеди)
Затягивающая странная история влечения (любовью называть это это не рискну) в декорациях румынского мясокомбината.

Окча / Okja (Пон Джун-хо)
Не шедевр, но подкупает оригинальностью. Только посмотрите на главных героев. А там еще Тильда Суинтон, Пол Дано и Джилленхол.


До костей / To the bone (Марти Ноксон).
Мало кого можно завлечь фильмом про анорексию, но кино любовно сделанное, прочувствованное, с отличной актерской работой и психологизмом.

Медведь Бригсби / Brigsby Bear (Дэйв МакКери)
Маленький инди шедевр про творчество, свободу, иллюзии, их цену и значение. «Шоу Трумена» 2017.

Патти Кейкс / Patti Cake$ (Джереми Джаспер)
Кино очень близкое к "Про рок" (хотя и художественное и про рэп). Темы и подходы к раскрытию сильно перекликаются, ну и смотреть так же увлекательно.

Счастливчик / Lucky (Джон Кэрролл Линч)
Последний фильм и бенефис Гарри Дин Стэнтона. Простое, но глубокое кино.

Горе-творец / The Disaster Artist (Джеймс Франко)
История съемок "худшего фильма в истории". И грустно, и смешно. "Эд Вуд" 2017.


Отдельно заслуживающие внимания отечественные:

Слишком свободный человек (Вера Кричевская)
Фильм иллюстрирует судьбу современной России (последних 25 лет) едва ли не лучше, чем рассказывает конкретно о Немцове. А еще обращает внимание и проливает свет на несколько очень любопытных и знаковых событий недавнего прошлого, о которых многие забыли, а многие и вовсе не знали.

Нелюбовь (Андрей Звягинцев)
Конечно, слишком в лоб (эгоистичная, бросившая собственных детей Россия бежит на месте под телепропаганду Дмитрия Киселева), но продолжать стучать нужно, к сожалению, в слишком многие лбы.

Теснота (Кантемир Балагов)
Очень неуютное, но безусловно сильное, заметное и западающее кино. Тем более удивительно для дебюта.

Аритмия (Борис Хлебников)
На мой взгляд, Хлебников все-таки должен был определиться, снимает он историю семейную или социальную. Они кажутся многими местами противоречащими, при этом не обогащающими друг друга. Социальная половина, по мне, сильно лучше и важнее банальных семейных проблем довольно широкими мазками нарисованных персонажей.

Заложники (Резо Гигинеишвили)
Превратно понятный многими "ура-патриотами", обвинившими режиссера чуть ли не в пропаганде терроризма, фильм заслуживающий просмотра и адекватного осмысления.

Разбуди меня (Гийом Проценко)
Вряд ли много кем виденный совсем не отечественный по духу, очень приятно смотрибельный триллер о снах и "играх разума".

Язычники (Валерия Суркова)
Киноверсия небезызвестного спектакля "Язычники" по пьесе Анны Яблонской, погибшей при теракте в Домодедово. Прекрасно играют актеры оригинальной постановки Театра.док. Динамичная работа, от которой сложно оторваться - о "религиозности", столкновении ценностей, "чуде" и кое о чем еще. Во многом и фильм и спектакль - братья "м(У)ченика" / "Ученика" Серебренникова.

Из анимации, конечно, Тайна Коко / Coco (Ли Анкрич, Эдриан Молина).

Ну а вообще главным кинособытием года стало, естественно, возвращение Твин Пикс.

Спасибо

З.Ы.
Киноитоги
2016
/ 2015 / 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009

Tags: on films
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments