subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Киноитоги 2016

Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны.

Первая десятка:


Строго на запад / Slow West
(Джон Маклин)
https://www.kinopoisk.ru/film/800378/
Настоящий кинопраздник. Жанры и темы меняются и вплетаются безостановочно – то черная комедия с бойкими диалогами похлеще тарантиновских, то настоящий вестерн с суровыми мужиками и перестрелками, то ироничные коэновские зарисовки-метафоры, то роман воспитания (более всего напоминающий гончаровскую «Обыкновенную историю» с конфликтом умудренного прагматичного опыта и юношеского идеализма), то абсурдистские юморески, то история несчастной любви и (буквально) разбитого сердца, то ночные жизненные притчи роуд-муви. Ну а скорость развития сюжета и концентрация смыслов зашкаливают – в час двадцать здесь умещается больше, чем в 5 часов «Восьмерки» и «Выжившего»! И все это с непрекращающимся ощущением легкости, увлекательной постмодернистской игры, расслабленности и улыбки, присущей настоящим талантливым инди фильмам (не зря «Slow West» - победитель прошлогоднего Санденса в категории "Мировое кино").
Моя рецензия целиком: http://www.afisha.ru/movie/219727/review/1065318/




Зверополис / Zootopia
(Байрон Говард, Рич Мур)
https://www.kinopoisk.ru/film/775276/
Чудесный и смешной мульт с широчайшими социально-культурными метафорами и кучей киношных отсылок.



Высотка / High-Rise
(Бен Уитли)
https://www.kinopoisk.ru/film/220559/
Отличная антиутопия с Томом Хиддлстоном и Джереми Айронсом, едкая социальная сатира и просто визуальный пир, музыкальная услада (от Клинта Мэнселла) и кино-аттракцион, напоминающий, конечно, о "Заводном апельсине" Кубрика, "Репетиции оркестра" Феллини, "Ангеле истребления" Бунюэля и относительно свежем "Сквозь снег".



Приходит дракон / A Dragon Arrives!
(Мани Хагиги)
https://www.kinopoisk.ru/film/957899/
Сумасшедший шикарный мультижанровый калейдоскоп. Смотрели с открытым ртом. Синефильский праздник. Сложно, красиво, умно, оригинально (несмотря на кучу аллюзий). Это гораздо больше, чем просто заявленный "иранский True Detective". Найти можно почти все, что вам захочется,- и Линча, и Гиллиама, и Тарантино, и Сингха, и классические нуары, и вестерны, и политический детектив, и сюр, и самобытность, и, наконец, настоящий многоуровневый фильм-загадку.



Человек швейцарский нож / Swiss Army Man
(Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт)
https://www.kinopoisk.ru/film/918087/
Яркая сумасшедшая оригинальная черная комедия / драма / ромком / триллер / buddy movie / социальная / дурацкая / философская / похабная / экзистенциальная / психологическая / сюрреалистическая и много еще какая штуковина. Пожалуй, самый близкий аналог – гиллиамовская "Страна Приливов" (сюр и фантазии, внешние тропы, внутренние трипы и пердящие трупы), ну и всякие спайки джонзы / мишели гондри. По крайней мере, можете быть уверены – на фильме не заскучаете. P.S. смотреть только в оригинале – как можно дублировать/переозвучить мычания-ворчания-мямленье трупа Рэдклиффа?



В тихом омуте / Ma Loute
(Брюно Дюмон)
https://www.kinopoisk.ru/film/915351/
Сюрреалистическая социальная трагикомедия. (В очередной раз в этом списке слово "сюр", но что поделать, если это такой частый коррелят с качеством, оригинальностью, ну и с моими симпатиями).



Неоновый демон / The Neon Demon
(Николас Виндинг Рефн)
https://www.kinopoisk.ru/film/623721/
Шикарный гипнотический китч, гротеск, метафоры и издевательство, которым невозможно не подсмеиваться и подхлопывать. В конце концов, это безумно красиво.


Ученик
(Кирилл Серебренников)
http://www.afisha.ru/movie/228491/
Школьник, воспитываемый матерью-одиночкой, ударяется в религию и, сыпя цитатами из Библии, начинает крестовый поход против бикини одноклассниц, теории эволюции, полового воспитания, организованной религии, гомосексуальности и, конечно, евреев. Замечательная, интересная, умная и актуальная работа о возникновении агрессивного религиозного фундаментализма и его столкновении со светским научным подходом, а их обоих – с обывательской "нормальностью", с поддающимся манипуляциям большинством. Тут и про воспитание, и про оскорбление чувств "верующих", и про относительность нормы и слова, и про терпимость, и про систему образования, и про инакомыслие и борьбу с ним. Ну и, конечно, "Ученик" – жирная метафора современной России.
Моя рецензия целиком: http://www.afisha.ru/movie/228491/review/1001608/


Прибытие / Arrival
(Денни Вильнёв)
https://www.kinopoisk.ru/film/718811/
Сай-фай встречает Терренса Малика, чтобы сложносочиненно, красиво и медитативно рассказать о важности открытой коммуникации, интеграции, стремления понять, но, более важно и неожиданно, о ценности "здесь и сейчас", о детерменизме и свободе воли, о нелинейности времени и симультанности, о гипотезе лингвистического релятивизма и принципе Ферма.


Под покровом ночи / Nocturnal Animals
(Том Форд)
https://www.kinopoisk.ru/film/909898/
Гипнотическая происходящая в двух переплетающихся мирах история о разрушенной любви, "силе искусства" и его возможности играть с реальностью. Эдакий лайтовый вариант "Волхва" (но поймете вы это только в конце, и то, если правильно прочитаете фильм). Второй подряд топовый фильм с новой Николь Кидман - Эми Адамс, кочующей по сильным авторским фильмам.


Хорошие, но не топовые фильмы, которые также заслуживают внимания:

В центре внимания / Spotligh (Том МакКарти)
http://www.afisha.ru/movie/222444/
Прошлогодний оскаровский триумфатор – производственная драма / журналистское расследование церковной педофилии с прекрасными Марком Руффало, Рейчел МакАдамс, Майклом Китон и Стэнли Туччи.

Трамбо / Trumbo (Джей Роуч)
http://www.kinopoisk.ru/film/799728/
Гуманистическое и внутрицеховое кино, в котором Брайан Крэнстон ("Во все тяжкие") в роли сценариста «Спартака» и «Римских каникул» Трамбо, попавшего в черный список во времена охоты на ведьм, вынужден бороться с правительством и акулами кинобизнеса.

Тряпичный союз (Михаил Местецкий)
http://www.afisha.ru/movie/225548/
Отличное, смешное, бодрое, богатое (на смыслы и действие), энергичное и разнообразное кино. И совсем не "подростковое" – не верьте. В контексте отечественного кинематографа смотрится крайне приятно и свежо.

Микроб и бензин / Microbe et Gasoil (Мишель Гондри)
https://www.kinopoisk.ru/film/904000/
Гондри сделал настоящую милоту, и интересную, и трогательную, и забавную. Как и в предыдущем примере даром что главные герои – подростки, смотреть обязательно.

Бегущая от реальности / Complete Unknown (Джошуа Марстон)
https://www.kinopoisk.ru/film/857777/
Интеллигентное и романтичное инди, в котором титулованные Рэйчел Вайс и Майкл Шеннон ставят вопросы о том, где же правильный выбор, обретение счастья, и кто "выигрывает" – плывущий по течению, живущий в зоне комфорта или непривязанный, "свободный", меняющийся, проживающий "разные жизни".

Вакантна жизнь шеф-повара (Рустам Ильясов)
https://www.kinopoisk.ru/film/765099/
Оригинальная отечественная картина – примерно о том же, что и предыдущий участник, только решающая вопрос проживания других жизней натурально через залезание в тела и миры других людей. Не идеальный, но заслуживающий внимания пример нестыдной отечественной фантастики, ничуть не хуже "Черного зеркала".

Капитан Фантастик / Captain Fantastic (Мэтт Росс)
https://www.kinopoisk.ru/film/841147/
Несмотря на ряд претензий, в любом случае это интересная, местами не очень ловкая и слегка поверхностная, но все же thought provoking и забавная история семьи леваков (под водительством отца – Вигго Мортинсена), живущих в лесу, но вынужденных вступить в контакт-конфликт с "нормальным" обществом потребления.

Море деревьев / The Sea of Trees (Гас Ван Сент)
https://www.kinopoisk.ru/film/820035/
Все-таки зря "Море деревьев" так уж сильно разругали в Каннах и совсем не выпустили в прокат у нас. Да, Ван Сент снял про непопулярное "о главном" (ценить жизнь, любить близких, мементо мори), это местами выглядит наивно / банально, большей частью напоминает сентиментальный вариант "Человека-швейцарский нож" или, очевидно, смесь "Джерри" и "Не сдавайся" самого же Ван Сента, но внимания фильм вполне заслуживает. Не говоря уж про участие МакКонахи, Наоми Уоттс и Кена Ватанабе.

Она / Elle (Пол Верховен)
https://www.kinopoisk.ru/film/842857/
Нашумевшая и попавшая едва ли не во все топы работа двух великих – Верхувена и Изабель Юппер, которую, правда, кажется, не поняли многие зрители и критики, ведь это, в первую очередь, не детектив, триллер или драма, а притворяющаяся ими социальная сатира с большой ехидной улыбкой за кадром и фигой в кармане.

Дуэлянт (Алексей Мизгирёв)
https://www.kinopoisk.ru/film/840234/
Если убрать в сторону низкий жанр "мушкетерского блокбастера" или супергеройских приключений 19 века, а также забыть о едва ли не самой дурацкой любовной сцене ever, то одно надо признать точно - так у нас кино еще не делали: Питер как Лондон у Бертона или Гая Риччи, съемки стильные и сочные как у Нолана, музыка нестыдная, готика европейская, фабула универсальная. Посмотреть стоит хотя бы ради этого - в "исследовательских целях".

В лучах солнца (Виталий Манский)
http://www.afisha.ru/movie/227210/
Громкая и чуть ли не скандальная документалка отечественного мэтра Манского об "идеальной" жизни Северной Кореи, вышедшая откровенной антиутопией, мощным ударом по режиму и ярким предупреждением и напоминанием всем тем, кто и у нас тоскует по советским идеалам. Смотрите, вспоминайте (если забыли), представляйте (если не знали) – делайте выводы. Но и без всего этого кино, в любом случае, крайне интересно - хотя бы как редкая возможность этнографического погружения в одну из самых закрытых стран мира.

Девушка в поезде / The Girl on the Train (Тейт Тейлор)
https://www.kinopoisk.ru/film/928391/
Приятная неожиданность – ожидаете жалкую подделку "Исчезнувшей", и, конечно, по форме получаете кино не филигранного финчеровского уровня, но зато на сценарий грех жаловаться – напряжение, динамика, нелинейная структура, сразу несколько тем в фокусе, перевороты с ног на голову и даже "игры разума".

Зоология (Иван Твердовский)
https://www.kinopoisk.ru/film/934182/
Наградив героиню жирным хвостом, Твердовский рисует такую же жирную, болезненную и сильную метафору трагедии "другого" в обществе (а этим иным у нас может быть кто угодно – ВИЧ-положительный, таджик, гей, оппозиционер, атеист, курящий – увидеть в хвосте можно очень многое, что вашему сознанию угодно). Отдельного упоминания заслуживает удивительная для отечественного кино чувствительность к ткани реальности -"Зоология" один из редчайших фильмов, в которых показываемый мир выглядит крайне правдоподобно и не вызывает отторжения фальшивостью, искусственностью. Язык персонажей, диалоги, фактура - поликлиника, рабочие места, город, даже массовка выглядят совершенно документально (что особенно поразительно с учетом довольно молодого возраста Ивана).


Спасибо

З.Ы.
Киноитоги 2015 / 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009

Tags: on films
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment