subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Киноитоги 2015

Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году (хотя в 2015-м было как никогда много кино, прокатывавшегося только номинально – иногда даже всего одной копией). Сортировка по времени выхода на отечественные экраны (так и не вышедшие – в конце).

По-настоящему топовых фильмов для меня было всего три:


Бёрдмэн / Birdman
(Алехандро Гонсалес Иньярриту)
http://www.kinopoisk.ru/film/722827/
Трагикомичный эффектный непрерывный трип по бродвейскому зак"Улисс"ью, гениальная операторская работа Любецки, блестящая режиссура, театральных высот лицедейство во главе с Майклом Китоном, оригинальный саундтрек, построенный почти полностью на одних ударных. Здесь и бодрая сатира на киношно-театральный мир, и остроумная реалистичная производственная драма, и живые муки автора, и даже творческие помешательства, напоминающие порой о «Черном лебеде» или «Внутренней империи». И во всем этом - ритм, плотность, дыхание, юмор, виртуозность, многослойность, движение, жизнь. Упоительно. 9/10



Любовь / Love
(Гаспар Ноэ)
http://www.afisha.ru/movie/225358/
В моем восприятии Ноэ продолжает современным киноязыком пересказывать западной аудитории буддийские истины. "Необратимость" демонстрировала неизменные законы причинной-следственной связи – карму. "Вход в пустоту" красочно иллюстрировал происходящее после смерти, натурально экранизируя "Тибетскую книгу мертвых". "Любовь" показывает противоположный смерти полюс – сансару, чувственный мир желаний, привязанностей, приводящий к рождению и страданию. (И да, фильм не про любовь, а про "любовь", обладание, страсть, эгоизм, от которых останутся только боль, потерянность и новые витки блужданий.) С учетом темы, фильм более сентиментальный, спокойный и мягкий, чем предыдущие, хотя это все равно драма, пусть и с красиво снятым сексом красивых людей под красивую музыку. 8/10
P.S. знающим, в качестве саундтрека и для лучшего понимания – "Pushit" Tool



Молодость / Youth
(Паоло Соррентино)
http://www.kinopoisk.ru/film/807818/
Новый "великолепный" Соррентино – обязательный к просмотру пример зрительского авторского (эстетского) кино, интересного и невероятно красивого, несмотря на не самую легкую тематику (увядание, старение, творчество, прошлое). При этом нельзя промолчать о том, что "Молодость" еще сильнее, чем прежде, отсылает к Феллини. 8/10



Хорошие, но не топовые фильмы, которые заслуживают внимания:


Дикие истории / Relatos salvajes
(Дамиан Сифрон)

http://www.kinopoisk.ru/film/775727/
Динамичный аргентинский черноюморный альманах из разряда «нравится всем» о том, что карма такая карма. 7/10



Мисс Переполох / She's Funny That Way
(Питер Богданович)

http://www.kinopoisk.ru/film/572068/
Восхитительная легкая эталонная нью-йоркская комедия положений о театральном закулисье и перипетиях ночной жизни. 7/10
Дает фору последнему Вуди Аллену, который в прошлом году тоже выдал неплохого "Иррационального человека".



Гордость / Pride
(Мэттью Уорчас)

http://www.kinopoisk.ru/film/797558/
Доминик Уэст (Прослушка), Эндрю Скотт (Шерлок), Билл Найи, Пэдди Консидайн в прекрасной трагикомедии о солидарности лондонских ЛГБТ и бастующих шахтеров в тэтчеровские времена. Призы-номинации Канн и Золотого глобуса. К счастью, у нас фильм все-таки выпустили в прокат в 2015. 8/10
Подробней: http://users.livejournal.com/_subtle_/171151.html



Багровый пик / Crimson Peak
(Гильермо дель Торо)

http://www.kinopoisk.ru/film/721153/
Возвращение дель Торо к тому, за что лично я его и люблю, - готике, визионерству и мрачным сказкам, к тому же с любимцами - Мией Васиковской, Томом Хиддлстоном и Джессикой Честейн
Подробней: http://www.afisha.ru/personalpage/423724/review/668245/



Новейший Завет / Le tout nouveau testament
(Жако ван Дормель)

http://www.kinopoisk.ru/film/840470/
Остроумная комедия про Бога (который на деле – неприятный вредный мужичок-тиран из Брюсселя, портящий жизнь всем вокруг) от Жако ван Дормеля (широко известного как режиссера "Господина Никто"). К сожалению, задумка оказалась крупнее реализации, фильм мог быть гораздо богаче и стать по-настоящему культовым. Здесь же, в конечном итоге, нет ничего кардинально нового по сравнению, скажем, с Бунюэлем, зато есть, например, вопросы к сценарию. 7/10



Лобстер / The Lobster
(Йоргос Лантимос)

http://www.afisha.ru/movie/220702/
Антиутопия об обществе недалекого будущего, где индивиды обязаны найти себе пару, иначе будут превращены в животных и изгнаны в лес. История примерно та же, что и с «Новейшим Заветом» - классная интересная задумка, но на выходе конструкция головата, схематична, недокручена, тем более на контрасте с отличным актерским составом. 7/10



Макбет / Macbeth
(Джастин Курзель)

http://www.kinopoisk.ru/film/760740/
Тяжеловесная и более линейная, чем оригинал, экранизация Шекспира с Фассбендером и Котийяр. Красиво, натуралистично, но чересчур сфокусировано на крови, без должного внимания к другим пластам. 7/10



Связь / Coherence
(Джеймс Уорд Биркит)

http://www.afisha.ru/movie/222475/
Сложносочиненный виртуозный (хотя и довольно минималистичный) триллер про группу людей, неудачно собравшихся на ужин в момент пересечения параллельных миров. В наличии двойники, альтернативные вселенные и прочие интересности. 7/10



Шпионский мост / Bridge of Spies
(Стивен Спилберг)

http://www.kinopoisk.ru/film/840884/
Новый Спилберг с Томом Хэнксом про холодную войну и шпионов по сценарию, к которому приложили руку Коэны. Не сложное, но большое и крепкое, актуальное для нас гуманистическое кино, учащее таким непопулярным сейчас наднациональным вещам, как нравственность, достоинство, нонконформизм, взаимопонимание и уважение прав человека. 8/10



Мандарины / Mandariinid
(Заза Урушадзе)

http://www.kinopoisk.ru/film/772017/
Во время войны в Абхазии раненые чеченец и грузин, едва не убившие друг друга, оказываются в доме старого эстонца, выхаживающего обоих. Сильная камерная драма о человечности и ненависти, вражде и уважении, национальном и общечеловеческом. 7/10



Экспериментатор / Experimenter
(Майкл Алмерейда)

http://www.kinopoisk.ru/film/840590/
Похожий на лекцию байопик социального психолога и экспериментатора Стэнли Милгрэма (того, который «бил людей током», «теория 6 рукопожатий» и др.) и его изысканиям в области подчинения авторитетам, так актуальным и сейчас. В главных ролях Вайнона Райдер и Питер Сарсгаард. 7/10



Я, Эрл и умирающая девушка / Me and Earl and the Dying Girl
(Альфонсо Гомез-Рейон)

http://www.kinopoisk.ru/film/746001/
Приятное трогательное инди кино из обоймы «подростки и рак» с киноманскими пасхальными яйцами. Триумфатор Сандэнса. 7/10


Отечественные фильмы года:


Левиафан
(Андрей Звягинцев)

http://www.kinopoisk.ru/film/705356/
Хороший сильный нужный фильм, но оказавшийся меньше того, что от него ожидалось (на волне скандалов и дискуссий). С одной стороны, "Левиафан" играет на поле социальной критики, но делает это довольно спокойно и не особо зубасто; с другой - претендует на высокую художественность и метафизику в понимании России, но относительно прост, прямолинеен и не дотягивает до настоящих глубин и широт. При этом в отечественном кино были многочисленные примеры как первого (особенно интересно сравнить с недавней "Долгой счастливой жизнью" Хлебникова, где история один в один), так и второго (от Тарковского до Хржановского). Более того, были работы, которые замечательно сочетали оба пласта - скажем, "Юрьев День" Серебренникова. И даже звягинцевская же "Елена" кажется более страшной, масштабной и притчевой. Но мое разочарование нисколько не отменяет того факта, что кино стоящее, а его травля была отвратительна. 7/10



Орлеан
(Андрей Прошкин)

http://www.afisha.ru/movie/221263/
"Мастер и Маргарита" наших дней, сатиричная и черно-юморная фантасмагория под музыку The Tiger Lillies. (Смотреть будет интересней, если сразу считать несложную метафору истории нефтяного городка как России.) 7/10



Ангелы революции
(Алексей Федорченко)

http://www.afisha.ru/movie/219836/
Самобытный, умный и богатый фильм о столкновении культур, становлении советской власти, авангарде и традиции, мифах и иллюзиях. Силен языком, образностью, символизмом. Отдельные эпизоды хороши и в отрыве от сюжетной канвы и могли бы стать отличными короткометражками (памятник Иуде, "реклама" дирижабля, "презентация" крематория, посвящение в ворошиловские стрелки, кино на дыме, и др.). Кино эстетское - смотрите, только если уверены в себе и своем интересе. 7/10



Метаморфозис
(Сергей Тарамаев, Любовь Львова)

http://www.kinopoisk.ru/film/839705/
Новый фильм создателей "Зимнего пути" - одних из самых эстетских и своеобразных авторов России. Здесь опять в центре сюжетной канвы музыка (главный герой - пианист), а из "скандального" - отношения с 11-летней и якобы намеки на инцест. На деле фильм оказывается не про это, а много про что другое и большее. Красиво, хрупко, тонко, интересно, завораживающе. 7/10



Страна ОЗ
(Василий Сигарев)

http://www.afisha.ru/movie/220606/
Новогодняя сатира от Василия Сигарева, вполне способная стать современной альтернативной классикой. Если вдруг вам покажется, что это действительно просто комедия, не обманывайтесь: Сигарев - один из самых жестких и критичных современных российских авторов. 8/10


Переоцененные фильмы года:

Марсианин / The Martian
(Ридли Скотт)

Мое фи: http://www.afisha.ru/personalpage/423724/review/668453/

Из машины / Ex Machina
(Алекс Гарленд)

Стильное и потенциально умное кино, которое могло бы дойти до глубин "Космической Одиссеи" в вопросе искусственного интеллекта, в итоге разочаровывает простотой и стандартностью решений.

Убийца / Nie yin niang
(Хоу Сяосянь)

Красота и азиатская атмосферность – это замечательно. Но сценарий хотелось бы видеть несколько более сложным, чем история конфликта любви и долга на фоне китайских феодальных распрей.

Врожденный порок / Inherent Vice
(Пол Томас Андерсон)

Совершенно аналогичным образом потрясающая по атмоферности и степени воссоздания духа 70-х картина тонет в мутных пучинах сценария, безуспешно пытающегося уложить роман Пинчона в киноформат.

Спасение
(Иван Вырыпаев)

Мое фи: http://www.afisha.ru/personalpage/423724/review/635420/

Конец тура, Госпожа Америка, Пока мы молоды и другие "хипстерские" / инди фавориты.
Да, они неплохие, милые, иногда даже умные. На них не жаль потраченного времени. Но все-таки чего-то принципиально нового/глубокого/красивого/занимательного/важного, чтобы считать их фильмами года, там нет.

Спасибо

З.Ы.
Киноитоги 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009


Tags: on films
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments