subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Category:

Киноитоги 2012

Мой скромный топ кино, вышедшего в прокат в прошлом году.

Легенда о Каспаре Хаузере / La leggenda di Kaspar Hauser (Давид Манули) 2012
http://www.afisha.ru/movie/212344/

Чистое киноискусство. Кино ради Кино, прошедшее абсолютно незамеченным всеми вокруг, включая узконаправленных критиков, хотя фильм - откровенное наслаждение, Творчество. Да, творчество совершенно оторванное от реальности, но в чистейшем виде.



сортировка по времени выхода в российский прокат


Девушка с татуировкой дракона / The Girl with the Dragon Tattoo (Дэвид Финчер) 2011
http://www.afisha.ru/movie/205505/

Старый Финчер, которого я так люблю ("Семь", "Игра", "Файтклаб", "Panic Room"). Стильный, красивенный, качественный, мрачный, резноровский. Прекрасное возвращение после ответвлений в виде "Социальных сетей", "Баттонов" и "Зодиаков".




Франкенштейн / Frankenstein (Дэнни Бойл) 2011
http://users.livejournal.com/_subtle_/159444.html

Видеоверсия спектакля Дэнни Бойла (Миллионер из трущоб, На игле, Пляж, Sunshine) по пьесе Ника Дира по «Франкенштейну» Мэри Шелли. С Камербэтчем в одной из двух главных ролей.
Рекомендую (и не только фанатам Бени или Дэнни). Формы не пугаться – это не какой-то статично снятый скучный телеспектакль. Съемки профессиональные, с нескольких камер, с клоуз-апами и полетами. Саундтрек от саншайновских Underworld. Несмотря на минималистичность сцены, сам спектакль работает с пространством очень эффектно и оригинально. В общем, на экране все это смотрится не хуже «Догвилля»-«Мандерлея».
И содержательно, конечно, - богатство. Не вводитесь в заблуждение названием и всплывающими в памяти картинками огромного зомбака с шурупами в исполнении Карлоффа. Это не ужастик, а серьезная (но и не без хорошего юмора) сильная пьеса с кучей тематических тачпоинтов: создатель и творение, Бог и человек, наука и этика, взросление, развитие, остракизм, возмездие, природа зла, любовь как единственный смысл существования и прочая.
У спектакля сразу две версии. В первой, под названием Frankenstein: Benedict Cumberbatch, Камбер играет ученого Франкенштейна, а монстра - Миллер. Во второй, соответственно, наоборот. Так что, если ваша цель - Беня в виде чудища в одной набедренной повязке, то, несмотря на название, идите на Frankenstein: Jonny Lee Miller. Если же хотите видеть его холодным рационалистом – на первую.
На мой вкус, Frankenstein: Benedict Cumberbatch смотрится выигрышней, органичней. Миллер потрясающе играет дебиловатое животное чудище, слюна капает в камеру, язык заплетается, но при этом его рост, прогресс по ходу пьесы налицо. В роли же Франкенштейна Джонни продолжает хрипеть, шевелить пальцами и облизываться, словно никак не может выйти из предыдущей ипостаси. Камбер же, наоборот, невероятно естественен в роли бесчувственного ученого, а монстра превращает, скорее, в картонную конструкцию, слишком очеловеченную и искусственную, а за всеми кривляньями так и сверкают холодные и неподобающе умные глаза.
И последнее – спектакль не выходил на DVD и не планируется к релизу в будущем. Так что не упустите шанс.




Звери дикого Юга / Beasts of the Southern Wild (Бен Зайтлин) 2012
http://www.afisha.ru/movie/210678/

Обалденное кино, идущее в некотором роде встык с руминовским "Я буду рядом", потому что тоже демонстрирует, как надо Жить, когда в жизни надвигается шторм, только здесь шторм уже совершенно реальный – ураган "Катрина". Но, несмотря ни на что, жизнь у героев бурлит. Прекрасные луизианские люди, которых принято называть "солью земли", пьют, танцуют, ловят рыбу, готовят курицу, дурачатся, взрывают дамбы, любят, умирают, провожают ушедших – и все это глазами чудесной шестилетней девочки. "Страна приливов", если бы ее писал Керуак. И маликовское макро в микро, когда тесно связаны не снятая детской рукой с плиты кастрюля с жижой, ледники на полюсе и мифические клыкастые рогатые "Там. где живут чудовища".




Жить (Василий Сигарев) 2012
http://www.afisha.ru/movie/210048/

Кажется, единственный фильм прошлого года, который выдавил из меня слезы. И это не жуть, а жизнь, где смерть – совершенно естественная и закономерная часть, о которой полезно иногда вспоминать.




Корпорация «Святые моторы» / Holy Motors (Леос Каракс) 2012
http://www.afisha.ru/movie/210292/

Пожалуй, фильм года – по крайней мере, по частоте включения в разнообразные топы.




Измена (Кирилл Серебренников) 2012
http://www.afisha.ru/movie/212672/

Универсальная и почти шекспировская трагедия, вечные темы любви и смерти от Серебренникова. Где-то во второй половине на 5 минут кажется, что Серебренников окончательно дает Линча (сцена в лесу и далее) и начинается русский Малхолланд Драйв, но нет, все оказывается вполне рациональным, просто капля-метафора. Как бы то ни было, очень достойно – вкусно, атмосферно, профессионально, серьезно (но не настолько, как у того же Звягинцева - изящней и легче, с абсурдностями и небольшими «психами»), со своей хорошо осязаемой атмосферой и заметным послевкусием.
P.S. но предыдущий «Юрьев день» все же масштабней, шире, глубже




Сборник лучиков надежды / Silver Linings Playbook (Дэвид О.Расселл) 2012
http://www.afisha.ru/movie/205612/

Под ужасным конъюнктурным отечественным переводом названия ("Мой парень - псих") скрывается милейший остроумный живой фильм про романтичных ненормальных, оставляющий совершенно светлое впечатление, которое изредка возникает от американского инди кино.




Я буду рядом (Павел Руминов) 2012
http://www.afisha.ru/movie/210229/

Кино, которого очень не хватает. На тяжелую тему, предельную, но гуманистическое, живое, светлое, демонстрирующее пример, просветляющее, буддийское. Отдельно надо отметить актерскую игру (в том числе, детей) – очень классно, правдиво, жизненно, натурально, без ощущения искусственности, театральности, словно смотришь хоум-видео – и действия, и лексика (что вообще огромная редкость для отечественного кино). Буквально в паре мест можно придраться к излишнему давлению на слезные железы, но в остальном все честно, тактично, органично и без перегибов. Всячески рекомендую – кислород и свет, после великого множества пластилинового кино для интертейнмента или вычурного, но пустого арт-хауса последнего времени.




Киллер Джо / Killer Joe (Уилльям Фридкин) 2011
http://www.afisha.ru/movie/207319/

Кино, которое наши дни, кажется, уже почти не снимают. Тут словно попадаешь в 90-е, где сходятся и Линч, и Коэны, и Тарантино. В итоге - безумие, дерзость, черный юмор, мощь, настоящая провинциальная американщина, рэднеки, киллеры, фургоны, пушки, лолиты, громилы, закусочные, grab some Bud, buddy, отличная музыка фоном и куча абсурда. Very sick movie, конечно, которое ничему не учит, отчасти психотерапевтично и, главное, просто наслаждается создаваемым причудливым нездоровым миром, но, если любите этот вкус, сразу поймете, о чем я. И про МакКонахи просто нельзя умолчать - потрясная игра, полное погружение в образ, сочетающий прилизанного психопатичного Кристиана Бейла, мачистого южного Вуди Харрельсона и больного Бобби Перу в черном (Дефо из "Диких Сердцем").





Далее, хорошие фильмы, которые я не включаю в топ, но рекомендую к просмотру:

Кориолан / Coriolanus (Рэйф Файнс) 2010
http://www.afisha.ru/movie/202656/
Рэйф Файнс, во всей мощи, собственноручно ставит и сам же играет шекспировского Кориолана, перенося действие античной трагедии в несколько размытую современность (что дает возможность видеть там и территориальные конфликты - хоть англо-ирландский, хоть Балканы, хоть Чечню - и выборные технологии, манипуляции, и конфликт прав-свобод и силы-безопасности, и авторитаризм, и протесты, и много чего еще), аккомпанируют Джерард Батлер, Брайан Кокс и Ванесса Редгрейв.

Тираннозавр / Tyrannosaur (Пэдди Консидайн) 2011
http://www.afisha.ru/movie/205255/
Суровый свирепый английский соц.реализм с домашним насилием, насилием над животными, насилием над детьми, насилием над витринами, сараями и собой. С провинциальными фокинг пролетариями, фокинг похоронами, фокинг алкоголиками и фокинг Крайстом. Но не без света, души и энергии.

1+1 / Intouchables (Оливье Накаш, Эрик Толедано) 2011
http://www.afisha.ru/movie/210774/
Гуманизм, юмор, доброта, ценность здесь и сейчас. Полезное массовое кино.

Мрачные тени / Dark Shadows (Тим Бертон) 2012
http://www.afisha.ru/movie/205589/
Очередная готишная сказка от любимого Бёртона. Все, как обычно: Депп, Бонем-Картер, ведьмы, призраки, вампиры, старый особняк, Дэнни Эльфман, шуточки (в том числе и черные), стильность, ну и бонусы в виде 70-х с хиппи, Евы Грин, Элиса Купера и оборотней. В общем, хороший, красивый, но пустоватый и не выдающийся интертеймент, в первую очередь, для любителей Тима, вроде меня.

Королевство полной луны / Moonrise Kingdom (Уэс Андерсон) 2012
http://www.afisha.ru/movie/206495/
Уэс Андерсон. Со всеми вытекающими. Точка.

4:44. Последний день на земле / 4:44 Last Day on Earth (Абель Феррара) 2011
http://www.afisha.ru/movie/209610/
Абель Феррара про то, каким на самом деле может быть апокалипсис – никаких вам ужасов, катаклизмов, все тихо спокойно и реалистично. Камерно. Родственники в скайпе, Далай-лама в телевизоре, змей, пожирающий собственный хвост на последней картине (в фильме не один намек на самоуничтожение планеты человечеством, рукотворные экологические проблемы, макро в микро), последний секс, карма, сансара, круги и колеса. В конце концов, апокалипсис реален и будет в жизни каждого, пусть и в свое время. "А что будешь делать ты в 4:44?". Еще один повод по-самурайски задуматься о смерти.

Темная лошадка / Dark Horse (Тодд Солондз) 2011
http://www.afisha.ru/movie/209884/
См. "Сборник лучиков надежды". Очень близко и оставил почти такие же ощущения.

Грэбберсы / Grabbers (Джон Райт) 2012
http://www.afisha.ru/movie/208260
Очень смешной ирландский ужастик, оригинально вывернувший тему нашествия "чужих" за счет исконно ирландской алкогольной темы. Просто посмотрите трейлер.

Петля времени / Looper (Райан Джонсон) 2012
http://www.afisha.ru/movie/205465/
Постмодернистская помесь «Двенадцати обезьян» / «Терминатора», «Омена» / Кинга, «Repo men» / «Minority Report», нуара и вестерна. В целом, очередной неплохой фантастический интертеймент с философскими и морализаторскими претензиями, на который не жалко потратить пару часов после рабочего дня, а-ля «Меняющие реальность», «Исходный код», и, конечно, нолановские «Начало», «Темные рыцари» и т.п.

Большая вечеринка / Le grand soir (Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин) 2012
http://www.afisha.ru/movie/212977/
"Завтрак для чемпионов" по-французски. Даже почти в таких же декорациях пустынного потребительского рая - аутлет вилладжа. Только с катушек слетает продавец не машин, а всего-навсего ортопедических матрасов. Но, в отличие от бедолаги Дуэйна Гувера, на подхвате у француза есть прекрасный брат NOT - панк с очаровательной собачкой (типаж, знакомый каждому путешествовавшему по Европе), готовый обучить его жизни, свободной от ярма трудяги.

На дороге / On the Road (Уолтер Саллес) 2012
http://www.afisha.ru/movie/205549/
Кажется, почти идеальное по форме кино - съемки, стиль, ритм, цвета, движение, натура. Сочно, вкусно. И атмосфера, и дух романа, вроде, на месте. Но что-то главное керуаковское неуловимо ускользает. Словно сидишь в комнате, полной дыма, но сам при этом не куришь, не ощущая вкуса и вещества внутри, лишь видишь клубы и чувствуешь запах. Много действия, но недостаточно смыслов, стоящих за ними, того, что было в тексте в прилагательных, в синонимах, в междустрочьях, помимо очевидных подлежащих и сказуемых. А, может, с фильмом по "дороге" и не могло быть по-другому - ведь как иначе показать-рассказать медитативность движения, яркость и пустотность сансары.

Любовь с акцентом (Резо Гигинеишвили) 2012
http://www.afisha.ru/movie/210818/
Неожиданный пример того, что отечественный кинематограф способен сотворить хорошую качественную романтическую комедию. Нет, понятно, что это кино простое, никакого арт-хауса, но ромком идеальный, кино светлое, приятное, легкое, ни капли пошлости, оптимистичное с любимой Грузией в кадре и Катамадзе в колонках. Ровно перед ним смотрел отвратную бегбедеровскую экранизацию его же "Любви, живущей три года" - так вот небо и земля.

Семь психопатов / Seven Psychopaths (Мартин МакДонах) 2012
http://www.afisha.ru/movie/206483/
Не "Брюгге", к сожалению, но тоже очень приятно посмотреть.

Последняя сказка Риты (Рената Литвинова) 2012
http://www.afisha.ru/movie/211746/
Литвинова сюрно и по-своему про смерть. Ням-ням.

Любовь / Amour (Михаэль Ханеке) 2012
http://www.afisha.ru/movie/210676/
Фильм сильнейший. Обсуждать нечего. При этом напрямую рекомендовать его к просмотру все-таки тоже дискуссионно. И уж слишком большого мастерства достиг Ханеке в манипулировании зрителем, чтобы это его искусство тоже не вызывало вопросов.

Самая одинокая планета / The Loneliest Planet (Джулия Локтев) 2011
http://www.afisha.ru/movie/212832/
Первые 50 минут - чистая радость, настоящее дзэнское кино: двое влюбленных (один из которых аж сам Берналь) путешествуют по Грузии, почти бессюжетно, дурачатся, улыбаются, двигаются, а вокруг горы, реки, зелень, красота, Жизнь. И так бы и оставшиеся 50 минут, но нет, нам же обязательно надо ввести драму, конфликт (в итоге получается апгрейд версия "29 пальм" Дюмона) - нельзя же просто делать кино про счастье и радость бытия - никто же такое смотреть не будет, хвалить не будет, снимать не будет. Нам же без кровишки (или хотя бы ее предвкушения, опасности!) или без измены (ну хотя бы намека на нее!) ну совсем никак (см. "Vicarious"). Так что, если тоже хотите уже, наконец, как и я, просто светлого живого кино, советую посмотреть-подышать до эпизода встречи с бородатым мужиком с ружьем, а потом с чистым сознанием выключить, оставшись на волне позитива.)


Так называемые "фильмы года", по мнению многих фестивалей, критиков и киноманов, которые, по мне, НЕ заслуживают включения в топы:

Хижина в лесу / The Cabin in the Woods (Дрю Годдард) 2011

Между / Twixt (Фрэнсис Форд Коппола) 2011
Очень стильно, приятно, время от времени по-хорошему смешно, да и глаз радуется, но сюжетно - словно фильм категории B. Примерно та же история, что и "культовый" вампирский фильм "Надя", продюсировавшийся Линчем. Понятно, что инди, понятно, что много субъективных переживаний Копполы, связанных со смертью ребенка и собственным творчеством, но зрителю от этого не легче, даже при всей любви к старику. Зато фильм ценен темой сновидческой реальности и ее передачей оригинальным киноязыком.
Если вдруг будете смотреть в кино в 3D, не спешите с самого начала напяливать очки и возмущаться отсутствию хоть каких-то эффектов - 3D в фильме будет всего два раза, не в самых живописных местах (хотя вполне можно было бы классно застерить экспрессионистские сны героя Килмера), в общей сложности минут на 5, а перед каждым из эпизодов выплывет изображение очков.)

Прометей / Prometheus (Ридли Скотт) 2012
Да, красиво, да, в приятной близкой стилистике, да, ностальгия, но ведь во всем остальном натуральный детский сад, винегрет для аудитории 12-16 лет. В конце концов, просто стыдно, что 50 лет спустя Кубрик по-прежнему торчит в каждом втором кадре - где же развитие-то кинематографа? (Про смысловой уровень вообще молчу.) Лучше смотреть "Одиссею" да первого "Чужого".

Темный рыцарь: Возрождение легенды / The Dark Knight Rises (Кристофер Нолан) 2012

Рай. Любовь (Ульрих Зайдль) 2012
Очередной мизантропический экзерсис Зайдля. На этот раз ушлые кенийцы разводят толстых глупых возрастных австриек на отдыхе, меняя секс на деньги, а те и рады обманываться. Симпатии не вызывают ни те, ни другие. Зайдлевская критика сексуальной эксплуатации, "неоколониализма", наивности и лишнего веса сама выглядит довольно наивно, тяжеловесно, уныло и впечатлить может, видимо, только тетек и дядек, аналогичных австрийским героиням, но не выезжавшим ни в Африку, ни даже в Турцию.

Доля ангелов / The Angels' Share (Кен Лоуч) 2012

007: Координаты «Скайфолл» / Skyfall (Сэм Мендес) 2012

Табу / Tabu (Мигел Гомиш) 2012

Пьета / Pieta (Ким Ки Дук) 2012
Вот уже 18-й фильм Ким Ки Дука, о чем как обычно гордо заявлено в самом начале, а некогда симпатичный кореец-самоучка опять снимает словно дорвавшийся до камеры десятилетний мальчишка (мучающий кошек) или волчонок (не умеющий говорить, но обнаруживший на камере кнопку REC). Только с кровью, только в лоб и только молотком. Как будто разучившийся (словно и не было Весны-Лета или Времени) или все-таки вовсе не способный говорить на другом языке, в Пьете, чтобы донести прописные истины, он снова всячески калечит своих героев, приобщает к каннибализму, заставляет совокупляться с собственной матерью (с оговорками, но не спойлерим) или расплющивает по асфальту белых пушистых кроликов.
Ради чего? Слово автору:
- Сегодня люди одержимы деньгами. В капиталистическом обществе есть иллюзия, что деньги способны решить все проблемы. Это не так. В моём фильме люди, которые причиняли другим людям боль через деньги, обретают семью. Пусть такую иллюзорную. Но даже такую семью мы понимаем, где настоящие ценности. Деньги будут задавать нам свои печальные вопросы, пока их эпоха не кончится. Мы хотим прекратить эту чудовищную экспансию денег.
- Главная идея фильма — труд человека, его отношение к технике. Хотелось показать, в каких отношениях находятся люди и оборудование и понять, неужели люди живут по такому же принципу, как техника?
Спасибо, кэп, но про темы насилия, денег, отчужденного труда и даже мести или материнско-сыновьих отношений можно узнавать десятком других более здоровых / глубоких / талантливых / умных / наконец, приятных способов (если кто-то этого до сих пор почему-то не сделал - как, видимо, Венецианский кинофестиваль). Да, на языке Ким Ки Дука, возможно, нужно говорить с людьми, вроде главного героя фильма, или с отпетыми заключенными колоний для несовершеннолетних, но остальные, уверен, затрагиваемые темы могут уразуметь и без ломания суставов.

Девицы в беде / Damsels in Distress (Уит Стиллман) 2011

Берни / Bernie (Ричард Линклейтер) 2011


Облачный атлас, Франкенвини, Космополис – скорее да, чем нет, но не рискну включать ни туда, ни сюда.


Потенциальные претенденты, которых не удалось посмотреть:
- Дом терпимости
- Цезарь должен умереть
- За холмами
- Парад
- Присутствие великолепия
- Примечание
- Укрытие
- Самый пьяный округ в мире
- Танец Дели


З.Ы.
Киноитоги 2011
Киноитоги 2010
Киноитоги 2009

Некоторые другие топы для референций:
http://www.afisha.ru/article/best-of-2012-stas/
http://www.afisha.ru/article/best-of-2012-anya/
http://www.snob.ru/selected/entry/56146
http://cineticle.com/magazine/783-top-10-of-2012.html
http://cineticle.com/magazine/781-all-tops-of-2012.html
http://www.cineticle.com/news/769-top-2012-film-comment.html
http://cineticle.com/news/764-sight-and-sound-top-2012.html
http://cineticle.com/news/759-top-2012-cahiers-du-cinema.html


Tags: on films
Subscribe

  • Киноитоги 2017

    Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны. Сливки: мама! /…

  • Киноитоги 2016

    Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны. Первая десятка:…

  • Киноитоги 2015

    Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году (хотя в 2015-м было как никогда много кино, прокатывавшегося только номинально –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Киноитоги 2017

    Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны. Сливки: мама! /…

  • Киноитоги 2016

    Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны. Первая десятка:…

  • Киноитоги 2015

    Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году (хотя в 2015-м было как никогда много кино, прокатывавшегося только номинально –…