subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Zen Quotes (R.H. Blyth): Part 1

Буду время от времени собирать вместе те любимые чаньские мондо с комментариями Блайса, что периодически пощу в соцсетях)



Дзёсю состязался в словах с Сями Бун-оном. Цель соревнования была не в том, чтобы выиграть, а в том, чтобы проиграть. Выигравший (= проигравший) должен был принести фруктов.
- Я осёл, - сказал Дзёсю.
- Я задница осла, - сказал Бун-он.
- Я ослиное дерьмо, - сказал Дзёсю.
- Я черви в ослином дерьме, - сказал Бун-он.
- Что ты там делаешь?
- Я провожу там лето.
- Иди за фруктами! – сказал Дзёсю.

Эта история великолепна. Ее дзэнский смысл в том, что мастера соревнуются играючи. Мы должны быть серьезны, когда играем, и играть, когда речь идет о жизни и смерти.



***

- Кто на свете понимает буддизм? - спросил монах у Уммона.
- Столб во дворе храма! - ответил Уммон, а затем выкрикнул "Катц!" и добавил: - Ты дохлая жаба!

Сравнение с лягушкой не в пользу монаха. Лягушка имеет полное право обижаться на Уммона.


***

- О чем говорили древние? – спросил монах у Дзёсю.
- Слушай внимательно!

Когда вы подлинно слушаете, не важно, что вы слышите. Торо говорит: "Визг насоса звучит так же необходимо, как и музыка сфер".


***

Нансэн путешествовал с Кису. Перед расставанием они решили выпить чая.
- Все это время мы с тобой, брат, обсуждали многое, и я знаю, что ты думаешь. Но скажи, если в будущем кто-нибудь спросит меня, каково было твое мнение о том, что важнее всего в мире, что мне ответить? - спросил Нансэн.
- Здесь можно построить хорошую хижину, - ответил Кису.
- Забудь о хижине и скажи, что ты думаешь о самом важном в мире?
Кису залпом допил чай и встал.
- Подожди, брат! Ты уже выпил чай, а я свой еще не начинал! - взмолился Нансэн.
- Если ты будешь так много болтать, то не выпьешь ни капли.
Нансэн молча ушел.


***

Монах пришел проститься с Дзёсю, и тот спросил у него:
- Куда ты идешь?
- Я путешествую, изучая буддизм.
Дзёсю поднял хоссы и сказал:
- Не задерживайся там, где есть Будда! Не задерживайся там, где нет Будды! Не совершай ошибки, никогда не говори с людьми о буддизме, где бы ты ни был!
- В таком случае я останусь здесь.
- До свидания!

Привычка искать буддизм, дзэн, истину, реальность и Бога за пределами того, что нас окружает здесь и сейчас, укоренилась глубоко. Иногда нам начинает казаться, что Бог пребывает на небесах, реальность – это большой кусок чего-то твердого, а истину нужно искать в туфлях, которые подкованы железом. Но как сказал Стивенсон о пробном камне истины: "А что, если он все время был у нас в кармане?"


***

Когда Рютан задул свечу, Токусан достиг просветления и на следующий день разжег костер из своих сутр.

Нам не известно ни одного случая христианского обращения, которое закончилось бы сожжением Библии. Христиане жгут только священные писания других народов.


***

Дзёсю спросил у новоприбывшего монаха:
- Ты пришел недавно?
- Да, - ответил монах.
- Выпей чашечку чая.
Затем Дзёсю обратился к другому монаху:
- Ты тоже пришел недавно?
- Нет, - ответил монах.
- Выпей чашечку чая.
- Почему вы одинаково предлагаете чай тому, кто пришел в монастырь недавно, и тому, кто живет здесь давно? – спросил у Дзёсю главный монах Индзю.
- Индзю!
- Да? – откликнулся главный монах.
- Выпей чашечку чая!

В этой истории дзэн, юмор и доброта переплетены нераздельно. Она напоминает библейскую притчу о работниках в винограднике - Мф. 20, 1-16


***

- Что есть Будда? – спросил монах у Уммона.
- Засохшая палочка для подтирания.

В Китае в качестве туалетной бумаги использовались куски дерева. Когда оставленные в отхожем месте новые палочки заканчивались, люди подбирали использованные, засохшие, и пользовались ими, подвергаясь при этом риску подхватить инфекцию. Так в результате естественного отбора китайцы стали народом, который меньше других подвержен инфекционным заболеваниям.
Было бы более научно, хотя и менее поэтично, если бы Уммон сказал, что Будда, просветленный человек, - это то, чем испачкана палочка для подтирания. Но намерения Уммона идут немного дальше. Он желает развеять ауру благоговения, которой окружают святость, но не желает говорить ничего пантеистического и пангуманистического. Он стремится сделать так, чтобы спрашивающий довольствовался своим вопросом. Таково искусство жизни в этом мире.
Неуважение к признанным авторитетам составляет суть дзэн и делает его уникальным. "Кто создал Бога?" – этот вопрос может показаться неуместным в христианстве, но только не в дзэн.


***

- Учитель, прошу вас, быстро освободите меня от неведения и иллюзий! - попросил Уммона монах.
- Почем рис в провинции Дзесю?

Монах хочет, чтобы его освободили от тела из плоти и крови и переселили в духовный мир. Уммон хочет окунуть монаха еще глубже в заботы о заработках и покупке риса. Глубина - это все.


***

- Что выходит за пределы будд и патриархов? – спросил монах у Уммона.
- Булочки!

Будды и патриархи существуют лишь в нашем уме, равно как и полицейские, генералы и премьер-министры, но булочки реальны, булочки подлинны, они наделены простотой и совершенством бытия, которого не дано достичь никому. Кроме того, булочки обладают качеством, которого нет ни у будд, ни у божеств, ни у мудрецов (кроме очень редких случаев), - булочки смешны!
Tags: quotes, zen
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments