subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Category:

Ойген Херригель "Дзен в искусстве стрельбы из лука" (1948)


Книжка культовая (если кто не знал). Чуть ли не первая работа европейца, принесшая дзен на Запад. Книга, из которой позже выросли пирсиговский "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" и другие бесконечные "дзены и искусства" – от искусства игры в покер до искусства ухода за АК-47.

Попав в 1924 г. в Токийский университет в качестве преподавателя философии, Херригель, всегда интересовавшийся мистицизмом, возжелал приобщиться к "тайному учению" дзен. Японцы сказали – не европейское это дело, но, в конце концов, все-таки пошли немцу навстречу и предложили начать изучать какое-нибудь японское искусство, связанное с дзен. Херригель выбрал стрельбу из лука. Занимался несколько лет, попутно окольными путями вникая в дзен.

Сейчас, правда, считается, что Херригель опосредованно постигал даже и не дзэн, а эксклюзивный метод конкретного учителя-лучника (Ава Кендзо), не имевший к дзен прямого отношения. Да и в целом постигнутое Ойгеном, его инсайты по нынешним временам могут казаться поверхностными и формальными, но этой первобытностью первопроходца и интересны.

Короче, от физики к лирике. Ниже, как и обычно с важными для меня книжками, избранные цитаты из разных мест книги, по возможности связанные мною логически, – про жизнь, про действие, про самость, про искусство, про мастеров и художников. Книгу перечитывал за последние годы раз пять, а такие цитирования – способ наконец-то "разобраться" с материалом, подытожить, законспектировав. So:

Настоящее искусство не имеет ни цели, ни намерения

***




ИСКУССТВО

99.36 КБ

Смысл действия ни при каких обстоятельствах не может заключаться в достижении лишь внешней цели, самое главное должно осуществляться в самом человеке.

Цель восточных искусств – не прикладная и не эстетическая, но достижение гармонии между сознанием и бессознательным. Умение превосходит технику, становясь безыскусным искусством, исходящим из бессознательного. Из интуиции, праджня-интуиции – интуиции трансцендентальной мудрости.

Любое истинное произведение искусства рождается только в состоянии полной бессамостности, когда деятель уже не может более пребывать "самим собой". Существует только дух, вид бдительной внимательности, которая проявляется в отсутствии самости и безгранично пронизывает все дали и глубины "глазами, которые слышат, и ушами, которые видят".

Человек, художник, произведение — это все одно. Внутреннее творение не исходит от художника, как внешнее, его нельзя сделать, потому что им можно только быть, оно исходит из глубин, о которых день не знает ничего.

Человеку дзен не нужны холст, кисти и краски, хотя он художник; не нужны лук, стрела и мишень, чтобы осуществить выстрел. У него есть тело и голова. Это инструменты, которые важны как форма его проявления. Его руки и ноги — кисти, а вселенная — холст, на котором он рисует свою жизнь семьдесят, восемьдесят, девяносто лет.

Он как художник — человек духовный, как человек — художник, в сердце которому во всех его деяниях, в созидании и недеянии, в бытии и небытии смотрит Будда.

Мастера ведут себя так, как будто вокруг них никого нет. Сосредоточены, спокойны, забывают о себе, весь процесс кажется им независимым. На деле же их действия обладают столь мощной выразительностью, что зритель воспринимает их как картину

Необходимого духовного настроя художник достигает, если подготовка и созидание, ремесленное и художественное, материальное и идеальное, состояние и предмет плавно перетекают одно в другое. Для этого требуются совершенное владение методами концентрации и погруженность, позволяющая забыть о себе.

Благодаря созерцательному покою, с которым мастер вершит свою работу, появляются определяющие успех его дела расслабленность и уравновешенность всех его сил, собранность и присутствие духа, без которого не получится ни одного истинного произведения искусства. Не имея никаких намерений, он погружен в свое дело, приближается момент, когда его произведение, которое он видит своим внутренним взором, осуществится как бы само по себе.


СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА

224.62 КБ


Все следует воспринимать невозмутимо, как будто вы просто незаинтересованный зритель, сторонний наблюдатель, которого происходящее абсолютно не касается. Пусть оно течет мимо. Что бы ни случилось, идите мимо, не обращая внимания, как будто в мире нет ничего более важного и истинного, чем стрельба из лука.

"Что с вами?! — восклицал он. — Вы не должны расстраиваться из-за плохих выстрелов, и это вы уже давно знаете. Добавьте к этому еще и умение не радоваться хорошим выстрелам. Вы должны быть свободны и от радости, и от печали. Должны научиться пребывать в состоянии легкости и душевного равновесия и радоваться так, как будто хорошо выстрелил кто-то другой, а не вы. (Нужно добиваться такого высокого уровня сосредоточения, чтобы стать неподвластным настроениям.) И неустанно упражняйтесь — вы даже представить себе не можете, насколько это важно".

"Вы даже не можете пребывать в состоянии обучения, постоянно не задавая себе вопроса: "Получится ли у меня?" Терпеливо ждите, что будет и как!"

"У вас слишком услужливая воля, это вам мешает. Вам кажется, что если вы чего-то не делаете, то этого и не произойдет".

"Так что же мне делать?" — "Вам следует научиться ждать" (терпеливо и доверчиво ждать, не имея намерений, пока то, что нельзя заставить, созреет и само дастся в руки). — "А как этому научиться?" — "Освободившись от самого себя. Вы должны решительно оставить свое "я". Не должно быть ничего, кроме натягивания тетивы, причем лишенного каких бы то ни было намерений".

"Не размышляйте о том, что делать, не думайте, как это осуществить. Выстрел только тогда бывает гладким, когда он удивляет даже самого стрелка".

Если все зависит от того, насколько человек, забыв о самом себе, стал ненамеренным и подчинил себя процессу, тогда внешнее осуществление должно происходить само собой, для этого не нужно ни направляющего, ни контролирующего ума.

Это состояние, при котором человек не думает ни о чем конкретном, ничего не планирует, ни к чему не стремится, ничего не хочет и не ждет, не целится в определенном направлении, но знает, что, благодаря неизбывной силе, способен на возможное и невозможное, — именно это состояние без намерений и своего "я" мастер называет собственно духовным. Оно действительно заряжено пробуждением духа и поэтому называется "истинным присутствием духа". Дух можно сравнить с водой, которая заполняет пруд, но при этом готова вытечь в любой момент: его неиссякаемая сила может действовать всегда и везде, потому что он свободен; он открыт всему, потому что пуст. Это состояние по сути изначально, и его символ, пустой круг, многое может сказать тому, кто в нем.

"Меня часто занимал такой пример: паук танцует, плетя свою сеть и не зная, что существуют мухи, которые в нее попадают. Муха, беспечно танцующая в лучах солнца, попадает в паутину, не зная, что ей предстоит. Но сквозь них обоих танцует "это", и в его танце внешнее и внутреннее становятся единым. Так и стрелок попадает в мишень, внешне не целясь, — лучше объяснить я не могу".

МАСТЕРА И ОБУЧЕНИЕ

95.46 КБ


Нет и не может быть пути постижения истины кроме как через собственный опыт.

В отличие от новичка, мастер сдержан, спокоен и скромен, ему чуждо малейшее желание красоваться.

Праздное любопытство не может предъявлять требований.

Решающее значение имеет не красноречие, а то, как человек себя "обустроил".

Как и новичок, мастер не ведает страха, но, в отличие от начинающего, он с каждым днем становится все неустрашимее. За годы непрерывной медитации он узнал, что жизнь и смерть суть одно и то же, ибо это две стороны одной судьбы. Так что теперь ему неведомы боязнь за жизнь и страх смерти.

Он охотно живет (и это очень характерно для дзэн) в этом мире, но в любое время готов уйти из него, не позволяя мыслям о смерти смутить себя. Не случайно самураи сделали своим символом лепесток вишни. Он опадает в лучах утреннего солнца и, весело блестя, падает на землю, — точно так же неустрашимый воин должен уметь оторваться от бытия, беззвучно и внутренне недвижно.

Он доходит до такого уровня неуязвимости и непоколебимости, словно он не существо из плоти и крови. И все, что двигает человеком и лишает покоя, не может его затронуть.

Мастер строг и резок с учениками, он беспощаден, как настоящий враг. Но это жестокость от доброты, и она не зависит от настроения и чувств. Мастер невозмутим и последователен.

(В конце концов) мастер просветит ученика по поводу главного заблуждения — стремления рассматривать себя как центр, который все определяет, настаивать на своем и таким образом нарушать основной закон: не вещи следует приспосабливать к себе, а самому приспосабливаться к ним.

Духовная раскрепощенность (мастера) находит свое отражение и в телесной. Даже чай просветленный пьет не так, как другие. Он пьет так, как будто уже не знает, он — пьющий или он — напиток; пьет, полностью забыв о себе, отринув себя: пьющий един с тем, что он пьет, и то, что он пьет, едино с ним, пьющим, — ни с чем не сравнимая ситуация.

Концентрация для медитации требует умения сосредотачиваться на одном и том же в течение часов, дней, недель.

Эта удивительная наблюдательность развивается благодаря иероглифам; благодаря склонности благоговейно погружаться в окружающий мир, благодаря удивительной любви японца к природе. То, что он наблюдает, проникает в него — он впитывает это в себя. В качестве примера можно привести ритуал любования цветущей сакурой, поведение японца на выставках цветов, при составлении букетов, можно вспомнить, как он созерцает окружающий пейзаж, отдельно стоящие деревья. Особенно тонко он воспринимает животных и людей в движении. Даже император задавался вопросом, какой ногой журавль вступает на первую ступеньку лестницы. Японец придает значение именно незаметным, невольным движениям, которые считает отражением истинного, ненамеренного состояния.

***

Правильная жизнь подобна воде, которая, принимая форму всего, подчиняется своей собственной форме.

134.32 КБ


p.s. читать онлайн + Путь Дзэн (большая часть цитат из нее) здесь:
http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/zen_in_der_kunst/zen_in_der_kunst.htm
Tags: on books, quotes, zen
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments