subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Агора / Agora (2009)



Новая латинская киношкола давно вызывала мой интерес и заслуженное уважение (три амигос – Иньярриту, Дель Торо, Куарон, плюс Аменабар). За Аменабаром слежу уже лет десять. Неизменно снимая авторское кино, Аменабар при этом играет с жанровыми формами примерно так, как это в свое время делал Кубрик. Был у него и сновидческий "Открой свои глаза" (эдакий "Человек-слон" на новый лад), который позже пересняли во всем известное "Ванильное Небо"; и отличная атмосферная мистика "Другие" из разряда "смотреть до конца – перевернем все с ног на голову"; и жесткое "проблемное" экзистенциальное "Море внутри". Сейчас с "Агорой" Аменабар шагнул еще выше.

Жанрово это так называемый пеплум – вроде бы историческое кино об античных временах – действие происходит на рубеже 4-5-го веков в Александрии. Но в центр сюжета Аменабар помещает не героическое повествование а-ля "Спартак", "Гладиатор", "Александр" или "300", а серьезные религиозно-социально-политические конфликты: "цивилизованная" языческая римская аристократия vs. набирающая силу "варварская" религия масс – христианство vs. старый "добрый" традиционный иудаизм vs. лавирующие между ними политиканы и, наконец, vs. научный, просветительский гуманизм, олицетворяемый Гипатией, отлично сыгранной Рейчел Вайз.

На выходе очень мощный и ценностно очень правильный фильм. Эпический и колоссальный – идеально выбранная эпоха позволяет Аменабару свести в одном месте в одно время основные ужасы и проблемы человечества всех времен и народов, создав настоящую энциклопедию людского невежества и деструктивности, проведя при этом очень четкие и легко читаемые параллели со всей последующей историей человечества и современным миром. По первым ощущениям - фильм года.



Кино прямолинейное, без особых тонкостей, идет напролом, бьет молотом в колокол и по головам, словно Аменабар, придя в окончательное отчаяние от непрекращающегося людского сумасшествия, делает последнюю попытку достучаться. Киноязык для этого выбирается простой, понятный, громкий, мощный. Можно за это критиковать по-киномански, а можно и похвалить, потому что, кажется, только так и можно еще пытаться кого-то встряхнуть и по-настоящему высказаться о столь важном, вечном, столь обширном и трагичном. Редкое кино.



Да, смотреть тяжело. Monkey killing monkey killing monkey – христиане сжигают ораторов, язычники используют рабов и режут христиан, христианская чернь, вооружившись дубинами и граблями, в свою очередь, убивает язычников, ломает статуи, сжигает манускрипты, превращает Александрийскую библиотеку и храм Серапеум в стойло, забивает евреев камнями, те в ответ забивают камнями христиан, те в ответ убивают евреев и сжигают их трупы на кострах, и т.д. и т.д. и т.д.



Насилие порождает насилие. И тогда, и потом, и сейчас. В вонючем котле варятся жажда власти, манипулирование массами, сексизм, конфликты личности и толпы. Кипит этот котел на огне извечного столь присущего человечеству разделения – религиозного, социального, национального, полового – и чуть ли не на главном грехе, красной нитью, проходящем через фильм, – невежестве и неспособности мыслить.

Но кино отнюдь не чернушное. Луч света в темном царстве пусть и одинок, но сияет, ясно и ярко, как звезда. Альтернатива всему злу, с которой очевидно солидарен и сам Аменабар, - разум, терпимость, ненасилие, культура, искусство, гуманизм, критическое мышление, отсутствие слепой иррациональной веры в авторитеты (религиозные, политические). То, что Фромм называл радикальным гуманизмом. И этим гуманизмом весь фильм буквально пронизан.



Сила кино в том, что оно отнюдь не просто историческое, а остро актуальное. Параллели со всей историей "развития" человечества и современным миром налицо, все метафоры как на ладони. Человечество по сути с тех пор не поменялось, неважно 500, 1000 или 1500 лет проходит: все так же горят на кострах инквизиции Бруно и бесчисленные женщины, а в нацистских печах – евреи; революции и гражданские войны топят страны кровью; все так же громят города безумные толпы (неважно после футбольных матчей или после политических демонстраций); все так же "верующие" убивают друг друга крестовыми походами, исламским и другими фундаментализмами; все так же разрушают храмы, все так же взрывают статуи (пусть не Сераписа, а, скажем, Будды в Афганистане); все так же одни дискриминируют и убивают других, не похожих (будь то геи, негры или азиты); социально-экономические проблемы не решены; все так же воруют и жаждут власти попы; а власть имущие погрязли во лжи и удовлетворении собственных амбиций; жизни все так же приносятся в угоду геополитическим интересам; а "общество" в целом существует, руководствуясь животными инстинктами. Продолжать можно долго. Разница в том, что развились технологии и общество потребления – пушки стали мощнее, брюшки стали жирнее. Но национализм, мракобесие, ксенофобия, жестокость, насилие, шовинизм, людская ограниченность, глупость и пр. и пр. - на своем месте. Да, теперь в школе учат, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот (хотя и по сей день далеко не все знают об этом), но разве человечество по большому счету стало умнее, чище, духовнее? В конце концов, достаточно поездить в метро в центре нашего "цивилизованного" мегаполиса в утренний час пик или ночью, чтобы понять – варвары никуда не исчезали.



Что делать со всем этим – и после просмотра, и вообще – непонятно. Человеческий прогресс всех этих тысячелетий сомнителен, перспектива неожиданных глобальных позитивных изменений призрачна. Надеемся на 2012? ,)

Совершенно в тему – Right in Two (можно было пускать музыкальным фоном в трейлеры или в заключительные титры).

В общем, возвращаясь к кино, - шикарный концентрированный фильм для всех тех, кто способен вылезать из скорлупы и готов задумываться о глобальных проблемах человечества как вида.



Прямая речь от Аменабара:
Agora is the story of a woman, of a city, of a civilization and of a planet. The Agora is the planet upon which we must all live together. We tried to show the human reality within the context of all species of the Earth, and the Earth within the context of the Universe – seeing human beings as ants and the Earth as just another little ball, spinning beside many other stars.

There were many connections with the world we live in today... Alexandria symbolized a civilization slowly destroyed by different factions, specifically religious factions... It's a mirror for people to gaze into and observe from the distance of time and space, and see how little the world has changed.



Прокат был очень скромным. В Москве сейчас еще можно посмотреть только в трех 5 звездах (в каждом один сеанс в день). Широкий экран настоятельно рекомендуем.

Если качать, то вот: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2760446
Во всех имеющихся пока релизах перевод плохой, любительский. Плюс этого релиза – есть оригинальный английский звук. DVD выйдет 11 марта, так что, если вам нужен перевод, советую дождаться его выхода (или, соответственно, рипа)
Русские субтитры на данный момент такие: http://notabenoid.com/book/6751/20384/

Добавлю, что историческая основа у фильма очень сильная (в отличие от многих других пеплумов). Сюжет базируется на исторических источниках (с которыми Аменабар и Ко работали в течение трех лет, в том числе привлекая экспертов). Проверить, да и просто более подробно узнать об эпохе и судьбе Гипатии можно в этих статьях:
- Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром. // В журн.: «Вопросы истории естествознания и техники», 2002, № 2.
- Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М.: Молодая гвардия, 1971
- Казаков М. Звезда угасающей античности // Женщины-легенды – Мн.: Беларусь, 1993

З.Ы. Фильм, кстати, сугубо европейский. И чуть ли не самый амбициозный проект за всю историю европейского кино. Спасибо министерству культуры Испании, выступившему одним из спонсоров. При этом, кстати, говорят, что в соседней католической Италии фильм практически не допустили к прокату.
Tags: criticism, on films, reflections
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments