subtle (_subtle_) wrote,
subtle
_subtle_

Categories:

Дэвид Линч во ВГИКе. Текст выступления

34.01 КБ


Итак, вашему вниманию расшифровка выступления Дэвида Линча во ВГИКе 11 апреля.

Пара ремарок. Сильнее всех на этой встрече зажигала переводчица (больше похожая на совковую преподшу английского), совершенно не подготовившаяся к переводу и даже не удосужившаяся заранее ознакомиться с названиями фильмов Линча. Везде, где было возможно, весь текст переведен заново. Самые смешные ляпы переводчицы попутно приведены в скобках. Отдельный пост про этот перевод и ляпы в sadtranslations

Вопросы переводчицы и ведущего по всему тексту – не их собственные, а зачитывание бумажек с вопросами из зала.

5-7-минутное вступление Линча о начале его творчества и о трансцендентальной медитации записать не удалось (пытались протиснуться в зал). Но сказано было фактически то же самое, что и в начале книги "Поймать большую рыбу", скачать которую можно здесь.



ДЛ (продолжает): Говорят, что мелкая рыбешка плавает на поверхности, а крупная – на глубине. Так что расширяйте сознание и ловите все более и более крупную рыбу.

Переводчица: (зачитывает вопрос по-английски) … в фильме Lost Highway много насилия и секса, хотя кажется, что он не логичен, его логика довольно прямолинейна. Демон питается страстями и желаниями героя, а затем использует их в своих целях. Человек на шоссе, страстно желавший отомстить бандиту, реализует свое желание, убивая бандита. Можно предположить, что демон использовал этого избитого человека для еще одного окончательного превращения (главного героя) в конце фильма…

ДЛ: Я не понимаю вопроса. (Смех.) "Шоссе в никуда" (переводчица: "Потерянное авеню") был сделан сразу после знаменитого дела О. Джей Симпсона. Вы знаете, кто это? Знаете?.. Кто-то знает. О. Джей Симпсон был знаменитым игроком в американский футбол, который стал актером. Утверждалось, что однажды ночью О. Джей Симпсон убил свою бывшую подругу и ее друга. Все знали, что это сделал О. Джей Симпсон. Но суд оправдал его. Мне был очень интересен этот процесс, я смотрел его по ТВ. Думаю, это дело было связано с тем, что называется психофугой – когда человек совершает нечто настолько ужасное, его разум уходит от этого события, скрывает его, тем самым позволяя человеку жить дальше. Я думаю, что дело О. Джей Симпсона стало вдохновением для "Шоссе в никуда".

Из зала: Кто убил Лору Палмер? Это был отец? (Смех. Аплодисменты.)

ДЛ: Как я говорю, сейчас каждый из вас знает, кто убил Лору Палмер. (Смех.)

Из зала: Или Лору Пальмер убил его альтер-эго?

ДЛ: Вы знаете, кто убил Лору Палмер. (Смех. Аплодисменты.)

Ведущий: Ребята, я прошу лаконичней задавать вопросы. Очень длинные записки.

П.: Как вы работаете с актерами и абсурдными текстами, которые они произносят, ведь абсурдные тексты просты (…)?

ДЛ: Ну, не все тексты абсурдны. (Смех.) Но это не важно. Когда приходит идея, она диктует все. Когда вы ловите идею, вы ее видите, слышите, чувствуете. За одной идеей следует другая, и в итоге рождается сценарий. Сценарий представляет собой упорядоченные идеи. Затем задача состоит в том, чтобы перевести эти идеи на язык кино. Идея определенного персонажа диктует то, какого именно актера выбрать на эту роль. Когда все актеры подобраны, начинаются репетиции. Неважно, когда начинать репетировать, главное начать. Актеры читают сценарий, учат текст. Проходит первая репетиция, и очень редко, когда она оказывается соответствующей изначальным идеям. Тогда ты начинаешь разговаривать с актерами. Затем проходит следующая репетиция. И, возможно, на этот раз, благодаря сказанным словам, репетиция оказывается более соответствующей идеям. И, как я всегда говорю, иногда после этого актер находит свой образ, к нему приходит понимание персонажа. Тогда ты движешься дальше в соответствии с идеями.

Ведущий: Ваши авторитеты в искусстве?

ДЛ: Если говорить о кино, то я люблю очень многих режиссеров, но, думаю, Феллини – мой любимый режиссер. Я также люблю Билли Уайлдера, Кубрика, Бергмана, Жака Тати, Альфреда Хичкока и многих других.

Ведущий: Вы снимали несколько блокбастеров, таких как "Дюна". Чем отличается эта работа от обычной?

ДЛ: Нет, я не снимал блокбастеров. (Аплодисменты.) Мои фильмы никогда не зарабатывали серьезных денег в прокате. Но мне очень повезло, что они не были сильно убыточными. Это позволяло мне двигаться дальше.

Из зала: Как вы относитесь к… (неразб.)

ДЛ: Я их не знаю.

П.: Что бы вы посоветовали теоретикам кино, которые пытаются исследовать Ваши фильмы?

ДЛ: Я думаю… Когда мы учимся, мы можем овладеть многими навыкам. Мы узнаем то, что было сделано прежде. Будучи студентами, мы можем получить большое вдохновение друг от друга и от преподавателей. Но нет лучшего образования, чем собственный опыт. Познание через действие. Действие и противодействие. Этот поток идей, по крайней мере, для меня – лучший способ обучения.

Ведущий: Как Вы относитесь к творчеству Ларса фон Триера и к "Догме"?

ДЛ: Я не знаю Ларса фон Триера. (Смех, аплодисменты.) Да, как вы увидите, я не киноман. Я совсем мало чего знаю о кино. Но я люблю создавать кино. (Аплодисменты.)

Вопрос из зала: Мы знаем, что Вы очарованы Восточной Европой. Мы знаем о Польше, о Вашем последнем проекте, об открытии Вашей студии там. Теперь Вы в Москве. Что привело Вас в эту часть мира? Что Вас здесь привлекает?

ДЛ: В Москву меня привели три вещи. Фотовыставка "Фетиш" (П.: "Фотосессия Финиш") – фото женщин и обуви. Второе – выставка рисунков, картин, фотографий и литографий, которая впервые была показана Фондом современного искусства Cartier в Париже и приехала в Москву в "Екатерину". И третье – книга "Поймать большую рыбу: Сознание. Творчество. Медитация". Вот что привело меня сюда в этот раз. (Аплодисменты.)

П.: Кто Ваши учителя в кино и в жизни?

ДЛ: В кино… Я посещал центр кинотеории Американского института кино. Нашим деканом был Франциск Даниэль. Он из чехословацкой киношколы. Я убежден, что он был великолепным киноучителем. Он вел курс киноализа, на котором каждый студент брал определенную область кино, например, монтаж, звук, музыка, актерское мастерство, декорации. Мы смотрели фильм, и каждый из студентов высказывался по поводу его определенных аспектов. Такие занятия давали возможность думать обо всех элементах, необходимых для создания цельного фильма. И наконец, возможно, мой любимый учитель – Махариши Махеш Йоги (П.: Манафиши Макеш Йоги), учитель жизни, техники, позволяющей полностью раскрыть человеческий потенциал. Для меня трансцендентальная медитация, которой учит Махариши, – настоящий дар. Она по-настоящему подпитывает мою работу, дает удовольствие от творчества и оказывает самое позитивное влияние на все сферы жизни.

Ведущий: Вы импровизируете во время съемок?

ДЛ: Нет. Очень-очень редко. Для меня импровизация означает, что вы открываетесь случайности и отходите от первоначальной идеи. Я уверен, что идея всегда должна вести вас, и для того, чтобы все было успешно, каждый элемент должен соответствовать ей.

П.: Хорошо. Следующий вопрос – Вы верите в Бога?

ДЛ: Да, я верю в Бога. (Аплодисменты.)

Из зала: Планируете ли Вы снять полнометражный мультфильм?

ДЛ: Нет, у меня нет таких идей. "Дамбленд"? Нет, это короткий маленький мультфильм. Не знаю, в курсе ли вы про "Дамбленд"… Если придут идеи, то да.

Из зала: У меня есть идеи!

ДЛ: ОК.

П.: Я хочу поймать большую рыбу и поработать вместе с Вами. Режиссер Марина Дмитриева, и мобильный дан. (Смех. Аплодисменты.)

ДЛ: ОК.

П.: Марина Дмитриева.

ДЛ: Замечательно. (Смех.)

П.: Изменилось ли Ваше представление о воздействие искусства на человека за время Вашей карьеры, и какие виды искусства кажутся Вам наиболее сильными?

ДЛ: Я убежден, что все наоборот. Думаю, что кино, литература, музыка отражают мир, в котором мы живем. Когда меняется мир, меняется и кино. Если вы посмотрите на кино 30-х годов, то увидите, что там есть свой стиль, своя чувственность, свой подход к игре актеров. Кино 50-х, 60-х, 70-х совершенно другое. Так что, когда меняется мир, меняется кино, меняется литература. Думаю так. Кино может дарить людям прекрасный опыт, но не может изменить мир. Говорят, что если вы хотите что-то изменить, нужно начинать с самого глубокого уровня. Как раз это меня очень сильно интересует, сказать людям, что существует просветление, что его можно достичь, что океан внутри – это океан безграничного покоя, и когда вы достигаете его, вы приносите единство туда, где были различия. Единство в самом центре разнообразия и есть покой/мир. Способ достичь просветления и принести мир – здесь. Необязательно, чтобы в это верил каждый. Достаточно некоторых. И если мы будем над этим работать, мы достигнем мира на всей земле, придет конец страданиям, радость и музыка в воздухе. (Аплодисменты.)

П.: Хотели бы Вы в своих новых проектах поработать с русскими актерами, в частности, с выпускниками ВГИКа?

ДЛ: Очень даже. (Аплодисменты.) В Голливуде считается, что если у человека есть акцент, то это нехорошо. Мне кажется, этот взгляд меняется. Мне нравится кино с самыми разнообразными акцентами. Никому не составляет труда его понять. Нужно открыть дверь замечательным актерам со всего мира. Так что присылайте свои фотографии/картины.

П: Куда?

ДЛ: (Молчание.)

П.: Расскажите, пожалуйста, о Вашем первом психоделическом опыте, и о том, как это повлияло на Ваше мировосприятие?

ДЛ: Я учился в художественной школе в 60-е годы. Все мои друзья употребляли наркотики. И почему-то они говорили мне: "Дэвид, не принимай наркотики" Я не понимал почему, но я их послушал. Все знают, что в начале наркотики – это отлично. Люди не принимают наркотики, чтобы почувствовать себя несчастными, они принимают их, чтобы им было хорошо. Проблема в том, что все меняется, как вам всем известно. (Смех.) Поэтому медитация – это так хорошо. Когда вы начинаете раскрывать полный потенциал, расширять сознание, вы познаете всю целостность, в которой заключен весь опыт и все безграничные возможности. Никаких побочных эффектов. Просто отлично. (Аплодисменты.)

(Перерыв.)

32.31 КБ


П.: В своих фильмах Вы используете особый алгоритм воздействия на зрителя на уровне нейролингвистического программирования. Фильм "Внутренняя Империя" (П.: "Inner Imperia") как самый яркий пример. Владеете ли Вы специальными знаниями психологии или эзотерики?

ДЛ: У меня нет никаких знаний в области психологии. Тем не менее, кино – это волшебный язык. Кино может говорить и о конкретных вещах, и о многих абстракциях. В жизни есть вещи поверхностные. На многое происходящее можно не обращать вниманиz. Те вещи, которые мы ощущаем, чувствуем, – это то, что можно выразить через язык кино. И всегда это определенные идеи. Кино – это звук и изображение, движущиеся вместе во времени. Изображение остается верным идее, звук остается верным идее, и они движутся быстро или медленно в соответствии с идеей. Используя эти средства, вы можете достичь разных переживаний и различного воздействия.

П.: 5 лет меня мучают кошмары после вашего фильма Малхолланд Драйв. (Смех. Аплодисменты.) Чего Вы боитесь? Есть ли у Вас фобии?

ДЛ: Я боюсь всех обычных вещей – мучений, смерти, различных видов страданий. Но совершенно точно, что чем шире наше сознание – ведь сознание так позитивно и ярко – тем меньше у нас страха. Когда вы расширяете сознание, побочный эффект состоит в том, что уходит негатив. Стрессы, озабоченность, напряжение, депрессия, переживания, страхи, ненависть, гнев имеют все меньше власти над вами. И когда этот груз негатива отступает, вы работаете и живете все более и более свободно. (Аплодисменты.)

П: Прислушиваетесь ли Вы к чьему-нибудь мнению относительно вашего творчества? Например, к мнению Вашего продюсера?

ДЛ: Никогда не слушайте продюсера. (Аплодисменты.) Это, конечно, не стопроцентная правда. Когда вы работает со многими людьми, бывает, что у кого-то появляется хорошая идея, поэтому никогда не отказывайтесь от хорошей идеи, но никогда не берите плохую. Голос режиссера должен быть слышен через весь процесс, для того чтобы все элементы сложились воедино. Неважно, откуда приходят идеи, если они хорошие, примите их как дар. Даже если это идея продюсера. (Аплодисменты)

Из зала: Когда следующий фильм выйдет!?

ДЛ: Я не знаю, когда выйдет мой следующий фильм. Когда я вернусь домой, я собираюсь заняться живописью. Я рисую на открытом воздухе. В Лос-Анджелесе круглый год отличная погода. Зимой иногда холодно, но, конечно, не так как здесь. Иногда идет дождь. А с приходом весны замечательно рисовать на свежем воздухе.

П.: Знаете ли вы каких-то русских режиссеров или фильмы?

ДЛ: Я встречался с… Михалковым… верно? (Смех, аплодисменты.) И с Сергеем Бондарчуком. Он приезжал в Американский институт кино в 70 или в 71-м. Когда он приезжал, с ним были два огромных охранника в темных очках, они сидели рядом с ним, вот так (Показывает. Смех.)

П.: Сейчас везде мировой кризис, в нашей стране, в частности. Молодому режиссеру практически нет возможности работать в большом кино. Что делать, чтобы не потерять себя в профессии и профессию в себе? Кроме медитации. (Смех.)

ДЛ: Знаете, есть огромное количество талантливых людей, но перед ними зажигается красный свет. Есть огромное количество людей, у которых нет особых талантов, но они получают зеленый свет. Похоже, что судьба играет важную роль в нашей жизни. Так что надо просто смотреть на бублик, а не на дырку. Продолжайте стараться, продолжайте свою работу, растите свой талант, и, будем надеяться, для вас тоже зажжется зеленый свет, и вы найдете свой путь. Но, также начинайте трансцендентальную медитацию. (Смех. Аплодисменты.)

П.: Вы любите литературу? Кто Ваши любимые авторы?

ДЛ: В литературе у меня тоже очень скромные познания. Но мой любимый писатель – Франц Кафка, и особенно его книга "Превращение" (тут переводчица отожгла уж что-то совсем нереальное, переведя "The Metamorphosis" то ли как "Холис и Мэто", то ли как "What is the Matter?", зал кричал "Превращение!" и улюлюкал).

Из зала: Какие сны вы видите? О чем?

ДЛ: Я люблю мечтать. Люблю сесть в кресло и погрузиться в мысли.

Из зала: Можно попутный вопрос? Бывают ли у вас осознанные сновидения (lucid dreams)?

ДЛ: Я очень редко запоминаю сны. Но когда я их помню, они очень ясные.

Из зала: Как Вы думаете, Обама хороший актер? (Смех.) (П.: "Do you think Baba is a good actor?" Зал: "Обама!")

ДЛ: Мне очень нравится Барак Обама. (Аплодисменты.) Думаю, что любой политик в какой-то мере должен быть актером. Но люди чувствуют, когда политик говорит искренне. И мне кажется, что он искренен, будет очень хорошим президентом и окажет очень позитивное влияние на мир. (Аплодисменты.)

П.: Из чего родилась идея создания фотопроекта "Фетиш"? От кого исходила инициатива – от Вас или от Кристиана Лабутена?

ДЛ: Это была идея Кристиана Лабутена. Он создает женскую обувь. И женщины любят его обувь. С обувью связан определенный фетишизм. Он сказал, что всегда знал об этих фетишах и хочет сделать дизайн, связанный с этим фетишем. Когда туфли были сделаны, он попросил меня сфотографировать их. Я согласился. И, когда я делал эти снимки, пришло ощущение безопасного пространства, для того чтобы мечтать и удовлетворять желания. Я был очень доволен этими снимками. Кстати, замечу, что, проходя по вашим коридорам, я оценил ваши фотографии, эскизы и рисунки к фильмам. Прекрасная работа.

П.: Некоторые ваши фильмы черно-белые. Как вы решаете?

ДЛ: Когда приходит идея, она говорит о том, как ее реализовать. Мой первый полнометражный фильм "Голова-ластик" (П.: "Razor head". Зал: "Eraserhead! Голова-ластик!" П.: "Головастик". Смех.) черно-белый. Он просто не мог быть цветным. А такой фильм как "Синий бархат" (П.: "Голубой…" Зал: "Синий бархат!"), в котором цвет заявлен в самом названии, просто обязан быть цветным и не может быть черно-белым. То есть, вы просто следуете за идеями.

П.: Как пришла идея экранизировать фильм "Дюна"?

ДЛ: Я считаю, что "Дюна" была огромным провалом, потому что у меня не было возможности сделать окончательный монтаж. Когда вы выйдете в большой мир и начнете снимать кино, всегда стремитесь к тому, чтобы у вас была возможность сделать окончательный монтаж. Пусть будет слышен ваш голос, не позволяйте никому вмешиваться.

П.: Почему Вас так интересует темная сторона человеческой души?

ДЛ: Меня интересует не только темная сторона. Я думаю, мы должны интересоваться всеми сторонами. Но есть что-то в этой темноте. Это не негатив, не зло, но там скрыта какая-то тайна. Как только появляется темнота, нам становится интересно, что же там внутри. И иногда темнота заставляет нас мечтать.

Из зала (неразб.)

ДЛ: Помогает ли мне медитация?.. Помогает ли мне кино медитировать? Медитация – это просто процесс погружения и соприкосновения с глубинным уровнем. Но она полезна для работы над фильмами, потому что позволяет вам гораздо сильнее наслаждаться процессом создания кино и убирает негатив. Таким образом, поток творчества становится все шире. Этот внутренний океан, как бы странно это ни звучало, - океан полного знания. Когда вы начинаете раскрывать его, появляется интуиция, приходит знание. Вы знаете, что сделано неправильно и знаете, как это исправить. Говорят, что интуиция – это соединение эмоций и интеллекта. И соединение выводит их на новый уровень. Интуиция – это инструмент номер один для художника. И для всех остальных тоже.

Из зала: Как родилась идея создания фильма "Бабушка"? (П.: "Granny". Зал: "Grandmother!")

ДЛ: "Бабушка"… Я не знаю, как родилась эта идея. Я просто стал записывать идеи. Тогда я был новичком в кино, я не знал, как выглядит сценарий, знал очень мало и плохо ладил со словами. В изобразительном искусстве слово играет гораздо меньшую роль (чем в кино). Так что идеи для "Бабушки" были гораздо более абстрактными и лежали скорее в области живописи. Но они появились, и я был удивлен.

Из зала: Если бы Вы снимали эпизод Вашего приезда во ВГИК. Например, первая сцена – Вы входите во ВГИК. Вторая сцена – это то убийство, которое здесь творилось. Пожалуйста, посоветуйте, какая могла бы быть третья сцена? Чтобы создать ощущение ужаса? Какую бы сцену вы сняли, чтобы люди испугались, чтобы стало страшно?

ДЛ: Весь свет гаснет. Громкие звуки сирен. Здание идет под откос. Люди ощущают появление странных сущностей вокруг. Слышны крики. И жесткая оглушающая ритмичная музыка. Я могу продолжать. (Аплодисменты.)

ДЛ: (Берет бумажку) Это последний вопрос. Замечательный вопрос для окончания. Это чистый лист бумаги. Помните, что бумага остается чистой до тех пор, пока у вас не появятся идеи. (Аплодисменты.) Подождите секунду. Я обещал Екатерине, что еще вернусь и повторю всю это. Огромное вам всем спасибо!


Видео:
http://www.youtube.com/watch?v=9XtrVlOp65Q
http://www.youtube.com/watch?v=73HtxNSdBt4
http://www.youtube.com/watch?v=_U_z2QaINaE
http://www.youtube.com/watch?v=3xKLn9q4ls8

http://www.youtube.com/watch?v=-33DmDPOOCs
http://www.youtube.com/watch?v=qTdY3lXcCUE
http://www.youtube.com/watch?v=lqR47ft0YwE

http://vimeo.com/4121609

Фото:
http://bogodaster.livejournal.com/56492.html
http://community.livejournal.com/ru_davidlynch/117968.html


З.Ы. люди, имеющие качественные аудио- и видеозаписи, плиз, отмечайтесь, дабы уточнить неясные моменты.
Tags: between the lines, lynch, quotes
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →