i

"Барокко" @ Гоголь-центр

Самый свежий, сложный спектакль-сон, спектакль-стон, сочинение о  свободе, страсти и смерти, о стихии, смысле, стыде, о сражающихся и  сраженных, о смельчаках и смутьянах, сжигающих себя спичками и сгорающих  свечами, становясь сажей, слезами, скорбью, о сумевших сохранить себя, о  страдающих и снедаемых, о сбегающих от скуки и старого, о сумасшедших,  студентах, старухах, сынах, судах и симулякрах.

Символичный,  сумбурный, стильный, сильный, спорный, сказочный, содержательный,  странный, страшный и смешной. Скелет станцует, Сатана споёт, Солнце  сядет, но от Света след. Серебренников скован, но свободен.  Самосожжение, сближение, спасение, существование, сознание, слияние,  сияние, совесть, солидарность, сердце, счастье... Слова сомнительны ,)  Schlaf. Schweigen. Si, silencio!


#свободурежиссеру #свободукириллусеребренникову
#свободусеребренникову
#freekirill #барокко #играсогнем #гогольцентр


i

Asmodeus "от создателей Черного Русского"

Прорекламированное как захватывающее безжалостное интерактивное иммерсивное шоу в инновационном онлайн формате с отличной командой авторов, именитых актеров и гостей на деле обернулось пшиком и недоумением.

Проект обещал без цензуры избавить от предрассудков, исследовать страхи и боль, потаенные фантазии и страсти, да еще и с черным юмором. Эффектные трейлеры подогревали интерес.

По факту же Blackrussian.tv выглядит плохо поставленным (да простит уважаемый Максим Диденко) и плохо сыгранным набором несмешных "розыгрышей" и нестрашных "пугалок" (что, опять же, удивительно, зная, что за сценарную часть отвечает Валерий Печейкин).

Возможно, дело в заранее сомнительном выборе формата "общения с гостем" и попытках играть в "интерактив" (хотя и он реализован весьма условно). Придумать и воплотить занимательную историю-заготовку с хорошими актерами - одно, а позвать "знаменитость", прорепетировать (1, 2 раза?) и надеяться потом заставить аудиторию поверить даже на минуту (хотя бы первую) в реальность происходящего с приглашенным героем решительно невозможно (если зритель хотя бы старше 6). Хотя порой и "обычные" интервью, мастерски подготовленные и проведенные, могут вскрывать потаенное, давать новые смыслы и шокировать.

Тут же никакого шока, откровений, возмущений, глубин, да хотя бы удивления. Щекотка? Торт в лицо герою (запущенный по заранее известному сценарию)? "Удушение"? Игрушечное прокручивание руки в мясорубке и поедание котлеток из полученного "фарша"? Да-да, мы тоже смотрели какого-нибудь "Ганнибала" почти 20 лет назад, но даже в художественном кино это было не так нелепо.

В конце концов, пусть бы это и была игра хоть в "Ганнибала", хоть в свиту Воланда в Москве 21 века, хоть в Фон Триера с Линчем, но, ребята, это же уровень летнего лагеря для подростков. Там точно так же шутили и пугали еще в 90-х. (Да и то, бОльшая часть того была неожиданней - хоть устроить буйство в "королевскую ночь", хоть заставить спящего описаться, хоть "словить гномиков", придушив до краткосрочной потери сознания, не говоря о реальных ужасах вроде унижений от "дедов", грабежей или попыток изнасилований). Или, может, кого-то из юной аудитории, не заставшей еще несколько лет назад на экране мата, должна "шокировать" нецензурная лексика? Сомнительно.

Важно и то, что не возникает даже намека на ощущение приобщения к некому новому слову ("техники", "искусства", "развлечения"), к чему-то инновационному - наоборот, просто словно новые "Жмурки" показали (только теперь онлайн и по подписке): давно известные и даже избитые, устаревшие, если хотите, "немодные" коды.

Вы позиционируете "Черный Русский ТВ" в том числе и как "антителевидение". Хорошо, тогда можно ожидать едкую, умную, смешную, талантливую пародию, сатиру, но по факту же представленное смотрится просто как еще более гипертрофированное российское ТВ в его худших проявлениях, каким бы оно было, если бы отпали последние рамки. Это легко представить и без дополнительных художественных, технических и денежных затрат. Ад там и так происходит ежесекундно.

Самое же ужасное для такого проекта - он скучен. И именно это слово встречалось, кстати, в чате первого выпуска (около 30 000 сообщений, по словам самих создателей), кажется, чаще всего. Местами сидишь и ощущаешь, что просто теряешь время (при этом, в отличие от театра, закончить-то все это можно гораздо проще, что многие и делали).

Единственное чем, кажется, можно оправдать уважаемых создателей - заставить себя поверить, что это не их откровенная неудача, а сознательный плохо сделанный трэш в расчете на то, что у купившейся аудитории IQ 90. Мол, всерьез пытаться вызывать эмоции, мысли и шокировать будем в наших настоящих серьезных театральных работах, а здесь просто срубим бабла, схалявничаем и подурачимся. Но тогда отдельно обидно, что конкретно меня или моих друзей и близких, знающих авторов как интересных людей искусства, те в этом проекте держат за быдло.

P.S. ну и мысль, которую нелегко отогнать. Реальный "шок" и "ужас" ровно здесь и сейчас параллельно творится с вашими коллегами, друзьями - Серебренниковым, Малобродским, Итиным, Апфельбаум. Сенцов, в конце концов, третью неделю голодает. Вы же "без цензуры", вы же "независимые", про "актуальное" в российской жизни, про "стремление к свободе", вы же тут не на федеральном ТВ и даже не в государственном театре, а в "свободном Интернете" - так давайте, встройте это креативно в проект, выскажитесь мощно, привлеките внимание. Но нет, пошутим лучше в духе бред-обед-кастет-минет, жизни нет и смерти нет.

#blackrussiantv #asmodeus

motorcycleboy

Киноитоги 2017

Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны.

Сливки:


мама! / mother!
(Даррен Аронофски)
https://www.kinopoisk.ru/film/mama-2017-938643/
Масса всего сказана, куча копий поломана, при этом, судя по зрительской реакции, большинство даже не поняли, о чем хотя бы примерно фильм, восприняли все буквально, не считали метафор даже в общем, что уж говорить о конкретике. Скажу только две вещи. Пусть Аронофски и заносчив, и пафосен, стоит на плечах бунюэлей, и прочая-прочая, но тот масштаб, который он берется покрыть в фильме, и выбранная форма покрытия настолько завораживают, что я не могу реагировать иначе, чем открыв рот. Второе – «мамой!» можно тестировать на IQ и EQ. Если человек не считывает, о чем все это (а тем более не удосуживается потом потратить пару минут, чтобы считать из интернетов, но готов разругать) или же его это ни капли не трогает - выводы можно делать вполне однозначные)

Collapse )
eye

"Programma : время" by Liquid Theatre @ ШАГИ



Объездив дома престарелых и больницы, поговорив со стариками, записав их слова и запечатлев их самих в мельчайших деталях, прекрасные Liquid Theatre ("Алиса и государство", "Сфорца", "Пока ты здесь") сплели удивительный мультижанровый умный и эмоциональный мультимедийный коллаж об отпущенном / упущенном времени, о завершении цикла человеческой жизни, о его атрибутах и состояниях.

Получилось очень круто и талантливо. Не пугайтесь неприятной / сложной темы - решена она невероятно разнообразно и тонко, никакой пошлости и давящей сентиментальности.

Оригинальность и количество подходов к теме натурально поражают. Здесь и потрясающая (при этом понятная) пластика, и вербатимы (глубокие, простые и с улыбкой), и инсталляции (такие знакомые и знаковые), и видео (креативные и иллюстративные), и звуковой перформанс в реальном времени (с матрешками, щетками, чайниками и скалками), и много чего еще. При этом все крайне релевантно, в точку, динамично, не перегружено.

Это именно тот современный театр - экспериментальный, социальный, экзистенциальный, гуманистический, живой, талантливый, осмысляющий - о поисках которого так много говорят. А он тут, и почему-то не на театральных подмостках, а в настоящем андеграунде в бывшем "Актовом зале" на "Фабрике".

#liquidtheatre

motorcycleboy

Киноитоги 2016

Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны.

Первая десятка:


Строго на запад / Slow West
(Джон Маклин)
https://www.kinopoisk.ru/film/800378/
Настоящий кинопраздник. Жанры и темы меняются и вплетаются безостановочно – то черная комедия с бойкими диалогами похлеще тарантиновских, то настоящий вестерн с суровыми мужиками и перестрелками, то ироничные коэновские зарисовки-метафоры, то роман воспитания (более всего напоминающий гончаровскую «Обыкновенную историю» с конфликтом умудренного прагматичного опыта и юношеского идеализма), то абсурдистские юморески, то история несчастной любви и (буквально) разбитого сердца, то ночные жизненные притчи роуд-муви. Ну а скорость развития сюжета и концентрация смыслов зашкаливают – в час двадцать здесь умещается больше, чем в 5 часов «Восьмерки» и «Выжившего»! И все это с непрекращающимся ощущением легкости, увлекательной постмодернистской игры, расслабленности и улыбки, присущей настоящим талантливым инди фильмам (не зря «Slow West» - победитель прошлогоднего Санденса в категории "Мировое кино").
Моя рецензия целиком: http://www.afisha.ru/movie/219727/review/1065318/

Collapse )
motorcycleboy

Киноитоги 2015

Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году (хотя в 2015-м было как никогда много кино, прокатывавшегося только номинально – иногда даже всего одной копией). Сортировка по времени выхода на отечественные экраны (так и не вышедшие – в конце).

По-настоящему топовых фильмов для меня было всего три:


Бёрдмэн / Birdman
(Алехандро Гонсалес Иньярриту)
http://www.kinopoisk.ru/film/722827/
Трагикомичный эффектный непрерывный трип по бродвейскому зак"Улисс"ью, гениальная операторская работа Любецки, блестящая режиссура, театральных высот лицедейство во главе с Майклом Китоном, оригинальный саундтрек, построенный почти полностью на одних ударных. Здесь и бодрая сатира на киношно-театральный мир, и остроумная реалистичная производственная драма, и живые муки автора, и даже творческие помешательства, напоминающие порой о «Черном лебеде» или «Внутренней империи». И во всем этом - ритм, плотность, дыхание, юмор, виртуозность, многослойность, движение, жизнь. Упоительно. 9/10



Любовь / Love
(Гаспар Ноэ)
http://www.afisha.ru/movie/225358/
В моем восприятии Ноэ продолжает современным киноязыком пересказывать западной аудитории буддийские истины. "Необратимость" демонстрировала неизменные законы причинной-следственной связи – карму. "Вход в пустоту" красочно иллюстрировал происходящее после смерти, натурально экранизируя "Тибетскую книгу мертвых". "Любовь" показывает противоположный смерти полюс – сансару, чувственный мир желаний, привязанностей, приводящий к рождению и страданию. (И да, фильм не про любовь, а про "любовь", обладание, страсть, эгоизм, от которых останутся только боль, потерянность и новые витки блужданий.) С учетом темы, фильм более сентиментальный, спокойный и мягкий, чем предыдущие, хотя это все равно драма, пусть и с красиво снятым сексом красивых людей под красивую музыку. 8/10
P.S. знающим, в качестве саундтрека и для лучшего понимания – "Pushit" Tool



Молодость / Youth
(Паоло Соррентино)
http://www.kinopoisk.ru/film/807818/
Новый "великолепный" Соррентино – обязательный к просмотру пример зрительского авторского (эстетского) кино, интересного и невероятно красивого, несмотря на не самую легкую тематику (увядание, старение, творчество, прошлое). При этом нельзя промолчать о том, что "Молодость" еще сильнее, чем прежде, отсылает к Феллини. 8/10

Collapse )
motorcycleboy

Он никогда не умирал / He Never Died (2015)



Новогодний подарок любителям Генри Роллинза. Перевел первый полнометражный фильм с папкой в главной роли. Сразу предупреждаю – кино трэшевато, так что смотрим только ради Генри. Несмотря на интересную задумку, из фильма не получилось ни "Выживут только любовники", ни "Горца", хех. Зато роль – идеальное попадание в социопатичного волка-одиночку Роллинза.

Трейлер:

Мои раздачи:
WEB-DL, mkv, 1920x818, 3.28 Gb:
https://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?p=7924869
http://tfile.me/forum/viewtopic.php?t=771497
WEB-DLRip, mkv, 1280x536, 800 Mb:
http://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?p=7921574
http://tfile.me/forum/viewtopic.php?p=7757012
HDRip, mkv, 720x304, 700 Mb:
http://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?p=7921745
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5142645
http://tfile.me/forum/viewtopic.php?p=7757017

Либо выбирайте оригинал на свой вкус отсюда (советую 720p – 800MB – ShAaNiG или 1080p WEB-DL):
https://kat.cr/usearch/he%20never%20died/
А субтитры отдельно здесь:
https://yadi.sk/d/VZPiL5DjmeJCL

eye

Crimson Peak / Багровый пик (2015)



Если любите готику в самых разных ее проявлениях - в литературе, архитектуре, кино - то "Багровый пик" станет для вас прекрасным подарком.

Дель Торо снял настоящий готический роман - красивый и страшный, с Англией и непогодой, с заброшенными поместьями и скелетами в шкафу, с надеждами и обманами, с призраками, ножами и ядами, с доверчивыми жертвами и обольстительными злодеями, и, конечно, с любовью-кровью. К счастью, не без юмора и иронии. "Перечитать" хочется сразу - дома в холодный темный вечер с бокалом красного вина)

Из самых навеваемых фильмом любимых "призраков" - Бёртон ("Лощина", "Суини Тодд" и "Мрачные тени"), "Алиса" Американа МакГи (бертоновской "Алисе" как раз не хватало перепачканной кровью Васиковски с ножом), "Only Lovers Left Alive" Джармуша (двое из троицы в деле - еще бы Тильду Суинтон вместо Честейн, или хотя бы сыграть маму сиблингов во флэшбеках), Эдгар По и "Джейн Эйр" (Васиковска, кстати, и в ее экранизации успела отметиться). Если это ваше - смотрите "Пик" обязательно. Если нет - не рискуйте (а то кого-то оттолкнет обилие крови, а кого-то - наоборот, недостаток жути).

P.S. и все-таки не дают покоя мысли, как бы это смотрелось, если б главные роли достались все же Камбербэтчу и Эмме Стоун, как планировалось изначально

i

#‎сонетышекспира



#‎сонетышекспира‬ Тимофея Кулябина в Театре Наций – хрупкое чистое искусство. Тонкий, практически бессловесный (за исключением, собственно, дюжины прочитанных фоном сонетов) и очень трогающий спектакль о красоте, ее смерти, мрачной силе вечности, искусстве, эфемерности, забвении, поисках и, конечно, любви.

В самом спектакле есть болезненная тема контраста этой уязвимой красоты и грубого мира. К сожалению, часть публики невольно дополняет и развивает этот конфликт, бурча, скучая, выражая недовольство, покидая спектакль, топая и скрипя, – прекрасно иллюстрируя тем самым серость, жестокость, глупость и бесчувственность, противостоящие волшебству искусства. (А чего ожидалось от спектакля, где пять актеров, пианист и певица исключительно действиями, музыкой, пластикой пытаются оживить поэзию? И не пьесы Шекспира, а сонеты, которые не про сюжеты, а исключительно про тонкие материи – ощущения, переживания, идеи?)

Спасибо создателям и отдельная благодарность актерам, играющим такое сложное и чувственное в такой тяжелой и не особо подпитывающей обстановке.

P.S. не бахвальства ради, но полезный и для вас, и для поддержки артистов уже не раз проверенный социально-психологический лайфхак – если хотите выразить свое мнение и благодарность, не бойтесь проявлять инициативу (например, хлопать первыми или делать это активно и напористо, заражая и заряжая других). В этот раз в одиночку удалось раскрутить зал (половину, по крайней мере) на повторный круг аплодисментов, просто не остановившись, а настойчиво хлопая. Социальные массовые механизмы работают очень интересно и просто – вы практически всегда получите реакцию, если не побоитесь быть одним воином, поскольку зал – далеко не голое поле, и кто-то с вами обязательно солидаризируется ,)

http://theatreofnations.ru/?route=common/shows&show_id=87

i

"Спасение" 2015


Приходится признать – я не понимаю, как Иван Вырыпаев мог сделать (мою любимую у него) "Эйфорию". Воздушную, художественную, тонкую, красивую. На контрасте с остальной его работой и в кино, и в театре (про который он прямым текстом подтвердил именно то, за что я его ругал,– "театр это вид литературы"), словно другой человек делал.

После текстоцентричных "Танца Дели" и "Кислорода" трейлер "Спасения" дарил надежду на возвращение к художественности "Эйфории". Но нет, опять лобовой удар и проповедь, а кино – всего лишь "средство расширения аудитории".

Увидев перед просмотром слова Вырыпаева, что главная героиня олицетворяет Россию, после фильма я шутил: "Сейчас все объясню. Монашеская юность – советские времена. Отъезд из монастыря – падение железного занавеса, страна знакомится с миром. Диалог с Грушкой про пылесос – перестройка, избавление от идеологического мусора. Дальнейшее раскрепощение. Диалог с американским музыкантом, разговор про U2 – знакомство с западной культурой. Стыд за прошлое. Изменение стиля, языка (превращение монашки в хипстера в желтой шапке). Открытость свободе, покорение вершин. Полеты мысли (вплоть до летающих тарелок). А потом опять откат назад, да еще и более дикий (католический приход в Тибете с азиатским Христом). А надо общаться, открываться миру, учиться!"

Ну, пошутил и пошутил. Но прочитав ряд интервью самого Вырыпаева, ужаснулся, как близок оказался. Иван Александрыч и здесь опять прямолинеен, антихудожественен, догматичен, как заведенный твердит "коммуникация, контакт" и продолжает воспроизводить чужие идеи (см. Уилбер, интегральная духовность).

Не режиссер, а проповедник-сухарь, комсомолец-сморчок. А публике достаточно увидеть картинки Тибета, услышать смазливую песню под гитару и пустой псевдоэзотерический диалог про "ты не пылесос". Остальное не замечается, а отношение с искусством кино – вообще по боку.

В общем, судите сами:
"- Я снимал про католическую монашку, но все время имел в виду Россию. То есть это наша страна, которая долгое время жила закрыто. Это первые наши контакты с большим миром. И пока они проходят болезненно для нас, потому что все нас пугает.
- Это фильм не про Тибет, а про Россию, хотя русской темы там нет – я таким его задумывал. Нет потому, что я хотел добиться метафоричности. Сейчас, после долгого периода, когда страна была закрыта, мы сталкиваемся с другими культурами. Сегодня, в силу технологий, мир перемещается к нам. Посмотрите, как мы испугались: чего стоит одна война – мы не готовы соприкасаться с чужими культурами, мы держим оборону, для нас это трудно. Поэтому нужно научиться налаживать коммуникацию, это тема номер один, номер два и номер три.
- Для меня это фильм о моей стране. Прежде всего о моей стране. Образ моей страны я представил в виде главной героини. Я попытался показать, как выглядит наша главная российская проблема – коммуникации с "другим" миром. И как важно наладить эту коммуникацию, но не потерять себя
- Фильм «Спасение» – не столько о религии или о Боге, а, скорее, о коммуникации. Главная тема сегодняшнего дня, первая задача в повестке дня в мире и в России – коммуникация. Другой темы нет. Одна тема – контакт между людьми."

Ну хоть помолчи, дай людям вложить в твою проповедь свои смыслы – увидеть что-то большее, не ограничивай своими линейными смыслами. Но нет. Талдычит, как заведенный. Долбит, как на партсобрании.
"- Уже хватит искусства. Заниматься искусством и в театре, и в кино мне уже не интересно. Когда искусство ради искусства, когда просто делают искусство. Искусство – это средство, с помощью которого надо делать более важные вещи.
- Главным, ключевым для меня является тема. А через что она выражена, для меня всегда имело очень посредственное значение. Сюжет, форма – это лишь способ, средство.
- Я не снимаю фильмы, на которые идут, чтобы насладиться чистым искусством кино.
- Где слово, там я дома, а где камера — нет
- Театр, безусловно, пастырь.
- Я не вправе считать себя полноценным кинорежиссером. Это не мое основное занятие. Я все-таки в первую очередь драматург. Кино же для меня – прежде всего, возможность обратиться к большей аудитории."

Ну, хоть честно.

А теперь самое интересное. Только что в рамках Амфеста показывали "Кумико – охотница за сокровищами". Так вот этот фильм, очевидно, совершенно не преследуя целей Вырыпаева, ничуть не хуже доносит и его "тему"! Японская социопатичная девушка с проблемами в семье и на работе, погрузившись в нездоровые фантазии, отправляется в Штаты, чтобы найти чемодан с деньгами, который Стив Бушеми зарыл в конце "Фарго". На пути ей встречаются персонажи, которые пытаются кто как помочь, но в силу проблем с той самой коммуникацией и собственных иллюзий, девушка не в состоянии найти общий язык, причиняет им разные неприятности, и в итоге... смотрите сами.

И вот, ей-богу, в "Кумико" легко можно увидеть все, что Вырыпаев пытается сказать "Спасением" (а многое – даже лучше): хочешь – историю взаимоотношений России с окружающим миром, хочешь – темы проблем коммуникации, хочешь – собственно то, о чем сам фильм без притянутостей (одиночество, сокровища всегда с нами, внутри, надо замечать людей, протягивающих нам руки, не гнаться за бесплодными фантазиями и т.д. и т.п.)

В этом и есть основное отличие искусства, многопланового, художественного, скромного, открытого множественным интерпретациям, от публицистики (а именно этим, по сути занимается Вырыпаев в "Спасении"), хотя "Кумико" – фильм совсем не идеальный.

Отдельно подчеркну, что со взглядами Вырыпаева согласен, разделяю его ценности и интенции, но такое отношение к искусству принять не могу. Уж лучше тогда просто статью написать, эссе – действенней и честнее.

P.S. Единственная из "профессиональных" рецензий, говорящая о том же, о чем и я, бьющая в цель, а не сюсюкающая про тибетские виды и красивую песню – здесь:
http://seance.ru/blog/reviews/spasenie/