Soula (_soula_) wrote,
Soula
_soula_

Автобиографическая память: как запомнить детство

Да, да, буду писать теперь про детей, куда ж без этого.
Вот в ленте возникла интересная тема - разговаривайте с детьми про их жизнь и поможете им запоминать ее. Здесь будут несколько цитат от более умных людей. От себя мне добавить пока нечего.

-------

Есть много лонгитьюдных исследований – то есть исследований, которые продолжались десятилетиями: как родители разговаривают с детьми на автобиографические темы (вроде «А помнишь, когда мы были...»). И выяснилось, что от того, как мать или отец, а в случае нашей страны еще бабушки и дедушки, вспоминают с ребенком прошлое, от этого зависит, какой из этого ребенка вырастет человек. Ребенок меняется в зависимости от воспоминаний, а точнее, от того, как ему родители рассказывают о том, что с ним происходило. Поэтому в разных культурах люди помнят о себе совсем разные эпизоды, и рассказывают об этом тоже по-разному.

------

Проводился такой эксперимент: в детском саду была реальная пожарная тревога, полная эвакуация, неразбериха и паника – все куда-то бегут, кричат, подгоняют… Так вот, после этого случая разделили детей на две группы. Контрольной группе сразу задавали вопрос о том, что произошло, а остальным – нет. Их спрашивали только через несколько месяцев, через год, через 3 года и через 10 лет. В итоге те, кому сразу не задавали вопрос о случившимся - не смогли вспомнить, что произошло вообще. А контрольная группа помнила о событии и через 10 лет.

То есть «нерассказанное» воспоминание долго не продержится в памяти. И в яркие картинки не превращается. Таким образом, ребенок обязательно должен рассказать про то, что было. При этом, если ребенка заставляют повторять за взрослым, то он повторяет ситуативно, но не запоминает сам. Соответственно, мнемонический метод также не слишком эффективен. Ребенок должен рассказать кому-то, а потом во взрослом состоянии уже можно рассказывать не вслух, а про себя, а можно и писать о чем-то.

Статья целиком:
http://letidor.livejournal.com/149477.html

-------

Prometa как всегда, прекрасно резюмирует:

"... у ребенка появляются настоящие автобиографические воспоминания только после формирования полноценной речи. То есть, лет с трех. Вообще, умение структурировать свое прошлое и видеть его - полезная штука, поэтому маленьких детей лучше учить обращаться с этим. В разговорах вспоминать прошедший день, выходные, какой-то праздник, время, проведенное ребенком без родителей. Восстанавливать на словах прошлое. Если верить автору, то не проговоренные события стираются из детской памяти: в долгосрочном эксперименте дети, с которыми разговаривали об учебной эвакуации в детском саду, помнили о ней, а остальные забыли. Там еще любопытные тезисы есть: о различиях в структуре детских воспоминаний людей разных культур, об искусственности всей этой истории с памятью о себе. Вполне можно почитать."

И делает практические выводы:

"Очевидно, что нужно примерно представлять себе, какого рода воспоминания будет правильно оставить у ребенка о его детстве - как он правильно поступил в той или иной ситуации, поддержка, любовь, надежность, радость узнавания нового, ситуации отложенного вознаграждения: что-то сделал и потом получился хороший результат."



Tags: детское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments