Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Аннотированная (по-русски) дискография Weather Report (Часть 11: Weather Report [1982])


WEATHER REPORT (1982)


"Теперь у нас есть группа и она собирается просуществовать некоторое время, гарантирую"
Джо Завинул, январь 1981 года


Оригинальный выпуск: Columbia ARC FC 37616
Дата записи: 1981
Дата выхода: February 1982
Время: 41:04

Продюсер: Джо Завинул
Помощники продюсера: Уэйн Шортер, Жако Пасториус

СОСТАВ
  • Джо Завинул: Электронные клавишные, пианино, глиняные барабаны, компьютерные барабаны, перкуссия, голос, труба, деревянные духовые инструменты, струнные и медные звуки, генерируемые клавишными
  • Уэйн Шортер: Тенор и сопрано саксофон
  • Жако Пасториус: Бас-гитара, барабаны, голос
  • Питер Эрскин: Барабаны, компьютерные барабаны
  • Роберт Томас Младший: Перкуссия


    ОБЗОР

    В интервью, опубликованное в январе 1981 года, Завинул рассказал о трудностях, которые подстерегают при создании хорошей группы: "Хорошие музыканты - это роскошь, но они просто необходимы. Практически никто из нас просто так не шатается, даю голову на отсечение. Если ты не способен понять этого, то ты не будешь никогда в группе. Надо найти парней, которые умеют играть. Видишь ли, секрет создания отличной группы состоит в способности писать хорошо для каждого музыканта группы, у всех разное звучание. Вот почему Дюк Эллингтон был столь велик. У баса Жако свой звук, собственный характер. Но теперь-то у нас есть группа, которая собирается просуществовать определенное время, гарантирую это". Завинул тогда не знал, что к концу года и он, и Шортер останутся без группы.
    Weather Report стал последним альбомом для ритм-секции Пасториус-Эрскин. Записанный на Power Plant в Нью-Йорке летом 1981 года материал был по большому счету исполнен группой в весеннем турне группы, которое триумфально завершилось на Playboy Jazz Festival в Лос-Анджелесе в июне.
    Рассказывает Эрскин: "Второй для меня альбом Weather Report стал большим шагом к тому, что хотел делать Джо. Композиционно все вещи были более прописаны и тут было гораздо больше клавишных бас-звуков. Жако проводил в Калифорнии гораздо меньше времени, чем обычно. Я проводил много времени в доме Джо, мы писали все эти вещи, потом прилетал Жако и мы репетировали. Премьера состоялась в Японии, потом мы играли в США. Это был последний американский тур. Мы пошли в студию и записали альбом. Жако пришлось выучить многое, и это были не просто мелодии - Джо в этот раз написал практически все. Так что Жако очень сильно возмущался всем этим тогда".
    Жако начал работать над собственным вторым альбомом Word Of Mouth в августе 1980 года. Проект занял несколько месяцев времени и, в конце концов, вышел летом 1981 года. Тем временем трения между Жако и Завинулом назревали. "Были некоторые искры в отношениях Жако и Джо", говорит Эрскин, "Мне кажется, Джо просто устал от всех этик скачек Жако по сцене и имитировании Джимми Хендрикса. А Жако достало играть выписанные на ноты басовые партии, которыми так изобиловали новые композиции. Жако также бесило, что Джо дублирует его партии своими клавишными. Он просто ненавидел это. Так что Жако начал собственные проекты за пределами Weather Report". Среди них была группа альбома Word Of Mouth.
    Все это привело к тому, что Weather Report перенесли выпуск своего нового альбома на несколько месяцев, а так же возникли задержки и с турне, которое было перенесено на весну 1982 года. "Мы запланировали гастроли на ноябрь 1981 года", вспоминает Завинул, "когда Weather Report должен был быть уже готов. Но мы не могли закончить альбом, это было очень трудно для нас. Однажды Уэйн и я сидели в студии безвылазно 46 часов, пытаясь закончить пластинку, чтобы вовремя начать турне. Наш менеджер сказал, что собирается отменить гастроли для того, чтобы доделать альбом нормально. Так мы и поступили - записали хороший альбом и отменили турне".
    К несчастью, отсрочка разрушила все планы на 1982 год.
    "Уэйн хотел сделать что-то свое, я тоже хотел выпустить соло-альбом. Жако говорил о своем биг-бэнде, который бы сделал гастроли с материалом, который он написал. Мы сказали: 'Отлично, никаких проблем'. Это должен был быть год отдыха от Weather Report. В наши планы входило встретиться вместе в 1983 году, сделать еще один альбом и тур.
    Но потом наш менеджер сказал нам, что нам следует пересмотреть собственные планы и поехать на гастроли весной 1982 года, потому что много людей заплатило большие деньги за рекламу, аренду и охрану площадок. Наши менеджеры пообещали народу, не говоря ни слова нам, что мы поедем на гастроли в апреле 1982 года, в то время как мы планировали годик отдохнуть. Так что пришлось планы все свои поменять. Кроме того, Уэйн и я заплатили еще $70.000 неустойки. Нам просто нужно было ехать на гастроли".
    Но Жако уже практически уехал со своей группой на гастроли в Японию и Европу. "У нас нет выбора", говорит Джо, "Нам нужно было найти другого басиста. В конце концов Жако пошел своим путем, почему бы нам не пойти своим"
    Что касаемо Эрскина, то у него был выбор между Weather Report и Steps Ahead, с которыми он уже договорился о летних гастролях. И он выбрал Steps Ahead. Роберт Томас Младший сказал Брайану Глассеру, что он даже не знал, что его вычеркнули из группы, более того, он и узнал-то об этом только от друга. Так закончилась так горячо любимый многими фанатами период в творчестве группы Weather Report.
    Много написано про отношения Завинула и Пасториуса. Вот например: "Отношения Жако и Джо были самыми крепкими в жизни Жако. Жако относился к Джо, как к своему отцу, Завинул же называл Жако своим братом-близнецом, ссылаясь на своего реального брата, который умер в детстве. Это были любопытные, яростные, страстные мачо, которые хотели выжать из собственной жизни всего по максимуму. С одной только разницей. Завинул в свои сорок лет был зрелым человеком и четко осознавал пределы возможностей жизни, Пасториус же в свои двадцать оставался юнцом, который этих пределов не видел совершенно"
    Жако начал пить и употреблять наркотики в 1977 году, обостряя (или, точнее, пытаясь подавить) свой маниакально-депрессивный психоз. К 1980 "Жако был всегда пьян и зол", говорит Завинул, "Он старался быть круче меня. Перепить меня. Для него это было соревнованием. Конечно, я пил! Но я слишком любил себя, чтобы гробиться. Жако делал все, чтобы потакать своим слабостям. А потом его музыка пошла на спад. Она была все еще великолепной, но перестала быть такой свежей, какой была ранее. Это было как цирковое представление. Жако повторял свои фокусы, которые мы уже видели сотни раз", рассказал Джо в объяснение того, почему он намеревался уволить Жако после гастролей 1980 года в Японии. Но не уволил. "Я не мог его уволить. Более того, я постарался нагрузить его по полной. Но он опять упился в слюни в нашем автобусе. Я пытался увлечь его спортом, плаваньем, но какой там:"
    Завинул и Жако практически не виделись после того, как Weather Report был завершен. Когда Джо спросили в 1983 году, думает ли он, что Жако вернется в группу, тот ответил "Нет, потому что когда ты с кем-то разводишься, то никогда потом не женишься на ней. Мы были очень близки. Он был моей семьей. Он прекрасный человек и отличный друг. Мы поддерживаем отношения, иногда перезваниваемся".
    В августе 1984 году Жако сказал: "Я никогда по настоящему не уходил из Weather Report. Я все еще продвигаю нашу музыку. И если эти черти позовут меня назад через неделю или год, то я вернусь. Но сейчас что-то держит нас порознь". Про Завинула он сказал: "Люди всегда говорят 'Эй, вы, наверное, ненавидите друг друга после того, как ты ушел из группы?'. Это все не так. Я люблю Джо, как никто его больше не любит. Но он не изменится. Он никого не слышит, кроме самого себя, и его технологии просто достали уже. Но я хотел бы, чтобы люди успокоились и поняли, что между нами нет никакой ненависти. Джо Завинул и Уэйн Шортер - великие люди, так оно и есть. Это два самых лучших человека, которых я знаю. И, конечно, это самые главные мои учителя". Статья никак не отображает степень физического и морального упадка Жако в то время.
    Джон Фрэнсис "Жако" Пасториус III умер 21 сентября 1987 года от последствий избиения его вышибалой одного ночного клуба. Ему было 35 лет. Его новаторство и мастерство игры на бас-гитаре повлияли практически на каждого басиста того времени. Слушая сейчас альбомы Пасториуса сложно оценить его гениальность и силу, но если учесть, что он все это придумал, он начал играть, его воздействие на сцену электрической бас-гитары переоценить невозможно. Незадолго после смерти Жако, Завинул сказал:
    "Я любил Жако. Всегда, когда я думаю о нем, я улыбаюсь. Он был одним из самых приятных людей, которых я знал и он мог делать то, что он делал так, как это не мог сделать никто другой. Когда мои родители праздновали золотую свадьбу в маленькой деревеньке, из которой я родом, он и Ингрид послали самый большой в мире букет цветов. Он мне подарил аккордеон на день рождения. Он был очень заботливый человек. У него была добрая душа и хороший характер. Что-то в его голове было не так, когда он пил или принимал наркотики, что еще хуже.
    Последний раз, когда я его видел, это был мой сольный концерт в Карнеги Холл, он мне очень помог. Забежал на второй балкон и проверил мой звук, который шел от моего басового барабана. Он был настоящий джентльмен. Я по нем очень скучаю"

    КОМПОЗИЦИИ

    ПЕРВАЯ СТОРОНА

    1. VOLCANO FOR HIRE (Завинул)

    Композиция Volcano For Hire пользовалась особой популярностью на концертах. Завинул рассказал, как играл Жако эту вещь: "Я никогда не видел такого выносливого басиста, как Жако. Он мог играть все эти 16-тые в наибыстрейшем темпе бесконечно, ни разу не запнувшись и не расслабившись. Мы частенько играли эту композицию и Жако всегда делал это замечательно. Благодаря ему мы всегда были в тонусе. Каждая группа, как я считаю, нуждается в таком вот заводиле, моторе, движущей силе, боеголовке, если хотите. Нашей боеголовкой был Жако".
    А вот, что рассказывал Завинул журналу Keyboard в 1984 году про эту композицию: "Моя правая рука двигалась за партией Уэйна, а левая рука была оркестром. Нужно было все это разделять в голове". На вопрос, может ли кто-либо выучить подобную технику игры просто упражняясь на пианино, Завинул ответил "Я не думаю, что это возможно, но скажу одно - это сделало меня значительно лучше как пианиста".

    2. CURRENT AFFAIRS (Завинул)

    3. N.Y.C.--PART ONE: 41st PARALLEL; TWO: THE DANCE; THREE: CRAZY ABOUT JAZZ (Завинул)

    ВТОРАЯ СТОРОНА

    4. DARA FACTOR ONE (Завинул)

    Эрскин объясняет происхождение Dara Factor One и Dara Factor Two: "Это один большой джэм. Я помню, они зарядили магнитофон длинной лентой и просто вытащили колонку в комнату, чтобы все работающие в студии люди могли слышать что мы играем. Мы хотели поимпровизировать и я предложил: "Джо, как насчет вот этого? По-моему прикольно" и сыграл этот грув. Мне казалось, это было круто. Джо остановил меня. Он стоял посреди комнаты, а я сидел в своей кабинке. Он сказал мне по микрофону: 'Ну и что тут прикольного? Не слышу ничего прикольного'. Вот почему у Dara Factor такой бит шиворот-навыворот, потому что он всегда искал нечто экстраординарное".
    Брайан Ризнер: "Dara Factor была по большому счету чем-то вроде: 'у нас примерно час. Чем займемся?'. У нас просто было свободное время, так как мы быстро справились с тем, что планировали. В общем, Джо начал играть свою интересную последовательность, по-моему на Oberheim, а остальные играли импровизацию. Потом, конечно, мы многое поправили там".

    5. WHEN IT WAS NOW (Шортер)

    Единственная композиция Шортера на альбоме. Как и Mr. Gone, этот альбом был подвержен критике за то, что Завинул (и Пасториус) вытеснили саксофониста. Джордж Варга в 1985 году пишет в своей статье:
    "Начиная с конца 70-х роль Завинула в Weather Report значительно приуменьшилась, равно как и его музыкальная активность вне группы. Некоторые обозреватели обвиняют Завинула в том, что это происходит по его вине, заявляя, что доминирование клавишных оставляет все меньше и меньше простора для саксофониста. Шортер - умный и красноречивый человек, который всегда говорит спокойно и старается сгладить все конфликты, не соглашается с этим:
    'Нет, нет. То, что на поверхности всегда отлично освещено, но нужно не забывать и о глубине проблемы. За долгие годы в Weather Report я воздержался от участия в процессе. Я выбрал ничего не делать. В то же время я культивирую другие аспекты своей жизни. Я наращиваю внутренние ресурсы, которые могут быть не видны.
    Можно сказать, я создал незаметный банковский счет ступенек по лестнице мудрости, которые будут использованы тогда, когда придет нужное время. Те хорошие вещи внутри меня позволяют мне постепенно двигаться вперед, быть сильным и хорошим примером для молодого поколения'".

    6. SPEECHLESS (Завинул)
    7. DARA FACTOR TWO (Weather Report)
  • Subscribe

    • Mahavishnu Orchestra - 1972 Archive Syracuse library footage

      Какое интересное видео народ вот разрыл. Mahavishnu Orchestra 1972 года выпуска. Играют в Сиракузском Университете. Чуть меньше часа по…

    • LegEnds: Kenso

      Kenso Часть вторая (1987-1991) Kenso – «Self Portrait» (1987) Если концертная пластинка 1986 года Kenso In Concert была подведением итогов…

    • LegEnds: Kenso

      Kenso Часть первая (1980-1986) Kenso – Kenso (1980) Первый альбом ныне легендарного японского коллектива представляет собой ни что иное, как…

    • Post a new comment

      Error

      Comments allowed for friends only

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 1 comment