Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Аннотированная (по-русски) дискография Weather Report (Часть 10: Night Passage [1980])


NIGHT PASSAGE (1980)


"Самый невероятный альбом, который только создал Завинул. Ничего похожего даже близко нет. Вообще ничего"
Роберт Томас Младший


Оригинальный выпуск: Columbia JC 36793
Дата выхода: 1980
Время звучания: 49:42

Продюссер: Джо Завинул
Со-продюссер: Жако Пасториус

СОСТАВ
  • Джо Завинул: Клавишные
  • Уэйн Шортер: Саксофоны
  • Жако Пасториус: Бас
  • Питер Эрскин: Барабаны
  • Роберт Томас Младший: Перкуссия


    ОБЗОР

    Музыка для нового альбома Night Passage была отработана во время гастролей 1979-80 годов, прошедших сразу после выхода альбома 8:30. В то время, как большинство материала 8:30 было музыкой прошлого, в этот раз состав Пасториус-Эрскин-Томас создали полностью новый материал, не имеющий ничего общего с тем, что было ранее. Наверное Джон Пэрелс наиболее удачно уловил суть этой разницы в своей статье в журнале Musician Player & Listener, описывая концерт Weather Report в Нью-Йорке в начале 1980 года:
    "С того момента, как Weather Report достигли определенного уровня популярности и большой аудитории - рок-аудитории - та стала все меньше и меньше обращать внимание на тот мощный импровизационный взрыв, из которого Weather Report и появились. Более того, они стали аплодировать слабым версиям классических произведений Weather Report (простых и до боли знакомы) и сходить с ума от того дерьма, что вытворял в своих убойных соло Патсориус, полностью игнорируя лучшие групповые импровизационные таланты. Потихоньку Weather Report стали уступать этим ожиданиям толпы. И, хотя я никогда не слышал ни одного слабого выступления Weather Report, но когда сравнивал 8:30 и Live in Japan (с которого взята вторая половина альбома I Sing the Body Electric), то чувствовал себя обманутым. Это была не та группа, которая зажигала в каждой исполняемой песне, это был сборник лучших хитов рок-группы".
    Может быть Weather Report чувствовали тоже самое. По крайней мере 8:30 продемонстрировало желание группы пойти на поводу у толпы в отношении предсказуемости композиций, желание приблизиться к аудитории еще больше. Один только главный хит группы - Birdland - сыгран более быстро и свободно.
    Многие из новых композиций, включая студийные вещи альбома 8:30, исполнены в смелом стакатто, прыгая вверх и вниз по гамме - наиболее сложный вариант исполнения мелодии с движением вперед и фразировкой. Большинство композиций построены на том изложении музыки, которое было в Boogie Woogie Waltz - медленное и непредсказуемое нарастание тематического материала, которое выглядит как спонтанная наработка результатов импровизации - хотя новые композиции более сложные и сложно угадать тематически они созданы или нет. И когда, казалось бы, группа пустится в композиционный пик, взорвется фейерверком нот, они делают изящный обходной маневр по странной, но восхитительной и понятной касательной.
    Новый перкуссионист, о котором было сказано выше, это Роберт Томас Младший, который поднялся на борт группы в январе 1980 года. В статье 1998 года для Miami New Times Нина Корман объясняет, как Томас стал членом Weather Report.:
    "В конце 70-х Пасториус, который жил в Южной Флориде, попал на празднования в честь одного музыканта, который держал ночные клубы Майами Спрингс. Там играл Томас. Басист был настолько восхищен увиденным и услышанным, что немедленно пообещал тому, что расскажет о нем Завинулу. 'Месяц спустя мне позвонили', говорит Томас, 'это был Жако, который спросил, как я отношусь к тому, чтобы пройти прослушивание в Weather Report'. Тактичный Томас никогда не скрывал того, что он понятия не имеет, кто такие были Weather Report".
    Еще один момент - Томас не знал, что его прослушивание в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, состоится во время выступления группы перед 6000 зрителей. 'Что меня ошеломило, так это то, что когда мы остановились, увидели эти трейлеры я подумал, что за концерт это будет тут. Я был уверен в себе и в том, что я делаю. Я был счастлив и знал, что я делаю что-то по другому'. Томаса наняли тут же и он уехал с группой на гастроли на полтора месяца, совершенно не подозревая, куда он попал. 'До тех пор, пока мы не приехали в Японию, со всеми этими роуди, толпой фанатов и прочей атрибутикой рок-звезд, и тогда я подумал, "А что, неплохо я устроился-то"'.
    Питер Эрскин позже описал Томаса как "самого блестящего джазово-ориентированного перкуссиониста, которого только можно было найти, разве что за исключением Дона Элиаса, и он был занят целыми днями". Полтора года группа не нуждалась в перкуссионисте - они просто об этом не заботились. Завинул рассказывает: "Мы устранили ручные барабаны для того, чтобы лучше слышать четыре основных составляющих нашей музыки, так четверо музыкантов могут лучше друг друга слышать, чтобы очистить их звук мы могли бы использовать барабанщика как источник элементов гармонии или гармонических оттенков. Но мы все играли на барабанах, только в разных тонах. Иногда я ставил на свои клавишные барабан, чтобы создавать ритмический центр".
    Томас объясняет свой стиль: "Они не были довольны тем, что у них происходит с ритмом. Им нужно было что-то еще. Жако слышал, как я играю бибоп (я известен по бибопу, а не по латиноамериканской перкуссии), так что я был самым лучшим для них вариантом в то время. Они были на в турне в поддержку альбома 8:30, но на концертах играли материал с нового Night Passage, который был очень бибоповым, прямолинейным и невообразимо быстрым. Многие перкуссионисты не могут выйти за пределы традиций. Питер - что-то вроде свободного барабанщика, к тому же у него сильный удар. Джо сказал 'Играй как-нибудь по-другому. Не играй в мои доли. Где-нибудь в другом месте играй'. Для меня это было то, что надо - я всегда рассматривал свой инструмент, как что-то похожее на трубу или саксофон. Посмотрите на трубача, он не играет весь концерт напролет, не отнимая мундштук ото рта. Иногда он останавливается и переводит дыхание".
    Завинул был искренне доволен тем, как хорошо в то время заиграла группа: "Мы играем так превосходно вместе, что это даже невыносимо. Мы можем слышать друг друга очень хорошо, импровизировать так быстро, что мелодии перетекают одна в другую незаметно".
    Джон Гилл, рассказывая о концерте Weather Report в 1980 году, соглашается с ним: "Не хотелось бы этого говорить (больно уж их самомнение растет и выползает за рамки всего мыслимого), но Weather Report доказали, что джазовая вселенная все еще расширяется".
    В одной статье Melody Maker автор говорит о том, что ранний Weather Report был более свободный, дикий и менее структуризированный. "Не по-настоящему свободный, не то слово", отвечает Завинул, "потому что сейчас мы свободны так, как никогда до этого не были. Тогда у нас не было никакого направления, мы просто плавали вокруг да около, совершенно не представляя что именно будем играть дальше. Иногда, конечно, это выглядело свободно, но самая большая свобода - это дисциплина. Вот тогда и приходит полная свобода, когда ты точно знаешь, что каждый должен делать".
    Рей Мерфи из Boston Globe так написал о концерте Weather Report, когда Томас был уже примерно год в группе:
    "Этим субботним вечером Томас играл свою роль - снабжая группу собственным голосом, отдельным от коллектива, но равнозначным ему. Он стал еще сильнее, чем был и помог Завинулу приблизится к тому идеалу группы, к которому стремился, но не мог достичь за последние два года".
    "Бобби добавляет много текстур своей уверенностью, господством над вырастающим материалом", сказал Завинул, "фокус в том, чтобы разделить все части, не просто разделить, более того, разделить по деталям, и все это - часть одной песни"
    "Night Passage - самый невероятный альбом, который только создал Завинул. Ничего похожего даже близко нет. Вообще ничего", сказал как-то Томас.

    КОМПОЗИЦИИ

    СТОРОНА ПЕРВАЯ

    1. NIGHT PASSAGE (Завинул)

    Если верить статье в Boston Globe, Завинул был вдохновлен ночным путешествием на поезде из Венеции в Вену, отсюда этот ритм поезда в звуки железнодорожной станции, которые он записал на станции в Италии
    Эрскин рассказал: "Мы записывали эту вещь, которую создали в студии, после того, как обыграли ее на концертах. Она собрана из кусочков разных сессий. Night Passage с течением времени ускоряется, но Джо сказал, что это здорово и похоже на то, как набирает скорость поезд. Как барабанщик, конечно, я чувствовал, что нарушаю сакральное правило"
    Завинул и Пасториус с энтузиазмом рассказали об этом треке в своем интервью для журнала International Musician and Recording World:
    Жако: "Возьмите бас на первом треке. Ты написал все ноты, мужик".
    Завинул: "Это завалящая басовая партия. Я сымпровизировал ее и записал потом на ноты"
    Жако: "Он прислал мне мою партию по почте и я был вынужден учить ее. Очень сложная партия. Примерно неделю я составлял ее распальцовку"
    Завинул: "Это одна из тех композиций, в которой если потеряешься, вернуться в тему не сможешь. Но я не выписывал по отдельности каждую партию, вся она была написана целиком, бас я играл левой рукой, все остальное - правой. А потом перенес все на ноты".

    2. DREAM CLOCK (Завинул)

    Завинул рассказал Melody Maker, как музыка менялась от выступления к выступлению. "Изменения происходили каждый день, аккорды менялись каждый день, но есть тут то, что изменилось только с точки зрения экспрессии. Использовались определенные ноты. Послушайте Dream Clock. Мелодия всегда была постоянной, но день ото дня менялась интонация, с которой мы ее исполняли. И это было залогом нашего успеха - люди ощущали сущность композиции каждый день"
    Питер Эрскин записал версию этой композиции на своем альбоме 1988 года Motion Poet, используя аранжировку Винса Мендозы и 12-частную духовую секцию.

    3. PORT OF ENTRY (Шортер)

    4. FORLORN (Завинул)

    ВТОРАЯ СТОРОНА

    5. ROCKIN' IN RHYTHM (Эллингтон/Миллс/Керни)

    В статье Musucian было описано концертное исполнение Rockin' In Rhythm: "Самым неожиданным стал факт исполнения Weather Report кавер-версии эллигтоновской Rockin' In Rhythm. Это было замечательно, и не только из-за самой композиции, но и из-за того, как она была исполнена. Она сыграна в той блюзовой теме, на которую Weather Report только способны, плотно и свингово., в то время как Завинул выбивал модальные аккорды из своего Fender Rhodes в своем фирменном стиле. Со своим тотальным грувом, Weather Report показали, что они могут кое-что и добавить к лучшим традициями джазового наследия"
    В статье 1997 года в журнале Jazziz Джозеф Вудард описал, как разогревается Завинул в домашней студии перед репетицией, когда тот играл Rockin' In Rhythm. "Ты должен быть готов играть это на клавишных, тут много терций", сказал тогда Завинул.

    6. FAST CITY (Завинул)

    7. THREE VIEWS OF A SECRET (Пасториус)

    Многие, включая Завинула, считают эту вещь самой прекрасной композицией, которую только написал Жако. Она была изначально написана для второго альбома Пасториуса Word of Mouth, где она появилась в полностью оркестрованной форме. Жако рассказал Конраду Сильверу: "Я взял название с нотного листка, написанного 10 лет назад Чарли Брентом, который был музыкальным директором группы Уэйна Кокрана, где я был басистом. Чарли был одним из главным моих учителей".
    Вдова Жако, Ингрид как-то сказала: "Жако написал Three Views в 1979 году. Он только что переехал в мою небольшую квартирку и его только что приобретенный Prophet 5 сильно помог ему в создании композиции. Сначала Жако назвал композицию в честь меня, но я отказалась от такой чести (и не спрашивайте меня почему, я не знаю, просто тогда так думала, что будет правильно). Потом он решил ее назвать так, как она называется сейчас, он сказал мне, что 'украл' название у Чарли Брента. Жако написал Three Views для своего второго альбома, над которым он работал тогда. Это было уже после того, как он решил отдать эту композицию в репертуар Weather Report. Джо значала не сильно проникся этой композицией, но Жако настоял на своем".
    Концертную версию Three Views можно услышать на альбоме Жако The Birthday Concert.

    8. MADAGASCAR (Завинул)

    Записана вживую в Осаке, Япония. Завинул однажды сказал, что эта композиция была изначально частью концепции Dialects.
    Завинул и Пасториус про эту композицию для журнала International Musician and Recording World:
    Завинул: "Ты должен повнимательней отнестись к этой вещи. Это одна из самых великих групповых импровизаций. Первые несколько мелодических линий написаны в ля-миноре. Затем восьмую басовую ноты мы играем вместе, но потом идет тотальная импровизация".
    Жако: Парни записали ее вживую в автобусе. Бас был записан с минус 10 децибел. У нас был Oberheim и бас-гитара на одном треке, полное безумие. Мы потом провели 2 дня, чтобы привести ее в слушабельный вид, так как нам очень понравилось, как мы ее сыграли"
  • Tags: fusion, music, weather report
    Subscribe

    • Mahavishnu Orchestra - 1972 Archive Syracuse library footage

      Какое интересное видео народ вот разрыл. Mahavishnu Orchestra 1972 года выпуска. Играют в Сиракузском Университете. Чуть меньше часа по…

    • LegEnds: Kenso

      Kenso Часть вторая (1987-1991) Kenso – «Self Portrait» (1987) Если концертная пластинка 1986 года Kenso In Concert была подведением итогов…

    • LegEnds: Kenso

      Kenso Часть первая (1980-1986) Kenso – Kenso (1980) Первый альбом ныне легендарного японского коллектива представляет собой ни что иное, как…

    • Post a new comment

      Error

      Comments allowed for friends only

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 0 comments