Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Аннотированная (по-русски) дискография Weather Report (Часть 5: Tale Spinnin' [1975])


TALE SPINNIN' (1975)


"Наша музыка - это отражение того состояния, которого вы достигаете будучи человеком"
Джо Завинул


Оригинальный выпуск: Columbia PC 33417
Дата записи: февраль 1975, кроме "Five Short Stories", которая была записана 4 апреля 1975 года.
Дата выхода: 1975
Продолжительность: 43:01



СОСТАВ
  • Джо Завинул: Пианино Rhodes, мелодика, акустическое пианино, синтезатор TONTO, Arp 2600, орган, стальной барабан, мзутра, голос, ксилофон, тарелки
  • Уэйн Шортер: Сопрано и тенор саксофон.
  • Альфонсо Джонсон: Бас-гитара
  • Ндуга (Леон Ченклер): Барабаны, тарелки
  • Алирио Лима: Перкуссия

    ОБЗОР

    Однажды Завинул сказал: "Бас - это мать всей музыки, а барабаны - ее отец". С тех пор, как в группе появился Альфонсо Джонсон, "мать" была в надежных руках. Но, с тех пор как из группы ушел Эрик Граватт, с "отцом" продолжались проблемы. Через группу прошло 8 барабанщиков, Рей Таунли спросил у Завинула, почему это происходит:
    "Мы все время занимаемся прослушиванием барабанщиков. Пытаемся прослушать барабанщиков всех видов, дома, на репетиционных базах, но единственное место, где можно по-настоящему понять, что из себя представляет собой барабанщик - это сцена. Играть с группой, которая на 80% импровизирует, достаточно трудно. Так что подходящего мы пока не нашли. С нами играли симпатичные музыканты, но не более того. Нам нужно нечто большее.
    Похоже на то, что вы ищете барабанщика с более выраженным ритмом?
    Да, но не с тем ритм-н-блюзовым или рок-н-рольным ритмом. СИЛА должна выражаться более утонченным способом, чем эти".
    В 1976 к этим утверждениям Завинул добавил: "Тот факт, что мы часто меняем ритм-секцию, не означает, что у нас с ней проблемы. Мы двигаемся, не стоим на месте. Уэйн и я уже давно вместе, дружим уже 17 лет, у нас схожие идеи и представления о том, как все должно быть. Мы меняемся очень часто, но сейчас другое время. Иногда ритм-секция не позволяет реализовать новые идеи или не хочет принимать новшества".
    В 1984 году Завинул вспоминал, говоря, что Mysterious Traveller "был очень хорош, но мы не могли развить его как концертный коллектив. Даже когда у нас появился Альфонсо Джонсон, оставалась проблема с барабанщиком, который смог бы играть все эти разные вещи. После Эрика Граватта у нас был Грег Эрико из Sly And The Family Stone, он барабанщик мирового класса относительно ритм-н-блюза и рока, но он не мог играть джаз. Это нас ограничивало, так что после альбома Mysterious Traveller мы сделали новый шаг. Мы взяли в группу Ишмаэля Уилбена, который принимал участие в его записи и играл на гастролях с нами. Он был превосходен, когда просто играл, но когда мы куда-то уезжали и все приходили посмотреть на нас, у него просто сердце уходило в пятки. Так что нам был нужен другой барабанщик. Фактически у нас уже были и ИшмаельУилберн и Дэрил Браун. Дом Ум Ромао также играл на перкуссии. Эл Джонсон привел Дэрила, он был отличный, но тускловатый барабанщик. Это было сложное время, и тем сложней, чем больше мы пытались сосредоточиться на концертах. Музыка была очень требовательна; например Nubian Sundance является одной из самых длинных и сложных вещей, но мы играли ее неплохо. Дом Ум Ромао очень сильно нам помогал. После того, как он ушел, у нас появился другой бразильский перкуссионист, Алирио Лима".
    "На Tale Spinnin' у нас не было группы, но нам нужно было сделать запись и мы пытались собрать коллектив воедино, мы репетировали с барабанщиком, но когда приходило время идти в студию записываться, он словно с катушек слетал. Вся эта нагрузка показывала ему, что он не может осилить нашу музыку. Так что мы позвали Ндугу (Леона Ченклера) и он просто сыграл, без всяких репетиций. Мне кажется, это что-то очень необыкновенное"
    По рассказам Ченклера, сессии начались с другим барабанщиком - Чаком Бейзмором, "который играл с The Delfonics или The Dales или еще какой-то соул группой, они все отрепетировали и записали практически целиком альбома. Это была довольно-таки удачная ситуация. Я все еще играл с Сантаной в то время, но помогал записать альбом Понти, в то время как рядом записывались Weather Report. Я прогуливался мимо и они спросили, не мог бы я на недельку задержаться и помочь им записать альбом. Все это вылилось в Tale Spinnin'"
    В возрасте 23 лет, Ндугу уже записался с Хэрби Хенкоком, играл на концертах у Майлса Дэвиса и был барабанщиком Сантаны. "Мне нравилось, как он играет", вспоминает Завинул, "я слышал его, когда он играл с Сантаной, мне нравился его стиль и его чувство ритма, и я хотел, чтобы он остался у нас и после Tale Spinnin', но барабанщик выбрал Сантану".
    В своей книге Глассер отмечает: "Подход Завинула к записи он подхватил у Майлса Дэвиса, на Bitches Brew". Таунли как-то спросил у Завинула, помог ли тому опыт работы с Майлсом в процессе реализации собственных идей с Weather Report. "Не с музыкальной стороны, но со стороны подхода к записи в целом я научился многому. Они записывали все время сессий, чтобы ничего не потерять. Частенько лучшие вещи получаются когда вы все вместе пытаетесь попробовать что-то этакое. Майлс всегда был лидером, но это особо не проявлялось, никто на тебя не давил. Вообще мало разговаривали, скорее были одни вибрации"
    Альфонсо Джонсон и Ндугу говорили, что таков был и стиль сессий Tale Spinnin'. Джонсон рассказывал Глассеру: "Свобода была повсюду. Это и делало музыку такой особенной. Все сильно напоминало то, как делал записи Майлс. Просто врубали магнитофон на запись и начинали играть. Потом, конечно, Джо и Уэйн монтировали ленту". Ндугу соглашается: "Не было особо никакого разговора о том, что же собственно делать. Мы просто играли при включенном на запись магнитофоне, иногда правда мне давали наброски мелодий из восьми нот или что-то вроде того".

    КОМПОЗИЦИИ

    Сторона ПЕРВАЯ

    1. MAN IN THE GREEN SHIRT (Завинул)

    Так объясняет историю этой композиции Завинул на буклете официального издания пластинки:
    "Я был в Сент-Джон на Виргинских Островах на День Независимости и увидел там одного невообразимого старикана с самыми черными в мире глазами, которые только можно себе представить. Все плясали, и на него внимания не обращали, он был одет в длинную зеленую рубашку. Музыка была просто бесподобная - играли лучшие парни на свете из St. Thomas Steel Band. Старик в зеленой рубашке плясал отдельно от всех и я никогда не видел, чтобы кто-либо так плясал. В этом танце был весь его возраст, вся его мудрость и опыт.

    2. LUSITANOS (Шортер)

    В 1976 году Юрг Солотурнманнн попросил Завинула описать его роль 'оркестратора', как было указано в сопроводительных строчках альбома Tale Spinnin'. "Что происходит конкретно, когда кто-то приносит композицию?", спросил он Завинула, "Давайте возьмем для примера пьесу Уэйна Шортера Lusitanos, что происходило с ней?"
    "Мы начали играть композицию в той форме, в которой она была написана", ответил Завинул, "В Lusitanos всю гармонию и мелодию написал Уэйн, но я импровизировал немного на тему мелодий, как это было заметно по Mysterious Traveller. Позже, после того, как все было записано на ленту, я вернулся на студию уже без Уэйна, включил на воспроизведение запись и немного поимпровизировал и оркестровал вещь. Я принес ее домой, там думал очень много, переслушивал несколько раз и потихоньку понимал, что как должно тут звучать, мелодии и звук должны иметь другие вибрации".

    3. BETWEEN THE THIGHS (Завинул)

    Конрад Сильвер писал: "Завинул пишет очень сложные гармонии, с мелодиями, вариациями, неожиданными переходами - элемент неожиданности тут главенствует. Каждая композиция имеет парочку удивительных и запоминающихся мотивов, каждый из которых то появляется, то пропадает, то вновь появляется, но уже в другом месте. Два прекрасных примера - Between The Thighs с альбома Tale Spinnin' и титульная композиция с Black Market". Ндугу рассказывал: "На Between The Thighs, должен вам сказать, 90 процентов сыграно вживую. Джо практически ничего не менял здесь, просто немного улучшил ее и приукрасил".

    Сторона ВТОРАЯ

    4. BADIA (Завинул)

    В интервью 1978 года Завинул сказал Майклу Зипкину: "Я написал эту вещь в 1956 году. Знаете ли, у меня была подружка в Каире, ее звали Бадиа. Она танцевала в ночном клубе". Ндугу рассказывал Глассеру: "Когда мы записывали эту вещь, он спел ее сначала для нас и таков был подход ко всей композиции. Он играл на пианино (восходящий двух- и трех-нотный мотив), а потом начинал петь (нисходящие вокальные пассажи в японском стиле), вот как все было. Из этой маленькой мелодии и получилась композиция".
    Эта композиция - Badia - стала несколькими годами позже концепцией в паре с Boogie Woogie Waltz для попурри на альбоме 8:30.

    5. FREEZING FIRE (Шортер)
    6. FIVE SHORT STORIES (Завинул)

  • Tags: fusion, music, weather report
    Subscribe

    • Michael Karoli. Tribute.

      Посвящение Михаэлю Кароли. От Джейсона Гросса Что вы можете сказать о прекрасном гитаристе, большом поклоннике фотографии, фанате японского…

    • Music for a day (Maneige, Panzerpappa, Phideaux)

      Maneige - «Les Porches» (1975, Harvest) Один из самых прекрасных образчиков музыки на свете, которая только была сыграна и записана. Квебекский…

    • Music for a day (DAAU, Värttinä, AMT)

      DAAU - «Tub Gurnard Goodness» (2004, Sony Classics) Бельгийская группа, с немецким названием, переводящемся на русский вроде как «Вечерние встречи…

    • Post a new comment

      Error

      Comments allowed for friends only

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 1 comment