Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Аннотированная (по-русски) дискография Weather Report (Часть 4: Mysterious Traveller [1974])


MYSTERIOUS TRAVELLER (1974)


"Самая отвратительная вещь на свете."
Альфонсо Джонсон цитируя Джо Завинула


Оригинальный выпуск: Columbia KC 32494
Дата выхода: 1974

Продюсеры Уэйн Шортер и Джо Завинул.



СОСТАВ
  • Джо Завинул: Электро и акустическое пианино, синтезатор, гитара, калимба, орган, тамбура, земляной барабан, мелодика
  • Уэйн Шортер: сопрано и тенор саксофоны
  • Альфонсо Джонсон: бас
  • Мирослав Витуш: бас (только 2 трек)
  • Ишмаэль Уилберн: барабаны
  • Скип Хейден: барабаны (1 и 4 трек)
  • Ум Дом Ромао: перкуссия
  • Рей Баретто: перкуссия (3 трек)
  • Меруга: перкуссия (1 трек)
  • Стив Литтл: литавра (6 трек)
  • Дон Ашворт: окарина и духовые (7 трек)
  • Исакофф: табла (7 трек)
  • Эдна Райт, Марти МакКолл, Джессика Смит, Джеймс Гилстард, Билли Барнум - вокал (1 трек)


    ОБЗОР

    "Mysterious Traveller был еще одним шагом куда-то туда", сказал однажды Завинул. Так оно и было. С этим альбомом изменения, начатые на Sweetnighter завершились. Завинул подвел итог альбома в интервью Грегу Армбрастеру:
    "Этот четвертый альбом стал нашим прорывом. Я написал все свои композиции прямо тут, дома. Первой появились Jungle Book, Nubian Sundance и American Tango. Уэйн тоже написал немного прекрасной музыки для альбома и тот получился чертовски хорош. Тогда мы и поменяли басиста. Конечно, мы записали уже три альбома к тому времени и третий альбом продавался значительно лучше первых двух, но звукозаписывающие компании не были особо в этом заинтересованы. Да, они знали, что мы вполне престижная группа и верили в нас, так как мы выигрывали статус "Запись Года" в разных странах, но к тому времени они с трудом представляли, что с нами делать. С Mysterious Traveller была другая история. Вдруг, неожиданно мы стали мощной группой. Когда мы начинали, то были топ-группой, но были и коллективы, которые обладали большей энергетикой, например Mahavishnu Orchestra Джона МакЛафлина. Они были прекрасной группой".
    "Было ли искушение взять в группу гитариста, как это делали многие фьюжн-группы того времени? В группе была определенная магия, которая могла быть разрушена, если бы мы добавили еще один мелодический инструмент", сказал Завинул в 1973 году. "Мы просто должны были удержаться от этого шага. Чтобы делать отличную музыку нужно поддерживать отношения, а чем больше у тебя людей, тем это сделать трудней. В принципе, я просто не нашел того гитариста, которого я бы хотел иметь у себя в группе, если вы понимаете о чем я".
    Тим Логан из Down Beat расспрашивал Шортера во время сессий Mysterious Traveller, что саксофонист может сказать о новом альбоме: "Как я его слышу, как идет работа, получается, что в нем таится больше всего, чем было на прошлых трех [альбомах]. Он более калейдоскопичен. К тому же тут превалирует скорее тенденция раскрыть что-то, чем просто показать".
    Как говорил Завинул Грегу Армрастеру, домашняя студия позволяла устраивать мульти-трековые импровизации прямо дома. "Я импровизатор", сказал как-то Завинул, "так что то, что я сыграл, я записываю в нотах и позже редактирую. Mysterious Traveller стал началом всего этого". В 1978 году Завинул объяснил свой подход к композиторству в интервью Конраду Сильверу:
    "Я редко прямо вот так сажусь и сочиняю. Я просто включаю магнитофон на запись и играю, когда приходит момент вдохновения, я продолжаю играть, позже я перепишу это на ноты с записи. Не надо сосредотачиваться на каких-то коротких моментах, просто нужно открыто пропустить все это через себя. В жизни современного человека происходит много чего и все, что случается, откладывается в мозгу. Нужно просто вытащить все эти переживания, эмоции".
    Грубо говоря, метод Завинула заключается в импровизации изначально, а затем в нотную переработку сыгранного. Так происходит и с партиями саксофона, баса и прочего - накладка треков, замена, разные версии сыгранного и разные темпы, до тех пор, пока музыкальная поэма, так сказать, не будет готова. "Импровизация и композиция часто являются одним и тем же. На концертах мы не особо изменяем музыку с альбома, хотя каждый раз мы импровизируем по-новому".
    Альбом Mysterious Traveller обозначил конец карьеры в группе Weather Report одного из трех ее основателей - Мирослава Витуша. Это стало неизбежным результатом движения Завинула к более фанковой музыке, с мощным пульсирующим ритмом. Барабанщик Грег Эрикко, основатель группы Sly and the Family Stone гастролировавший с Weather Report после записи их третьего альбома, описывает недостатки Витуша: "Он любил фанк, старался его играть, но он не был фанковым музыкантом. Это была просто не его музыка. Он не мог на нем сосредоточиться, врубиться в него. Он мог его слушать, говорить о нем, любит его, но это был не его стиль, так что он был балластом для Джо, тормозившего его в его устремлении двигаться к чему он хотел в то время, когда я был с ними. Мелодически и ритмически Мирослав был превосходен. То, что он делал, было поистине уникально. Мирослав все еще играл на контрабасе, а это было ну очень необычно для фанка. Хотя было и интересно".
    Много лет спустя Завинул предложил достаточно грубую причину отчисления Витуша: "Mysterious Traveller стала точкой, на которой мы должны были отпустить Мирослава", объяснил Завинул в 1996 году, "Он считал, что он помогает нам создавать музыку, но это было не так. Только вступление на American Tango было написано мной при его помощи. С точки зрения игры он тоже мало чего привносил, он настаивал на игре на контрабасе, солировании, а его звук, его интонации были кошмарны. Мне такое было совсем не нужно. Я хотел, чтобы он ушел, я поговорил с Уэйном и сказал, что мы должны с этим что-то делать, если хотим двигаться дальше, или же пропадем, если не избавимся от Мирослава. У него не было того, в чем мы нуждались. А нужен нам был мощный басист, с фантазией, практически гитарист. Витуш отлично играл, он был чертовски отличным музыкантом, но у него не было того, что я называю басовой концепцией"
    Заменой Витуша стал Альфонсо Джонсон, который состоял тогда в Chuck Mangione Group. Джонсон рассказал Down Beat: "Я встретился с Weather Report на совместном концерте в Филадельфии, за день до того, как мы улетели в Лондон (в октябре 1973 года). Завинулу понравилось как я играл и когда мы снова вернулись в Штаты, я полетел в Лос-Анджелес на прослушивание в Weather Report". После этого прослушивания Джонсона попросили вступить в группу.
    "Когда мы наняли Альфонсо Джонсона", говорит Завинул в 1978 году, "это было значительное развитие для нас, так как он много чего умел играть и, главное, он умел играть фанк! Не то, чтобы мы собирались всецело играть фанк, но у него был драйв - основное, что нужно для грува". "У Альфонсо было много чего", вспоминал Завинул несколько лет позже, "Он был молод, у него была ясная голова, он был дисциплинированный и он мог укладывать полотна грува так, как я этого хотел". "Когда мы встретили Альфонсо", сказал Шортер в 1983 году, "то у него был уже зрелый стиль игры и мы не хотели его трогать, просто вписали его в нашу музыку".
    Вскоре после выхода Mysterious Traveller, Рэй Таунли из Down Beat высказал мысль, что этот альбом стал более "приземленным" и горячим, чем предыдущие альбомы и спросил у Завинула, как тот ощущает разницу между басистами:
    "Ну, тут есть что-то такое, чем не мог обеспечить нас Мирослав. Это ощущение приземленности и тепла исходит от баса. Это то, к чему мы стремились с самого начала, но чего у нас не было, хотя это и было неплохо, но в замен мы получали нечто другое.
    Мирослав - фантастический басист, конечно, но тут сыграл роль культурный опыт, который у вас если не пришел в вашу жизнь раньше, то вы, конечно, можете его получить позже, но ничего с ним поделать не сможете. То, что можно выучить только в этой стране, а не в Праге, Токио или Венне. Я понятно выразился? Мирослав не обладал мышлением басиста. Потому он и не играл на бас-гитаре. Он хотел другого. Он много писал. И у него был инструмент - двухгрифовая помесь баса и гитары. Я уверен, что он может делать много чего, но работать с группой, расти вместе с ней, этого он, увы, не мог нам обеспечить.
    Было, конечно, и такое, что было у Мирослава и чего не было у Эла, но Эл привнес в группу очень многое, самое главное - он принес нам основу. У всего есть своя основа, свои корни, свой базис, нельзя играть без основы. Мирослав обладал потрясающей скоростью, ловкость, быстро перестраивал мышление, но это было не то. Это просто концепция, с этим нельзя быть лучше кого-то. Но я понял, что группа стала более успешна. Я не особо-то заботился об успехе, но все же. Как сказал каталонский художник Миро 'Если вы хотите осуществить большой прыжок, вам нужно твердо стоять на ногах'.
    Теперь мы стали гораздо свободнее, потому что определились. Мы больше не плавали и не летали. Поэтому мы могли себе позволить потихоньку двигаться вперед".
    В то время как Джонсон более чем комфортно устроился в кресле басиста группы, оставалась проблема барабанщика. Грег Эррико из Sly And The Family Stone гастролировал с Weather Report после Sweetnighter, но он отказался стать полноценным участником группы. Тогда Завинул и Шортер обратились к Ишмаэлю Уиллберну, которого и наняли. До 2000 года Уиллберн, вроде как не участвовал в записи других музыкантов, но в те годы он вел активную жизнь на музыкальной сцене Филадельфии. У группы на этом альбоме два барабанщика, в записи Nubian Sundance и Mysterious Traveller участвовал Скип Хейден. В добавок к тому, что Хэйден играл в различных джазовых ансамблях, он еще и является преподавателем перкуссии в Беркли и уже написал 3 книги об искусстве игры на барабанах.
    В то время как Завинул скупо использовал звуки синтезатора и на I Sing The Body Electric и на Sweetnighter. а этот же раз он сыграл главенствующую роль на альбоме, обеспечив Завинулу звание одного из первых исполнителей на подобного рода инструменте. Судя по указаниям к альбому, он использовал синтезатор на 4-х треках пластинки. Любопытно, что единственное имя, которое открыл Завинул, было название EML - Electronic Music Laboratories, небольшой фирмы из Коннектикута, производившая серию синтезаторов в 70-х. Можно сделать вывод, что именно их синтезаторы использовал Завинул на Cucumber Slumber.
    И все-таки основным основной аппаратурой Завинула оставался синтезатор ARP 2600. Но это было в студии, на концертах же он предпочитал играть на Rhodes и Farfisa. В 1972-73 годах все изменилось. "Мы играли на концерте в Нью-Йорке и Завинул сказал, что у него появился синтезатор", вспоминает Брайан Ризнер, первый клавишный техник Завинула.
    В 1974 году у Завинула 2600-х стало уже 2. Сначала разумным объяснением такой прихоти была страховка поломки одного из них, но позже оказалось, что Завинул хотел объединить их играть на двух сразу.
    "Я использовал оба ARP 2600, так как это было удобно, они не были такими шустрыми, как муг. С помощью двух у меня получалось работать лучше. Каждый был уже настроен на собственные звуки и я мог их смешивать. Кроме того я использовал функции и Fender Rhodes: вау-вау педаль, сдвигатель фаз, эхоплекс.
    Мне нравился ARP из-за тех вещей, которые он позволял делать. Если я слышал муг, то это точно оказывался муг. А на ARP я мог всех вас дурачить. Я мог делать все, что угодно. Получался более естественный звук. Ну и звуковая палитра была огромна. Звуки духовых инструментов. Если у вас хороший слух, вы уловите, что они ненастоящие, но вам для этого потребуется время и усилие".

    Композиции
    Сторона ПЕРВАЯ

    1. NUBIAN SUNDANCE (Завинул)

    Завинул рассказывает журналу Jazz Forum: "Nubian Sundance - это практически полностью импровизация, которую я написал дома. Потом я ее аранжировал. То есть это импровизация, доработанная поздней, но без потерь того ощущения чистоты и вдохновения".
    Как однажды заявил Завинул: "Я не напуган Бетховеном или кем бы то ни было еще из композиторов. Я написал Nubian Sundance за десять минут, каждая басовая партия, каждая нота полностью сымпровизирована". Завинул продолжает объяснением длины композиции: "Сначала это была 22-х страничная нотная тетрадка, исписанная импровизациями. Я поехал в Калифорнию, в гости приехали мои родители, в общем, отличное время для композиторства. На самом деле музыка тут никакого отношения к Нубии не имеет, это просто свадебный танец. Вы слышите, как мужской голос зовет Годинию, а позже она откликается и называет его Аккру. Потом вы слышите, как люди ликуют и аплодируют, что-то вроде тоста, ритуала. Мораль этой песни такова - если вы встретите правильного человека в своей жизни, то поймете это с самого начала".

    2. AMERICAN TANGO (Завинул/Витуш)

    "American Tango - это импровизация в студии", говорит Завинул все тому же Jazz Forum. "У Мирослава была какая-то идея, но без мелодии. После некоторого времени мы в этой идее разочаровались. Потом я вспомнил, что написал несколько лет назад мелодию. Я добавил ее к музыке Мирослава и мы все вместе на эту тему поимпровизировали. Вот так и получилось 'American Tango'.

    3. CUCUMBER SLUMBER (Завинул/Джонсон)

    "Cucumber Slumber - это джем", как сказал Джонсон. "Мы записывались в студии в Коннектикуте и я только предложил эту знаменитую басовую партию. Сразу же барабанщик начал играть и все началось. Полная импровизация и джем. По мне так это лучший трек. И не из-за баса - мне просто повезло придумать этот ход - но когда я слушал соло Уэйна и Джо, то понимал, что это превосходные соло. Каждая нота, каждая фраза были верхом совершенства, я просто изумлялся. Даже сейчас я слушаю и думаю 'Боже, как же они сделали это?'"
    "Открою один маленький секрет", продолжает Джонсон, "композиция структурно разделена на три части, когда мы отыгрываем одну, то переходим к другой, в таком вот духе. Но в одном месте, когда играет Джо, я начинаю играть то, что можно назвать бриджем, я оглянулся и увидел, что у Джо свалились наушники и он продолжает играть предыдущую часть. Затем он неожиданно понял это и быстренько переиграл и догнал нас, получилось так отлично, что решили оставить этот вариант.
    Cucumber Slumber очень часто использовалась рэперами в конце 80-х, начале 90-х. И практически никто не платил за это. Это привело к судебным искам против использования оригинального материала. Завинул сказал:
    "Уж если вы воруете, то воруйте и играйте. Но если вы просто сэмплируете нашу музыку, то извольте заплатить денежек".
    Рэпер MC 100Ft Jesus позаимствовал 16 тактов из Cucumber Slumber для своей Truth Is Out of Style и при этом даже не сказали ничего Завинулу.
    Морин Вудс, владелец Mizmo Enterprises, которые следили за всеми публикациями музыки Завинула, сказала, что связывалась с I.R.S. Records, которые работали на MC 100 Ft. Jesus, но никакого ответа не получила.
    "Обычно они платят какие-либо деньги за использование, если же нет - то мы просто обращаемся в суд".

    Сторона ВТОРАЯ

    4. MYSTERIOUS TRAVELLER (Шортер)

    Для книги Глассера Завинул сказал "Это была одна из тех тем Уэйна, что я аранжировал. Я и свел ее вместе более-менее. Сначала мы просто играли эту прекрасную клавишную партию и ритм, Уэйн очень тщательно писал ее, тут вообще все написано. Как долго мы ее репетировали, понемногу наращивая и наращивая".
    Альфонсо Джонсон сказал Глассеру "Тут было два отдельных барабанщика, первый - Скип Хейдн - играл что-то вроде свингового бита, в то время как второй - Ишмаэль Уиллберн - играл фанковый/роковый бит. Так что барабанная партия сыграна двумя барабанщиками. Сложно объяснить, почему мы не использовали одного барабанщика, чтобы записать такого рода партию, но когда они свели обе партии, но оказались чрезвычайно довольны результатом. Получилось даже лучше, чем планировали".
    На Mysterious Traveller Завинул воспользовался своей модификацией двух ARP 2600, так что получился более обильный звук. "Что я больше всего любил", как-то вспоминал Завинул, "так это то, как они отлично сочетались в паре и у меня получалось 6 осцилляторов вместо трех. На Scarlet Woman мелодия вообще не возможна была бы без использования ARP 2600 в паре"
    Композиция Mysterious Traveller также попала на компиляцию "This Is Jazz, Vol. 10" и "Meltdown: The Birth of Fusion".

    5. BLACKTHORN ROSE (Шортер)

    6. SCARLET WOMAN (Джонсон/Шортер/Завинул)

    Вот как описал Завинул создание Scarlet Woman в 1976 году: "Scarlet Woman появилась следующим образом: Эл Джонсон притащил мелодию, я добавил гармонию, бридж и аранжировку, а Уэйн Шортер сыграл свои замечательные соло. Так что все началось с той прекрасной первой мелодии. Я представляю Гималаи, великого валлийского писателя Алистера Краули, который называл свою жену Scarlet Woman. Он много бывал в Тибете и я чувствую эту атмосферу. Я видел путешественников, верблюдов, пастухов, о, я видел пастухов".
    Еще одно описание было в интервью 1978 года: "Атмосфера этой мелодии отражена в названии. Я читал книгу Алистера Краули - известного писателя и альпиниста. Он рассказывал о том, как был в Непале со своей женой, которую он называл 'алая женщина' (scarlet woman). В начале композиции можно прочувствовать холодный ветер. Мистика. Он называл себя 6-6-6, реинкарнация дьявола. Он говорил о четвертом измерении и прочем".
    Альфонсо Джонсон говорит Глассеру: "Scarlet Woman написал я, но она превратилась совсем не в то, что я написал. Джо со своей бесконечной мудростью - да и Уэйн тоже - рассказывал, что он частенько приносил наброски, Майлс играл начало и выходила отличная вещь. Примерно так произошло и с моей песней - они взяли небольшую четырехнотную нисходящую мелодию и дополнили ее на 3/4 тем, чем она стала. Их версия мне понравилась значительно больше. Больше версий я не записывал. То, что создали они - совершенно".

    7. JUNGLE BOOK (Завинул)

    Jungle Book - это еще одна импровизация, записанная Завинулом на домашней студии. "Это импровизация, которую я бы уже никогда не смог повторить! Позже я добавил туда поверх другие инструменты, но основная дорожка записана дома, можно слышать, как смеются и кричат мои дети. Я просто записал ее на магнитофон с первой до последней ноты. Это моя любимая вещь и не по каким-либо структурным и прочим причинам, потому что она ближе всего к источнику высочайшей энергии!
    Пианино немного попадает мимо темы. Знаете ли, у меня уникальное пианино стоит дома. Все произошло в большой комнате с мебелью, так как мы только что выехали их нее. Когда я играл, меня все время теребил младший сын - канючил, чтобы я почитал ему 'Jungle Book'. Я не реагировал на него, тогда он разревелся. Позже я пришел на студию и немного подчистил запись, а потом дописал партии других инструментов, на которых сыграл сам: калимба, гитара, табла, ситар и прочее"
  • Tags: fusion, music, weather report
    Subscribe

    • Mahavishnu Orchestra - 1972 Archive Syracuse library footage

      Какое интересное видео народ вот разрыл. Mahavishnu Orchestra 1972 года выпуска. Играют в Сиракузском Университете. Чуть меньше часа по…

    • LegEnds: Kenso

      Kenso Часть вторая (1987-1991) Kenso – «Self Portrait» (1987) Если концертная пластинка 1986 года Kenso In Concert была подведением итогов…

    • LegEnds: Kenso

      Kenso Часть первая (1980-1986) Kenso – Kenso (1980) Первый альбом ныне легендарного японского коллектива представляет собой ни что иное, как…

    • Post a new comment

      Error

      Comments allowed for friends only

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 0 comments