Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Аннотированная (по-русски) дискография Weather Report (Часть 2: I Sing the Body Electric [1972])


I SING THE BODY ELECTRIС (1972)


"Никто не солирует. Все солируют."
Джо Завинул


Оригинальный выпуск: Columbia KC 31352
Дата записи: Сторона 1: записана в декабре 1971; Сторона 2: записана в январе 1972
Дата выхода: май 1972
Продолжительность: 46:28



СОСТАВ
  • Джо Завинул: Электро и акустическое пианино, ARP 2600 синтезатор
  • Уэйн Шортер: Духовые
  • Мирослав Витуш: Бас
  • Эрик Граватт: Барабаны
  • Дом Ум Ромао: Перкуссия
  • Эндрью Уайт: Английский рожок
  • Вильмер Уайз: Маленькая труба
  • Ральф Таунер: 12-струнная гитара (на "The Moors")
  • Иоланда Баван: Голос
  • Джоши Армстронг: Голос
  • Чепмен Робертс: Голос
  • Роджер Пауэлл: Консультант


    ОБЗОР


    После записи своего первого альбома, Weather Report наняли двух новых членов группы - перкуссиониста Дона Ума Ромао и барабанщика Эрика Граватта.
    Дом Ум Ромао присоединился к Weather Report вскоре после того, как был записан первый альбом, когда группа гастролировала по Европе в июне 1971 года. Завинул надеялся уговорить поехать Айрто, который играл на первом альбоме, но тот был уже приглашен Майлсом Дэвисом. Вместо себя Айрто посоветовал Ромао. "Флора [Пурим, жена Айрто] и я позвонили Дому Умо Ромао в Майами и спросили, не хотел бы он присоединиться к группе. Он ответил 'Хммм, хорошо', приехал в Нью-Йорк и я отдал ему часть моих партий, чтобы позволить ему выступить на концерте. Остальным он понравился и его взяли в Европу в свои первые гастроли в качестве барабанщика. Он бы мог играть и на перкуссии, но все его инструменты остались в Бразилии".
    Завинул рассказывает: "Дом Ум Ромао просто пришел однажды и все. Мы даже не думали о нем до тех пор - а ведь он был один из учителей Айрто". "Мне не дали никаких инструкций", рассказывает Ромао Глассеру, "Завинул любил рассказывать людям, что они должны делать, но мне он ничего не советовал, а я не говорил ему, как тому играть на пианино. Я просто слушал, а затем присоединялся к игре. Мы много репетировали - все хотели, что бы было настолько хорошо, насколько это возможно".
    Эрик Граватт заменил Альфонсе Моузона чуть позже, в 1971 году, после того, как европейские гастроли закончились. Причина, по которой ушел Моузон меняется в зависимости от того человека, с которым ты о ней говоришь. По одной версии Моузон говорил, что он недоволен тем, что не является полноценным членом группы, по сравнению с тремя основателями - Витушем, Шортером и Завинулом и это вынудило его уйти. По версии книги Брайана Глассера, Завинул сказал, что Моузон ушел после одного инцидента во время европейского турне, когда он непочтительно обошелся с двумя английскими музыкантами, приглашенными в качестве гостей на концерт для немецкого телевидения. В интервью 1978 года Завинул сказал, что после первых гастролей Weather Report "Моузон сошел с ума. С одной стороны он был с нами, с другой стороны - нет, поэтому мы взяли Эрика". По иронии судьбы Моузон позже присоединился к группе МакКоя Тайнера, из которой только что ушел Граватт в Weather Report. "Мне нравился дух игры МакКоя", говорил позже Моузон, "Я мог делать что хотел и никто не говорил мне, что я должен играть, мы вместе создавали всю эту музыку".
    Граватт начал играть на конга в возрасте 8 лет, но до барабанов добрался только к 16-ти. Он использовал одну из самых маленьких барабанных установок современного барабанщика - четыре барабана и три тарелки. Он играл с МакКоем год до того как присоединиться к Weather Report. Боб Протцман назвал его "человеком Ренессанса 20-го века, с кучей интересов, высокообразованного, остроумного, человеком, которому есть что рассказать, и у которого это получается преотлично, человеком скромного, но без ложной скромности, музыкально перспективного человека".
    В соответствии со статьей 1972 года в Melody Maker, Шортер никогда не слышал как играет Граватт, до того, как пригласить его, но зато Витошу его игра нравилась очень сильно. "Эрик - один из тех редких личностей, чувственный и интеллигентный". Годами позже Завинул назвал его "гением". "Из джазовых барабанщиков он самый мой любимый".
    Уэйн Шортер отзывался о Граватте примерно так: "Эрик был избранным. Майлс хотел его заполучить, но он ушел к нам в Weather Report. Эрик занимается преподаванием и до сих пор вспыльчив в общении. У него был взрывной ритм и он так лупил в барабан, что мог проломить пол. У него был этнический звук - африканский, но достаточно изящный. Он играл с достоинством и вкусом Африки и всегда преподносил в музыке сюрпризы.
    Журналист Сай Джонсон вспоминая концерт "второй" группы, отмечает, что их первая запись "была интригующей, но интроспективной штукой, с загадками. Я услышал группу в кафетерии в Вилледж практически сразу после выхода на Columbia альбома и все стало на свои места. Группа излучала мощную уверенность в себе. Эрик Граватт был на барабанах и группа обладала редкой музыкальностью. Дом Ум Ромао занял место Айрто на перкуссии".
    В декабре 1971 года Weather Report пошли в студию и записали все треки первой стороны альбома I Sing the Body Electric. В январе они играли для японцев. "Аудитория стояла на ушах, она изголодалась по по-настоящему хорошей музыке", рассказывал Завинул журналу Rollin Stone в 1973 году. "Со времени выхода нашего первого альбома не прошло и 4-х месяцев, но когда мы прилетели в Токио, сотни людей встречали и приветствовали нас. Я люблю американскую аудиторию, но порой, чтобы достичь их благоволения нужно ждать достаточно долго".
    "Когда мы приехали в Японию, мы не знали чего ожидать, но я не мог поверить в то, что увидел собственными глазами. Мы-то думали 'Ну и что нам делать с этими япошками?'. А они оказались прекрасными людьми, внимательными слушателями. Такова их культура. Так что мы решили 'давайте покажем что мы умеем, прямо с первой ноты!'. Мы импровизировали, потому что все эти композиции были короткими, восьми-тактовыми, с красивой мелодией. Иногда мы играли долго, иногда не очень. Это был воодушевляющий способ и через это мы построили группу".
    13 января концерт в Сибуйя Филармоник Холл в Токио был записан для Columbia и он стал второй стороной I Sing the Body Electric, а также вышел двойным альбомом Live In Tokyo в Японии. На него были помещены пять длинных попурри, в то время как для I Sing the Body Electric были выбраны только часть в смонтированной форме.
    Сравнивая два первых альбома Weather Report в 1996 году Завинул сказал: "Для меня первый альбом выглядит примерно так: три парня только встретились друг с другом, осторожно, чтобы не наступить на мнение друг на друга - три хороших музыканта с талантом импровизации играли вместе - но для меня это был поиск, а я не исследователь. Потому что когда я импровизирую, я нахожу. На втором альбоме было побольше структуры. Мелодии имели более короткие мотивы, многое было импровизационно, но так было задумано заранее"
    Шортер продолжает: "Первый альбом можно сказать был нечто вроде 'Weather Report представляет'. Так что нам нужно было что-то другое, чего мы хотели достичь. Так же мы не хотели, чтобы все они звучали одинаково. Второй был широкий. Первый содержал, можно сказать, короткие формулировки, практически свет в стиле стаккато. Нечто вроде грамматики для нового языка, короткие, базисные понятия. Второй же был развитием".

    Композиции
    Сторона ПЕРВАЯ

    1. UNKNOWN SOLDIER (Завинул)

    Журналист Конрад Сильвер описал Unknown Soldier как "одна из самых сложных ранних композиции Завинула. Она симфонична в своей свободе и является эмоциональной памятью о бомбежках". Завинул рассказал Сильверу "В 1945 году моя кузина и я похоронили двух немецких солдат, умерших некоторое время назад. Оба выглядели кошмарно. Одного переехал танк. Мы перерыли их форму в поисках опознавательных знаков, но ничего не нашли. Это все та же старая тема неизвестного солдата. О ней я и думал, когда писал Unknown Soldier, частично вспоминая ночь 10-го сентября 1944 года, когда Вена горела в огне и люди, крича, сгорали в руинах.
    Завинул вновь вспоминал ту историю в 1981 году: "Я не просто осознавал это известное понятие 'неизвестного солдата', я сам похоронил двух немецких солдат, по одному из которых проехался танк. Обычно у них были опознавательные знаки, найдя которые вы могли отломить половину и отослать в часть. У них же не было ничего. Пьеса просто пересказала это событие позже - в смысле, это заняло годы. Потом она стала обыденной вещью. Но она всегда напоминает мне о людях, которые каждый день умирают по всему миру по большому счету ни за что, и никто не знает, что это происходит. Это очень ностальгическая вещь". Позже, в 1995 году, он расширит и оркеструет эту вещь до симфонии Stories of the Danube.
    Насколько известно, именно на Unknown Soldier Завинул впервые использовал синтезатор. Это был ARP 2600, который и производил те странные звуковые эффекты. ARP Instrument Company была основана Аланом Р. Пирлменом в 1969 году и в 1970 компания торжественно продала свой первый аппарат, ARP 2500 - жутко выглядящий многокорпусной модуляторный аналоговый синтезатор. Второй продукт компании - ARP 2600 - был упрощением первой версии, главные функции были помещены в единственный корпус с несколькими клавиатурами. Уникальностью этой модели являлось то, что ее модули были уже подключены к ядру синтезатора и при необходимости убирались и подключались новые при помощи шнуров. Это был очень востребованный синтезатор в то время и таким оставался до 1981 года, став классическим. Завинул купил два таких аппарата.
    Роджер Пауэл, обозначенный как "консультант" альбома работал на ARP в начале 70-х и в 1971 году ездил по стране, демонстрируя и продавая технику этой фирмы. Пауэлл вспоминает о первых впечатлениях Завинула относительно ARP-2600 "Джо приехал в Бостон играть на Jazz Workshop. Я встретился с ним и предложил показать ARP-2600 и его возможности. После того, как Джо попользовался инструментом примерно с неделю, он позвонил и сказал 'Мужик, он звучит просто фантастически. Теперь скажи мне, как его остановить?'. Он его оставил себе и стал одним из ведущих музыкальных новаторов в этой области. В принципе, у него было две модели 2600, одна из которых контролировалась аналоговым секвенсором модели 1601"
    Временами Завинул брал 2600 на свои выступления. В 1984 году Завинул вспоминал: "На этом концерте [вторая часть альбома I Sing the Body Electric] у меня все еще не было синтезатора. Было только электро-пианино и я играл на нем при помощи кольцевого модулятора, который дал мне Карлос Сантана. Я купил ARP, но долгое время не играл на нем, не могу справится с проводами, но вскоре я начал таскать и его". В 1978 он говорил Конраду Сильверу "В основном играть на синтезаторе я учился играть сам, на собственных ошибках и открытиях. Когда у меня появился ARP Роджер Пауэлл работал на них и помог мне настроить его для исполнения Unknown Soldier"

    2. THE MOORS (Шортер)

    Завинул описывает как так получилось, что Ральф Таунер записал на этой композиции гитарное соло.
    "The Moors с Ральфом Таунером очень красивая вещь. Знаете, я хитростью его записал. Видели вы бы его глаза, когда он был в студии и играл. Он до смерти боялся!"
    "Думаете Вы его запугали?" спросил у Завинула интервьюер.
    "Вполне возможно! В любом случае, я сказал звукоинженеру 'Послушай', потому что Ральф сказал 'Извините, разве это возможно? Мне надо немного потренироваться для начала' и я точно знал - он тренируется 20 минут и выдает обалденные соло, но как только ты включаешь красную лампу, он играет какое-то дерьмо. Так что пока он настраивался, я попросил не показывать красную лампочку ему. Ну, а Ральф в это время хренячил просто от души, черт подери! Поиграл-поиграл и говорит "Ну все, типа я готов", на что я ему "А мы все уже записали. Так что пакуй свою чертову гитару и пошли выпьем". Вот так мы и заполучили это прекрасное соло на The Moors".

    3. CRYSTAL (Витуш)

    4. SECOND SUNDAY IN AUGUST (Завинул)

    Как-то Завинул объяснил смысл этой темы: "Каждое второе воскресенье августа мы празднуем Праздник Жатвы. В моей деревне все сразу после церкви начинают танцевать, праздновать в ресторане, играет музыка, люди приходят в гости из других деревень. На высокое дерево привязывают корзины с монетками и фруктами и все детишки лазают на них и берут что достанут. Один из самых прекрасных дней в году".

    Сторона ВТОРАЯ

    5. MEDLEY: VERTICAL INVADER (Завинул), T.H. (Витуш), DR. HONORIS CAUSA (Завинул)

    Порезанная версия оригинального попурри, сокращенная с 26 минут до 10. (Полную версию стоит искать на Live in Tokyo). "Dr. Honoris Causa" написана Завинулом во время визита в Австрию зимой 1966-67. Изначально он записал ее для своего альбома, партию второго клавишника исполнял там Хэрби Хэнкок. "Я назвал так композицию в честь Хэрби, так как он только что тогда получил докторскую степень, ну и сильно помог мне записать мой альбом".

    6. SURUCUC? (Шортер)

    Вырезка из другого попурри, в которую вошли Lost и Early Minor. Опять же, целиком попурри вошло в Live in Tokyo.

    7. DIRECTIONS (Завинул)

    В 1975 году Завинул рассказал Рэю Таунли (из Down Beat), что он написал эту пьесу во время путешествия в Австрию в 1967 году. "Я провел зиму с семьей в Австрии", вспоминает Завинул в 1974 году, "и написал там 10 пьес, включая In A Silent Way, Direction которые я с Майлсом играл долгое время и которыми он открывал свои концерты в то время, Early Man, Orange Lady (которая стала частью 14-минутной композиции с Big Fun), Pharoah's Dance, Double Image и еще пару. Есть какая-то путаница с ними и не везде указано, что автор их я, но это так и есть. Я их написал в 1967 году".
    Дэвис записал эту вещь Завинула где-то в конце 1968 года. Пол Тингер пишет: "На Directions исследования Майлсом джаз-рока сделали большой прыжок вперед". Он часто начинал свои концерты с нее примерно три года, придавая особое внимание тому, что она стала важной композицией в разработке джаз-рока. Две студийных версии этой композиции можно услышать на альбоме Майлса Directions, ее концертное исполнение есть на Black Beauty: Miles Davis at Fillmore West и Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East. Саксофонист Боб Белден записался на обоих этих альбомах.
    Эта композиция была также темой одного октябрьского выпуска Down Beat "тест вслепую", когда барабанщик Элвин Джонс комментировал композиции, не зная кто это был и что. Вот что он сказал относительно Directions:
    "По моему это лучшей пример, который я слышал в использовании электричества в музыке, сцепленной акустическими инструментами. Это весьма освежающая вещь. Я никогда до этого не слышал эту группу, я знаю кто это, хотя и не слышал. По мне это очень хорошо звучит при таких инструментах".
    "Это еще пять звезд. И еще комментарий: очень сложно многим воспринять эту вещь, потому что пока они не настроены соответственно музыкально, для них это будет только много шума, и они не смогут в должной мере воспринять то, что тут очевидно присутствует".
  • Tags: fusion, music, weather report
    Subscribe

    • Mahavishnu Orchestra - 1972 Archive Syracuse library footage

      Какое интересное видео народ вот разрыл. Mahavishnu Orchestra 1972 года выпуска. Играют в Сиракузском Университете. Чуть меньше часа по…

    • LegEnds: Kenso

      Kenso Часть вторая (1987-1991) Kenso – «Self Portrait» (1987) Если концертная пластинка 1986 года Kenso In Concert была подведением итогов…

    • LegEnds: Kenso

      Kenso Часть первая (1980-1986) Kenso – Kenso (1980) Первый альбом ныне легендарного японского коллектива представляет собой ни что иное, как…

    • Post a new comment

      Error

      Comments allowed for friends only

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 3 comments