Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Аннотированная (по-русски) дискография Weather Report (Часть 1: Weather Report [1971])

Вышел с отпуска. Не знаю, радоваться или как. :) Ну, зато, надеюсь порадовать новыми статейками. Так уж получилось, что как и почти ровно год назад, в середине лета будет большая серия, посвященная легендарной фьюжн-группе. Если в прошлом году это был Джон МакЛафлин, то на этот это Weather Report. Взял на себя смелость перевести громадную Аннотированную Дискографию Weather Report. До конца еще не перевел, ибо работа относительно громадная, но постараюсь уж.
Один постинг = один альбом.


WEATHER REPORT (1971)


"Это как саундтрек к разуму."
Джо Завинул


Оригинальный выпуск: Columbia C 30661
Дата записи: Март, 1971
Дата выхода: Май, 1971
Продолжительность: 37:39



СОСТАВ
  • Уэйн Шортер: тенор и сопрано саксофоны
  • Джо Завинул: электро- и акустическое пианино
  • Мирослав Витуш: бас-гитара
  • Альфонсе Моузон: барабаны, голос
  • Айрто Морейра: перкуссия
  • Барбара Бертон: перкуссия
  • Дон Элайас: перкуссия


    ОБЗОР

    "После девяти лет игры с Кэннонболлом Эддерли, пианист и композитор Джо Завинул готов начать собственное дело" так начиналась одна новостная статья в Down Beat в декабре 1970 года. Это была первая весть о том, что Джо Завинул, саксофонист Уэйн Шортер и басист Мирослав Витуш основали новую группу, в которой также принимал участие 22-летний барабанщик Альфонсе Моузон.
    К тому времени Шортер и Завинул уже считались авторитетными и влиятельными композиторами и музыкантами. Завинул проработал девять лет с Эддерли, а Шортер только что покинул состав Майлса Дэвиса. Хотя они играли не так уж часто вместе, знакомы они были с 1959 года, будучи недолгое время членами одной группы Мейнарда Фергюсона. Вот что рассказывает Завинул об этом в 1984 году в интервью журналу Keyboard:
    "Уэйна Шортера я впервые встретил в 1959 году, в Штатах я был тогда примерно с неделю. После того, как я присоединился к группе Мейнарда Фергюсона, выяснилось, что нам нужен еще и тенор-саксофонист. "Слайд" Хэмптон, наш тромбонист и я прослушивали троих теноров в тот день - Джордж Коулман, Эдди Харрис и Уэйн Шортер. Это был редкий случай, когда Мейнард доверил нам сделать окончательный выбор и мы выбрали Уэйна. Правда, он пробыл у нас недолго, примерно месяц, и когда он ушел (в Jazz Messengers Арта Блейки), мы не играли вместе много лет, пока не начали записывать In A Silent Way Майлса Дэвиса. После того, как был записан второй альбом - Bitches Brew (в августе 1969) - Уэйн, Мирослав Витуш и я решили создать собственную группу. Мы ничего не знали друг о друге. Когда Уэйн гастролировал с Артом Блейки, я был на гастролях с Кэннонболлом Аддерли. В те дни мы не слушали никаких записей, просто пытали выжить". [KB 84]
    Но, когда Завинул был еще c Кеннонболлом, у него было время послушать альбом Майлса Neferiti. "На протяжении 60-х Уэйн и я встречались несколько раз, выпивали, болтали о музыке, но никогда не говорили о том, чтобы собрать собственную группу. Несколько лет позже я был в подвале Билла Расселла (баскетболлиста), у него там была отличная стерео-система. Я надел наушники и слушал Nefertiti (альбом Майлса Дэвиса, на трех композициях которого играл Шортер). Это было похоже на то, что я делал до этого, по крайней мере структурно - никаких тебе 8-тактовых квадратов, после которого следует бридж. Музыка струилась. Это было по-настоящему зажигательно"
    Они начали говорить о том, чтобы организовать группу еще когда записывали In A Silent Way в феврале 1969 года. "Когда мы записывали In A Silent Way Уэйн был там, хотя в то время он уже ушел от Майлса. Он предложил мне 'Давай соберем группу'. Он хотел сначала собрать коллектив с Чиком Кориа и Роем Хейнсом, но что-то не сложилось. Уэйн сказал 'Слушай, я устал говорить людям что и как они должны играть, и как это должно выглядеть, давай соберем группу'. Я согласился". Вскоре после смерти Майлса в 1991 году Завинул сказал "На сессиях In A Silent Way Уэйн и я решили создать новую группу, вот так и появился Weather Report" [JF91]
    Завинул и Шортер вновь играли вместе у Дэвиса на Bitches Brew в августе 1960 года. Вскоре после этого Джо записал свой третий альбом в качестве лидера и назвал его Zawinul. Одним из участников того альбома был Витуш, с которым Джо познакомился в 1966 году, когда тогда еще 19-летний басист выиграл Friedrich Gulda International Competition на котором Завинул был судьей. Это позволило Витушу приехать в Америку, обучаться в Музыкальной Школе Беркли (Завинул сам попал в США таким же путем) и быстро устроить свою карьеру как джазового музыканта, играя в составах таких грандов, как Хэрби Манн, Чик Кориа и Майлс Дэвис.
    Так или иначе, Завинул и Шортер записали свои сольные альбомы в 1969-70 годах и теперь искали способы реализации своих идей в Weather Report, как писал Майкл Зипкин в октябре 1978 года.
    В конце лета 1969 года сразу после сессий для Bitches Brew Шортер записал альбом Supernova, неистовый и атмосферный альбом набросков, наполненных южной перкуссией с полиритмической и тональной свободой. Еще более пророческим оказался другой альбом Уэйна Odyssey of Iska, записанный год спустя (26 августа 1970 года), высоковизуальная серия тональных поэм, описанная как "путешествие вашей души" через метафорические дорожные указатели Wing, Storm, Calm и Joy. Важен и тот факт, что и Айрто Морейра и Мирослав Витуш были на Supernova, а барабанщик Ал Моузон, вместе с Билли Хартом барабанил на Iska. Первые трое и стали музыкантами, которые помогли записать первый альбом группы Weather Report весной 1971 года.
    Тем временем Завинул занимался тем, что создавал собственный импрессионистический холст на альбоме Zawinul. Это то же был альбом, полный тональных зарисовок: "вызывающий воспоминания картина похорон дедушки холодной зимой в австрийской горной деревушке" (His Last Journey); "впечатления от Нью-Йорка в первые дни после того, как он приехал сюда мальчишкой кораблем из Франции" (Arrival in New York) и "впечатления тех дней, когда Завинул был австрийским пастушонком (In A Silent Way)".
    Тут играл и Витуш и даже Шортер поучаствовал на одной композиции. Как и Херби Хенкок, Завинул использовал пианино Rhodes с набором эхоплексного и кольцевого модулятора, из которого извлекались неподражаемые до сих пор звуки, которые вымостили дорогу для будущих исследований Weather Report.
    Шортер продолжал играть в группе Дэвиса до марта 1970 года, когда Майлз начал работать с маленькой гитарно-ориентированной группой. В тот момент Шортер сделал паузу в своем творчестве. "Я не играл примерно целый год. Я записал два альбома Supernova и Odyssey of Iska. Поэтому я решил отдохнуть, посмотреть мир и себя показать и поехал на Карибские Острова, на остров Сент-Томас. Да и к тому же мне надоело делать то, что я делал. Кому понравится выглядеть значительно старше, чем ты есть. Из одного клуба в другой, переезды между городами и вся эта рутина. Я подумал, сколько музыкантов, писателей, художников могут позволить себе отдохнуть целый год? Я не хотел ничего играть. Я просто иногда смотрел на свой сакс, не более того. Потом начал играть кое-что, но это был не джаз, в основном вещи Ima Sumac из Перу и прочие латинские вещи".
    Последняя студийная сессия Завинула с Майлсом закончилась в феврале 1970 года. Позже, летом, Майлс пытался уговорить Завинула остаться для концертных выступлений. Завинул вспоминает в 1973 году: "Я был в Лос-Анджелесском клубе Shelley, когда Майлс мне позвонил и сказал, что Мирослав присоединился к его группе и было бы неплохо, если бы я тоже присоединился к нему". В другом интервью Завинул утверждает "Майлс позвонил мне в сентябре 1970 года и сказал, что Витуш к нему присоединился, я тогда ушел от Кеннонболла и решил тоже присоединиться к ним. Я приехал в Сиэтл, где играл Майлс, но Мирослава там не обнаружил, так что я развернулся и уехал в Нью-Йорк".
    Чик Кория и Дейв Холланд покинули группу Майлса в конце августа 1970 года и тому нужны были басист и клавишник. В книге Пола Тингена "Miles Beyond" сказано, что Витуш отыграл несколько концертов с Майлсом в сентябре, но не в тот раз, когда Завинул приезжал в Сиэтл. "Так получилось, что Мирослав и Майлс никак не могли играть вместе, я записал свой сольный альбом, а однажды в Нью-Йорке мы созвонились, позвали Уэйна и решили 'твою мать, давайте что ли соберем группу'".
    "Уэйн не играл целый год", вспоминает Завинул. "В то время он писал композицию для оркестра. А у меня была прорва музыки. Мирослав записал отличный альбом для Atlantic. Я немного знал Мирослава, я судил один конкурс в Европе, который он выиграл. У нас было схожее прошлое. Было легко понять его музыку, так что однажды мы стали играть вместе"
    Так появилась группа Weather Report. Три человека, которые пошли в студию и знали, что они хотели делать. "Мы никогда не говорили о концепции", говорит Завинул. "Мы пошли в студию - Билли Кобэм (Альфонсе Моузон тогда с нами пойти не смог), Уэйн, Мирослав и я - и записали кассету. Я до сих пор ее не послушал. Просто мы сразу знали, что это должно быть такое. Это было очень здорово. Мы решили, что нам нужен просто фантастический менеджмент, так как уровень музыки был просто высочайший, так что мы договорились с Сидом Бернстайном (который, как известно, привез The Beatles в США). Потом я еще хотел сделать что-то для Columbia, те услышали, что у меня есть группа и машина завертелась".
    "Потом нам понадобился барабанщик и Ал (Моузон) был наш первый выбор, когда он начал работать с нами, репетиции с ним превратили во что-то фантастическое. Потом появился Аирто. Мы пробовали и других перкуссионистов, но они не обладали его индивидуальностью, а нашей целью было собрать из Личностей Группу. Поэтому мы пригласили Аирто". Вероятно, Завинул немного напутал, по крайней мере в интервью Melody Maker в 1972 году он сказал, что первой пробой был Эрик Граватт, но он не смог присоединиться к ним, так как работал с МакКоем Тайнером. По иронии судьбы, именно Моузон сменил Граватта в группе Тайнера, когда тот присоединился к Weather Report в 1971 году. В любом случае, Моузон был хорошо известен и Завинулу, и Шортеру так как играл с обоими.
    "Когда мы подписали контракт с Columbia", продолжает Завинул, "я поехал с семьей в Европу. Это произошло 10 декабря 1970 года. Мы тусовались в Лондоне, потом в Венне, после в Барселоне, ну, а затем вернулись в Нью-Йорк, где с месяц репетировали прежде чем пойти в студию и записать альбом за три дня в марте 1971-го года".
    Как появилось имя Weather Report? "Когда мы все вместе встретились с CBS", рассказывает Шортер журналу Jazz Forum, "мы пообщались с Клайвом Дэвисом, мы только-только наметили что собираемся делать. Единственное, что он у нас спросил: 'И какое имя мы должны использовать, чтобы продавать? Как мы должны преподносить вас музыкальным магазинам?'. Мы решили, что должны иметь уникальное название, чтобы нас было невозможно классифицировать. Чтобы нас можно было положить на полочку 'Weather Report'. Какая это музыка? Не знаю".
    "Мы подумали, что The Wayne Shorter-Joe Zawinul Quintet звучит глупо", вспоминает Завинул, "так что когда мы были у меня дома в Нью-Йорке, Мирослав, Уэйн и я пытались придумать что-нибудь такое оригинальное, но чтобы название у людей все время мелькало перед глазами. Мы подумывали о Daily News, но это звучало не очень хорошо. Тысячи имен проходили мимо нас - Audience, Triumvirate. Внезапно Уэйн выдал 'Weather Report' и мы хором ответили 'Оно!'".
    Шортер поделился своей версией истории в 1976 году: "Мы сидели как-то вечером, болтали и пытались наметить как бы нам назвать группу. Мы не хотели простого имени, нам нужно было что-то, что бы поражало людей, сразу и каждого. Я спросил, что все делают в 6 часов вечера? Они смотрят новости. А что они хотят услышать? Прогноз погоды! Я сказал 'так как насчет 'прогноза погоды''? Так все и получилось".
    Хотя на альбоме обозначен только один перкуссионист Аирто, Брайан Глассер в своей замечательной биографии Завинула упоминает, что там были еще двое перкуссионистов - Дон Элайас, хорошо известный сессионный музыкант, позже выступавший и записывавшийся с Жако Пасториусом и Барбара Бертон - нью-йоркская сессионная перкуссионистка, которую нанял Шортер. Элайас ушел незадолго до того, как запись была закончена, после замечания Завинула о том, как тот должен играть. Бертон говорила, что они с Элайасом работали над всем альбомом. "Когда все треки были отправлены на Columbia Studios", позвали Аирто. Очевидно, Завинул был чем-то недоволен или считал, что что-то не доделано. Бертон подслушала разговор, когда Завинул просил Аирто дописать еще для альбома что-то, на что Аирто ответил, что дописывать там совершенно нечего, что альбом готов полностью, но Джо все равно настоял на своем и Аирто записался.
    Завинул позже просил Аирто присоединиться к группе для гастролей, но тот уже был в составе коллектива Майлса Дэвиса (хотя однажды он выступил с Weather Report). Бертон выступила на первом концерте Weather Report, а также играла в течение недели в Paul's Mall в Бостоне еще до того, как альбом появился в продаже. Бертон рассказывала, что когда она отказалась продолжать выступать с группой без финансовых гарантии, "Джо обезумел и вычеркнул меня и Дона из списка людей, которые работали на альбоме"
    Было бы слишком мягко сказать, что первый альбом Weather Report произвел фурор. В мае 1971 года Down Beat ему посвятили две с половиной полосы с анализом всех композиций от музыкантов группы еще до того, как пластинка появилась в продаже! Автор статьи дал альбому высшую оценку в пять звезд и так начал свою рецензию "новая экстраординарная группа заслужила экстраординарной оценки за свой дебютный альбом. Пэт Метини потом говорил, что ему было тогда 16 лет, когда вышел Weather Report и "это было просто: уау! Я был в тот день в магазине, стоял в очереди, мы все так ждали выхода этого альбома, так как начитались рецензии в Down Beat и прочих хвалебных слов".

    Композиции.
    Сторона ПЕРВАЯ

    1. MILKY WAY (Шортер/Завинул)

    Дуэт для саксофона и акустического пианино. В интервью Шортер и Завинул описали это знаковое открытие альбома так: "Мы должны были начать где-то с идеей о погоде и атмосфере. Так что мы подумали и решили стартовать из пустоты, из ничего, в наших головах были мысли о нашей галактике - мы находимся на окраине Млечного Пути. Так что мы стали рассматривать самих себя с точки зрения всех этих мифических перспектив, всеведения, ну а затем подошли к следующей композиции, человечности и реальности".

    Шортер продолжает "Так что вместо того, чтобы начать альбом с какой-нибудь мелодии и всем прочим полагающимся, мы решили не применять никакой концепции, кроме, наверное, вселенской, как видите. Все равно, какими мы маленькими не были бы, мы все разделяем эту концепцию. Звуком мы постарались передать эту идею, здесь все и начинается". "Это как саундтрек к разуму. Можете разместиться где хотите - тут достаточно места", добавляет Завинул.
    В первых пояснениях к диску написано, что звук Milky Way "создан акустическим пианино и сопрано саксофоном при помощи обертонов и фортепианных педалей". Лен Лайонс в 1977 году спросил у Завинула, как он достиг этого эффекта резонанса фортепианных струн без щипков и ударов. Завинул отказался открывать секрет, сказав, что предпочитает оставить это в тайне.
    Но в 1984 году он все-таки объяснил, как он и Шортер создали эти звуки Milky Way. "Я просто удерживал аккорд на пианино, а Уэйн играл арпеджио эти самые же аккорды, обдувая струны пианино, поместив свой саксофон прямо внутрь инструмента. Записывали же только эхо и концовки всех звуков, но не сам момент игры. Мы сыграли разные аккорды и объединили их. Так что никакого чуда нет - эта идея была у меня уже давно. Я давно собирался использовать корпус пианино в качестве корпуса для какого-нибудь инструмента (у него самый замечательный корпус из всех инструментов) и управлять звуком при помощи педалей."

    2. UMBRELLAS (Шортер/Завинул/Витуш)

    "Мирослав написал мелодию, мы сделали для нее подкладку и объединили все вместе", рассказывает Завинул, "и все это по-настоящему передает ощущение разных видов дождя. Поведение человека при дожде разной силы. Людей вы действительно сможете ощущать в этой композиции. Я слышу, как бегут детишки со своими мамами держа в руках зонтики, немного промокнув одной стороной". Описывая свою игру он говорит "Тут я использовал электрическое и акустическое пианино одновременно".
    Шортер: "Композиция по большому счету очень радостная: тут много шуточного и веселого, похожего на дождь в очень жаркое время года. Люди любят дождь". После того, как Завинул прокомментировал ощущение меланхолии в этой композиции, Шортер продолжил: "Если вы слышите на альбоме нечто грустное (блюзовое), то это блюз вверх тормашками, блюз, нацеленный на хорошее отношение к жизни, вы можете исполнить все, что захотите, не блюз играет вами, вы играете блюз. Я стараюсь передать это, когда играю и если тут есть что-то печальное, то мы хватаем эту печаль и говорим, окей, давай, будь грустным, но не очень долго".

    3. SEVENTH ARROW (Витуш)

    "Что можно сказать об этом. Это шедевр", говорит Завинул. Витуш описывает Seventh Arrow: "Это непрерывная композиция, то есть мы не просто играем какой-то один мотив или что-то подобное. Сначала идет одна тема, потом другая, совсем уже как другая композиция, и все эти мотивы были написаны, то есть это не импровизация. Вообще-то эта вещь и есть две композиции, две мои пьесы, которые я решил объединить в одну, это похоже, на мой взгляд, на стрелу"
    "Это постоянное взаимодействие мотивов", добавляет Завинул. "Тут три основных линии и они постоянно пересекаются. Это как беседа. В середине я использую кольцевой модулятор, чтобы получить жужжащий шум. Моя жена преподавала стрельбу из лука в школе и стоять в стороне, то можно услышать эти звуки пролетающих стрел, что-то вроде этого я пытался создать".

    4. ORANGE LADY (Завинул)

    "Orange Lady" - это одна из нескольких композиций Завинула, которые он написал в Австрии, куда он ездил зимой 1967 года. "Я провел зиму с семьей в Австрии", вспоминает Завинул в 1974 году, "и написал там 10 пьес, включая In A Silent Way, Direction которые я с Майлсом играл долгое время и которыми он открывал свои концерты в то время. Early Man, Orange Lady (которая стала частью 14-минутной композиции с Big Fun), Pharoah's Dance, Double Image и еще пару. Есть какая-то путаница с ними и не везде указано, что автор их я, но это так и есть. Я их написал в 1967 году".
    "Я написал Orange Lady, думая, в основном, о своей жене", говорит Завинул, "но она также и о других женщинах, у которых есть дети и которые усердно работают в крупных городах. Тут есть определенная грусть. В моем случае для того, чтобы сделать ее счастливой, ну, и стать через это самому счастливым, я пригласил ее в деревеньку - об этом средняя часть композиции - это многое изменило, мы на время стали счастливы, а потом вернулись в Нью-Йорк, где все было по прежнему".
    Как сказал Завинул Orange Lady была записана Майлсом Дэвисом на альбоме 1969 года Big Fun, но там не указано авторство Завинула. Ее также можно услышать на бокс-сете Columbia The Complete Bitches Brew Sessions вместе с несколькими другими композициями Завинула.

    Сторона ВТОРАЯ
    5. MORNING LAKE (Витуш)

    Завинул как-то сказал, что "Morning Lake" создает "ощущение, будто вы где-то ранним утром одного прекрасного дня, может даже весной, и все еще немного прохладно и рядом горное озеро. Вы видите, что вода в озере холодная, потому что она такая прозрачная, что не может не быть холодной".
    Этот трек входит также в компиляцию Pioneers of the New Age. Другая версия Morning Lake была записана Терье Рипдалем (с Витушем и ДеДжонеттом) на альбоме Рипдаля 1981 года To Be Continued.

    6. WATERFALL (Завинул)

    Продолжающая 'Morning Lake' композиция пытается передать ощущение того, как озеро превращается в водопад. "Вы услышите тут много пианино в верхнем регистре", говорит Завинул, "это своего рода импрессионизм". В соответствии с биографией Завинула от Глассера, эффект звука пузырьков создан Барбарой Бертон, которая покачивала куском формайка (пластика).

    7. TEARS (Шортер)

    "По ощущениям", объясняет Завинул, "цвета, которые я тут вижу - темно-коричневый, темно-пурпурный, темно-синий, иногда насыщенный желтый, что означает, что тут есть намеки на блюзовость, но это не блюз. Очень устойчиво, приземленно. Образ, который я вижу - это человек: слезы, кровь, кожа - человеческая сущность. Голос, который слышен - это глас человека. Это Эл. Поскольку мы до этого использовали сплошь неодушевленные предметы - Млечный Путь, воду, природу, то тут мы обратились к человеческому бытию. Голос Эла не несет никакого словесного послания, это просто инструмент, которым мы обозначили то, что хотели сделать.
    "Путь, которым композиция двигается от До к Ля Бемоль", добавляет Завинул, "очень интересен, и тут попадаются воистину интересные ноты".
    Глассер утверждает, что на конга тут играет Дон Элайас.

    8. EURYDICE (Шортер)

    Завинул описывает эту композицию, как "самый традиционный способ исполнения. В джазовой традиции, с кучей свинга, это единственный момент на альбоме, где мы играем соло - в остальных композициях из просто на просто нет, мы играем просто как оркестр". Шортер "В 'Eurydice' моя труба отражает показывает ощущения женщины. В жизни каждого мужчины есть своя Евредика и порой она неуловима, если вы постараетесь обернуться, чтобы ее увидеть, она может исчезнуть, она одета всегда во что-то прозрачное. Так что для меня мой саксофон - это одежда, внутри которой женщина, очень призрачная, но все время присутствующая в жизни каждого".
  • Tags: fusion, music, weather report
    Subscribe

    • LegEnds: Picchio dal Pozzo

      Picchio dal Pozzo Музыка этой генуэзской группы существовала до того, как сама группа обрела имя. Андреа Беккари, Альдо де Скальци (младший брат…

    • JazzMan: Dave Holland

      Дэйв Холланд. Конференция птиц. Обладатель многочисленных наград, контрабасист, композитор, аранжировщик, лидер двух весьма энергичных джазовых…

    • Led Bib – «Sensible Shoes» (2009, Cuneiform Records)

      Led Bib – «Sensible Shoes» (2009, Cuneiform Records) Весьма нашумевшие в последнее время британцы, успевшие всколыхнуть волну интереса как в…

    • Post a new comment

      Error

      Comments allowed for friends only

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 13 comments

    • LegEnds: Picchio dal Pozzo

      Picchio dal Pozzo Музыка этой генуэзской группы существовала до того, как сама группа обрела имя. Андреа Беккари, Альдо де Скальци (младший брат…

    • JazzMan: Dave Holland

      Дэйв Холланд. Конференция птиц. Обладатель многочисленных наград, контрабасист, композитор, аранжировщик, лидер двух весьма энергичных джазовых…

    • Led Bib – «Sensible Shoes» (2009, Cuneiform Records)

      Led Bib – «Sensible Shoes» (2009, Cuneiform Records) Весьма нашумевшие в последнее время британцы, успевшие всколыхнуть волну интереса как в…