Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Anekdoten: Суровые скандинавские анекдоты (часть 2)

Anekdoten

Часть вторая

Nucleus вышел в конце 1995-го года, в вдогонку за концертным двойным диском по мотивам выступлений на Progfest 94, куда были также включены версия композиции Mars, импровизация Muscle Beach Benediction, а также видео-версия The Flow. Следующий же год для группы протекал достаточно ровно и спокойно с большим количеством различных гастрольных выступлений. Ян Эрик делится своими впечатлениями о том, как отличаются зрители в разных уголках мира: "Если в Квебеке самая дикая и восторженная толпа, то японцы более внимательные и никогда не нарушают тишину во время композиций, зато потом устраивают бурю оваций".
Но когда Anekdoten выпускали сначала концертный расширенный сингл "Live EP", состоящий всего из четырех концертных пьес, а затем и концертный двойник "Official Bootleg - Live in Japan" на японском лейбле Arcangelo, руководствовались они другими принципами, по крайней мере, в интервью для GEPR музыканты сказали, что они просто не хотели выпускать концертник на своем Virtalevy сразу после выхода всего двух студийных альбомов. Конечно, выпустить два концертных диска с разницей меньше в полгода было своего рода самоубийством, но, как это ни странно, оба релиза разошлись очень неплохо! Необходимость такого поступка музыканты объяснили тем, что тут они играют много композиций с альбома Vemod, а так как прошло уже много времени, то у них появилось желание создать новые версии старых песен. Так Karelia с официального бутлега получила продолжительное мелотронное вступление, также добавилось больше виолончели Анны Софи Дальберг. Такой же косметической обработке была подвержена и The Flow, особенно это коснулось двухминутного импровизационного вступления - оно стало значительно мягче и медленнее, но самым большим изменениям подвергли "бридж" перед концовкой композиции - она стала значительно мрачней, атмосферней и менее настойчивой. Кроме остальных композиций с Vemod, которые, к слову, были сыграны практически все, на двойном CD есть 4 вещи с нового альбома Nucleus, совершенно новая пьеса с интригующим названием Tabatah, а также новая композиция Groundbound для будущего альбома, которая является отличным доказательством того, как Anekdoten импровизирует на концертах и как использует выступления в качестве полигона для апробирования новых идей и аранжировок. Вообще, с летних гастролей 1994 года Anekdoten все больше и больше использовал импровизацию во время концертных выступлений, что позволило максимально расширить свой гастрольный репертуар, а это, в свою очередь, дало возможность сильно варьировать сет-лист выступлений. Впрочем, непосредственно с самими выступлениями вскоре было немного подзавязано - отыграв в очередной раз в США, музыканты перебрались в Стокгольм, для студийных работ и написания нового материала их будущего альбома.
Так, в октябре 1998 года состоялось знаменательное событие - Никлас Берг и Питер Нординс, объединившись со Стефаном Димле и Райне Фиске из Landberk, записывают саундтреки к фильмам ужасов, которые потом объединяют на диске "Symphonic Holocaust", выпущенный в апреле 1999-го года на CD. В конце 1998 года Anekdoten вновь возобновляют гастроли и очень оригинально - группа впервые посетила Южную Америку с парой концертов в Бразилии и одним в Аргентине. Гастрольная жизнь была восстановлена, а музыканты стали жаловаться на то, что поступили они совершенно неправильно, изолировавшись для написания новых песен - не было никаких концертов, и создавалось впечатление, что группа впала в кому, по крайней мере, никаких движений со стороны Anekdoten не было; а когда пришло время записывать песни на диск, оказалось, что многие композиции оказались достаточно сырыми и недоделанными и все встало на свои места только тогда, когда музыканты почувствовали приближение предельного срока записи. Все дело в том, что музыканты группы Anekdoten не посвятили все это время музыке - у них были свои обязанности на своих настоящих работах, которые практически съедали все время у хобби. Поэтому, не гастролируя и мало репетируя, Anekdoten быстро отошли от своей музыкальной колеи, да и к тому же, в это время в группе начались внутренние трения и когда в конце-концов альбом был окончательно записан и выпущен осенью 1999 года, все вздохнули спокойно и отправились в турне в поддержку альбома, которое закончилось летом следующего года выступлением на ежегодном фестивале прогрессивного рока NEARFest.
На третьем альбоме группы, под названием From Within, музыканты попытались вернуться к более мягким и изменчивым композициям. Если Nucleus был агрессивный и прямолинейный и чтобы он понравился слушателю, ему нужно было находиться в определенном настроении, то From Within должен был вкрадчиво и осторожно захватить внимание и утопить в своих неспешных заводях. Музыканты назвали его более спелым и целостным, впрочем, у многих слушателей к этому альбому появились претензии, мол, слишком он тягучий и занудный, появились даже обвинения в том, что музыканты обслушались группы Radiohead. Что ж, оспорить тут нечего, ибо что-то в этих обвинениях есть, особенно учитывая, что в своих интервью рубежа веков парни называли группу Radiohead среди своих любимых коллективов. Сложно сказать, хорошо это или плохо, но самые громкие обвинения, связанные с влиянием этой британской группы на творчество шведов прозвучат немного позже.
К этому времени музыкальным лидером группы полностью стал Никлас Берг, именно он устраивал практически все репетиции группы, по крайней мере, дальнейшую жизнь коллектива без него никто не представлял. Большой вклад в общее оживление вносил и самый, наверное, музыкально образованный член группы, большой любитель джазовой музыки - Питер Нординс, купивший к тому времени вибрафон. Но лицо группы олицетворял Ян Эрик, который занимался тем, что в основном давал интервью прессе, а как композитор особо не отличался - несколько басовых риффов - это был основной его вклада в любую композицию. Кроме того, он писал стихи к уже написанной музыке. Анна Софи и вовсе не занималась музыкальным творчеством, больший вклад в жизнь группы ощутил на себе их сайт - Анна Софи - web-дизайнер. К тому времени она стала действительно незаменимой с точки зрения атмосферы в коллективе.
И внезапно коллектив практически на три года пропадает из поля зрения. Первые известия об активности группы в новом тысячелетии датируются только весной 2004 года, когда музыканты группы отправились вместе с инженерами Янне Ханссоном и Саймоном Нордбергом в студию Atlantis записывать и сводить свой четвертый альбом. То есть никакого распада в сущности не было - музыканты давно говорили о том, что намерены записать следующий альбом и даже намекали, что собираются достаточно неожиданно отойти от проторенной дорожки. Что ж, можно сказать, у них это получилось, и тому доказательство последний на сегодняшний день диск "Gravity", выпущенный на собственном независимом лейбле Virta. И вот тут во многих прогрессив-рок кругах разразились скандалы и ругань. Многие обвиняли Anekdoten в "радиохэдности", простоте и даже примитивности, некоторые (в большинстве своем те, которые воспринимают музыку Radiohead скорее положительно, чем отрицательно) благосклонно заявляли, мол, а что, неплохо... На мой же взгляд шведы явно переиграли в том амплуа, в котором выступили сейчас. Нельзя сказать, что альбом плохой, все-таки местами (например, в первом треке) они выглядят очень мощно и ярко, но относительно первых двух альбомов группа явно пошла к приглаженному звуку и упрощению материала, хотя с другой стороны сложная музыка на прежних альбомах группы практически никогда не присутствовала. И, если хотите знать лично мое мнение, этот альбом явно поживее и повеселее того затягивающего болота, которое они учредили на своем третьем диске, но с другой стороны с некоторым волнением я ожидаю следующего диска, не хотелось бы, чтобы по маршруту King Crimson - Radiohead грозные и суровые шведы проехали еще несколько остановок.
Но главное, что музыканты завершать свою карьеру пока вовсе и не собираются, а вот это уже наполняет некоторыми надеждами наши сердца. Практически весь 2004 год группа провела в гастролях, были и сольные выступления, и совместные концерты с Caravan, Ritual, Hawkwind, и фестивальные на BajaProg 2004. Естественно, что после такой бурной деятельности музыканты просто обязаны были вновь выпустить концертный диск. Впрочем, никто не удивился, что новый диск Waking The Dead вновь был выпущен по мотивам двух японских концертов. После летнего отпуска, в октябре 2005 года музыканты вновь вернулись к репетициям новых песен для будущего диска, ни название которого, ни приблизительная дата выпуска на сегодняшний день неизвестна. Неизвестны также пока и расписание гастрольных туров на 2006 год, а как хотелось бы однажды увидеть в этой таблице город Москву. Именно сейчас хотелось бы, ибо, боюсь, через годик нашим взорам предстанет совершенно иной Anekdoten и я не уверен, что к нему я буду относиться с таким же восхищением, как группе, записавшей шедевральный "Vemod".

©Alexey "Smarty" Petuhov, январь 2006
Tags: anekdoten, music, swedish progressive
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments