Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Anekdoten: Суровые скандинавские анекдоты (часть 1)

Anekdoten

Часть первая

Началось все в мае 90-го года, в городе Борланге, что в Швеции, когда трое обычных молодых людей - два продавца музыкального магазина Никлас Берг и Питер Нординс - вместе с системным инженером Яном-Эриком Лиллестремом решили поиграть музыку вместе. Правда, Никлас и Питер уже играли до этого в нескольких местных любительских металлических группах еще в начале 80-х, а Ян Эрик играл в команде под названием Kajuku, исполнявшая несколько прогрессив-роковых песен, но по большому счету это был первый их серьезный опыт в музыкальном мире. Познакомились они в начале 1990-го года, когда Никлас и Питер вместе с каким-то бас-гитаристом играли хард-рок в группе с весьма оригинальным названием Manson Family Band. Выяснилось, что Никлас и Ян Эрик увлечены группой King Crimson и, конечно же, новообъединившуюся троицу не минула участь очень многих начинающих прог-групп - они стали играть каверы на композиции своих любимцев (впрочем, у Яна Эрика был опыт в этом деле - Kajuku, помимо собственных вещей, играла несколько песен Crimso - Moonchild и, конечно же, 21st Century Schizoid Man). Как говорят, первой композицией нового коллектива стала "Larks' Tongues In Aspic. Part II", затем была "Lament", а позже - "Red". Вскоре под это занятие было придумано название - King Edward. Можно тут искать аналогии с King Crimson, но дело в том, что в Швеции это всего лишь сорт картошки. Ни о каком серьезном увлечении музыкой речи не шло. Репетиции воспринимались как хобби, не более того. Вот так вот, в принципе все и началось.
Хотя, нет, конечно, нет, по настоящему жизнь группы началась после того, как полтора года спустя, в августе 91-го, когда в СССР произошел путч. Нет, путч тут не при чем, конечно, просто так совпало, что в это время в состав чисто мужского коллектива влилась виолончелистка Анна Софи Дальберг. С тех пор квартет стал неразлучен и сплочен, как один человек. Отличное подтверждение тому факт, что каждый музыкант по отдельности практически никогда не удостаивался особых почестей, наград или номинаций, но как коллектив Anekdoten часто побеждали в различных голосованиях на лучшую группу, альбом или концертное выступление. Но все регалии будут потом, а пока вернемся к истокам группы. Итак, Анна Софи никогда не играла ни в каких рок-группах, но была сильно увлечена прогрессив-роком 70-х, быстро приучив и своих новых коллег по группе к своему увлечению. Ну и с этого момента можно считать и появился Anekdoten, ибо мало того, что музыканты стали писать собственные композиции, так и стало ясно, что изменив таким образом творческий подход, следует изменить и название группы. Как говорится, сказал "А", говори и "Б". Имя было, кстати сказать, выбрано практически случайно в полном смысле этого слова - каждый музыкант составил список из названий, какие ему нравятся и решили тянуть жребий. Повезло Никласу Бергу. Слово это, как можно догадаться после непродолжительных размышлений и лингвистических ассоциаций, обозначает именно "анекдот". Это шведское название не было сразу воспринято музыкантами еще долгое время - все-таки группа пела на английском и называться по-шведски было, как минимум, нелогично. Но потом обвыклись и отсылали написанную в декабре свою первую демо-кассету, на которую вошли такие вещи, как Karelia, The Old Man & The Sea, Thoughts In Absence, Darkness Descends и Sad Rain, уже под новым именем. Вот именно из этого трек-листа можно с легкостью определить первый репертуар коллектива. Впрочем, Karelia, The Old Man & The Sea и Sad Rain были написаны еще до Анны-Софи, во времена существования King Edward. Что ж, он был не так уж плох, откровенно говоря. Чего только стоят одни мощные (во всех смыслах этого слова) хиты Karelia и The Old Man & The Sea. Примерно в то же время группа начала давать концерты вблизи родного городка, иногда сольные, иногда вместе с Landberk, Anglagard или Dirty Old Men. Ну а ровно через год пришло время для второй кассеты, состав который выглядел следующим образом - Where Solitude Remains, The Flow, Longing, Wheel. Все эти композиции были написаны очень быстро. Музыканты настолько ошалели от возможностей, которые они получили с приходом Анны-Софи, что практически все эти песни были написаны за пару месяцев.
Как уже поняли те, кто помнит наизусть трек-лист дебютного альбома - он был фактически уже готов. В марте начались сессии по его записи в той же самой студии, где Anglagard записывали свой альбом "Hybris". Длились они всего пару месяцев, так как запечатлены они были практически в том же самом состоянии, в котором появились на свет некоторое время назад, но диск с называнием "Vemod", что переводится со шведского как "печаль", появился только в сентябре 1993 года на собственном лейбле Virtalevy. И, давайте сознаемся честно, диск получился практически гениальным. Если закрыть глаза на некую сырость звучания, которая под другим углом зрения легко воспринимается как положительный момент - звук действительно плотный, непричесанный и иногда просто срывается с цепи - и не обращать внимание на некую схожесть с манерой солирования Роберта Фриппа времен Red в весьма минималистичных гитарных партиях Никласа Берга. Но насколько же хорошо они вписываются в общую концепцию альбома и делают свое дело - ведь обладая таким грозным, мрачным и жестким звуком, группа балансировала на грани какого-нибудь прог-метала, но благодаря уникальной атмосфере и отсутствию длинных соло, дебютный альбом Anekdoten оказался гораздо выше всего этого однообразного прог-металлического отряда. Впрочем, сами музыканты не особо признаются в том, что в то время были просто пронизаны музыкой King Crimson, заявляя, что слишком много других как прогрессив-, так и непрогрессив-групп влияли на их музыкальное мировоззрение, впрочем и особо открещиваться от большой любви к группе Фриппа они не собирались. Ну, и еще одной отличительной особенностью является просто море меллотрона, самого настоящего меллотрона. Некоторые вещи с этого альбома просто предназначены для того, чтобы показывать их людям, которые интересуются, что же такое этот самый меллотрон и как он звучит. Альбом получился по большому счету инструментальным. Почему ребята не стали много петь понятно из тех небольших моментов, когда поет Ян Эрик - он действительно не обладает каким-либо сильным голосом, но, правда, при этом умудряется петь так, что этого совершенно не видно и особо общее впечатление от альбома не портится.
В январе 94-го "Vemod" дополнительно выходит на виниловой пластинке, а на следующий год даже на магнитной кассете в Польше. Весь же 94-й год Anekdoten провел в гастролях - кроме Скандинавии и Европы группа съездила даже за океан - в США и Канаду, где выступила на фестивале ProgFest. Вспоминают очевидцы выступления: "Руки Никласа Берга носились вверх и вних по гитарному грифу, Ян Эрик Лиллестрем выбивал агрессивные перегруженные ноты из своего "риккенбакера", Питер Нордин виртуозно колошматил по барабанам, а Анна Софи Дальберг хладнокровно сидела за меллотроном. Да, такой концерт надолго запоминается".
В марте 1995 концертная версия кавер на песню кримзонов Cirkus был включен в состав компиляции "This Is An Orange", в которую вошли концертные песни скандинавских прог-групп. Ну а в то время, как японцы выпустили свою версию альбома "Vemod", куда включили бонусом композицию "Sad Rain", группа уже сидела в студии Largen и записывала свой второй альбом.
В этот раз времени музыканты выделили побольше, много репетировали и подошли с большей тщательностью к аранжировкам новых композиций, которые достаточно часто менялись. В результате получился более продуманный и, по мнению музыкантов, более сложный для восприятия альбом с такими грамотно и широко аранжированными вещами, как Book of Hours и This Far From The Sky, каких не было на Vemod. Кроме того, в музыкальном отношении музыканты явно отошли от вдохновения на музыки King Crimson и стали играть более самобытный материал, который на проверку оказался очень плотным и местами брутальным тяжелющим прогрессив-роком, с периодически просто зашкаливающим звуком, хотя записан он, конечно же, гораздо ровнее, чем сырой дебютник, не смотря на то, что записывалось все точно там же, где и предыдущий альбом. Впрочем, на этот раз им помог в продюсировании альбома музыкант Томми Андерсен. Впрочем, нельзя сказать, что его помощь была столь уж весомой - примерно к середине записи альбома он попадает в больницу от электрического удара, который он получает во время репетиций со своей группой. Так что завершать сведение альбома пришлось музыкантам самим, времени было на это потрачено очень много, особенно на песни Book of Hours и Here, впрочем, результатом музыканты остались довольны, хотя пообещали, что последний раз занимаются такого рода подходом к студийным записям. Дело в том, что если на Vemod музыканты просто записали бас, гитары и барабан вживую в студии, то на этот раз бас и гитары были записаны наложением, в то время как виолочель, голос, клавишные, барабаны были записаны и вовсе в домашней студии в городке Борланге. Это показалось достаточно трудоемким и скучным процессом, чтобы придерживаться его и далее. Получившийся альбом назвали Nucleus. Впрочем, не смотря на очевидное ослабление влияния музыки Фриппа и компании в творчестве группы, Ян Эрик как-то признался, что их целью не являлось быть чем-то оригинальным, они просто играли ту музыку, которую они хотели играть, ну а хотели играть они музыку, основанную на корнях группы King Crimson. Впрочем, в одном из интервью Ян Эрик, кроме очередной порций похвалы в адрес энергетики Фриппа и всех инкарнаций его группы, назвал также в качестве любимых исполнителей всех музыкантов коллектива и Бьорк, и Арво Пярта, и группы Massive Attack, и Hoyry-Kone, и Трикки, и Magma, и Landberk. С другой стороны именно этими двумя альбомами Anekdoten заявили о себе именно как об уникальной группе, особенно если учесть, что в то время большинство выходивших альбомов прогрессивных рокеров было гладко причесано и необыкновенно окультурено, а местами даже вылизано. Брутальные шведы же писали предельно грязную и грубую музыку, тем самым выбиваясь на фоне остальной современной прог-сцены.

©Alexey "Smarty" Petuhov, январь 2006


продолжение...
Tags: anekdoten, music, sweden, swedish progressive
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments