Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Univers Zero (II)

Univers Zero

Часть вторая. Период полураспада.



В мае 1979 года из группы уходит один из тех, кто не только стоял у истоков группы, но и входил в состав ядра - Роже Триго был не только одним из главных композиторов, именно он нагнетал ту параноидальную и жуткую атмосферу, которой знамениты первые два альбома группы.
Его уход обусловлен как личными, так и музыкальными причинами. Между Триго и Дэни были трения по поводу того, какой должна быть музыка группы. Триго настаивал на тяготении к рок-музыке, ему было мало места с его фриппообразной жужжащей электро-гитарой в практически акустической аскетический музыке раннего Univers Zero, да и не понравились ему тенденции Дэни к импровизациям, которые стали проявляться в это время. И он уходит, дабы основать собственный проект Present. Изначально он не хотел выступать с концертами, только записывать альбомы, но после оказалось, что он располагает такими музыкантами, которые отлично могли бы выступать и на сцене. Впрочем, альбомы он тоже писал отличные, стоит отметить. Самое интересное, что в названии одного из них все еще проявляется некая полушутливая неприязнь к Univers Zero - первый альбом так и называется "Боязнь числа 13". Как известно, первый альбом Univers Zero назывался именно "1313", а если внимательно присмотреться к оригинальному изданию альбома "Heresie" на лейбле Atem, то можно увидеть, что под номером стоит некая последовательность букв и цифр, среди которых можно явно рассмотреть "131313".
С тех пор Триго никогда не возвращался в Univers Zero, даже мысли об этом не допускал, поясняя в интервью, что это невозможно на данный момент, хотя записать "Triskaidekaphonia" ему помогли именно Жене и Дэни.

Музыканты Univers Zero, совсем немного погастролировав по нескольким европейским странам совершают еще один поступок, который во многом определит будущее звучание группы - в состав вливается клавишник Энди Кирк, который специализируется не только на всех видах клавишных инструментов, но и на оркестровках и композиторском мастерстве. Уже в 1980-м году во время и после тура в Югославию, Швейцарию, Нидерланды и Францию он начинает приносить свое творчество в группу. Конечно, новые композиции не были столь пугающими и злобными, их отличала целостность и плотность аранжировок, что блестяще проявилось на третьем альбоме группы под названием Ceux De Dehors.

Третий альбом бельгийских мастеров музыкальных ужасов имеет уже другое звучание, - с приходом совершенно уникального музыканта Энди Кирка возросла роль клавишных инструментов - хотя это, в основном, все те же фисгармония, орган, клавесин и фортепиано. Но есть и орган Хаммонда, и синтезатор - звучание группы становится все более "электрическим". Басовые партии изменились, бас стал почти что солирующим инструментом, в лучших традициях французского Zeuhl. Гитары нет совсем, но ее отсутствие не сказалось на музыке - звук и так очень плотный, мощный, не столь камерный, как на предыдущих альбомах. Роль ударных тоже возросла - если раньше они лишь мягко подчеркивали мелодическую линию, то сейчас вместе с басом составляют виртуознейшую ритм-секцию в лучших традициях джаз-рока! Итак, из камерного авангардного ансамбля Univers Zero превратились в рок-группу. Очевидно, с уходом Роже Триго музыка группы стала все же более светлой и менее злой - злость и черный юмор достались ответвлению Univers Zero - группе Present. Правда, это не означает, что музыка упростилась - нет, она осталась такой же сложной, мрачной и агрессивной, вот только сатанинская злоба предыдущего альбома уступила место дикому драйву, и , вдобавок, музыка стала просто безумно, неправдоподобно красивой, а кое-где привычный уже мрак немного отступает, вместо него приходит нечто волшебное, потустороннее, но - светлое, если хотите - "эльфийское", - как, например, в композиции "Combat". "Битва" - она и есть битва, но это битва добра со злом, и, судя по окончанию композиции, на этот раз злу не дали восторжествовать, как бы оно не пыталось сопротивляться. А может и нет ничего потустороннего - просто Тиль Уленшпигель со своим войском громит ненавистных испанцев, добывая свободу Фландрии - будущей Бельгии. Так или иначе - композиция, несмотря на несколько мрачных моментов, в целом очень жизнеутверждающая ибуквально пропитанная бунтарским духом. "Старый" дух группы проявляется далеко не везде - лишь в трех вещах - "La Corne Du Bois De Pendus", "La Musique D'Erich Zahn" и "La Tete Du Corbeau". "La Musique D'Erich Zahn" - просто дикая, дисгармоничная и по настоящему жуткая коллективная импровизация участников группы, навеянная рассказом Ховарда Лавкрафта. Что-то огромное, недоброе, но и не злое, лишенное человеческих чувств и недоступное человеческому разумению, всесильное и всепоглощающее, надвигается из тьмы. "La Corne Du Bois Des Pendus" - тоже довольно кошмарная пьеса, но в ней, как ни странно, проскакивают и фолковые нотки. При записи использован даже такой экзотический инструмент, как шарманка. :-) "La Tete Du Corbeau" - "Голова Ворона" - практически классическая инструментальная миниатюра, мрачная и могучая. "Triomphe Des Mouches" - бонус-трек, добавленный при переиздании альбома фирмой Cuneiform Records, в оригинале это был сингл(!), выпущенный на фирме Криса Катлера Recommended Records под индексом RR 10.5 в 1981 году. Звучание его явно отличается от звучания альбома, "Мушиный триумф" - намного более "электрический" и, пожалуй, как и "La Faulx", является самым мрачным музыкальным произведением, когда-либо написанным и исполненным. Терзание Хаммонд-органа, шаманский, экстатический ритм, неразборчивый вокал, напоминающий булькающий предсмертный хрип - это все же несколько не вписывается в довольно жизнеутверждающий и бунтарский дух альбома
Илья Прутов


История, как появилась на свет композиция La Musique D'Erich Zahn отлично отражает весь творческий посыл Дэни, все его интересы и стремления перенести в музыку свои ощущения от просмотра различных картин, чтения книг. Эта полностью импровизационная пьеса была, конечно же, создана по мотивам короткого рассказа Х.П.Лавкрафта. Дэни уговорил всех музыкантов внимательно прочесть это литературное произведение и прийти в студию со своими музыкальными идеями. Каждый сыграл то, что он ощутил, читая этот рассказ о продавшем душу скрипаче. Таким образом, большая часть заслуги в том, что композиция получилась просто сочащаяся ужасом и безотчетным страхом лежит на писателе.
Между прочим, Дэни как-то заявил, что считает этот альбом Univers Zero своим любимым. Конечно, тут не малую роль сыграл тот факт, что к тому времени группа играла в примерно одном составе долгое время, они много репетировали, выступали, практически жили вместе, творческая отдача каждого музыканта была просто потрясающая. Единственное, что расстраивает Даниэля по его словам - это тот факт, что барабаны были записаны не так внятно, как ему бы хотелось. Но даже сейчас он не хочет перезаписать альбом, так как справедливо считает, что звук должен отображать атмосферу того времени, той эпохи.
Играть сложную музыку в коммерческом музыкальном мире было очень сложно. Естественно, группу в тот период на протяжении практически всего времени преследовали финансовые проблемы, которые частенько заставляли музыкантов сделать паузу в творческой деятельности. В 1981 году музыканты мало что сделали, мало выступали, мало чего записали. Единственное событие того года в истории Univers Zero - это прибытие в стан коллектива кларнетиста Дирка Дишимекера и второго скрипача Алана Уорда, с которыми вновь обострилась гастрольная активность, как в том году, так и на следующий год (состоялся крупный тур с посещением скандинавских стран, Англии, Швейцарии, Германии и, конечно, Франции). С ними же был записан небольшой альбомчик, нечто вроде расширенного сингла - Crawling Wind (очередная отсылка к Лавкрафту). Пластинка вышла небольшим тиражом в Японии и долгое время была трудно доставаема, пока Cuneiform не переиздали ее.
Вскоре после выпуска этого EP Univers Zero стали потихоньку распадаться. Выступали они мало, мало встречались на репетициях и писали новый материал. Практически до 1983 года не было ничего написано нового, а к тому времени, как Дэни принялся за репертуар для новой пластинки, группу покидают сразу три важных фигуры из действующего состава коллектива. Вслед за Энди Кирком - главной составляющей в аранжировочном плане, уходит Анапье, который понимает, что ему заниматься музыкой становиться слишком сложно - есть множество не связанных с музыкой обязательств, времени на любимое занятие становится все меньше, равно как и сил, к тому же на этой почве у него стали появляться проблемы личностного характера. Примерно по тем же причинам уходит и Ги Сегер, правда тут еще не последнюю роль сыграл факт личных натянутых отношений между ним и Дэни. Ги был недоволен тем, как обстоят дела в группе на тот момент и вечно сетовал на то, что раньше было значительно лучше.
Ги Сегер в 80-х вовсе завязывает с музыкой - у него появляется постоянная работа. Впрочем, к началу 90-х работа ему порядком надоедает и он решает вернуться в музыкальный мир. Ги пытается навести справки о своих старых группах, не против ли они восстановиться, Сегер бы все устроил - он решил стать менеджером. К тому времени в Брюссель, поддавшись на уговоры Ги, переезжает его друг Алан Уорд. Потом Ги уговаривает его заняться с ним совместным музыкальным менеджментом, на что Алан, только что основавший некую собственную контору, сказал ему, почему бы Ги не приехать к нему в офис и не воспользоваться его компьютерами и телефонами. Так появилось агентство Agency (Argonote), клиентами которого вскоре стали около 60-ти групп. Количество этих малоизвестных групп росло, многие хотели записать диск, но на крупные звукозаписывающие компании пробраться было просто невозможно, поэтому единственным выходом стало создание собственного лейбла Carbon 7 с собственной системой продаж и собственным каталогом.
Но все это будет в 90-х, в первой же половине 80-х все было гораздо хуже, и не только на рынке записывающих лейблов. Обстановка в группе Univers Zero накалялась - о том, что погода в группе изменилась говорили почти все музыканты. Если ранее музыка писалась более коллективно, то теперь Дэни стал практически единоличным лидером и фронтменом проекта. Его в этом, конечно, нельзя обвинить, но, увы и ах, немного забегая вперед, скажу, что именно этот его пыл и стремление верховодить косвенно и погубит Univers Zero. Впрочем, погубит именно в той инкарнации, которой они начинали и жили и приведет к третьей, на сегодняшний день заключительной стадии существования группы в том ее виде, в каком она есть.
Ну, а пока вместе с клавишником Жаном-Люком Плувье и новым скрипачом Андре Мергенталером осенью 1984 года в бельгийской студии группа приступает к записи своего самого гуманного и относительно простого альбома UZed. Думаю, не стоит уточнять, что абсолютно все композиции группы были написаны Даниэлем Дэни. В качестве басиста альбом помог записать старый знакомый, бывший член коллектива - Кристиан Жене. К слову сказать, его участие на тот период в жизни группы не ограничилось студийной работай под руководством Дэни - вместе со всей группой он проехался с гастролями по Бельгии, Германии и Франции. Впрочем, это было не единственное приобретение в те дни: сначала в качестве приглашенного музыканта, а затем, в 1985 году, под закат функционирования группы, к Univers Zero присоединился гитарист Мишель Делори. По крайней мере, на момент записи альбома он в группе не состоял и принял участие только в записи композиции Celesta. Кроме него эту композицию помог записать еще один скрипач - Марк Вербист.

Да, вместе со вкладом остальных музыкантов в музыку группы, Univers Zero практически расстались с тем, что их прославило - с безотчетным ужасом и параноидальном страхом, холодным и колючим. Нет, конечно, до радостных и оптимистических песенок, которые неплохо бы выглядели на детском утреннике еще очень далеко, да и по всему альбому чувствуется явные отголоски тех Univers Zero, что были раньше - колючие и достаточно напряженные короткие диссонантные фразы клавишных и гитары на Celesta в сочетании с немного сумасшедшей и чуточку истеричной скрипкой является доказательством того, что группа не перепрыгнула в какие-то новые для себя настроенческие районы, а просто плавно и логично туда перемещается. Именно тут, на Celesta, ближе к середине, можно услышать и неожиданно лиричные и даже добрые (!!!) нотки. Кстати, Celesta (for Chantal), хотя на мой взгляд и является мощнейшим ядром альбома, в котором сосредоточено все, на что способны музыканты Univers Zero на тот день, в том числе и раздраженная гитара новобранца Делори (которого пока не так много, как будет дальше), под грозные и гулкие удары ритм-секции, но остальные композиции альбома также заслуживают особого внимания. Очень мелодичная и запоминающаяся Presage с ярко выраженной темой, проявляющейся на протяжении всей композиции. Не менее яркая и доступная для неподготовленного слушателя Parade, небольшая трехминутная L'Etrange Mixture du Docteur Schwartz, которая столь органично вписывается в общую музыкальную концепцию и последовательность, что сложно обратить на нее внимание в том смысле, что трудно уловить, когда кончилась Presage или началась Celesta. Единственное напоминание о злобном и страшном прошлом группы - концовка Emmanations, добавляющая в общую, относительно светлую и красивую картину альбома, ощущение затаенной злобы и ненависти. Несмотря на это, альбом UZed остается самым доступным с точки зрения сложности в дискографии коллектива. Впрочем, также можно заявить, что с позиции построения альбома, стилистического тяготения к камерному авангардному року, заигрывания с электро-инструментами и отхода от камерного звучания - UZed является прямым наследником предыдущего альбома Ceux De Dehors.
Алексей Петухов


Вскоре на мировом музыкальном рынке появляется один ныне широко известный лейбл, который сыграл и еще сыграет свою важную роль в жизни не одной RIO/avant-rock группы - Cuneiform. Именно там выходит первый на Cuneiform и последний на долгие годы альбом "Heatwave". Удивительно, но к его записи в группу возвращаются Энди Кирк и Патрик Анапье, ну, а Мишель Делори становится постоянным участником умирающей группы.

Heatwave становится, наверное, самым "гитарным" альбомом группы. Чего там скрывать, когда в группе был Триго, его гитарные партии были не так уж слышны на фоне общего камерного звучания. Теперь же вклад гитариста, на этот раз Делори, становится более весомым и слышимым, впрочем, это проявилось только в звучании, которое, кроме этого, прибавило в синтезаторах - в записи альбома приняли участие два клавишника! В результате всех этих изменений, звук группы стал более "индустриальным", немного напоминающим предсмертное дыхание King Crimson призыва 1981-83 годов со всеми этими электро-экспериментами Бруфорда и Левина. Конечно, это слабо коснулось внутреннего содержания альбома - если вслушаться в весь этот достаточно стройный, несмотря на привычное обилие атональных созвучий, лад альбома - можно узнать привычные очертания камерного рока, и это вопреки тому, что большую часть альбома написал в этот раз Энди Кирк, но Дэни тоже не поленился и выдал достаточно шизофреническую Bruit Dans les Murs, которая, к слову сказать, не является очередной постановкой рассказа Лавкрафта. Дэни взял это название просто из головы (другой вопрос, как оно в голову эту попало...), пытаясь подобрать что-то, соответствующее духу историй про привидений, двигающихся столов и прочего полтергейста. Но к тому времени Дэни не читал одноименного произведения Лавкрафта. Прочитав немного позже на итальянском, он осознал, насколько точно он умудрился случайно отразить события, которым посвящен рассказ. Впрочем, в качестве главной композиции не только альбома, но и, наверное, всего этого периода в истории группы, стоит рассматривать шикарный двадцатиминутный пласт - The Funeral Plain, на данный момент вместе с La Faulx, Combat, Celesta, Parade, La musique d'Erich Zann она стала частью портфолио группы. Здесь действительно собрано все, что накопили Univers Zero на тот момент - и минималистичные резкие хлесткие диссонансные удары пианино, переплетенные с гулкой бомбежкой ритм-секции раннего Univers Zero; и мрачные дико перекрученные урбанистические синтезаторные структуры, как дань времени 80-х - времени повальных экспериментов со звучанием клавишны; и истеричная кричащая гитара Делори, в общем, Кирк постарался на славу, вновь придав этому альбому потустороннее мрачное и безысходное настроение, которое они, казалось, утратили на UZed.
Алексей Петухов


Увы, это был последний альбом перед долгими годами молчания.


©Alexey "Smarty" Petuhov, январь 2006
©Илья Прутов - рецензии на альбомы

...окончание следует.
Tags: rio, univers zero
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments