Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Categories:

Univers Zero

В качестве дисклеймера. С Новым Годом, друзья! И со всеми сопутствующими этому праздниками! Снова рад видеть вас и в этом году. Увы, прошлый год закончился весьма сумбурно - пришлось повкалывать на ниве капиталистического труда и времени на разные там писульки не было, но, надеюсь, дальше дышать будет посвободнее. Откроем год трехчастной статьей про одну из самых моих любимых и ужасных групп Univers Zero. В ней использованы несколько рецензий djtigerratt написанных для artrock.msk.ru в те давние времена, а сейчас расположенные на самом замечательном русскоязычном сайте о прогрессивном роке и всяком прочем отличном музле - progmusic.ru. Надеюсь Илья не обидится за то, что я без его согласия разместил их у себя. Дело в том, что лично я вырос на этих рецензиях и считаю, что лучше его о Univers Zero написать никто не сможет. Такие дела.

Univers Zero

Часть первая. Рождение из Некрономикона.



Бытует такое мнение, что Univers Zero играли самую пугающую музыку за всю ее историю. Я не стану оспаривать или соглашаться с этим утверждением, ибо не считаю, что прослушал достаточно музыки, чтобы делать такие заявления. Но годы, проведенные за прослушиванием всякой блэковой, трэшевой, готической, дарк-фолковой музыки позволяют мне сказать, что ничего подобного тому рафинированному ужасу и страху, который сочится ядовитой кислотой из музыки группы Univers Zero там не найти. Особенно, если говорить о раннем периоде их творчества. А ведь все начиналось не так страшно.
Началось все, конечно, с Даниэля Дэни. В конце 60-х будущий монстр камерной музыки играл... композиции Хендрикса и группы Cream! Его любимыми барабанщиками в то или иное время становились и Митч Митчелл из группы того же Джимми Хендрикса, и Майкл Джайлз из King Crimson, и Кристиан Вандер из Magma, и Джон Френч из Captain Beefheart, и Роберт Вайатт из Soft Machine, и барабанщик Фрэнка Заппы Винни Колаюта. Именно эти музыканты, по словам Дэни, доказали ему, что барабанщик - это не просто "механизм для создания барабанных звуков", это полноценный музыкант, с бесконечными возможностями для создания собственных ритмических и даже мелодических структур. Правда, стоит признаться, что музыкальными его кумирами, были совершенно другие авторы - современные академисты, в том числе и бельгийский композитор Альберт Гуйбрехт (Альберт Huybrechts), умерший в 40-х. Отсюда и некоторое курьезное отношение Даниэля Дэни как композитора к Даниэлю Дэни, как барабанщику - он утверждает, что когда пишет музыку, о перкуссионных партиях думает в последний момент, но при случае всегда старается упомянуть, что он - рок-барабанщик и все обещает собрать джаз-роковое трио, чтобы тряхнуть стариной.
Дело в том, что его большой музыкальный путь начинался именно в джаз-роковой группе Acime (или Arkham), которая играла музыку, схожую с творчеством Soft Machine. Но уже тут прослеживается будущее horror-группы - ведь название Arkham позаимствовано из творчества главного писателя в жанре ужасов - Лавкрафта. Впрочем, в будущем из его творчества будет почерпнуто очень многое для того, чтобы Univers Zero стали такими, какими стали. Но пока ни о каком Univers Zero речи не шло, а на горизонте появился, наверное, главный персонаж континентальной европейской авант-джаз-роковой сцены - Кристиан Вандер. Как-то Arkham играли на разогреве у его группы Magma во время гастролей по Бельгии. Пара музыкантов из молодой бельгийской команды приглянулась Вандеру и Даниэль Дэни вместе с клавишником Манделье вскоре очутились в основном составе французской культовой группы. Но, если Манделье ждало большое будущее в составе Magma (он даже поучаствовал в записи культового MDK), то Дэни ограничился выступлениями на нескольких концертах и, так и не записавшись ни на одном диске Magma, вскоре и вовсе покинул состав. Просто Даниэль так и не осознал до конца, зачем он нужен был группе в роли второго барабанщика, тогда как Вандер сам барабанил так, как не могли барабанить двое обычных музыкантов.
В 1973 году он сыграл совместный концерт с легендарной голландской группой Supersister, но на этом их взаимоотношения и ограничились - в тот же год, вместе с Клодом Дероном Даниэль Дэни основывает группу Necronomicon. Вскоре в составе коллектива оказываются гитарист Роже Триго и скрипач Патрик Анапье, которые занимались до этого тем, что играли джаз в нескольких проектах. Дэни, в бытность свою еще барабанщиком группы Arkham, репетировал с группой, где играл Триго и когда для Necronomicon стал нужен гитарист, Дэни вспомнил о нем и пришел к нему домой. Он спросил, не хочет ли он присоединиться к небольшому музыкальному приключению, Триго согласился и привел с собой Анапье.
Легендарная в будущем chamber-роковая группа начинала с того, что играла самый что ни на есть джаз-рок, практически полностью импровизационный. Они вдохновлялись музыкой Weather Report, Майлза и Captain Beefheart, но уже тогда в атмосфере группы витали эти жуткие, готичные и страшные тона. Чуть позже к ним присоединились еще несколько джазовых музыкантов, среди которых был басист Ги Сегер. С Ги Дэни познакомил Триго. Ги Сегер хотел играть новую музыку, а найти ищущих музыкантов в Бельгии на тот момент было не так легко, поэтому вскоре он влился в состав группы. Necronomicon звучали в начале вполне джаз-роково - с бас-гитарой, трубами и прочими делами. Так продолжалось примерно год, пока в состав чудом не затащили академически подкованного фаготиста Мишеля Беркмана. Он долго сопротивлялся вливанию в состав, так как его пугала джазовая ориентация группы и импровизационный подход к композиторству. И лишь твердые уверения в том, что в новом формировании при его участии группа кардинально сменит не только свою музыкальную стилистику, но и звучание, убедили его присоединиться к Univers Zero. Удивительно, но так и произошло. Более того, Беркман не стал главным и единственным композитором группы. Самоучка Дэни и Роже Триго стали тянуться за своим более обученным товарищем и сами стали писать такие вещи, которых не постеснялись бы и Шостакович со Стравинским! Хотя совершенно никакого образования у Дэни не было. Он даже нотную запись читать умел с трудом. Никаким "свергателем" основ он не был, он писал так, как чувствовал надо писать, экспериментировал с гармонией и ориентировался на инструменты, представляя, как это все будет звучать вместе.
Полностью поменялся и звук, как было обещано - музыканты взяли курс на полностью акустическое звучание, подражающее камерным академическим составам, разве что осталось немного места для электро-гитары, бас-гитары и перкуссий с барабанами. Для Триго это был первый опыт написания музыки для таких инструментов, как фагот и даже скрипка. Впрочем, альбомов они не записывали, ограничиваясь только концертными выступлениями. Иными словами тот Necronomicon, который записал альбом "Tips Zun Zellbstmord" (что, кстати, можно перевести примерно как "Как Совершить Самоубийство") - это другая группа. Ну, а чуть позже они и вовсе сменили название на новое, не менее пугающее - Univers Zero, что означает "Вселенский Нуль", название, подхваченное Дэни из сборника рассказов бельгийского научного фантаста Жака Стерндерга.
Скрипки, фагот, небольшая виолончель, фисгармония и даже такой экзотичный представитель семейства клавикордов как спинет определяли основное звучание новой группы. Впрочем, своего слушателя в Бельгии музыканты не нашли. Дело в том, что в те годы Бельгия была одной из самых консервативных стран в мире по отношению к музыке. Это сейчас такое заявление кажется нонсенсом, так как все мы знаем прекрасные и очень нестандартные группы из этой страны, но в то время слушатели целенаправленно игнорировали концерты Univers Zero, пытавшихся играть действительно страшную, злобную, ядовитую и пугающую музыку. Рок-фанаты справедливо не находили в творчестве Univers Zero ни грамма от рок-музыки, ортодоксальные зашоренные фанатики академизма проявили себя в обычной манере - брезгливо отзываясь об опусах группы как о неком детском баловстве в лучшем случае или обвиняли их в попрании всего святого в академической камерной музыке. Впрочем, музыкантов, к счастью, это не смущало. Вернее, смущало не всех. По ряду причин группу вскоре покидает Ги Сегер и вместо него на место бас-гитариста берут Кристиана Жене.
Но к записи своего первого альбома в 1977 году группа подошла с минимальными изменениями, таким образом, записав свой первый альбом 1313 в таком составе:
Даниэль Дэни (перкуссия), Роже Триго (гитара), Патрик Анапье (скрипки), Мишель Беркман (фагот), Кристиан Жене (бас-гитара), Марсель Дюфрейн (скрипка), Эманнуэль Никес (физгармония, спинет).

Дебютный альбом бельгийского "камерного ансамбля из самых глубин ада" достаточно суров и мрачен для того, чтобы напугать неискушенного слушателя,но все же не настолько злобен и ядовит, как их следующий альбом "Heresie". Звучание еще более камерное, нет органа, вообще клавишных не очень много - клавикорд, фисгармония, и, возможно, аккордеон? Хотя насчет последнего все же не уверен. Ведущие инструменты - скрипка, виолончель и фагот, звучание абсолютно акустическое, из традиционно "роковых" инструментов лишь бас-гитара и барабаны, но барабаны звучат совсем не как у среднестатистической рок-группы, гитарных партий очень мало, они "спрятаны" глубоко. С роком же этот альбом роднит лишь одно - МОЩЬ! Да, при таком наборе инструментов группа звучит могуче, "с мясом", это довольно далеко от привычных представлений о классической камерной музыке. Музыка очень.....человеческая, что ли - по крайней мере, отдаешь себе отчет в том, что это играют люди, а не адские твари, как на "Heresie". :-) Ronde - композиция довольно мрачная, вызывающая безотчетную тревогу и беспокойство, музыка немного напоминает сочинения Стравинского или Шостаковича, но намного более суровая и мрачная. Угрожающе рычащий бас, плачущая скрипка, гитара "за кадром", мощные барабаны и вирутознейшая партия фагота - Мишель Беркман извлекает из этого малоприспособленного для быстрой игры и неподатливого инструмента невероятные звуки, забираясь в чудовищные для этого инструмента низкого регистра "верхи". Партии виолончели тоже невероятны, просто чудовищны и дики.Заканчивается же композиция довольно тихо и спокойно, но оставляет ощущения какой-то неясной угрозы. Carabosse - в этой композиции используется такой экзотический инструмент как клавикорд или же спинет - в общем-то, это разные названия одного и того же прапрапрапрадедушки рояля. Ритм изломанный, угловатый, но мрака и жути в этой композиции все же не столь много, это просто мощная, суровая и красивая музыка. Docteur Petiot. Этот самый доктор Птио - очень неприятная личность времен Второй мировой войны. Этот гнусный субъект сотрудничал с нацистами во время оккупации Бельгии и проводил садистские эксперименты на людях. Будем надеятся, что каждый раз, когда звучит эта композиция, он начинает вертеться в своем гробу пропеллером, или же черти в аду подбросят побольше дровишек под его и так очень горячую сковородку. Мощная композиция, мрачная, вызывающая ощущение остановившегося времени. Я, к сожалению, не знаю, была ли она написана под впечатлением документального фильма о зверствах фашизма, или же была в саундтреке к этому фильму - сведения об этом довольно противоречивы. В этой композиции явно слышна гитара - минималистические, давящие партии, но гитарных соло нет, если вы хотите услышать, как солирует Роже Триго - послушайте какой-либо из альбомов его группы Present. В Univers Zero он особо не выделялся, хотя некоторые композиции, включая и "Docteur Petiot", написаны как раз им, и написаны замечательно! Malaise - замечательная композиция, суровая, но мрака и ужаса в ней почти нет. Мощнейшие ритмы, интереснейшие скрипичные партии, обилие необычных приемов звукоизвлечения вроде пиццикато. Есть и гром литавр, а как же без него? :-) В общем и целом - что-то огромное, могучее и неудержимо движущееся на своем пути, давя в лепешку всё и вся. Complainte - жалоба, она и есть жалоба. Фактически это классическая пьеса для фагота, виолончели и скрипки. Привидение в старинном замке горько жалуется на свою незавидную судьбу - наскучило ему пару сотен лет пугать людей, пора на покой - а не пускают!
Илья Прутов


Ну, а в марте 1978 года группа Univers Zero оказалась среди пяти манифестующих коллективов, которые встали в оппозицию всему шоу-бизнесу того времени. Вместе с французами Etron Fou, итальянцами Stormi Six, шведами Samla Mammas Manna и англичанами Henry Cow, ведомыми вдохновителем движения Rock In Opposition Крисом Катлером, они выступили на знаменитом концерте в Лондоне. Откровенно говоря, как и Samla Mammas Manna, Univers Zero вообще не задумывались о каких-либо политических аспектах этого движения. Для них RIO был способом выехать за пределы своей страны и достичь большей аудитории, привлечь внимание. Да и как они могли своей музыкой пропагандировать что-то, если никаких стихов и текстов у них отродясь не было, а донести "месседж" посредством инструментальных фраз и предложений до конечного среднестатистического слушателя - невыполнимая задача, впрочем Univers Zero даже к этому и не стремились. Что поделать, за это их не однократно порицали, но они навсегда останутся одними из тех, кто стоял у истоков теперь уже большого музыкального движения.
Крис Катлер писал, что именно Univers Zero произвели на публику наиболее двойственное впечатление. Некоторые были в восторге, остальные не восприняли эту сложнейшую музыку, аскетичные композиции, исполняемые одетыми в черное музыкантами, угрожающую и пугающую атмосферу представления, ощущение некой черной мессы.
Этот политико-музыкальный ход, скажем откровенно, изрядно напугал некоторых чиновников в Бельгийском правительстве и вскоре канадский подданный Марсель Дюфрен был отослан из страны на родину. Но это была не единственная потеря группы в тот период. Группу покинул также Эмануэль Никес, игравший как раз на спинете. Дело в том, что его брали в состав с целью в будущем использовать его как вокалиста, но цели Univers Zero изменились, было решено, что вокальных частей не будет в творчестве никогда и смысла содержать лишнего музыканта не было.
Возникли некоторые сложности личного характера и у басиста группы Кристиана Жене и он также был вынужден прекратить музыкальные выступления. На его замену частенько приезжал Тьерри Забойцефф из дружественной французской группы Art Zoyd. Вообще, музыкантов этих двух групп всегда связывали самые тесные отношения. Они выступали друг с другом очень часто, помогали на концертах и в студии. Дэни принял участие в записи альбома Music Pour L'Odyssee группы Art Zoyd, а много лет спустя даже проведет в этой группе несколько лет в качестве полноправного музыканта. Так и сейчас Тьерри потенциально рассматривался как постоянный участник группы, но тут потихоньку начали возвращаться басисты группы, сначала изъявил желание принять творческое участие в жизни коллектива Кристиан Жене, а позже - Ги Сегер. Но в записи второго альбома группы Heresie принял непосредственное участие именно последний.
В принципе, звук группы к этому моменту практически не изменился - да, пропал спинет, на фисгармонии стал играть Роже Триго и обошлись одной скрипкой, но в целом это был все тот же ансамбль из самого сердца ада, которое, как известно ледяное, как вселенская пустота, наполненная лишь звуковыми картинами пост-ядерного мира.
Heresie
Итак... вот попытка описать ту музыку, которую играет группа, хотя это и очень тяжело, так же, как описать вкус коньяка. :-) Это НЕ рецензия, это некий поток сознания, впечатления от прослушивания, написанные в реальном времени. :-) Альбом "Heresie" - самый мрачный, более того - ЧУДОВИЩНО мрачный альбом группы, буквально сочащийся ядовитой злобой и ненавистью, но при этом:потрясающе красивый какой-то инфернальной, дьявольской красотой. Первая композиция, La Faulx начинается с угрожающего звука органа в низком регистре, сопровождаемого случайной перкуссией, постепенно напряжение нарастает, появляются скрипичные партии - жуткие, диссонирующие, буквально сверлящие мозг. Бас-гитара звучит гулко и тяжело, завершая картину. Появляется некое подобие вокальной партии - неразборчивые голоса, что-то монотонно распевающие на разных языках , постепенно усиливающиеся, это напоминает не то черную мессу, не то еще какой-то дьявольский ритуал. Появляются и барабаны - звук их похож на звук молотка, которым забивают гвозди в крышку гроба - они добавляют еще больше напряжения, голос все более усиливается, переходя в крик, а затем - в жуткий, загробный рык, заканчивающийся дикими воплями, как будто кого-то принесли в жертву, либо начали пытать - да, вокал Ги Сегера действительно по настоящему "кладбищенский", такое не снилось и самым зверским дэс-металлическим группам! Мрачность и мощь невероятны, но затем мрак немного отступает, композиция продолжается, вступают партии фагота (Мишель Беркман), фисгармонии (Роже Триго) и альта (Патрик Анапье). Ритм странный, угловатый, изломанный, мелодия точно такая же - причудливая и странная. Барабаны звучат очень мягко, Даниэль Дени не "отстукивает" ритм, а играет сложную партию. Гитара не выделяется из общей картины, она просто ведет свою партию. Далее фагот сменяет гобой... а вообще трудно понять, на чем и кто играет - звук очень плотный, студийных наложений много и группа всего из пяти человек звучит как большой камерный оркестр: вот только намного тяжелее. Трудно описать то, что происходит дальше, - мелодия все более искажается, диссонанс, которого и так достаточно, становится совсем жутким, партия барабанов переходит в какой-то хаос перкуссии, напоминающий: звук рассыпающихся костей множества скелетов! Затем вступает бас-гитара в сопровождении фагота и органа, пожалуй, это самое внушительное и тяжелое место на всем альбоме. Финал композиции уже не столь злобен - скорее он преисполнен отчаяния и печали, - ни одной светлой ноты, никаких надежд. La Faulx, или Grim Reaper, или Костлявая с косой, выполнила свою работу... Jack The Ripper, Джек-потрошитель. Композиция начинается с жуткого трио - фагот, альт и орган нагнетают мрак и напряженность, затем вступает фисгармония, бас и барабаны, довершает все плач гобоя и скрипки, затем композиция становится более жесткой и ритмичной, создавая ощущение тревоги и ужаса. Кульминация - дисгармоничное скрипичное соло на фоне галопирующего баса и предсмертного хрипа фагота. Чудовищно! Это напоминает визг голодных крыс, обгладывающих трупы. Но композиция не заканчивается, она становится все тяжелее и быстрее, пожалуй, даже ближе к року, чем к камерной музыке и:конец! Vous Le Saurez En Temps Voulu - пожалуй, наиболее спокойная композиция, логически завершающая альбом. Орган в басовом регистре, фагот, гобой и фисгармония неторопливо начинают действо. Далее появляется партия гитары, ведущая свою мелодическую линию против фагота и скрипки, таким образом звучат ТРИ мелодии одновременно! Темп кратковременно увеличивается, все переходит в какой-то дьявольский танец, который внезапно обрывается, замедляется:и - композиция продолжается, фагот и скрипка неторопливо переговариваются друг с другом:как два призрака в заброшенном замке, сопровождаемые басом и барабанами, потом темп увеличивается, увеличивается.. чтобы опять замедлиться. Заканчивается все долгим соло фагота и фисгармонии(?). Врата музыкального ада закрываются. Надолго ли?
Илья Прутов


Кстати, чтобы перевести, что такое La Faulx вам придется заглянуть в старо-французский словарь. Именно так тогда именовали то, что на русский переводится как Жнец или Старуха С Косой, вы понимаете о чем я... Однажды Дени увидел фильм "Седьмая Печать" Ингмара Бергмана и был шокирован - на самом деле именно эту историю он рассказывал в этой своей композиции La Faulx.
Вскоре, после выпуска альбома, группу ждет потрясение, которое перелистнет новую страницу в истории группы, оставив самый страшный период (во всех отношениях) Univers Zero в прошлом.


©Alexey "Smarty" Petuhov, январь 2006
©Илья Прутов - рецензии на альбомы

...продолжение следует.
Tags: music, rio, univers zero
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments