Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Джонни МакЛафлин VII: Джонни МакЛафлин и Посвящения.

Часть седьмая.
Джонни МакЛафлин и Посвящения.




Смерть Дэвиса сильно потрясла МакЛафлина. В интервью того времени он часто удрученно рассуждает о смерти в общем и о смерти талантливых музыкантов в частности. Да и слово с делом у него не расходится. Он решает записать пару трибьютов ушедшим в мир иной великим музыкантам. Первым из них стало посвящение Биллу Эвансу. Джон очень долго мечтал об этом, но смог сделать это только в 1993 году. Но это стоило того, музыка Билла Эванса была исполнена на шести акустических гитарах с европейским, классическим взглядом. МакЛафлин считал, что такой подход был справедлив - Эванс всегда ценил французских импрессионистов: Сати, ДеБюсси, Равеля. Впрочем, сам МакЛафлин тоже любил их. Таким образом, в одной миланской студии зазвучала, наверное, самая "классическая" музыка, которую только играл МакЛафлин в своей жизни. Получившееся назвали "Time Remebered: John Maclaughlin Plays Bill Evans". Один из самых замечательных джазовых пианистов Билл Эванс стал известен благодаря своим дуэтам с Джимом Холлом, работе с Дэвисом, в том числе и в знаковом "Kind Of Blue", а также благодаря выступлениям под собственным именем. Впервые МакЛафлин увидел Эванса на концерте в 70-м, тогда еще юный Джон был восхищен увиденным, Эванс играл очень романтично, да и до гитары Джон занимался именно фортепиано, так что эта музыка была ему очень близка. Самое печальное в этом то, что Билл Эванс даже пригласил однажды МакЛафлина к себе домой, но тот не успел воспользоваться этим приглашением - Эванс умер.

МакЛафлин решил записать свое посвящение точно так, как это сделал Билл Эванс на своем "Conversation With Myself", записавший несколько партий фортепиано одну поверх другой. Конечно, вместо пианино он собирался использовать гитару. Но после того, как он начал анализировать композиции, понял, что это чересчур и расписал партии для пяти остальных гитаристов. В результате Джон остался доволен, что записал все вместе, так как получилось красивее, чем он ожидал. А помогли ему записать гитарный квартет Айфетта Квартет (Aighetta Quartet) и акустический бас-гитарист Ян Мареш. Все они были классическими гитаристами и не имели никакого представления об импровизации и свинге, но Джона это не испугало - у него уже был опыт тяжелого и долгого труда написания партитур для классических музыкантов (да и к тому же МакЛафлин собирался писать в то же примерно время Еurope). Да и к тому времени уже были инциденты исполнения музыки Эванса в классическом ключе - в 1986 году Kronos Quartet записали альбом с его музыкой. Правда, МакЛафлин заявил, что несмотря на наличие на нем старых друзей Билла - Джима Холла и Эдди Гомеса, Kronos Quartet не смогли уловить дух музыки Эванса, поэтому, не взирая на сложность и неординарность эксперимента, Джон все-таки переложил на 5 гитар несколько мелодий и тем одного из самых значимых джазовых пианистов второй половины 20-го века. Среди этих пьес и одна из его знаменитых тем - Waltz For Debby, и потрясающе утонченная и в то же время мощнейшая Turn Out The Stars, бессмертная и неоднократно цитируемая МакЛафлином ранее Very Early. Вообще, МакЛафлин принципиально отобрал в основном именно печальные и медленные темы, чтобы подчеркнуть как раз лиричную сторону Эванса. И, как мне кажется, это ему замечательно удалось, несмотря на то, что после выхода диска, на его голову посыпались проклятия и обвинения от многих джазовых критиков, в основном ортодоксального толка. МакЛафлина обвиняли в упрощении творчества Эванса, привлечении неджазовых музыкантов к исполнению музыки "джазовой иконы". Говорили даже о том, что гитара никак не может выразить те чувства и эмоции, что умеет выражать фортепиано. Так или иначе, но МакЛафлину не было дела до досужих журналистов. Все равно он не собирался продолжать этот проект, даже не было никаких гастролей с этим материалом - Айфетта Квартет продолжили собственный жизненный путь, а МакЛафлин объединился с бывшим органистом Дэвиса Джоуи ДиФранческо и барабанщиком Дэннисом Чэмберсом.

Можно забыть об акустической гитаре, когда рядом есть электроорган и барабаны Чэмберса, смеялся МакЛафлин. По сравнению с изысканностью акустических пьес Эванса, очередная новая ипостась МакЛафлина разительно контрастировала. Состав назвали Free Spirits и единственной известной записью этих музыкантов стала "Tokyo Live", которую, как и многое до этого, выпустили VERVE MUSIC. Насчет акустической гитары Джон не шутил - он действительно, впервые с 1985 года, берет в руки электрогитару Johnny Smith, чтобы не потеряться на ревущем фоне ДиФранческо и Чэмберса. Альбом записан по мотивам двух разных выступлений в Tokyo Blue Note. Сложно, наверное, это заметить, но МакЛафлин был совершенно не в форме, когда играл в этом клубе - дело в том, что его достаточно болезненно укусила собака, с которой он играл на пляже. Но, если об этом не знать, по музыке это понять достаточно сложно. Музыка, которую это трио играло можно охарактеризовать, как версия Lifetime 90-х, впрочем, некоторые журналисты усматривают в творчестве Free Spirits незримый дух Майлза Дэвиса. Наверное, что-то в этом утверждении есть... Но одно можно сказать точно - больше таким составом альбомы не записывались.

Но с ДиФранческо работа МакЛафлина не была окончена. В следующем 1994-м году они записывают со знаменитейшим Элвином Джонсом посвящение Джону Уильяму Колтрейну - альбом After The Rain. Конечно, это не первая дань памяти ему - все знают о совершенно бесподобном Love Devotion and Surrender, но в этот раз МакЛафлин посвящает альбом Колтрейну прямым текстом. Не прошло и пары лет, как МакЛафлин записал первый трибьют (Эвансу) и в этот раз он решает сыграть в совершенно ином ключе - достаточно мощном, агрессивном, эмоциональном и одухотворенном. В таком, каком творил сам Колтрейн. Впрочем, нельзя сказать, что альбом содержит только композиции Колтрейна, трио записало пару пьес МакЛафлина и даже кавер-версию Sing Me Softly Of The Blues Карлы Блей. Из Колтрейна Джон выбрал уже знакомую по Love Devotion and Surrender Naima, как можно уже догадаться - After The Rain, ну и чудо-композицию на все века - My Favorite Things. Нельзя сказать, что это самый выдающийся альбом МакЛафлина, что он самый известный и культовый тоже нельзя сказать, но если кому-то нравится и Колтрейн и МакЛафлин, то пропускать его никак нельзя - на нем полно и того и другого.

Во второй половине 90-х многие критики со счастливой улыбкой на лицах провозгласили долгожданную смерть фьюжна. Что мог ответить им МакЛафлин? Он мог только утереть им нос и записать The Promise. Альбом можно смело расценивать как музыкальную автобиографию. Состоит он из двух разных сессий. Первая, при участии Майка Брекера, Джимма Берда, Дона Эллиаса и Дэнниса Чемберса - наверное, самая свободная по форме со времен смелых дисгармоний 25-летней давности. С шумом и яростью, присущей самым громким проявлениям Mahavishnu или Lifetime, музыканты занимаются ни чем иным, как групповой спонтанной импровизацией. На альбоме в их исполнении можно услышать и несколько милых миниатюр - сыгранная в духе Фризелла English Jam и Tokyo Decadence, с ритмическими рисунками драм-н-басса. Он же в достаточной степени присутствует и на замечательной 14-тимунутной Jazz Jungle, которая, к слову сказать, записана в один дубль "вживую" в студии. С драм-н-бассом вообще интересная история - МакЛафлин принес Чемберсу несколько кассет с записью драм-н-басса, на что Дэннис возмутился, мол, какого хрена это вообще такое? Сыграть вживую на барабанах такое не представляется никакой возможности, даже Чемберсу. Но ведь есть же различные современные технологии, не так ли? Ими и было решено в конечном итоге воспользоваться.

Что касаемо другой половины альбома, то тут уже постарались совершенно иные люди. Django Джона Льюиса - это дуэт МакЛафлина с другим гитарным гигантом - Джеффом Беком. Есть также и воссоединительное гитарное трио с Алом Ди Меолой и Пако Де Лючией - El Ciego. Telonious Meodius записали МакЛафлин, ДиФранческо и Чемберс - иными словами The Free Spirits, есть также и индийская композиция - The Wish, исполненная совместно с Трилоком Гурту, Нишатом Ханом и Закиром Хуссейном. Была даже попытка воссоединить первоначальный состав Mahavishnu Orchestra, МакЛафлин был в отличных отношениях со всеми стариками - Кобэмом, Лэйрдом, Гудменом, но только Хаммером у него оставалась жуткая неприязнь. О нем Джон периодически с горечью упоминал, мол, стал миллионером, продал все свои моральные ценности, да и знать нас не желает. Тогда же МакЛафлин поучаствовал в записи трибьюта Джимми Хендриксу - пожалуй, самому культовому гитаристу всех времен и народов. К Джону подошел Эдди Кремер, попросил найти себе басиста и барабанщика и записать одну мелодию для симфонического посвящения. МакЛафлин выбрал Стинга и Винни Колаюта, вместе они сыграли The Wind Cries Mary. Ну и МакЛафлин не постеснялся вставить в новый альбом пьесу с этим составом. В общем, сборная солянка на самый избирательный вкус. Ну и итоговый результат столь же эклектичен и разнообразен. Торжество фьюжна в полный рост, одним словом. Да и записан он был за четыре месяца в шести различных странах!

В 1996 году МакЛафлин, совершенно непонятно зачем, вновь собирает гитарное трио с Ди Меолой и Де Лючией для того, чтобы записать альбом Guitar Trio. Ничего нового они там не сыграли, старая добрая акустическая гвардия просто тряхнула стариной и вспомнила молодость, не более того. Даже рядом ничего общего с оригинальным творчеством. Правда, самое смешное в том, что в этот раз наиболее интересным проявил себя Ди Меола - достаточно инертный и неинтересный в прошлой инкарнации, в этот раз он на голову выше остальных - Beyond The Mirage - прекрасная иллюстрация того, что он вырос как музыкант и композитор. Из МакЛафлина достаточно обратить внимание на Midsummer Night. Ну, а Де Лючия отметился очередным фламенко, с заметным влиянием джаза - La Estiba. Но в общем и целом - да, записано кристально, сыграно не менее четко и приятно, но не более того, нет никакого тайфуна, революции и шагов вперед, сплошная ностальгия и релаксация.

В 1997 году Джон обращает свой взор на молодую и талантливую поросль. Вместе с Дэннисом Чемберсом и юными новобранцами - клавишником Джимом Бэрдом, басистом Мэтью Гаррисоном и саксофонистом Гари Томасом записывает альбом "The Hearts of Thing". Несмотря на юность, Гаррисон и Томас были творчески одаренными лидерами своих собственных составов. Ну, и на новом альбоме они реализовали очень много своих музыкальных идей. Но и МакЛафлин в этот раз расценил работу как ансамблевую - одеяло на себя не тянул, соло не затягивал, делал все возможное, чтобы не загубить ощущение целостности коллектива, создававшего очередную порцию рафинированного фьюжна. Несмотря на кажущуюся неспешность начала, альбом скоро набирает бешеные темпы и бескомпромиссность. Хочется отметить оду Колтрейну Fallen Angels, Mr D.C. Чэмберса, с цитатами из The Dance of Maya, Healing Hands с вернувшейся миди-гитарой, акустическое соло МакЛафлина When Love Is Far Away с Tokyo Live, только в более интересном варианте.

В том же году Джон МакЛафлин то ли в силу ностальгических эмоций, то ли из-за чего-то еще, создает группу Remember Shakti. Кроме него, во время четырех концертов осенью 1997 года в Англии участвуют Закир Хуссейн, Вику Ванаякрам, флейтист Харипрашад Чаурасия (тоже достаточно уважаемый на родине индус). В результате этих выступлений выходит двух-дисковый одноименный альбом. Звук, конечно же, сильно отличается от того, что делали Shakti, вместо сочетания акустической гитары и скрипки, в этот раз появился более динамичный и плотный дуэт электрогитары и флейты. Но композиционно изменилось немного, почти каждый номер программы - развернутая, длинная пьеса. Кроме двух стандартов МакЛафлина Zakir и Lotus Feet, сыграли также и индийскую вещь с The Promise - The Wish, Chandrakaunds и Mukti Чаурасии. Да и отношение к музыке изменилось - Remember Shakti достаточно серьезная и вдумчивая музыка, требующая внимательного вслушивания.

Но этого же нельзя сказать о следующем альбоме проекта. Впрочем, слишком многое изменилось, чтобы это произошло. The Beliver - студийный альбом. Нет в составе флейтиста Харипрашада Чаурасии и старины Ванайакрама. Зато остался Закир Хуссейн и появились новые лица - революционный электро-мандолинист У. Шринивас, разработавший собственную систему игры на этом инструменте и канжирист Слеваганеш. Канжира - напоминающий тамбурин инструмент. Впрочем, именно тут Слеваганеша услышать достаточно сложно, чтобы оценить прелесть экзотики этого инструмента нужно слушать концертные выступления проекта. Конечно, есть и весьма грустные и печальные пьесы, вроде Ma No Pa, которую Хуссейн посвятил своему недавно умершему отцу. Но, в остальном, материал значительно веселее и светлее предшественника. Основным открытием этой записи можно считать Шриниваса - дуэтов такого рода западная музыка еще не знала, унисонные партии МакЛафлина и Шриниваса просто восхитительны, ну а участие последнего в солировании различных блюзовых и джазовых тем как минимум интересно и экзотично. Remember Shakti записывают также и звездный альбом "Saturday Night In Bombey", который многие западные музыкальные критики сразу поставили на одну ступень с "Friday Night In San Francisco" по уровню значимости в мировой музыкальной истории.

А относительно недавно - в 2003 году МакЛафлин вновь возвращается к симфоническим классическим формам. В этот раз это нечто другое, отличное от Mediterranian Concerto и Time Remembered. Но в любом случае, новый альбом Thieves and Poets - самое интересное, что создал МакЛафлин за последние лет десять. Диск состоит из двух частей - трехчастная сюита для гитары и симфонического оркестра, знакомая всем по Europe начала 90-х, разве что основательно переработанная. Местами сюита напоминает о Мингусе и Бернстайне. Вторая половина альбома - это четыре джазовых стандарта, посвященные четырем джазовым пианистам Чику Корие, Биллу Эвансу, Хэрби Хэнкоку и Гонзало Рубалькабе. Эту половину МакЛафлин записал при помощи знакомого нам по работе над трибьютом Эвансу гитарным квартетом Айфетта Квартет.

PS: Многое осталось за пределами этой статьи, конечно же. Работы с Кенни Уиллером, Дэвидом Боуи, Сенди Брауном, Джимми Хендриксом, Уэйном Шортером, Мирославом Витушом, Джоном Сурманом, Джо Фаррелом, Карлой Блей и Полом Хэйнсом, Стэнли Кларком, Чиком Кориа, Декстером Гордоном, Гилом Эваном, записью саундтрека Molom, Стингом, Паворотти, Клептоном... Не рассказал я и о различных призах и регалиях МакЛафлина, а было их немало - трижды (73, 74, 94) Гитарист Года по версии журнала Down Beat, четырежды (73-75, 97) Лучший Джазовый Гитарист по версии Guitar Player, номинация на Грэмми за Birds Of Fire, Грэмми за Aura Майлза Дэвиса и Round Midnight Гордона, Оскар, за Round Midnight и многое другое... Что ж, не мудрено. МакЛафлин слишком велик, разнообразен, талантлив и плодовит, чтобы попытаться охватить всю его жизнь. У меня не получилось, пусть сделают другие - он этого достоин.

(По мотивам материалов Down Beat, Guitar Player, Circus, People, Intl. Musician and Recording World, Guitar World, Jazz Times, Jazziz, JazzTimes, Musician Magazine, Modern Drummer, Los Angeles Times, Jazz Journal, International Herald Tribune, The Wire, National Public Radio, Guitar, All About Jazz)
Tags: mclaughlin
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments