Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Джонни МакЛафлин V: Джонни МакЛафлин и Орден Warner Bros.

Часть пятая.
Джонни МакЛафлин и Орден Warner Bros.



В то же время Columbia настолько достала Джона своими требованиями по поводу того, чтобы он играл именно на электрической гитаре (а это не коррелировало с желаниями музыканта), что он решил сменить лейбл. Когда с ним связались из Warner Bros., он первым делом поинтересовался, будут ли он настаивать на "электричестве", на что они ответили, что им совершенно все равно, на чем он собирается играть, лишь это было качественно и интересно. Это полностью устроило МакЛафлина и он подписал с Warner Bros контракт на 6 альбомов, первым из которых стал в 1981 году спродюсированный им самим "Belo Horizonte".
"Джон МакЛафлин играет на акустической гитаре среди электрических инструментов" - так революционно гласила большая надпись на обложке диска. Скажем сразу - это весьма громкое заявление, так как большая часть альбома все равно звучит в акустическом ключе. Но то, что МакЛафлин отыграл на альбоме на самом высочайшем своем уровне - это бесспорно. Можно даже говорить о том, что так восхитительно он не играл достаточно давно. Очень свежо, сверх-быстро, аккуратно и проникновенно лирично. Кроме него альбом записывали Катя ЛяБек - подружка Джона, сыгравшая на пианино и синтезаторе (собственно ей и был посвящен альбом или, как минимум, одна из композиций - Waltz For Katia), Тони Кэмбелл - барабанщик. Это трио, плюс басисты Жан Поль Сели и Франсуа Кутюрьи - представляли собой гастролирующую группу THE TRANSLATORS, выступавшую с известным материалом. Кроме того, приехал друг Джона - Пако Де Лючия, игравший, конечно же, на акустической гитаре. Дуэт двух гитар можно услышать на Manitas De Oro и на коротком соло в Very Early, написанной Биллом Эвансом.
Относительно концертных выступлений этого коллектива вообще отдельная история - часто можно услышать, что это был один из самых впечатляющих концертных проектов МакЛафлина того времени - да и верится в это с легкостью - учитывая необычайную мощь и лирику акустической гитары МакЛафлина, нужно не забывать о ЛяБек, добавлявшей этакую утонченность всему этому музыкальному блюду, кроме того, Кэмбелл играл достаточно плотно и разнообразно, а что Сели, что Кутюрьи были и сами по себе весьма уважаемыми европейскими басистами с отличной джазовой школой за плечами. Очевидно, что такой грозный и эклектичный коллектив выдавал потрясающие по содержанию концерты. Музыка, что они исполняли, была достаточно близка общей стилистике МакЛафлина, разве что, как уже было сказано - чуточку утонченнее, солнечнее, добрее и, чуточку меланхоличнее, чем обычно. Но в целом это достаточно насыщенный джазом фьюжн.
В перерывах между концертами МакЛафлин не забывал и о тренировках. Особое его внимание было уделено гитарным синтезаторам, которые, в принципе, уже появились, но не удовлетворяли требованиям Джона. Да-да, не смотря на то, что МакЛафлин уже достаточно давно публично не брал в руки электро-гитару, но за технологией он следил. Были какие-то модели The Prophet и Oberheim, но использовать их, по мнению Джона, не было особог смысла. Поэтому он ждал.
Ну а пока пришло время записать второй альбом тем ж сотавом - то есть Маклафлин/ЛяБек/Кэмбелл/Кутюрьи/Селли. Второй альбом был назван "The Music Spoken Here". Неудивительно, что стилистически он был в том же музыкальном направлении, что и предыдущий альбом. Ну, разве что, немного порезче и погромче и, на мой взгляд, местами - легкомысленнее и, наверное... слабее. Достаточно часто кажется, что все это вот-вот выльется в что-то нью-эйджевое. Но это только относительно, сам же по себе альбом весьма и весьма достойный и интересный, например, из-за наличия там композиции "David", часто используемой МакЛафлином и позже на концертах, годы спустя или чудного дуэта Джона и Кати Brise De Ceour. Некоторым может показаться, что на достаточно странной "Negative Ion" МакЛафлин играет на электро-гитаре, но, если верить credits альбома, это не так, все это - акустика. С другой стороны, иногда можно услышать мнение, что именно тут впервые за долгое время МакЛафлин берет в руки электро-гитару. Что из этого справедливо и правдиво, тяжело сказать.
Кстати, оба альбома были переизданы на Wounded Bird достаточным тиражом, чтобы получить достойное распространение. После второго альбома последовало второе турне, с не меньшим успехом. Правда, возникли достаточно ожидаемые сложности - Кэмбелл играл достаточно громко. Настолько, что МакЛафлину, игравшему на акустической гитаре, приходилось выкручивать звук, а это, в свою очередь, приводило к проблеме с "фидбеком". Может по этой причине, а может и по другой, но Джон решил прекратить выступать в таком составе, а чуть позже и вовсе распустил проект, на счету которого оказалось только (а может и целых) два альбома.
Наступил 1984 год, год возвращения к МакЛафлину Билли Кобэма и восстановления доброго имени Mahavishnu Orchestra. Более того - технология изготовления гитарных синтезаторов шагнула вперед достаточно для того, чтобы МакЛафлин вооружился одним из них - Synclavier II от New England Digital Corporation. Конечно, он не мог долго обходиться без электрической гитары и новые звуковые возможности стали последней каплей в решении Джона вернуться к электро-гитаре. Ему снова понадобилась группа, в которую он позвал, кроме Билли Кобэма, шведского монстра бас-гитары Йонаса Хелльборга, в котором соединилась агрессия и безудержность Сида Вишеза и техничность и импровизационность Жако Пасториуса; именитого Билла Эванса - бывшего саксофониста одного из составов Майлза Дэвиса; теперь уже бывшую подружку МакЛафлина, но все еще замечательную пианистку Катю ЛяБек, а также некоторых других. Хелльборга МакЛафлин услышал в 1981, когда гастролировал в Стокгольме - Йонас прислал ему кассету со своим дебютным альбомом "The Bassic Thing", подписав его словами "Однажды, мы будем играть вместе". На самом деле, Хелльборг не питал особых иллюзий относительно этого - он был еще молодым музыкантом, а МакЛафлин - маститой фигурой в музыкальном мире. Поэтому, когда его позвали в Париж на репетиции с Маклафлином и Кобэмом - мечта сбылась.
Началось все именно с synclavier-гитары, которую получил Джон в январе 1984 года. Следующие шесть месяцев он провел с головой окунувшись в изучение всех ее возможностей, программировании звуков, тембров. А возможности новой "игрушки" в то время просто потрясали воображение - 512 запрограммированных тембров, 64 сенквенсора, полифония, позволявшая программировать каждую струну в отдельный звук. Так МакЛафлин стал одним из авангардистов (вместе с Пэтом Метини) использующим гитарным синтезатор в своем творчестве. Затем был собран коллектив, проведены репетиции и записан альбом возобновленной Mahavishnu Orchestra, который назвали просто "Mahavishnu".
Можно сказать, что пластинка стала бенефисом новых технологических возможностей новой synclavier-гитары. На альбоме было использовано 30 самых различных тембров. Так, на "Nostalgia" примочка со звуком флейты позволяет МакЛафлину играть как он хотел - медленно, меланхолично, в духе индийской раги. С индийскими мотивами на этом не было закончено - есть еще и "When Blue Turns Gold", записанная при участии старого индийского друга Джона - перкуссиониста Закира Хуссейна. На "Clarendon Hills" гитара звучит в унисон с синклавиром, но от нее осталось одно ощущение, а фанковый вуритцер-орган на "West Side East Side" на самом деле, это вновь гитарный синтезатор. Ну, а после записи альбома, который, кстати, вновь был выпущен (уже в третий раз) на Warner Bros/Wounded Bird, конечно же, последовало турне. Правда, за барабанной установкой оказался Дэнни Готлиб, сменивший Билли Кобэма. Впрочем, Дэнни - отличный барабанщик, игравший много с Пэтом Метини, поэтому он не ослабил состав; к тому же на сцене творил чудеса под одобрительные вопли толпы Хелльборг, так что становилось совершенно неясно, кто "первая скрипка" ансамбля. Тогда же МакЛафлин поучаствовал в записи очередного альбома Майлза Дэвиса "You're Under Arrest". Просто, когда музыканты были в Нью-Йорке, Билл Эванс сказал Майлзу, что МакЛафлин приехал, и Дэвис, всегда с теплотой относившийся к этому талантливому гитаристу, пригласил его поиграть для его нового альбома, что Джон с удовольствием и сделал.
На собственном же фронте выпуска альбомов у МакЛафлина начались проблемы с контрактами - вовсю бушевали восьмидесятые и большие издательства перестали гоняться за музыкой, подобной той, что играл Джон Маклафлин, поэтому он нашел пристанище у маленькой и невзрачной конторы под названием Relativity, у которой не было дотаточно средств для того, чтобы как следует раскрутить новое творение МакЛафлина. Поэтому альбом "Adventures In Radioland" считается одним из самых неизвестных альбомов МакЛафлина.
Состав альбома примерно такой же, что был на гастролях в поддержку "Mahavishnu", разве что только на синтезаторах играл Митчел Форман, ну и на барабанах, иногда используя их электронный вариант - барабанщик Пэта Метини Дэнни Готтлиб. Ну а остальные - Билл Эванс, Йонас Хелльборг и Джон Маклафлин, который, видимо, наигрался с чудо-синклавир-гитарой и вновь стал уделять внимание более традиционному звучанию. Зато в плане общего звучания альбома хочется плакать - абсолютно неактуальные синтезаторные звуки, электро-ударные, от которых веет восьмидесятыми за километр... Со всего альбома можно спокойно слушать пьесы три - Florianapolis, Reincarnation и насыщенную акустической гитарой МакЛафлина 20th Century Limited. Авторство композиций примерно равномерно распределилось между Маклафлином, Эвансом и Форманом.
Ритм-секция группы: Хелльборг/Готтлиб и саксофонист Эванс продержались вместе достаточно долго, чтобы плотно сыграться. Формана, спустя некоторое время, сменил Джим Бэрд, игравший в стиле Завинула. Ну а в 1988 году МакЛафлин загорелся желанием попытаться соединить джаз и классическую музыку своим, неповторимым образом.


Продолжение следует...
Tags: mclaughlin
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments