Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Джонни МакЛафлин III: Джонни МакЛафлин и Кубок Акустических Гитаристов.

Часть четвертая.
Джонни МакЛафлин и Кубок Акустических Гитаристов.



Не секрет, что МакЛафлин давно уже обращал внимание на музыку фламенко, много играл на акустической гитаре, поэтому объединение трех грандиозных гитаристов - испанца, родившегося в цыганской части страны, в 16 лет ставшего известным на родине, а к концу 70-х по всему миру, неоднократно называвшегося лучшим гитаристом в стиле фламенко - Пако Де Лючия, культовой фигуры в мире фьюжна - Джона МакЛафлина и не менее известного и почитаемого Эла Ди Меолы в 19 лет ставшего полноценным членом знаковой группы Чика Кориа Return To Forever, а позже получившего признание Лучшего Джазового Гитариста по мнению читателей Guitar Player за сольные работы - произвело фурор и вызвало необычайный интерес, но особой неожиданностью не стало.

Впервые Джон МакЛафлин услышал Пако Де Лючию на французcком радио и решил для себя, что это достаточно экстраординарный гитарист. Настолько экстраординарный, что ему захотелось с ним поработать. Не записать один альбом, а именно поработать. Он позвонил ему в Мадрид и пригласил в Париж, где находился в то время, предупредив, чтобы тот не брал гитару, ибо "играть они не собираются, а только поедят вкусной еды и выпьют отличного вина". Конечно же, вскоре после того, как Пако приехал, они уже сидели в музыкальной комнате Джона и играли на гитарах. Это занятие им так понравилось, что они решили устроить гастроли по Европе с гитарным трио. Третьим гитаристом стал Лэрри Корьелл. Это было в 1979-80 годах. МакЛафлин даже предложил Columbia записать альбом группы, но те отказались, сославшись на то, что Корьелл не обладает достаточно известным именем. После того, как музыканты перебрались в США, к ним присоединился Ди Меола, что моментально сделало трио потенциально коммерчески успешным коллективом. Все это в 1981 году вытекло в знаменитый "Friday Night In San Francisco".

Сложно переоценить эту запись, сделанную одним действительно пятничным и действительно вечером во время выступления трио в Сан-Франциско, в Уорфилд Театр. Часто можно услышать, что там они вывели акустическую гитару на коммерчески новый уровень, доказали, что и музыка, сыгранная только на акустических гитарах может успешно продаваться. Несмотря на примерно одинаковую степень известности всех трех гитаристов, ведущую роль в выступлении сыграл Маклафлин, сидевший в центре и на записи альбома ему была отдана центральная дорожка. Впрочем, Ди Меола и Де Лючия не остались в тени. Перехватывая инициативу друг у друга, они достигали такого уровня технического мастерства, юмора, эмоциональности, оставаясь при этом в таком потрясающе тонком и сильном музыкальном единении, что, все это кажется как минимум чудом или фокусом. Да, в импровизациях Де Лючия не мог сравниться с двумя джазовыми гитаристами такого уровня, но когда начиналось фламенко, никто уже не мог сравниться с ним. Пако, вообще, с теплотой отзывается о том времени, говоря, что до этого он играл в довольно простеньких фридийских гармониях, не особо заботясь о сложности, опыт же выступления в формате гитарного трио научило его очень многому. Учитывая еще и тот факт, что до этого в жизни Де Лючии было место фламенко, фламенко и только фламенко, это очень сильно раздвинуло границы музыкального восприятия Пако, ибо раньше он вообще не слышал ничего из фьюжна.

Музыканты на одном дыхании отыграли композиции Еджберто Жисмонти (Frevo Rasgado), Чика Кории (Short tales of the Black Forest, куда, кстати, умудрились очень тонко и интересно вплести тему "розовой пантеры"), Эла Ди Меолы (первый трек и Fantasia Suite) и Джона МакЛафлин (последний). При этом музыканты не дают ни секунды отдыха слушателю, как из скорострельных пулеметов поливая сверхзвуковыми по скорости соло. Наверное, это самый значительный акустический гитарный альбом, который был записан вообще. По-крайней мере, значение его в свете популяризации акустической гитары невообразимо.

Во время гастролей МакЛафлин играл на акустической гитаре Ovation Classic с нейлоновыми струнами, Эл Ди Меола - Ovation Legend с металлическими струнами, а Де Лючия пользовался Hermanos Conde, заявляя при этом, что это не является его любимой гитарой, любимую его гитару - Esteso - украли за год до этого. Как видно, Джон отказался от своей drone-string гитары в пользу более традиционно-европейской версии. Гастролировали же музыканты всегда со своим звукорежиссером Вэнсом Андерсоном. Кроме своих непосредственных обязанностей, он также выполнял и функции гастрольного менеджера.

Нельзя сказать, что этот проект был чисто концертный - в 1983 году они записывают студийный альбом с очень метким названием - "Passion Grace & Fire". Каждый из музыкантов принес для записи по две композиции. МакЛафлин развернулся на собственной композиции "David" в очень узнаваемом стиле. Торжество фламенко прозвучало на "Chiquito" во всем своем многообразии, великолепии и безумной красоте. Взнос Ди Меолы заключался в написании непосредственно титульной композиции. Впрочем, нельзя сказать, что написанное оставалось в той же первоначальной форме, в какой это приносили в студию - нет, оставлялась только основная тема, поверх которой производились импровизации остальных участников коллектива.

В итоге можно смело заявить, что от функционирования этого трио выиграли все - музыканты многому научились друг у друга, да и соперничество заставляло каждого максимально реализовывать свои возможности, кроме того, гастроли и пара альбомов еще больше подстегнула интерес к ним и их музыке как совместной, так и каждого в отдельности. Остались довольны и слушатели со зрителями - увидеть/услышать в одном месте трех самых, пожалуй, известных акустических гитаристов того времени - это многого стоит. Не осталась в накладе, наконец-то и Columbia, получившая свои долгожданные барыши, но МакЛафлин редко увлекается чем-то одним долгое время... Наверное, кому-то показалось удивительным, что в самом начале существования акустического гитарного трио, Джон позвал Де Лючию в гости именно в Париж, где он пребывал. Казалось бы, почему Париж? Вроде бы англичанин, часто бывает в Штатах и тут - Париж? Оказывается, "шерше ля фам" - там у него жила его девушка, что подводит нас к новой странице в истории жизни замечательного гитариста.

Продолжение следует...
Tags: mclaughlin
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments