Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Джонни МакЛафлин II: Джонни МакЛафлин и Секреты Оркестра.

Часть вторая.
Джонни МакЛафлин и Секреты Оркестра.


Идея создания этого в будущем культового волнореза жанра фьюжн принадлежала, конечно же, Джону МакЛафлину, находящемуся в постоянном поиске. Людей в группу он подбирал лично или же через друзей. Первым он позвал в группу супер-барабанщика Билли Кобэма, игравшего в свое время с Хорейсом Сильвером. Скрипача из The Flock Джерри Гудмана он тоже знавал лично и играл с ним как достаточно давно, так и на своем сольном альбоме "My Goals Beyond", хотя первоначально у Джона была идея позвать Жана-Люка Понти, но из-за возникших трудностей с миграцией от этой идеи пришлось отказаться.

Джерри вырос в семье профессиональных скрипачей, потому и сам с детства занимался классической скрипкой. По его словам, он никогда не думал, что будет играть джаз, так как в прошлом не слушал его в достаточном количестве. Более того, в 18 лет он и вовсе ушел из дому, чтобы колесить по свету автостопом, потом прибился в качестве "роуди" к группе The Flock. Спустя некоторое время, он предложил музыкантам этой группы поиграть с ними на скрипке, что было воспринято с воодушевлением. Прошло некоторое время и он был приглашен МакЛафлином для участия в записи "My Goals Beyond", а затем Гудман, после того, как звезда Тhe Flock стала катиться к закату, перебрался на ранчо в Висконсин, где и собирался прожить всю оставшуюся жизнь, однако судьба вмешалась в это решение - Джон МакЛафлин вновь вышел на Джерри, в этот раз с предложением войти в состав формирующейся группы, однако, уже изрядно уставший от всех этих концертных тягот и гастрольных лишений Гудман сначала отказался, но после, подумав и решив, что слишком плохо все складывается (у него незадолго до этого умер отец), он решил попробовать еще раз и отправился на пробную репетицию в гостиницу к МакЛафлину. Результат превзошел все ожидания и вакансия скрипача Mahavishnu Orchestra была отдана Гудману.

Будущего басиста группы - Рика Лэйрда - Джон МакЛафлин знал еще в Англии, куда тот приехал в 60-х из Австралии. Правда, Рик родился в Ирландии, в Дублине, но через полмира он укатил в возрасте 16-ти лет, чтобы заниматься в Новой Зеландии разведением овец, параллельно прослушивая записи разных музыкантов, среди которых был впечатливший его басист Рэй Браун. Лэйрд понимает, что овечья ферма не совсем его удел, что он должен заниматься музыкой и в 20 лет перебирается сначала в Австралию, где играет в группе Ника Нека "The Fourth Way", а затем и в Лондон. Там он попадает в группу Брайана Огера, где и знакомится с МакЛафлином в 1963 году. Позже он играет с такими грандами, как Стен Гетц, Роллинс, Уэс, Хаббард, Вебстер... В те годы Америка являлась мечтой, целью, ориентиром для всех европейских джазовых музыкантов, поэтому ничего удивительного в том, что Лэйрд отправляется сначала на два с половиной года в Беркли, а затем вернулся в Лондон, где его и нашел Джон МакЛафлин с предложнием играть в его новой группе.

Большие географические перемещения, прежде чем попасть в Mahavishnu Orchestra, осуществил и клавишник группы - Ян Хаммер, известный в Чехословакии джазовый музыкант, который вырос в семье больших поклонников джаза. Там он выступал с группой под собственным именем, писал музыку для фильмов и телепередач, но понимал, что не может должным образом реализоваться в границах своей родины, поэтому он уезжает сначала в Германию, а потом, поняв, что и в Германии он не сможет достаточно развиться как музыкант, он перебирается через океан, в Америку, в Бостон, обучаться в Беркли. Поначалу ему приходилось совсем не сладко - относительная известность в Европе в те годы совершенно ничего не значила для американской джазовой сцены и Хаммеру приходилось играть где придется, даже в стриптиз-барах лишь бы играть джаз, но и в этих случаях он сталкивался с непониманием и фразами, вроде "если ты не будешь играть нормальную музыку, то можешь убираться к чертовой матери". Ян понял, что между джазом в его теперешнем состоянии и слушателем лежит огромная пропасть и надо что-то делать. Первым его шагом в этом направлении стал переход в 1969 году на электро-пианино, открывшего для него огромный спектр новых возможностей и звуков. К тому же Хаммер начал тяготеть к более простым формам, рок-музыке, в результате он получил приглашение в Mahavishnu Orchestra. С Джоном МакЛафлином его познакомил Мирослав Витуш.

После того, как группа, наконец-то, была собрана (Джон МакЛафлин, играл на двухгрифовой гитаре - 6-ти и 12-ти струнных), музыканты стали репетировать и летом 1971 года в Нью-Йорке состоялось первое выступление группы, а спустя несколько недель, выходит первый альбом группы "The Inner Mountain Flame".
На этом альбоме музыканты замечательно точно и грамотно продолжили эксперименты Майлза Дэвиса и Энтони Уильямса по сочетанию самых различных, кажущихся порой несочетаемыми, направлений. Они объединили свободу и многообразие джаза, мощь и грохот рока с мистикой традиционной индийской музыки. Вообще, индийской философией и религией были увлечены все члены группы. Кто-то до знакомства с Махавишну, кого-то он смог заразить своей набожностью и энтузиазмом. Но единение у музыкантов группы было просто потрясающим, порой создавалось впечатление, что это один единственный многоголовый музыкальный организм. Ставшая уже классической Meeting of the Spirits с имитацией МакЛафлиным ситара, мягкая A Lotus of Irish Stream, сыгранная в акустическом формате без поддержки ритм-секции, яростная джазовая A Dance of Maya, а также многое другое - вот что оставили музыканты в качестве первой попытки изменить лицо околоджазовой музыки. Впрочем, несмотря на очевидную принадлежность творчества группы к джазу, МакЛафлин заявлял, что ему более близка аудитория, состоящая из поклонников рок-музыки, ибо она в то время была более открыта, жаждала новаторства и экспериментов, тогда как пресытившиеся джазовые критики напоминали закостеневших и зашоренных снобов от классической академической музыки. Несмотря на такие не столь лестные отзывы о джазовой общественности, альбом произвел фурор в стане обоих лагерей - и джазовая и рок-пресса в один голос восхваляли творения Mahavishnu Orchestra.

Второго альбома ждать долго не пришлось и вскоре появился новый шедевр группы "Birds of Fire". Он во многом превзошел своего предшественника - Ян Хаммер приобрел мини-муг, что обеспечило еще более плотный и жесткий звук. Композиционно альбом составлен еще грамотнее, спектр мелодий и тем стал еще шире, в результате этот, на первый взгляд, имеющий мало общего с роковой действительностью, альбом, покоряет двадцатку лучших по продажам рок-альбомов в Британии. Вместе с дебютником, "Birds Of Fire" стал идеальным классическим фьюжн-альбомом. Такие композиции, как титульная с неподражаемым полетом электро-гитары МакЛафлина, One Word с одним из самых впечатляющих барабанных соло, что я слышал, прекрасные Hope, Thousand Island Park, Sapphire Bullets of Pure Love стали достоянием музыкальной истории, классическими темами, образцами музыки фьюжн.

Увы, в этом составе группа просуществовала всего пару лет и в 1973 году выпустила свой последний альбом - "Between Nothingness and Eternity". Точнее, это концертное выступление, записанное в Central Park в Нью-Йорке и содержит всего три длинных композиции. Двадцатипятиминутная The Dream достойна самого пристального внимания - такого сотрудничества или дуэли двух величайших музыкантов МакЛафлина и Кобэма сложно где-то отыскать. Зато на Trilogy проявились проблемы концертной записи - плохо записанный Ян Хаммер портит все впечатление от пьесы. Надо отдать должное, готовился к выпуску и студийный вариант этого материала с дополнениями из мелодий Лэйрда и Гудмана, но что-то не сложилось и только спустя 26 лет Columbia выпускает кое-что оттуда под названием The Lost Trident Sessions.

Однажды на один из американских концертов попадает достаточно известный гитарист - Карлос Сантана. У него, кроме интереса непосредственно к музыке группы, был еще и ряд религиозных вопросов к лидеру Mahavishnu и, после концерта, длинноволосый, разряженный в одежды хиппи Сантана приходит в гримерку к аккуратно подстриженному, скромно и неброско одетому МакЛафлину, где они проводят несколько часов в философском общении. Позже Джону снится сон, что он должен записать с Сантаной альбом. Он не преминул поделиться им с боссом Columbia Клайвом Дэвисом, в результате мы имеем потрясающий альбом Love Devotion and Surrender, a Карлос Сантана знакомится с гуру Шри Чинмой. Запись происходила в две сессии. На первую, которая проводилась в Лос-Анджелесе в ноябре 1972 года, МакЛафлин взял с собой своего клавишника Яна Хаммера, правда, тот играл в студии... на барабанах - он был столь увлечен индийской перкуссией, что показывал неплохие результаты как барабанщик. Карлос привел с собой своего басиста и перкуссионистов, кроме того, на помощь были выписаны органист Халид Ясим и барабанщик Дон Элиас. На вторую сессию был приглашен также еще и Билли Кобэм. Результат превзошел все ожидания - латиноамериканский вариант Махавишну зазвучал настолько убедительно и глубоко, что запись в скором времени стала культовой. Как понятно из трек-листа, да и названия альбома - кроме небывалой религиозной и духовной насыщенности, работа посвящена также творчеству другого гуру - Джона Колтрейна. Можно даже сказать, что Сантана и МакЛафлин двинулись в ту сторону, которую наметил Колтрейн в своей работе, послужившей опорным пунктом для этих известных гитаристов.

Однако на фронте Mahavishnu Orchestra настали суровые времена - группа буквально разваливалась. Ян Хаммер и Билл Кобэм почувствовали себя достаточно уверенно для того, чтобы покинуть группу и начать собственные изыскания. Таким образом, в конце 1973 года первый состав группы распадается, но на следующий год МакЛафлин осуществляет свою мечту - приглашает в группу одного из самых обласканных критикой того времени скрипача из Франции Жана Люка Понти, заменить же Кобэма был назначен подающий надежды Майкл Уолден. Безладовый бас достался 17-ти летнему Ральфу Армстронгу, а новым клавишником в группе, по совместительству также и певицей, стала подруга Чика Кория Гейл Моран. Кроме того, для записи нового альбома Apocalypse, в группу пригласили также некоторых участников Лондонского Симфонического Оркестра, тем самым расширив состав до 11 человек!

Как уже стало понятно, МакЛафлин снова стал экспериментировать. Теперь, например, в творчестве группы появился голос, чего не было в старом составе. Джон давно мечтал сделать что-то родное спиричуэлзам, но как-то не решался, ссылаясь на отсутствие хорошего голоса, но потом решил, что голос есть у всех и все могут петь. Правда, стоит отметить, что на новом альбоме поют, увы, не все. Кроме этого, стало очевидно, что группа пошла в направлении классической музыки, умело балансируя между импровизацией и предварительным композиторством. Изменился и звук группы, да и МакЛафлину пришлось стать автором практически всех композиций первого альбома с новым составом, хотя чуть позже ему стал немного помогать Уолден, неплохо проявивший себя как композитор, но от Понти особой помощи первоначально не было - он был занят собственным сольным альбомом. Ну и ко всему прочему, альбом продюсировал, пожалуй, самый известный музыкальный продюсер - Джордж Мартин. Все это вместе говорит о том, что в 1974 году наступила новая эра не только в развитии Mahavishnu Orchestra, но и всего фьюжна. Объединенные усилия гитары МакЛафлина и электро-скрипки Понти дали поразительные результаты - уникальное взаимопонимание и чудесный звук можно услышать практически по всему альбому, например, в Hymn to Him. Несмотря на то, что подавляющая часть альбома сыграна МакЛафлином на электро-гитаре, он не забывает об акустике - Power of Love сыграна именно на ней, при поддержке симфонического оркестра. Прекрасный и очень впечатляющий получился альбом, единственное, к чему я отношусь до сих пор с некоторой прохладцей - это вокальные места. Но в целом вновь получилось если не революционно, то просто восхитительно, очередная веха в истории современной джазовой музыки.

Ну, а в 1975 году примерно тем же, разве что немного облегченным составом, Mahavishnu Orchestra продолжает двигаться в сторону "третьего течения", разве что, в этот раз влив в музыку то, чего не было раньше: фьюжн - на новом и последнем своем альбоме "The Visions of Emerald Beyond". От музыки первого созыва группы не осталось и следа. Вновь присутствие струнной и медной секции, композиторская помощь Уолдена (Cosmic Strut принадлежит ему).

Как и первый состав, второй ограничился тремя записями. Правда, самый последний альбом оркестра Махавишну Inner Worlds оказался и самым слабым. Группа осталась к тому времени без Жана Люка Понти, струнных и медных секций и предельно упростила собственный материал, пойдя на компромисс с ритм-н-блюзом. Почему так случилось? МакЛафлин отрабатывал контракт? Попытался расширить аудиторию? Или просто решил поиздеваться над критиками? В любом случае, он удивил. Нет, конечно, на альбоме есть парочка приятных моментов, но в целом, на фоне столь замечательного прошлого, серьезно рассматривать Inner Worlds особого желания нет.

Впрочем, МакЛафлин все сильней увлекался индийской музыкой. В один момент он понял, что пришло время для совершенно иного проекта и распустил одну из самых известных, культовых, влиятельных, звездных, уникальных, неподражаемых, эмоциональных, грандиозных и революционных групп современности The Beatles Mahavishnu Orchestra ради того, чтобы двигаться дальше.

Продолжение следует...
Tags: mclaughlin
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments