Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Джонни МакЛафлин I: Джонни МакЛафлин и Философские Книги.

Часть первая.
Джонни МакЛафлин и Философские Книги.


Можно долго спорить о том, кто самый лучший в мире гитарист, но в этом споре обязательно должно прозвучать имя одного йоркширца по имени Джон МакЛафлин. А ведь этот, без сомнения, культовый и знаменитый гитарист, игравший с грандами джазовой и этнической музыки, рока и фламенко - самоучка. Вернее, родился он в музыкальной семье, где все, в той или иной степени занимались музыкой (все, кроме отца, который покинул семью, когда Джон был еще маленьким), а сам Джон в детстве был направлен обучаться таинствам игры на фортепиано и скрипке. Но не прошло и двух лет, как Джон счел игру на этих инструментах чрезвычайно скучной и обратил свой взор в сторону электрогитары. Откровенно говоря, ему в этом косвенно помог брат - игравший всякий "черный" блюз, вроде Мадди Уотерса. Маленький Джон тут же "заболевает" блюзом, сыгранным в дельте Миссисипи. Чуть позже, Джон открывает для себя фламенко и испанскую классическую музыку - фортепиано окончательно уходит на второй план.

Ну а в 14 лет он влюбляется в музыку Джанго Рейнхарта, который становится его кумиром. В то время Джанго играл со Стефаном Граппелли, а учитывая, что мама Джона была скрипачкой, он уже в то время задумывается о том, что дуэт гитары и скрипки - это именно то, к чему он должен стремиться. Вообще, МакЛафлин так был увлечен музыкой Рейнхарта, что твердо решил стать музыкантом, он проводил дни напролет, слушая музыку. Полное знакомство с американским джазом он получил из передач Уиллиса Конновера на радиостанции "Голос Америки".

А однажды он шел мимо магазина и услышал запись с каким-то гитарным виртуозом. Это настолько поразило его, что он тут же бросился на поиски этого чуда. Им оказался гитарист Тэл Фэрлоу, со своей свежей и революционной гармонической концепцией. Фэрлоу стал настоящим героем для МакЛафлина. Позже, во время фестиваля в Нью-Порте, где МакЛафлин будет играть в составе коллектива Тони Уильямса, он встретится с ним.

Затем пришло время west-coast джаза и хард-бопа. МакЛафлин с огромным удовольствием слушал Арта Блейки, ну а после приобрел "Milestones" и "Birth of the Cool" Дэвиса и в очередной раз был сражен красотой и концепцией идей, предложенных там. Кроме восхищения Колтрейном и Кэннонболом Аддерли, он был поражен ритм-секцией, революционно отошедшей от свинговой манеры к более интенсивной игре короткими нотами. Плюс модальная концепция Майлза не оставила его равнодушным - МакЛафлин все время стремился к чему-то новому, революционному. Нельзя забывать также и о влиянии на Джона творчества Чарльза Мингуса, который кроме собственной сильной музыки, помог выйти в люди таким знаменитостям, как Эрик Долфи, Роланд Кирк и Тэд Карсон. Но вот пришло время классического альбома Дэвиса "Kind of Blue", и наступили 60-е, коллектив Майлза распался, и МакЛафлин продолжал следить за творчеством теперь уже сольного Колтрейна, ушедшего сначала к Телониусу Монку, а позже блиставшему под собственным именем и выпустившему культовые свои творения "A Love Supreme" и "Giant Steps". Первоначально Джон не сразу смог осмыслить сыгранное Колтрейном, это было слишком ново, авангардно, сложно для него. Тоже самое можно сказать и о творчестве Эрика Долфи. Но со временем, конечно, МакЛафлин все осознал и оценил, ему было уже двадцать и он начал работать с Graham Bond Organization с Грэмом Бондом и Джинджером Бейкером. Не смотря на то, что их совместное творчество не было продолжительным, Бонд сумел достаточно сильно повлиять на МакЛафлина, который в то время занимался экспериментами с марихуаной. Бонд открыл ему глаза на жизнь в целом и на место Джона в ней. Плюс ко всему МакЛафлин всегда прочитывал то, что писал Колтрейн на обложках своих пластинок, в общем, так Джон МакЛафлин, никогда не бывший религиозным человеком, начал задумываться о том, что он что-то упускает в своей жизни и повернулся лицом к религии - начал читать соответствующую литературу, посещать теософические сообщества (впрочем, и туда он ходил ради книжек, содержащихся в обширной библиотеке все эти россказни престарелых тетушек были жутко скучными). В результате, МакЛафлин всерьез увлекся индийской философией, мистикой, занялся йогой. Естественно это повлекло за собой интерес к индийской культуре, музыке, Рави Шанкару и к индийскому струнному инструменту под названием ситар.

А в конце 60-х МакЛафлин знакомится с Гордоном Бэком, Дейвом Холландом и саксофонистом Джоном Сурманом. Знакомство с двумя последними приводит к записи в 1968-69 годах двух достаточно авагардных альбомов. Правда, на запись первого из них - "Extrapolation", Холланд лично явиться не смог - нужно было ехать в Нью-Йорк, к Майлзу. Вместо него в студию пришел Брайан Оджиз и, можно сказать, не подвел. Да, уровня Холланда он не смог достичь, но был достаточно активен и раскрепощен. Впрочем, эти эпитеты можно отнести и ко всему материалу альбома - до сих пор многое оттуда звучит весьма свежо, вольно и неожиданно, хотя в общих чертах музыка тяготеет большей своей частью к блюзу/джазу, но все оригинально переосмысленно, смело сыграно и, не смотря на изредка попадающиеся авангардные фразы, весьма лирично. Но нельзя говорить о полном преобладании творческого начала МакЛафлина - изрядную долю в создании материала привнес и Сурман. Ну, а четвертым членом квартета был Тони Оксли - достаточно молодой американский барабанщик, не получивший никакого признания на родине, но тепло принятый в Европе. По эмоциональному наполнению альбом весьма разнообразен - от совершенно спокойной, умиротворенной и милой Peace Piece до достаточно агрессивной титульной композиции. Но в общем и целом получился интереснейший образчик современного европейского джаза.

Второй, еще более смелый и авангардный альбом выходит примерно в то же время под названием "When The Fortune Smile". На этот раз, кроме Дейва Холланда (ну и Сурмана с МакЛафлиным, естественно), в записи приняли участие вибрафонист Карл Бергер и барабанщик Стью Мартин. И у них получился самый что ни на есть фри-джазовый, безапелляционный, агрессивный и очень насыщенный альбом. Никакого рока, фьюжна, сплошной современный фри-джаз. Достаточно неожиданный для поклонников МакЛафлина альбом, но пугаться не стоит, ибо, опять же, эту работу назвать сольной можно только с коммерческой точки зрения, ибо авторство на музыку этого альбома равномерно разделено между всеми участниками состава.
Где-то в то же время, Англию посещает Билл Эванс с Жаком Дежанеттом в составе своего коллектива. Жак, Джон и Дэйв Холланд играют нкоторое время вместе. Впервые МакЛафлин играет с музыкантами экстра-класса и все проходит настолько замечательно, что Жак привозит на родину в Америку кассету с записью этих сессий и показывает Тони Уильямсу, тот общается насчет кандидатуры Джона с Дэйвом Холландом и в ноябре 1968 года приглашет МакЛафлина в штаты, присоединиться к его новой группе LIFETIME.

Джон не ограничился выступлениями в рамках этого коллектива и выступал также с Уэйном Шортером, ну а чуть позже его лично приглашает сам Майлз Дэвис принять участие в записи двух альбомов (A Bitches Brew и In A Silent Way) на Columbia, ставших определяющими в развитии как джазовой музыки того времени, так и положившими начало буквально новому направлению в музыке. Работа с Майлзом сильно повлияла на дальнейшую жизнь Джона, он очень гордился тем фактом, что работал и был знаком с Дэвисом. Он часто говорит о том, как они все любили Майлза и хотели осчастливить его, сделав все так, как он просил.

В сентябре 1970 года МакЛафлин познакомился со своим гуру, учителем Шри Чинмой, благодаря которому мы и знаем того МакЛафлина таким, каким он есть, под именем Махавишну (Имя это несет в себе божественное значение - ибо переводится как сочетание двух имен: Создатель и Хранитель). Вообще, Джон МакЛафлин проявляет себя как очень религиозный и верующий человек, все чаще и чаще заявляя о божественности музыки, которая выше всего, и заявляя на концертах о том, что посвящает все Создателю. Кстати, благодаря этим религиозным убеждениям,, он познакомится с Карлосом Сантаной, благодаря чему мы имеем счастье слушать их потрясающий совместный альбом "Love, Devotion, Surrender", но об этом чуть позже, а пока Майлз Дэвис рекомендует МакЛафлину создать свою собственную группу и Джон решает реализоваться как акустический гитарист и записывает один из самых сольных своих альбомов в полном смысле своего слова - "My Goals Beyond".

Дело в том, что большая часть всех композиций записана одним только МакЛафлином при помощи наложения в студии, то есть, сначала он записывал одну партию - а потом, поверх записанного - вторую. Правда, вторая часть альбома - Peace One и Peace Two записана при помощи группы, в которую вошли некоторые будущие музыканты первого состава группы Mahavishnu Orchestra - барабанщик Билли Кобэм и скрипач Джерри Гудман. Кроме них в составе второй части отметились не менее известные музыканты - басист Чарли Хэйден и саксофонист Дейв Либман, а также трио индийских перкуссионистов. Кроме своего материала, МакЛафлин играет также темы Майлза Дэвиса (Blue In Green), Билла Эванса (Waltz For Bill Evans) и Чарли Мингуса (Goodbye Pork-Pye Hat). Вкупе со своими композициями, получился очень эклектичный набор тем, замечательно раскрывающих талант МакЛафлина со всех сторон - как очень техничного и быстрого гитариста, тонко чувствующего и эмоционального композитора.

Стоит отметить, что как этот, так и следующий ("Devotion") альбом сводил продюссер Джимми Хендрикса Алан Дуглас. И если с My Goals Beyond все вышло хорошо, то с Devotion возникли трудности, о чем МакЛафлин неоднократно резко отзывался. Впрочем, какие бы то ни были сложности с его выпуском, но альбом заслуживает самого пристального внимания - практически уникальное соединение плотного и даже где-то жесткого прямолинейного хард-рока с незамысловатыми барабанными линиями и изящными джазовыми гитарными кружевами. При этом соединение получилось очень органичным, ярким и живым. Состав альбома - Бади Майлз (барабаны), Билли Рич (бас), Ларри Янг (орган), Джон МакЛафлин (гитара). Можно считать этот альбом во многом определяющим для ближайшего творческого будущего МакЛафлина - примерно такое громкое и мощное месиво из рока, джаза, индийской и классической музыки станет играть через полтора года новая, тогда еще неизвестная группа Mahavishnu Orchestra.


Продолжение следует...
Tags: mclaughlin
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments