Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

В профиль: Dull Schicksal

Dull Schicksal

Весьма интересная голландская группа, название которой можно перевести примерно как «Унылая судьба», за долгие годы своего бесславного существования, прошла довольно длинный стилистический путь. На заре своего появления в Роттердаме, они пару лет играли достаточно форматную поп-музыку, после чего сдвинулись через нью-вейв в ноу-вейв, добавив туда чуточку фри-джазового безумия. В районе 1987 года, Dull Schicksal пошли по пути еще большего выхолаживания собственного звучания, достигнув совершенства гитарного нойза, и иногда исполняя что-то подобное тому, что делали Pere Ubu, только с более ироническим оттенком (что является для них если не обязательным характерным признаком, то уж нормой точно). Постепенно они перепробовали еще кучу звучаний, стилистик, настроений, форм и жанров.
Группа долгое время обитала в среде роттердамской джазбункер сцены, куда входили музыканты, обитавшие в клубе Jazzbunker и которые предпочитали тяжелые наркотики, авангардный джаз, панк, экспериментальную электронную музыку и то, что потом позже назовут построком. На гитаре у них играл Лукас Симонис, который вырос на любви к Throbbing Gristle, The Residents, Pere Ubu, Sonic Youth и прочем подобном. Кроме него, в оригинальный состав коллектива входили такие музыканты, как Ронни Крепель, Саскиа Линс, Эверт ван Аттен и Тео Ольстром. Впрочем, особой стабильностью состава группа никогда похвастаться не могла и уследить за всеми перемещениями музыкантов решительно невозможно, потому постараемся ограничиться лишь ключевыми фигурами.
Творчество группы в 80-х представлено исключительно кассетными лентами различной степени качества и доступности (и в поиске, и прослушивании). Самый ранний период, к примеру, проиллюстрирован коротенькой работой под названием Eva Braun 1985 года и чуть более развернутой Moeksysk 1986, где прекрасно слышны ранние устремления группы играть выхолощенный до ноу-вейва панк, с мощными фри-джазовыми саксофонными вставками и зашкаливающим до отметки The Residents уровнем абсурдности и музыкальной деконструкции. У группы, надо отметить, был свой собственный лейбл Golden Mercy, полностью независимый как от машины шоу-бизнеса, так и от известности, а первым альбомом формально считается компиляция The Boy Was Too Hot To Handle, состоящая из трех песен на стихи в духе Уильяма Берроуза.
Туда же можно отнести ужасно записанный мини-альбом This Side of Toilet Rug, где музыканты выдали один из наиболее «панковых» сетов того периода. Этот альбом записывали уже без ван Аттена и Ольстрома, вместо которых появились Керстин Шредер и Барт Вос. В том же 1986 году группа отправилась в свое первое турне за пределы Роттердама. Их попутчиками стал импровизационный коллектив Red Marut. Все это обернулось очередными изменениями в составе, а также записью работы Scrambled Eggs, которая так выпущена и не была, однако композиции, которые в нее вошли, можно услышать на различных сборниках Dull Schicksal, которые коллектив стал выпускать прямо с 1987 года.
В тот же год появился и релиз с новым материалом - Unrelaxed Behavior. Записан он был поприличней, и исполнен с большим достоинством, но, увы, больно уж он оказался коротким, чтобы сделать какие-то внятные выводы. Плюс ко всему, сложно даже определить настоящий состав, который эту работу и записал. Доподлинно известно, что только ван Шайк оставался бессменным участником Dull Schicksal, тогда как остальные менялись с головокружительной скоростью. Чаще всего, однако, в составе появлялись уже привычные имена – Крепель, Симонис, Вос, которые составили компанию ван Шайку в первом зарубежном турне коллектива в Германию, закончившемся тем, что в этот раз ван Шайк коллектив покидает, что на время, как это ни парадоксальным, остановило пертурбацию состава.
А вот работа 1989 года My Tree Has More Branches As Roots представляет собой уже несколько другой материал – более структурно колючий, едкий по звуку и балансирующий на нездоровом чувстве злого юмора по настроению и жонглированием жанрами и музыкальными стилистиками. Этот альбом стал последним в истории Golden Mercy. В том же году Dull Schicksal стали работать с балетной труппой, исполняя музыку, что написал Хенк Мейлен для спектакля Speaking Terms. Вообще, можно отметить, что в том году музыка группы стала постепенно отходить от традиций Гленна Бранки и Captain Beefheart и стала тянуться своими корнями одновременно к более джазовой музыке и европейским традициям современного авангарда, что было проиллюстрировано на небольшом альбоме Your Aunt In Her Cupboard.
В течении 90-х было выпущено как минимум 6 пластинок, о которых стоит говорить, ибо каждая из которых обладает собственными темами и точками отсчета. Концертная же активность группы была практически полностью связана с тем, что коллектив протянул руку дружбы к самым разными проявлениям современного искусства. Они играли в музеях во время выставок сюрреалистов, были аккомпаниаторами для авангардных балетных трупп, выступали на ретроспективе фильмов Энди Уорхолла, принимали гостей из чешской группы Pulnoç – продолжателей знаменитой андерграундной группы Plastic People of the Universe. Но вернемся, все же, к пластинкам.
They Saved Hitler's Brain (1991) – «Они спасли мозг Гитлера», записанный под впечатлением различных дешевых фильмов и вообще общего мифического аспекта занятия плохими вещами. Выход альбом ознаменовался небольшим скандалом и уходом из группы Рони Крепеля, вместо которого пришел Колин МакЛюр, известный по группам Red Ballune, Black Sheep и Random Bob. Уже вместе с ним, а также с бывшим художником и скульптором Виктором Шнитцхевелем, избравшим путь простого гитариста, музыканты отправились во второе зарубежное турне – на этот раз в Швейцарию и Германию. Кроме того, был выпущен сборник, который состоял в основном из композиций альбома They Saved Hitler's Brain и некоторых переделанных вещей более раннего периода.
Neem Die Pijp Uit Je Muil Jij Hond (1992) был записан расширенным составом и оказался более хардкор-джазовым по своему звучанию и характеру. Причем и звук и стилистика хоть и остались узнаваемыми, но претерпели весьма значительное изменение. Стало гораздо больше меди, но при этом таких мест, где коллектив сваливается в хаотичный авант-джазовый угар, не так уж и много. Порой творчество напоминает представителей радикального крыла нью-йоркского даунтауна, чем голландских выходцев из панка и индастриала. Рваные ритмы, угловатые гитары, визжащие трубы, саркастические голоса и полное отсутствие порядка и закономерности, при условной самостоятельности и внятности некоторых музыкальных эпизодов в отрыве от контекста всей пластинки. Считается одним из лучших альбомов коллектива, а многие признают его пиком творчества Dull Schicksal вообще.
Этот расширенный состав и явное тяготение к авангардным джазовым источникам, коллектив пропагандировал где-то четыре года. Кроме того, в то время парни стали работать над написанием и записью саундтреков к различным авангардным фильмам и короткометражкам. В основном заказчиками выступали местные, не очень известные молодые режиссеры. Тогда же в группу влились и три певицы (в том числе и шведка Миа Андресен) и альбом Dikke Mannen 1993 года был практически полностью спет женским вокалом. Альбом, кстати, посвящен красоте страданий, если кому интересно. Пластинка также является весьма важной в истории группы и те, кто не признал Neem Die Pijp Uit Je Muil Jij Hond в качестве лучшего, называют самой любимой обычно ее. Невероятно шикарная штука, на самом деле. 57-секундный ремейк 4’33 Джона Кейджа, завершение альбома сумбурной композицией Intro, куча веселых и лихих песенок – что может быть лучше?
В то время для группы начались бесконечные выступления на самых различных фестивалях, в основном независимого, андерграундного, авангардного толка. Хотя были и более мирные, но тоже, не очень известные, места, где коллективу довелось вызывать недоумение у слушателей своей несколько чудаковатой, а-то и пугающей музыкой. В 1994-м году группа вообще очень много гастролировала и была на пике активной концертной деятельности. Ездили они не только по родным местам, но и посещали европейские страны – Германия, Швейцария, Франция. Ближе к концу года был выпущен концертный альбом Herfstblad'ren, ставший своего рода ответом группы Dull Schicksal панк-року и является прямо-таки продолжением идей ноу-вейва, хотя и записан он неважно.
Dull's Dullest Vol II (1995) – это второй известный сборник группы. Этакая безумная смесь старых песен, которые до этого никогда не были нигде выпущены, некоторых странных импровизаций для радио, фильмов, рекламных джинглов и нескольких концертных выступлений из Италии, Словении, Венгрии, Австрии, Чехии, записей которых к тому времени накопилось в невероятном количестве и складывать их было уже некуда. Большинство песен вновь спето шведской вокалисткой группы Мией Андресон.
И, наконец, последняя работа группы - Ambush (1996). Когда записывали эту пластинку, музыканты уже решили, что группу распустят, поэтому, под конец, записали вместо обычного альбома одну длинную вещь, состоящую из 3-х различных частей, которые, в принципе, независимы сами по себе, хотя и побиты к чертям собачим на короткие кусочки. Первая часть несет в себе отпечаток деконструкции и паранойи, поэтому является на альбоме самой важной частью. Примерно в то же время, кто-то из состава выпустил таинственную кассету The Rosebud Mystery, по музыке явно напоминавшую творчество самой группы. Ее тоже приняли тепло и, что называется, с пониманием.
Итак, в 1997 году, после большого и интересного турне Dull Schicksal распались. Группа посетила США, исколесила пол-Европы, выступила даже с легендарной бельгийской группой Fukkeduk в Генте, с которыми они сделали несколько театральных постановок. Но, после этого, о группе Dull Schicksal перестали поступать новости. Впрочем, группа в небытие не канула. Уже в последние пару лет существования группы, многие музыканты принимали участие в творчестве других проектов, создавали сольные пластинки, поэтому наследие группы не растворилось, а живет теперь во всех музыкальных океанах мира.
Tags: avant-punk, avant-rock, dull schicksal, dutch
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment