?

Log in

No account? Create an account
Rock In Oppostion Festival. Суббота - Asylum For The Musically Insane — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Rock In Oppostion Festival. Суббота [Sep. 25th, 2009|06:53 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , , ]

Rock In Oppostion Festival.
2. Samedi


Второй день фестиваля изначально не предвещал встреч с мега-звездами. По крайней мере на сцене – в холле их как раз было много. Нет, ну правда, по сравнению с пятничными Magma и Present и Univers Zero в воскресенье, субботний состав выглядел максимум приятным, но только для тех, кто в курсе что такое Aranis, Koenjihyakkei, Чарльз Хэйворд и американский коллектив Combat Astronomy. Так оно и получилось – суббота оказалась днем сюрпризов, как неприятных, так и, что происходило более часто, приятных.
Неожиданности начались прямо с утра. Еще в шаттле по дороге в Кап Декувер, мы обнаружили в программке к фестивалю, в самом ее конце, надпись мелким шрифтом, что в субботу и воскресенье будут лекции. В субботу – о кентерберийской музыке, а в воскресенье – о, непосредственно, Rock in Opposition. Уже прибыв на место, мы пошли в лекторий, где приятной наружности и голоса дядечка средних лет, с любовью и душой читал лекцию, о горе, на французском. К сожалению, моих познаний этого чудесного, лиричного, очаровательного языка не хватало для того, чтобы полностью проникнуться глубиной мыслей рассказчика. Однако, довольно скоро, мы выяснили, что в воскресенье будет точно такая же лекция, но уже на английском. Впрочем, делать было все равно нечего – до первого выступления было еще два часа, плюс на лекции показывали видео-иллюстрации к тексту, поэтому мы решили улучшить наш французский, как и несколько американцев, сидевших с нами рядом на задних рядах, глубокомысленно кивая головой и неуверенно смеясь в нужных, вроде, местах. Впрочем, о лекции потом.
Что касается концертной программы, то открывал ее самый, что ни на есть зубр – британский барабанщик Чарльз Хэйворд. Я уже давно считаю его лучшим барабанщиком на свете (по крайней мере из всех, кого я слышал – он мне нравится больше всего), хотя эту позицию со мной мало кто разделяет, поэтому лицезрение сего самого матерого из всего субботнего состава человека само по себе оправдывало вообще все, что только нужно было оправдать. Правда, признаюсь, я никогда не видел его сольных концертных выступлений. В основном он любим, конечно по легендарной группе This Heat, а также совершенно шикарным проектам Camberwell Now, Massacre и ряду чуть менее известных, но не менее заманчивых как по составу, так и материалу, явлений. Впрочем, в этот раз рядовому зрителю фестиваля предстояло увидеть как раз чисто сольное выступление мастера, а что это такое, в полной мере особого представления не было.
Началось все с тьмы заброшенного дома, в которой, в полной тишине, появилось привидение в виде огонька фонарика. Подумалось, надо же – не зря Magma вчера кого-то вызывали. Насчет древних богов пока неизвестно, но привидения точно очнулись. По крайней мере одно из них пробиралось по сцене, спотыкаясь и натыкаясь на все подряд. Больше всего пострадала микрофонная стойка, которую несколько раз тщательно уронили, а микрофон протащили по полу. Затем из тьмы появился сам Чарльз Хэйворд. Абсолютно серьезный и даже в чем-то трагичный очень милый старичок с добрыми глазами. Он уселся за фортепиано и спел, для начала, несколько простых и грустных песен, чем-то напоминая то ли известную ипостась Питера Хэммилла, то ли неизвестную Роберта Вайатта. Песни были правильно готичными, то есть про привидения, заброшенные дома и прочую романтику. Продолжалось это, правда, не долго, да и не для того все собрались. Все ждали, когда Чарльз сядет за барабанную стойку. Ждали все, но выдержали не многие. Хэйворд врубил несложный электрифицированный фон из полудружелюбных шумов и протяжных звуков, которыми управлял педалями, что находились рядом с барабанной установкой, которую тут же стал изощренно, со знанием дела, избивать. Громко. Жестоко. Жестко. И это было непередаваемо чудесно. На грани звукового фола и боли в барабанных перепонках. А поверх всего этого, он еще и пел. Во время выступления у Хэйворда явно выросло еще несколько пар рук. Иначе объяснить то, как он успевал лупить одновременно практически во все, невозможно. Самое интересное при этом - никакого эффекта сумбурности, хаоса, беспорядка не было. Барабаны действительно пели свою песни, Чарльз завывал свою, а электронные хвосты мотались по звуковой палитре собственным броуновским движением. Если закрыть глаза и не знать, что на сцене беснуется лишь один британский пенсионер, можно было подумать, что там как минимум 2-3 хардкор группы и они явно что-то не поделили. Среди прозвучавшего были немедленно узнаны несколько композиций с пластинки Abracabara Information. Остальное, даже то, что было менее знакомо рядовому российскому поклоннику барабанщика, было в той же поре, и это было хорошо. Вообще, очень ровное, плотное, органичное, наполненное и интересное выступление. Честно говоря, не ожидал, были определенные опасения, что в сольном варианте с использованием электроники будет какая-нибудь невообразимая каша, примеры которой мы так много уже пережили на фестивалях, возвращаться куда нет никакого желания. Нет, все было чудесно. Хотя, конечно, музыка была явно не для всех. Несмотря на то, что окончание шоу оставшиеся зрители встретили бурными овациями и требованием биса (Хэйворд вышел и спел “eardrum, amplifier, microphone, loudspeaker”), многие трусливо покидали зал, будто находясь под бомбардировкой нацистов. Странное зрелище.

Впрочем, подобного исхода не случилось со вторым коллективом, который порадовал нас своим присутствием в субботу. Бельгийский Aranis довольно быстро заслужил статус лучшей современной chamber-rock группы, выпустив парочку чудесных пластинок в последние годы. Кстати, на днях у них появилась и третья работа. Кроме того, глава коллектива, их контрабасист, выпустил собственный сольный альбом. Вообще, он и сам умеет в одиночку играть, и делает это совершенно чудесно - есть примеры видео подобных выступлений, если кому интересно, где на сцене только контрабас и сэмплер, но в тот день играл коллектив Aranis и никаких эгоистических целей никто преследовать не собирался. Aranis – это септет (пианист, две скрипачки, флейтистка, контрабасист, гитарист и аккордеонистка – хотя играла она, похоже, на баяне) выпускников Антверпенской Консерватории, причем выпускников совсем недавних, это были самые молодые участники фестиваля, но в грязь лицом они, конечно же, не ударили. Впрочем, все, кто их знал, ожидали отличного выступления и они его получили. Удивительно, но для многих, Aranis стали открытием фестиваля. Странно. Ну да ладно.
Что касается того, что ребята играли, то сыграно было порядочно чего. Материал был перемешан со всех трех пластинок. Конечно, больше всего сыграли пьес со второго альбома. Оттуда прозвучали как минимум Vala, Kitano, Waris, Mythra и Looking Glass, которую флейтистка-конферансье посвятила, конечно же, Филипу Глассу, впрочем, никто и не удивился. С первого альбома был, конечно же, их шедевр Jona и, вероятно, что-то еще, но не много, так как музыканты были заинтересованы попробовать скорее новый материал и он был достаточно хорош. То есть третий альбом – must have, как говорится в этих случаях. Вот так вот на слух сложно было уловить какие-то сильные отклонения от уже устоявшегося почерка группы, но сами музыканты признались, что на альбоме звучит еще и женский хор, а на фестиваль они его не взяли, так как и без того у группы большой состав. Из изменений в коллективе – появился новый пианист. Играет отлично.

Когда закончила звучать последняя нота их последней пьесы, зал буквально взорвался безумными воплями экстаза. Музыканты Aranis явно не ожидали подобной реакции и на протяжении всех оставшихся дней буквально летали по территории фестиваля на крыльях счастья, беспрестанно стесняясь и краснея. Помню, как мы катались на фуникулере и на встречу нам ехали как раз этот самый новый пианист, аккордеонистка и одна из скрипачек. Я показал им знаком, мол, вы – супер, и символически похлопал. Они удивились, что их узнали, улыбнулись, кивнули и засмущались. Но когда следом за нами, ехавшие сзади Сергей, Даша и Константин, тоже помахали им и пожелали приятного путешествия, они, по-моему, и вовсе были в шоке. Вот он – час славы. Вряд ли их так приветствуют у себя на родине день ото дня.
Еще менее дружелюбно у себя дома встречают музыкантов коллектива Combat Astronomy. Но тут еще потому, что это в основном студийный проект, а на сцене они появляются в основном только в виде дуэта ритм-секции, состоящей из барабанщика Энтони Поретти и бас-гитариста Джеймса Хаггетта, да и то, делают это исключительно редко. А вот уже в студии они работают и пишутся в расширенном составе. Я много слушал единственный их альбом, который у меня есть, и он оставил, признаться, весьма туманные ощущения. С одной стороны, когда группа начинает играть бодренькую музыку – получается весьма лихо, интересно и даже вызывающе здорово. Но когда все успокаивается, то переходит в такой штиль, что хоть впору на МТВ выпускать, никто и не заметит и не вздрогнет. И это имея в составе нынешнюю вокалистку Thinking Plague Элен Ди Фалько и Дэйва Уилли оттуда же, который в Combat Astronomy играет, правда, на клавишных инструментах. Напомню, на фестивале еще был нынешний барабанщик Thinking Plague – Дэйв Керман - и совершенно не понятно, почему этот чудесный коллектив не порадовал нас своим появлением на сцене. Хотя бы вместо этих самых Combat Astronomy, которые свое выступление откровенно провалили за счет того, что оказались единственными, у кого были огромные проблемы со звуком. Конечно, и Univers Zero испытывали какие-то неприятности, но это было не так слышно, а вот Combat Astronomy слушать не было никакой возможности. Что они играли – было не совсем понятно. Когда вступал бас и барабаны, кроме них не было слышно абсолютно ничего. Лишь только когда они стихали, какие-то знакомые очертания выплывали из звукового марева. Жаль, конечно, но факт остается фактом – не имея практически никакого сценического опыта, самое же первое выступление проекта в подобном виде завершилось фиаско.
Может быть за счет этого концерт следующих участников – японцев Koenji Hyakkei – был воспринят куда более чем бурно. Завершавший субботнюю программу один из проектов несравненного Йосиды Тацуи для многих, как те потом признавались, стал пиков выступления. Хотя как раз они показали ровно то, что от них и ожидалось. Вообще, честно говоря, после того, как проект покинула Аки Кубота, «Лики Коэндзи», как переводится этот проект, лично для меня резко сдал в плане композиционного разнообразия. С тех пор, такое ощущение, что Koenji Hyakkei играют одну и ту же песню, с различными вариациями и громкостью. Впрочем, как раз со сцены на них смотреть все еще приятно. Их нынешняя вокалиста Ах (это не возглас восторга, так ее зовут), такая же крохотная, как и все остальные музыканты группы, крутится, кривляется, корчит рожи, театрально замирает, истерично смеется, прыгает, размахивает ручонками, делает магические пассы дирижера, поет «хэппи бездей» своему клавишнику и морщится от явного удовольствия действом. В совокупности с грохочущей, но замечательно отстроенной, музыкой все это не может не подкупить, признаемся честно. Сидишь и удивляешься, как такие мелкие гномики могут рвать зал на маленькие кусочки. А ведь рвут, уничтожают. Инструментально они просто безупречны. Играют феноменально быстро, точно, резко, наотмашь, с разбега и с места. Настоящий современный zeuhl. Пока Magma вращается на недосягаемых небесных орбитах, Koenji Hyakkei твердо стоят на ногах и показывают ехидный нос зрителям, а тем это, судя по тому, что было в ту субботу, несказанно нравится. Впрочем, в этом что-то есть, конечно. Играли довольно широкий спектр композиций – пара новых, специально написанных для фестиваля (как это ни парадоксально, на наиболее всего запомнились своей нестандартностью для группы и оригинальностью, именно они), много вещей было сыграно с Angherr Shisspa и Nivraym (чтобы поддержать переиздание альбома в этом году?), и преступно мало – с дебютника. Одно можно сказать точно – лично мне слушать Koenji Hyakkei на дисках теперь исключительно невозможно. При этом, как это ни смешно, после выступления народ буквально снес прилавки с их альбомами. Хотя где-то за 3-4 часа до этого одинокий Йосида грустно расписывал что-то маркером по бумажке и тоскливо смотрел на никому не нужную кучку дисков в диджи-паках.

Радовались и ликовали успешному выступлению и музыканты остальных групп. Дэнни из Guapo вообще похоже первым вскочил хлопать, а потом слушал восторги Чарльза Хэйворда о том, как «она была просто восхитительна, просто убила» ровно до того времени, как музыканты Koenji Hyakkei появились в холле и все бросились, в том числе и Хэйворд с О’Салливаном, им хлопать повторно. Пользуясь тем, что нам как раз эти пластинки не нужны, мы тихонько отправились немного выспаться, чтобы со всеми силами воспринять воскресное встречу Gaillac Rouge и Heineken, тьфу, Present и Univers Zero!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: pikapika_teart
2009-09-25 04:16 pm (UTC)
как сам побывал)) спасибо!
гастрольный график у Aranis кстати всегда плотный..кажется они уже должны привыкнуть к вниманию..скромняги)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2009-09-25 04:30 pm (UTC)
Я думаю тут просто сработал еще тот факт, что выступали на одной сцене с такими монстрюками. Может это еще подкупило их. Да и больше всех стеснялся новый пианист. :))) Остальные были счастливы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lymphlymph
2009-09-25 05:54 pm (UTC)
Хэйворд удивил, интересно послушать в записи (что-то мне нравятся в последнее время голосящие одиночки, вспоминаю, насколько эпичен Meriadec Gouriou, исполняющий "бретонский" zeuhl). Aranis ощутимо повернули в сторону рио/авант-прога (судя по демкам нового альбома на их сайте), даже хоровые напевы неоднозначно намекают на наследие Магмы. Просветите, как заказывать и оплачивать диски недорого с зарубежа. Combat Astronomy -- жаль, что опростоволосились, мне их последний альбом очень по ушам пришёлся - какие там красивые полиритмии.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mager
2009-09-25 08:06 pm (UTC)
что удивительно, я пост-фестивально стал слушать их самые "страшные" вещи - вставляет. Вживую - можно было только смортеть за ужимками флейтиста/кларнетиста/клавишника
(Reply) (Parent) (Thread)