Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Rock In Oppostion Festival. Пятница

Rock In Oppostion Festival.
1. Vendredi


Альби – чудеснейший западноевропейский городок с историей, уютными узкими улочками, милыми ресторанчиками, самым большим в мире музеем Тулуза-Лотрека, самым большим в мире кирпичным кафедральным собором и самым красивым в мире кирпичным мостом через реку. В последнее время Альби – это еще и возможность посетить самый лучший в своем жанре фестиваль музыкального движения Rock In Opposition, хотя сами музыканты предпочитают селиться непосредственно в Кап Декувер – бывшей шахте, а ныне развлекательном эко-спортивном центре с чудесным Maison De Musique, где и проходил в течении трех дней второй в современной истории фестиваль уже упомянутого музыкального зверя.
Что такое Rock In Opposition – это отдельная история причем, уже неоднократно произнесенная как на «страницах» Интернета, так и, например, на самом фестивале во время специально отведенных лекций. Если вкратце, то от оригинального толкования давно уже ничего не осталось. Особо строгой оппозиции никто никому предлагать не собирается. Никаких политических лозунгов, «левых» настроений, ничего такого. Да, конечно, и изначально не все подписавшие Манифест были такими уж политически подкованными людьми, так что преемственность соблюдается – это скорее способ объединиться под выдуманным флагом для того, чтобы совместными усилиями удерживаться на плаву для далеких от мейнстрима и некоторыми местами причастных к рок-музыке коллективов. Со временем все это выработалось и в некоторые стилистические особенности, которые воспринимаются скорее интуитивно и вырабатываются эмпирически – после долгих лет прослушивания хрестоматийных работ. Конечно, можно попытаться выделить сильное влияние европейских (особенно восточно-европейских, как об этом уточняли на лекции) академических композиторов, элементы авангардного джаза, большие по продолжительности композиции, акцент на инструментальное исполнение и минимум вокала, эклектичность содержания и смелость форм, но все равно в итоге обсуждение сведется к тому, что человек или понимает, что такое RIO или не понимает, но оно ему в этом случае и не надо совсем. Так что заострять особое внимание на вывеску нет такой уж необходимости.
Вот, допустим, взять первую группу, которая выступала в пятницу. Electric Epic к движению Rock In Opposition если и имеют отношение, то такое, что о его поиске можно написать весьма объемную статью. В целом, Electric Epic в своей обычной жизни играют музыку, которую безболезненно можно обозвать фьюжном, только с весьма заметными долями фанка, джазовый ингредиент которого имеет порой более авангардный оттенок, чем принято в среднестатистической группе, и во всем этом попадаются достаточно плотные металлические кусочки. Однако если выловленные на просторах Интернета записи этой группы не врут, то довольно сложно так уж сильно дифференцировать Electric Epic от других подобных французских околоджазовых коллективов, которых, в свое время, можно было часто встретить на канале Mezzo или однотипных франкофоничных джазовых фестивалях.

Но для фестиваля ребята явно подготовились и это очень здорово. Судя по всему, они собрали все свои самые злобные и жесткие моменты непродолжительного творчества и скроили из них свой сет-лист, выдав его в качестве открытия всей фестивальной программы, с максимальной злостью и агрессивностью, на которую способны. С другой стороны, совершенно очевидно, что парни-то они добрые и хорошие, и какими бы суровыми и бескомпромиссными они не старались казаться, все равно из под всего этого торчало мирное и дружелюбное лицо их музыки. И вот этого, конечно, не хватало – какой-то остроты, настоящих колючек, мрачности. Нет, естественно, на фоне любой репрезентативной фьюжн-группы они просто сатанисты какие-нибудь, но в толпе выступавших после них коллективов, воспринялись как четыре одуванчика.

Во главе всего звука, да и всего творчества находится Гийом Перре со своим примоченным саксофоном, звуком которого он управляет не только воздушно-капельным путем, но и при помощи ряда педалей, аккуратно разбросанных прямо перед ним на сцене. Остальные три музыканта – гитарист Джим Гранкамп, барабанщик Ионан Серра и бас-гитарист Филипп Буссоне – лишь создают для саксофонных партий удобный и интересный бэк-граунд. В этом они порой доходили прямо-таки до крайности – некоторые вещи были настолько статичны в своем развитии, что хитро балансировали на грани между минималистичностью и однообразием, и если бы не общий положительный настрой перед фестивалем, еще не факт, как бы все это воспринялось, а так - все получилось хорошо и даже приятно, зал тепло их встретил, тепло проводил, но на бис вызывать не стал, хотя один из музыкантов на сцену, все-таки, вернулся – это был басист Филипп Буссоне, но у него на то была своя причина – сегодня он числится в штате группы Magma точно на той же инструментальной позиции, что и в Electric Epic.
Вообще, сам состав группы Magma несколько изменился за последнее время. Семейство Вандеров, конечно, управляет до сих пор всем, что связано с этим коллективом, но первое, что бросилось в глаза – это изменения в хоровой части, хотя я даже не уверен теперь, можно ли это называть «хором». Вокальная часть Magma состоит сейчас из уже знакомых Стеллы Вандер и Изабель Фойебуа, а также мускулистого новобранца Эрва Акнена, исполняющего все главные мужские партии (при условии, что Кристиан Вандер не захочет сам привстать из-за барабанов и попеть). За вибрафоном играл Бенуа Алзиари, что само по себе хоть и не ново, но и не так уж обычно. На позиции клавишника – Бруно Рюдер. Ну и, по бокам от бегемотоподобного пришельца с планеты Кобайа – гитарист Джеймс МакГоу и уже упомянутый басист Филлип Буссоне. Все одеты в повседневную одежду, но обязательно черно-красной палитры, что придавало и без того театральному действию дополнительный уровень концептуальности и важности происходящего.
А вот сет-лист оказался исключительно предсказуемым. Он с точностью до биса напоминал то, что обычно играл коллектив Magma в этом году, хотя и преподнес несколько приятных сюрпризов в самих композициях. Могу запутаться в последовательности вещей, что были исполнены, или в названиях, но шоу началось с новой, весьма развернутой длинной в полчаса композиции Slag Tanz. Мы могли ее слышать и раньше – есть даже видеозапись выступления в Нанси, но все они по сравнению с фестивальной версией урезаны более чем в 3 раза, да и выдали они ее с полной отдачей. Очень хорошая вещь. С нетерпением жду ее в студийном, хорошо записанном виде. Несколько минималистичная, но определенно в лучших традициях классического творчества Вандера. Несколько тем то появляются, то пропадают, то заигрывают друг с другом. Довольно интересное развитие. Поет практически все Акнен.

Следом, практически без паузы, зазвучала Felicite Thosz, которую тоже можно было слышать на концертах в этом году (достаточно распространена двухчастная запись с февральского выступления в Париже). Не могу признаться в любви к этой композиции. Нет, ничего против нее не имею, но не пробрало, не впечатлило, ловил себя на мысли, что постоянно на что-то отвлекаешься. Не спасли даже картинные прогулки вокалистов по сцене с весьма трагичным и осмысленным видом. Может дело в том, что я достаточно спокойно, без особого энтузиазма отношусь к проекту Вандера под названием Offering, так как эта вещь, наверное, ближе к этой странице в истории Magma.
Так или иначе, все равно отыграли они ее ровно, хорошо, и принялись за обязательный для последних лет гастрольной деятельности номер программы - Ёmёntёht-Re. Это еще одна глыба, примеры которой тоже можно найти на различных концертниках последних лет, но практически никогда одинаково ее они не играют, так как это, по сути, не только ретроспективная вещь, куда входят куски композиций самых разных лет, например, на слух, я выловил, как минимум Hhai, Rinde, Zombies и что-то еще, но теперь уже и не вспомнить. Мало того, что все это как следует переработано, и не только для того, чтобы свести встык эти разные композиции, но и дополнено новым материалом, который постоянно перерабатывается и дорабатывается, так как, судя по всему, это будет сердце нового альбома группы – завершение чудесной трилогии Kohntrakosz – K.A. Финал у вещи был феноменальный, конечно. Хочется верить, что на альбом трек попадет именно в таком вот виде.
В целом же выступление коллектива оставило самые теплые и приятные впечатления, хотя не буду врать и говорить, что это было нечто экстраординарное, неповторимое и исторически важное как для самой группы, так и для всего жанра и мировой музыкальной сферы. Впрочем, спасибо группе за предсказуемый, но роскошный encore – знаменитая Kobaya в исполнении Акнена прозвучала неожиданно свежо и прямо даже вызвала ностальгические настроения.

Поймал себя на мысли, подойди Magma к фестивалю более творчески и составь в честь проанонсированного 40-летия группы специальный сет, состоящий из обязательных хитов, все было бы значительно веселей. Но есть поверье, что 40 лет не отмечают, и музыканты восприняли этот концерт как один из длинной череды, в течении которой они испытывают свои новые работы над подопытными фанатами, записывают результаты в свои инопланетные блокноты, после чего усаживаются в межзвездные корабли и сваливают куда подальше. По крайней мере, из всех, кто играл во все дни фестиваля, только представителей Magma нигде не было видно. По крайней мере я не заметил.
А жаль, так как был еще один, очень приятный момент всего этого праздника. Музыканты и зрители между собой разделены не были ничем. Разве что иногда, когда становились по разные стороны лотков с дисками. Вот на втором этаже Реми Леклер, которого мы на протяжении всего фестиваля постыдно путали с Паскалем Глобенски, на что он только смущенно улыбался, продает диски и футболки Miriodor (я купил одну, ура!), вот Дэйв Керман как заправский кавказец зазывает всех налетать на новый альбом Present, кручу-верчу диски. Правда зазвать он смог в основном семейство Триго, Фигенбаума, Уди Кумрана и Кита Максуда, которые создавали эффект толпы, делали вид, что внимательно рассматривают диски и судорожно сносят прилавок. Все бы ничего, если бы они так заразительно не хохотали при этом. Вообще, самое большое открытие фестиваля – все эти люди, которых мы знаем, любим, ценим и которые играют жуткую ведь по сути музыку, в жизни практически все веселые, общительные и приятные (да, Катлера не было в этом году).
Ах, да, в перерыве между концертами, в малом зале, выступали любимцы девушек, самые стильные на фестивале парни – группа Guapo. Выступали они в компании местных альбийских звукачей GMEA, которые сидели вокруг вставших в круг четверых парней, и играли в Lines – двигали пальцами какие-то кружочки, выстраивали в реальном времени звук и производили остальные чудеса магии саунда. В первый день у них, прямо скажем, ничего не получилось, но потом, как вот Сергей “Mager” говорил, он смог ощутить реальную квадрофонию. Впрочем, я ему верю, нужно было просто пробраться поближе к центру, к выступающим. Сама же музыка Guapo была безупречна. Это было ближе к построку, чем все то, что происходило в зале большом, и к построку самого высочайшего качества. По счастью, Guapo выступали каждый день, а в субботу и воскресенье по 2 раза, так что насладиться не только их блестящими костюмами, но и музыкой, можно было с приятным постоянством. Там же продавались футболки и диски упомянутого коллектива. Вообще, с мерчендайзингом было все весьма хорошо. Разве что я пролетел мимо футболки Present, так как мне сказали, что я не достаточно толстый и все имеющиеся размеры рассчитаны на американцев.
Как-то так, относительно спокойно, как и начался, закончился первый день фестиваля. Шаттл приехал точно как часы, да и погода почти весь стояла приличная, особенно по сравнению с тем, что было в остальные дни. Впрочем, даже в пятницу мрачные тучи, гром и молнии периодически напоминали собравшимся, что вызывать древних богов - занятие весьма опасное, но было уже поздно, ритуал начался и ровно через два дня на сцену выползли разбуженные боги, сначала по очереди, а потом все вместе. Тут-то конец света и наступил. Но прежде произошло много других интересных событий.


PS: Видео честно сперто у юзера zeuhl34 из ютюба.
Tags: electric epic, magma, rio2009
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments