?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Apr. 21st, 2005|01:53 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , ]

Интервью с Холгером Чукаем [Holger Czukay].

Для Ричи Унтербергера


Какие были основные влияния на группу
Can из мира рок-музыки или, наоборот, из классики и авангарда?

Всего понемногу. Но больше всего на меня лично повлияли группы The Beatles и Velvet Underground. Особенно последние. Кто-то может сказать, что они играли не совсем правильно, что у них не было <правильного> ритма, но они делали музыку невероятно убедительно. И это подталкивало нас к тому, чтобы с помощью рок-музыки играть что-то авангардное академическое, хотя мы не любили играть по нотам. Особенно это отражалось на том, что мы делали на концертах.

В чем разница между тем, как вы играете "вживую" и в студии?

Обычно, концерты немного более непредсказуемы.  Люди нашего поколения, не были под влиянием группы Can по большому счету. Когда люди бывали на наших концертах, вероятно, они считали нашу музыку возбуждающей. Но никто из них не считал, что мы - идеал, что надо следовать нашему пути. В Германии мы не были героями. Но молодое поколение, которое приходило на наши концерты, особенно в Англии, просто "подсаживались" на то, как мы делали нашу музыку. И вот что я открыл для себя в прошлом году - особенно, если взять Россию -  люди считают Can чем-то таким же значительным, как The Rolling Stones! Русские нашли хороший способ создавать прогрессив-рок, свой собственный, без копирования рок'н'ролла.

Как Вы считаете, Can повлияли на нынешнюю музыку?

Вообще-то, я не думаю, что мы сильно повлияли на людей, увлекающихся электронной музыкой, как это сделали группы, вроде Kraftwerk. Например, в Германии, отцами "ДиДжеев" являются не Can, а именно Kraftwerk. Но в основе новой музыки не лежит идея создания группы. Они собирают команды, работают в командах, вот что я хочу сказать. Но как настоящая группа музыкантов, эта идея не слишком прочна, особенно в Европе. Поэтому Can не оказали сильного влияния. Но когда надо сделать вечеринку или большой концерт, тогда Can становятся весьма важными, потому что это связано с тем, как мы существовали на сцене. Без всяких мыслей, заготовок, мы просто выходили на сцену и, если кто-то бросал в нас камень, мы ловили его и бросали обратно.

То, что мы делали - было похоже на спорт. Вообще, то, как мы играли музыку больше похоже на футбол. Это означает, что вы не можете точно сказать, что случится в следующую минуту. Это команда, играющая с мячом и знающая общую стратегию и тактику игры, но точно сказать нельзя, в какой части поля будет мяч в следующую минуту.  Вот что такое музыка Can. Мы знали, что и как играть в целом, но определенные звуки нельзя было спрогнозировать. 

Да каждый ваш альбом был непредсказуемым.

Ну да, что-то вроде этого. У нас была собственная студия. У нас она была с самого начала, и мы знали, как другие группы делают свою музыку: они сочиняют все в целом, репетируют или что-то вроде этого, потом идут в студию и играют и записывают все это. После короткого времени все заново.  Этот путь нам был чужд. Как я уже говорил, у нас ничего не было, никаких идей, кроме того, что мы вместе были достаточно долго. Мы приходили в студию и пытались что-то играть, как играли бы на сцене, без зрителей. На каждый альбом уходило два-три месяца.

 Были ли какие-то направления, которые Вы или Ваша группа хотели  исследовать?

Сначала надо сказать, что мы все были только начинающими. Ну, разве что, кроме Яки Либезайта - нашего барабанщика. Яки был достаточно опытен к тому времени. Он играл год с Четом Бейкером и был настоящим джазовым барабанщиком. Но остальные члены Can: Кем был я? Да никем! Я просто учился у Штокгаузена, у меня не было никакого практического опыта. У меня были какие-то странные идеи или что-то вроде того, но не было ничего такого, чем я мог бы доказать, что я что-то из себя представляю. Кароли - наш гитарист, был вообще моим учеником, и, конечно, у него тоже не было ничего за спиной. Мы все были зеленые салаги и пытались как-то вырасти. У Ирмина, конечно, был опыт, но только как дирижера, как музыкант группы он был начинающий. 

Есть ли какая-то запись, которую Вы выделяете больше других?

Самые первые альбомы были для нас очень важны, так как в то время Can были наиболее невинны. Если группа новая, молодая, начинающая с самого начала, то она ничего не может сделать неправильного. Вы делаете что-то неправильно, когда начинаете учиться и когда стареете и становитесь опытнее, вот тогда вы можете допустить какие-то ошибки и промахи. Это вполне нормально. Я думаю, это относится к любой группе. Вот почему я считаю, что Monster Movie, Tago Mago, Soundtracks - великие альбомы, а особенно Can Delay. Все пьесы, которые были записаны даже до Monster Movie, просто откладывались, так как никакой лейбл не брался за их реализацию. Ну, мы и хранили весь тот материал.

Когда вас <подцепили> Virgin, было ли какое-то давление с их стороны на то, чтобы вы стали более коммерческими?

Это была одна из причин, которые создавали проблемы в группе. В самом начале мы были самой настоящей группой, целой группой. Мы записывались на двух дорожках. Позже мы стали известны в Германии, у нас был хит и мы получили возможность использовать мульти-трековый аппарат. С этого момента можно считать, что группа Can покатилась к своей смерти. В каждой группе все всегда друг друга критикуют, что делают что-то не так. <Я хочу слышать гитару> или <я хочу слышать бас>, <Кто сделал это неправильно?>, музыкант немного пугается и говорит <окей, окей, я переделаю свою партию сейчас же, сыграю так хорошо, как только смогу>, а остальных музыкантов там быть не должно, так как это его нервирует.

И я изобрел новый тип инструмента. Это означает, что я знал, где слабые места Can. Я высматривал всякие радио, телефоны и прочее. Искал что-то из <внешней> жизни. Это означает, что вы моментально получаете информацию извне, останавливаетесь и начинаете все с новыми силами с самого начала. Но это звучит достаточно коммерчески, может, поэтому остальные музыканты группы не обрадовались данной идее, по этой причине я занялся этим, когда ушел из Can.

Хотел бы я услышать, как вы сравниваете группу периода Малкольма Муни и Дамо Сузуки.

С Малкольмом Муни мы были очень свежи. У Малькольма замечательный ритмический талант. Он был локомотивом. Он был правильным певцом с самого начала нашей группы, когда это было нашим слабым местом. Может быть, мы и создавали ритмы, но должен сказать, не особо-то мы этого придерживались. Это означает, что мы нуждались в ком-то, кто толкал бы нас в ритм и предоставлял ощущение того, что это правильно. И таким певцом был Малкольм Муни, он замечательно вписывался в то, что делали остальные музыканты. Я считаю, что это был правильный певец в правильное время и в правильном месте. Когда он ушел по физиологическим причинам, у нас появился Дамо. К тому времени группа была уже достаточно опытна. Дамо был другого сорта певец, а группа уже достигла стабильности. И Дамо отлично вписался в нее. В общем,  со всеми было прекрасно. 

Проблема появилась, когда ушел Дамо, Can остались без певца. Мы почувствовали брешь в нашей музыке. Майкл пел, конечно, но гитарист не должен петь. Ну, кроме там Джимми Хендрикса или чего-то вроде того: В то время мы прослушали многих певцов. И никто не вписывался в группу. Это было что-то, вроде трагедии, судьбы Can. Случилось то, что случилось.

Звучит так, будто вы должны были позвать Малкольма или Дамо, чтобы предотвратить катастрофу?

Вообще-то, можно сказать, что это было нечто сродни тому, что их нам дал Господь, чтобы мы могли начать.

Было ли для Вас или музыкантов вашей группы сюрпризом то, что культ вашей группы дополз до США?

Да, вообще-то. Но это случилось не с самого начала. Когда мы начинали в 1968 году с Малкольмом Муни, я всегда думал, что если Can сделает это, то только в Америке. Я считаю, что то, как мы играем на концерте, как мы создаем наши ритмы - это что-то вроде ритмического удара. Думаю, это более близко Америке, чем Европе. В Англии с самого начала к нам отнеслись с энтузиазмом. Французы отреагировали на нас в начале 70-х очень мощно. Но из Америки мы не получали никаких откликов.

На вашу сольную карьеру повлияло время, проведенное в Can?

Когда я начинал играть сольно, я должен был сделать это, так как Can - отличное место, где можно изучить все возможное и встать на ноги самостоятельно. Без Can это было бы невозможно. Я научился играть на разных инструментах. В первое время я мог играть только то, что играл. Я мог вернуться на 20 лет назад, к своей гитаре. И с Яки я всегда дружил достаточно близко. Я мог управлять студией. Всеми техническими вопросами. Никогда у меня не было технических проблем с тем, как перенести мои идеи на пленку или свести трек. Я все это умел. В общем, в Can я выучил все необходимое.

Вы контактируете с Малкольмом?

Нет. Малкольм живет в Нью-Йорке, но у него группа в Сан-Франциско.  Он с ними играет. Я слышал кассету с его записями, он мне присылал. Я не знаю, насколько они профессионалы своего дела, но я не думал, что это будет настолько неопытно сыграно. Такое ощущение, что Малкольм пытается начать все с начала как певец.

Собираетесь еще выпускать ранее не выпускавшийся материал?

Сначала, думаю, выпустим ремиксы Брайана Ино, The Orb, Sonic Youth, A Guy Called Gerald, все они постарались на славу. Все это выйдет на Mute. В то же время в феврале, в Лос Анжелесе, будет трибьют группе Can. Всякие американские группы будут играть наши старые вещи. Я еще это не слышал, но альбом закончен и я думаю, что в ближайшие полгода он выйдет.

Что случилось с саундтреками для Вима Вендерса?

Не знаю, куда подевались эти ленты. Я знаю, что Вим брал их на время. Он был в студии Can и просил нас сыграть то, что ему нужно. Думаю, он все и забрал и у меня нет больше идей относительно того, куда они подевались, если только они все еще не у него. Я спрашивал у его менеджера. Можете сами спросить у Хильдегард.

Что я могу сказать, к примеру, что если мы работаем с другими людьми, например с Jah Wobble или с Дэвидом Сильвианом, весь опыт Can идет на сотрудничество. Для Сильвиана, к примеру, мы разработали полностью новый стиль работы. Для него это был первый опыт такого рода. У Эджа [Edge] брали интервью полгода назад, и он сказал, что это был первый раз, когда он занимался чем-то вне U2 и он сказал, что ему все это чертовски понравилось! Он по-настоящему не понял, что это было. Он выглядел очень возбужденным, но все это было для него новым миром.

Эта концепция <открытого разума>, которую проповедует Can, хороший путь для управления будущим. И я могу это видеть теперь, после того, как проработал с другими, с молодыми парнями электронной сцены, со всеми этими штуками, которые отлично сделаны для электронного мира. Это очень живая электронная музыка. Ничего в этом плохого нет.

http://www.krautrock.com/articles/int_czukay.html
и

Короткая биография Холгера Щукая.

 

Родился в 1938 году, 24 марта в Гданьске, Польша. В 1946 году мальчиком переезжает в американскую часть разделенной Германии, предварительно устроив поджог советского военного лагеря. В 1960 году начинает заниматься музыкой, собрав любительскую джазовую группу и даже записав одну композицию для радио. С 1963 по 1966 год обучается у Карлхайнца Штокгаузена, после чего на протяжении трех лет сам занимается преподаванием. В 1968 году основывает группу Can вместе с Ирмином Шмитдом, откуда уходит в 1977 году. А четыре года спустя, в 1981, признается лучшим музыкантом Германии по версии одного музыкального журнала. Последующие три года проходят в совместном творчестве с Jah Wobble, The Edge, Eurythmics, Дэвидом Сильвианом, Конни Планком, Брайаном Ино,  группой Phew и другими, издав в 1982 году несколько видео. В 1984 году записывает диск <the east is red>, на котором находится китайский гимн в <частной симфонической> версии. 1986 году - выход в свет альбома <rome remain rome>, лекции в Бразилии об экстраординарных путях в процессе записи музыки. В 1987 году выпускает музыкальное видео для телевидения <krieg der toene>, где и сыграл главную роль. Продюсирует в 1988 году <rite time> группы Can совместно с Майклом Кароли. В 1991 году сотрудничает с Питером Гэбриэлем, Энни Ленокс, выступает на радио и выпускает диск <radio wave surfer>, а в 1993 - <moving pictures>. В 1994 году работает в японском проекте <silence> Риоджи Икеда  [ryoji ikeda]. В результате сотрудничества с u-she в 1995 году, выпускает <time and tide>, а также продолжает работу с <silence>. Делает несколько ремиксов собственных композиций и песен группы Can, а также выступает сольно в Кельне в 1997 году. В 1998 году читает лекцию <музыка в цифровом веке> в Венской Музыкальной Академии и выпускает альбом <good morning story>. 2000 год - вновь совместное творчество с u-she (закончившаяся выпуском альбома <sunday morning>), сольный альбом <la luna>, устраивает несколько аудио-интернет проектов, вроде africana и echogirl, а также первый видео-интернет проект la luna. В 2002 году Холгер выступает с концертами в Японии, а также в родном городе Гданьске. 2003 год - концерты в Иерусалиме, Москве и на 300-летии Санкт Петербурга. А также в этом году выходит новый альбом <the new millennium>. 2004 год ознаменовался вторыми в истории Щукая гастролями по США.

 

Сольная дискография

 

canaxis 1968, music factory / spoon

movies 1979, emi

on the way to the peak of normal 1981, emi

the east is red 1984, virgin

rome remains rome 1987, virgin

radio wave surfer 1991, virgin

moving pictures 1993, mute / spv

good morning story, tone casualties usa

la luna, tone casualties, usa

time and tide, www.dignose.com

linear city, www.dignose.com

the new millennium, fuenfundvierzig / indigo

linkReply

Comments:
[User Picture]From: sahara_dust
2005-04-21 10:21 am (UTC)
спасибо, интересно.
только он Шукай :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2005-04-21 10:26 am (UTC)
Это точно? А-то я вот тоже так думал, а потом, перед тем как выложить это полез в инет и там в одном месте, на громко.ру, говорят, что он сам обзывает себя Щукаем, мол, украинские корни и прочее... Но мне кжается, что все-так Шукай будет правильнее...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sahara_dust
2005-04-21 10:56 am (UTC)
нигде не встречал через "щ", везде с "ш" видел...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2005-04-21 10:58 am (UTC)
Аналогично. Кроме указанной статьи. Ладно, будем считать, что дедок или пошутил или журналисты не то услышали, исправляю, спасибо за участие. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aier
2005-04-21 11:30 am (UTC)
[Velvet Underground] делали музыку невероятно убедительно
- да, Лу Рид - он такой ;-D
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2005-04-21 11:33 am (UTC)
Да, Лу Рид клевый. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatomyr
2005-09-16 03:17 pm (UTC)
фейворіт: monster movie
класна стаття, мерсі
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hadert
2005-12-12 02:02 pm (UTC)
"Кондуктор"... ну разве ж можно так переводить? :-/
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2005-12-12 02:30 pm (UTC)
Можно, еще как. :( Увы, проскакивают и не такие ляпы, особенно в прошлом. Стараюсь исправиться, конечно, но, увы, я непрофессиональный переводчик, потому уж прости пожалуйста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hadert
2005-12-13 10:53 am (UTC)
Кстати, текст в целом не производит впечатления лажового, так что однозначно - лучше чем ничего! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _smarty
2005-12-13 11:07 am (UTC)
Спасибо :) Со своей стороны обещаю расти над собой и повышать свой уровень. Впрочем, это не пустые слова, последние полгода серьезно занялся языком и нынешний уровень, хоть и далек от идеального, значительно превышает тот, что был тогда. Так что таких ляпов уже не делаю, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)