Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

Faust: Растягивая время. Часть 4

Faust: Растягивая время.
Часть 4. Обложка первого альбома.


Алхимик – наиболее полезная сущность человека из всех, что может быть.
Человек, который может из какой-то грязи ничтожной сотворить нечто более ценное, например золото.
Это единственный человек, который обогащаются, все остальные только меняются.
Ницще.


От странной обложки диска до не менее странной музыки, дебютная работа проявляла угрозу: психоделическая ручная граната, заброшенная в застоявшийся пруд прогрессив-рока. Несмотря на то, что у музыки Faust явно были предшественники – Заппа и Soft Machine, Варез и умельцы звуковых лабораторий BBC – в целом это была не та музыка, которую спокойно мог бы проглотить среднестатистический поклонник ни прогрессива, ни даже авангарда.
Ближайшими аналогами были скорее немузыкальные явления, вроде писателей Берроуза и Джойса, или художников сюрреалистов. Вполне возможно, именно это и стало причиной непонимания этой пластинки сразу же, после выхода, а ведь это был настоящий отголосок наступающей новой музыкальной эры. Соединяя дух дадаизма и сюрреализма посредством фантастических образов, радикальная по своей сути и дико новаторская по духу, музыка Faust хватала по кусочку тут и там, чтобы создать нечто такое, что никогда до этого не звучало, даже если какие-то отдельные элементы были не новы. Записанный в то время, когда национальная гвардия расстреливала студентов Кентского Университета, эта музыка соответствовала своему времени.
Даже до того, как включить саму пластинку, достаточно посмотреть на ее обложку, чтобы если уж не восхититься амбициями, то хотя бы познакомиться с темами и образами, которые станут фирменными для Faust на протяжении долгих лет. Кто бы не придумал ее (несмотря на то, что идея явно принадлежала Неттльбеку, каждый из музыкантов, наперебой, приписывает авторство обложки себе), он хотел предупредить потенциального покупателя, что внутри он обнаружит нечто иное от того, что все привыкли видеть на полках элитарных изданий музыкальных бутиков.
Прозрачная обложка, если не считать названия группы, куцых строк и рентгеновского снимка кисти друга группы – режиссера Эрди Хертеля – поднятой в воинственном салюте. Сама пластинка была отпечатана на прозрачном же виниле, где тоже не было практически ничего, кроме серебряного диска со скорее вытесненными, чем напечатанными буквами. Изначально планировалось вообще там ничего не помещать, но так им делать запретили. Вступительные строки были отпечатаны и помещены на отдельный прозрачный пластиковый листок. Майферт говорил, что это решение с листком в корне загубило чистоту концепции, а Джон Пил сказал, что купил пластинку исключительно из-за интересного оформления.
В общих чертах, обложка была смесью символа модернизма и высокотехнологической причуды, в то же время аккуратно обходя идею корпоративного логотипа. Майферт говорил, что имя «Фауст» было придумано на самой заре появления группы, и олицетворяло тот факт, что все музыканты продали свои души дьяволу в тот момент, когда подписали контракт с Polydor. Несколько самокритично и может быть это так и было, но обложка первого альбома ни о чем таком сказать не могла – никаких готических шрифтов, пентаграмм, деревянных инкрустаций, Нужно было подождать, пока за дело не возьмется Recommended Records с их программой ауттейков Faust Party. И это, кстати, очень странно. Никто иной, как Катлер, приверженец различных про-политических манифестаций, полностью лишал немецкую группу ее острой социальной значимости, переводя скорее в литературную плоскость. И, при этом, нет никаких доказательств того, что сделано это было против воли самих музыкантов.
На самом деле этот кулак на обложке ясно дает политической позиции группы в то время, проводя соединительную линию от группы к повстанцам на улице, захватывающих заводы и перегораживающих баррикадами улицы различных городов мира. Но и как обычное проявление радикализма, броский политический плакат обложку воспринимать нельзя – кулак представлен в облученном лучами виде. Возможно, тем самым Faust хотели поднять важные для них вопросы. Вероятно так они намекали на то, что левый радикализм мертв и просвечивается насквозь, и что необходимо двигаться дальше. Так или иначе, это была не обычная политическая поза «я тоже!».
Крис Катлер говорил, что воспринял их обложку всего лишь как визуализация названия группы, «Faust» с немецкого переводится как «кулак», примерно так же, как и Henry Cow сделали на своем первом альбоме «LegEnd», поместив на обложку носок (игра слов: leg end – «конец ноги». Так или иначе, прозрачность оформления альбома намекает об идеях пустоты, отрицания и «искусство как зеркало», к чему коллектив придет в следующие годы. Несмотря на то, что музыканты мало говорили о глубинных смыслах своих обложек, они были неотъемлемой частью истории с самого первого альбома.
Йохен Ирмлер говорит, что там из самого дизайна пластинки понятно, что группа подразумевала ее как рассказ «в котором мы пытаемся рассказать о нас самих, откуда мы пришли, что думаем вообще, о чем тревожимся... и я подумал, что лучшим бы решением подобной идеи была бы полная прозрачность во всем, даже в оформлении альбома». Подобным образом группа как бы давала понять, что она разрешает слушателю внимательно изучить их мир, полностью и всецело стабильный. Это показывало открытость коллектива – ничего не скрыто, да и нечего скрывать. Но даже у тех, кто говорит, что им нечего скрывать, на самом деле скрыто очень много, в том числе и от их самих.
Глядя на обложку, нельзя не думать об идеи действительности как свободе, светящейся пустоте, в ведическом или буддистском отношении. Белые квадраты Малевича, чистые листы Стефана Малларме, пьеса «4’33» Кейджа – все это всплывает в памяти. Музыканты Faust однозначно разделяли расширенное ощущение возможностей Малларме и декадентных символистов, что привело к созданию первой их работы. Примерно в том же духе и буддийская концепция пустоты не означает торжество бесформенного вакуума, до священного акта Создания, но подчеркивает податливость всех видов условностей и различий, а также неопределенность, что поддерживает понятия свободы и творчества, оборачивающиеся всего лишь разными сторонами одной монеты. Все это в целом дает идею о том, что пустота и освобождение от всего для творческого начала предоставляет большую область деятельности.
Прозрачность и пустота поднимают вопрос относительно содержания музыки пластинки, ее отношения к форме-посреднику. Что это? Музыка ли это или нечто большее? На ум приходит идеология культуры без посредника – позвольте свои ушам слушать, слушать, слушать. Конечно, задумываешь и о хрупкости подобного подхода. Смогут ли тонкие кости идей первой пластинки Faust выдержать тяжелый пресс машины шоу-бизнеса? А может быть, в конце концов, это была попытка создать такую работу, которая показала бы несостоятельность издания записи как посредника между музыкой и слушателем и предлагала бы сместить акцент к самому процессу прослушивания. Адорно сравнивал процесс включения магнитофона с гончарным кругом – «и для того и для другого материал уже существует. Но конечный звук/глина остается по сути пустым. Его наполняет слушатель».
Конечно, нет оснований считать, что музыканты владеют монополией на трактовку собственной музыки. Творческие люди работают субъективно – это так, но они работают с объективными вещами – идеями, образами, цитатами, концепциями, структурами и формами – у всего этого есть логика и значения, которые могут быть не до конца полностью истолкованы ими. То есть, нужно не отбрасывать тот факт, что они сами могут не до конца осознавать, что же они собственно сотворили. Нужно читать биографии авторов, рассматривать материал, который брали в основу, не забывать об их отношениях с реальным миром. Все эти тайные и невидимые объективности оборачиваются более или менее бессознательной работой искусства. В этом отношении каждый волен выбирать тот вариант трактовки обложки первого альбома группы Faust, какой ему угодно. Так как скорее все эти трактовки по своему верны.


(c) Andy Wilson, 2006
(с) Перевод на русский: Алексей "Smarty" Петухов, июнь 2009
Tags: faust, german, kraut, stretch out time
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments