?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: [Jun. 16th, 2009|09:30 am]
Alexey Petuhov
[Tags|, , , , ]

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Ханс Бруньюссон

В Швеции, со всеми ее необыкновенно разнообразными, плодотворными и интересными формами музыкальной жизни, найти более важного и более разнопланового музыканта чем барабанщик Хассе Бруньюссон достаточно сложно. Своей биографией и дискографией от нанизал буквально все то хорошее, чем славится шведская около-прогрессив-роковая среда. Побывал он в числе музыкантов культовой и оппозиционной рок-группы Samla Mammas Manna, был одним из важных участников авангардного коллектива Ensemble Nimbus, засветился, в конце концов, в рядах самой популярно шведской прог-группы – The Flower Kings. И это лишь основные вехи его карьеры, которая началась еще в середине 60-х, когда Хассе играл в известной тогда группе Objections и числился, между прочим, настоящей поп-звездой.
Потом началось обязательное увлечение психоделией, The Doors. Затем The Beatles выпустили свой White Album и Хассе он очень понравился. После чего последовал период увлечения джазом, но не сказать, чтобы в очень уж фанатичной и ортодоксальной форме – его больше влекло к соседним жанровым областям, где джазовая музыка использовалась бы лишь в качестве одного из интересных ингредиентов. В этой же группе играл также на гитаре Ларс Крантц, с которым чуть позже, в 1969 году Ханс окажется в числе зачинателей одной из самых чудесных групп не только Швеции и Европы, но и всего мира, коллектива со сказочным названием, бесконечным чувством юмора, оптимизма и высочайшего музыкального вкуса – Samla Mammas Manna.
Постепенно молодые, но очень подающие надежды и вызывающие пристальный интерес обосновались в бывшем курятнике и стали творить историю. Хассе, как полагается, играл на барабанах, Ларс Крантц пересел за бас-гитару, был еще перкуссионист Карл Оберг и, конечно же, рулевой «курятника» и ответственный за музыкальный беспредел в группе, ныне покойный, к сожалению, Ларс Хольмер – человек и пароход. Сначала в 1970 году они выпускают дебютную одноименную пластинку, на следующий год, уже имея в составе гитариста-виртуоза Косте Апетреа, за три дня создают шедевр Maltid, после чего выходит грозный и шикарный Klossa Knapitatet. Ближе к концу 70-х группа подписывает манифест РИО, и группа развивает такую необыкновенную активность, что Хассе банально устает от бесконечных переездов по всей Европе, гастролей, концертов, и в 1980 году покидает коллектив, да и сама Samla Mammas Manna, которая уже успела переименоваться в Zamla Mammas Manna, постепенно распадается. По крайней мере в той форме, в которой была на тот момент.
Сам же Бруньюссон к тому времени приобрел настолько важную репутацию в музыкальной среде Швеции, что без работы не оставался никогда. Мало того, что он обладал уникальным, узнаваемым исполнительским почерком, так и на сцене мог такое вытворять, что народ валом валил, лишь бы посмотреть на него. Были у Хассе и совместные с музыкантами Samla проекты, например – Hirvi – с гитаристом Эйно Хаапала, было участие в студийных и концертных мероприятиях в составах самых разных музыкантов – от группы Alaska до Фреда Фритта. Но первым серьезным пост-самловским проектом изначально стала группа Fantasia, которую собрал Ройне Столте, после того, как распался коллектив Kaipa. Там-то они и познакомились.
В начале 80-х деятельность Хассе только активизировалась. Он играл на концертах со всем, кем хотел, записывался в студии. Где-то тогда же появилась пластинка Mannaminne, на которой Бруньюссон исполнил партии всех инструментов и даже спел. Это была такая веселая и симпатичная, ничего не требующая, пластинка. Тем временем, интересы Хассе простирались дальше и в областях исполнительских и технических. Он стал сильно увлекаться электронными ударными инструментами, вплоть до того, что разрабатывал самые передовые и модные тенденции в этой сфере. Специалисты говорят, что его вклад настолько важен и серьезен, что практически везде, где сейчас используются подобного рода электронно-ударный инструментарий, можно услышать отголосок игры Хассе.
В прогрессивный рок Бруньюссон вернулся в 1991 году, когда классический состав Samla Mammas Manna – Хольмер + Бруньюсон + Апетреа + Кранц - неожиданно воссоединяется и не ради каких-то ностальгически-коммерческих ноток, а выдает серию сумасшедших концертов и записывает Kaka. А затем, что не менее важно, он несколько лет, начиная с 1992 года, поработал в группе Ensemble Nimbus, которая тоже оставила непоправимый след на страницах шведской музыкальной истории. Их альбомы, один другого лучше и завернутей, выходившие в количестве трех штук, но на протяжении всего десятилетия, всем скопом уместились в золотой фонд авангардного прогрессив-рока.
Чуть менее известно его участие в пластинке Zodiac Мерит Хеммингсонс, а также экспериментальной группе Cyborg, не имевшей какой-то конкретной цели и даже состава, но служившей скорее развлечения ради, хотя все импровизации и эксперименты тщательно записывались и, в последствии, даже попадали на музыкальные носители в той или иной форме. Это, по сути, были «джемы» Хассе с его друзьями, представителями разных групп, где он прежде играл.
Конечно же, очень важную роль в его жизни, по крайней мере в отношении более современного периода, сыграла роль группа The Flower Kings, которую организовал в середине 90-х, разочарованный во всей рок-музыке в целом Ройне Столте. Это сейчас она собирает набитые залы и может позволить себе выпуск альбомов любой длины – армия фанатов однозначно сметет весь тираж. В середине 90-х шансы на успех проекта были несколько призрачными, но это только еще больше подстегивало интерес Хассе к подобному начинанию. Что из всего этого вышло – все прекрасно знают.
Еще одним интересным параграфом в истории Бруньюссона является занимательный проект Flying Food Circus, который начал сам Хассе и который разродился интересным альбомом в 2002 году. Там один состав чего стоит – Хассе на барабанах, Столте на гитаре и Матс Оберг (да-да, тот самый) на клавишных. Это был не просто студийный проект – коллектив дал несколько концертов и выпустил на основании своего гастрольного опыта DVD, где можно увидеть не менее интересные фигуры – гитариста Боббо Андерсона, клавишника Эрика Линдольма и басиста Хакана Альмквиста. Лидером, наконец-то, за долгие годы (если не считать никем не замеченный Mannaminne начала 80-х) стал сам Хассе, что для человека, которого Ройне Столте называет «джокером прогрессив-рока», очень и очень справедливо.


linkReply