Alexey Petuhov (_smarty) wrote,
Alexey Petuhov
_smarty

Category:

В проГфиль: Kraan

Kraan.
Ранние дни.

Началось все со школьных увлечений и недетских амбиций. В конце 60-х Йоханнс Папперт, Ян Фридде и Гелльмут Гаттлер играли в одной, да не очень простой, школьной группе с названием, не много, ни мало – Progressive Jazz Group Ulm. Йоханнс играл на саксофоне, Гелльмут на контрабасе, Ян на барабанах, а имена остальных музыкантов коллектива менее интересны для истории, так как через не которое время музыкальную сцену они покинут. Молодой коллектив играл не столько на школьных вечеринках, сколько в джазовых клубах, ибо их материал состоял в основном из композиций авангардного направления, вроде того, что играли Колтрейн или Арчи Шепп. У группы были даже гастроли, но в целом это, до поры, была любительская группа, так как все еще учились в школе. Пока не пришел гитарист Петер Вольбрандт.
Петер был несколько постарше и учился в институте, но не столько это, сколько его упорство и самоотдача подтолкнула молодых парней к тому, чтобы получить статус профессионалов и забросить остальные увлечения и занятия. Не все были согласны на такой риск и клавишник с флейтистом группу быстро покинули. Кроме определенной дисциплины и относительно четкого представления будущего группы, Петер принес и интерес к Хендриксу и хард-року. Это оказалось настолько заразительно, что Гелльмут пересел с контрабаса на электрическую бас-гитару, но при этом сохранив мелодическую основу игры, и материал группы плавно стал наполняться более роковым грохотом, а группу переименовали в Kraan.
Окончательно профессионалами музыканты стали в 1970 году, большая часть из них школу уже закончила и поступила учиться дальше в Берлин. Петер продолжал учиться на художника, Ян – на фотографа, Гельмут школу заканчивал, один Йоханс был хоть как-то связан с музыкой, но никого из них их дальнейшее обучение не прельщало, поэтому в один прекрасный момент парни собрались и решили – а давайте все бросим, будем жить вместе и заниматься исключительно музыкой. Переехали в Кройцберг, в Берлине, там сняли квартиру и принялись бесконечно репетировать.
По началу все было плохо, популярность не шла, денег было мало, за квартиру надо было чем-то платить, поэтому музыканты мечтали о какой-нибудь ферме в деревне, чтобы жить как настоящие хиппи в коммуне. Из-за скверных дел, Гелльмут решил группу покинуть и уйти в коллектив Erna Schmidt, музыканты которой как раз и жили в деревне. Йоханнс отправился провожать Гелльмута, помочь ему с вещами. Когда прибыли на место, все пообщались и кто-то обронил, мол, да не переживайте так, можете иногда приезжать к нам, что Йоханнс ошибочно воспринял как приглашение навеки поселиться, ринулся назад с воплями «я нашел нам небольшую ферму». Все быстренько собрались и перебрались в Винтруп. У Петера примерно в то же время родился сын Дэвид.
Несмотря на то, что дом, где все поселились, был огромным, пришествие новой группы воспринялось скорее как вторжение, но местные были настоящими хиппи, то есть постоять за себя не могли. Более того, пришельцы вскоре поняли, что вместе жить им не интересно, так как старые жильцы поместья оказались замкнутыми и разобщенными людьми, которые потихоньку стали оттуда уезжать. Остался только техник Вилли и менеджер Вальцер Хольсбауэр, который стал их новым менеджером, так как имел несравненно больший опыт работы в местном шоубизнесе, чем все остальные музыканты Kraan вместе взятые. Постепенно стали приезжать друзья – техники, осветители, в результате число поселенцев в поместье в Винтрупе насчитывало 18 человек. Так там все и прожили целых 15 лет. И жили при этом настоящей коммуной, то есть ничего личного, все исключительно общее.
Примерно тогда же появился и первый альбом группы, который назвали так же, как и группу – Kraan. В 1972 году его записали за три майских дня на студии в Мюнхене и выпустили на Spiegelei в том же году. Состав на нем следующий – Гелльмут Гаттлер (отвязная бас-гитара), Петер Вольбранд (голос и рыкающая электро-гитара), Йоханнс Папперт по кличке «Альто» (в меру сумасбродный саксофон) и Ян Фридде (гарцующие барабаны). На M.C.Escher и Head можно услышать еще и электроорган Роми Шикле. На альбоме всего 5 композиций, но каждая из них стала концертным хитом на долгие и долгие годы после этого. Музыканты развернулись по полной программе, особенно интересна в этом отношении Kraan Arabia, где к уже заявленной вторым треком, который называется M.C.Escher, смеси краута и джазовых импровизаций, примешивается еще и сильный арабский акцент.
Довольно быстро в том же составе (разве что теперь без Шикле) и там же был записан и выпущен второй альбом, названный в честь поместья, где жили музыканты, Wintrup. Датирована пластинка 1972 годом. Сыграна она все в том же интересном ключе, разве что несколько разнообразней, за счет более яркого вливания иногда этнических элементов (на этот раз не только арабских, но и латиноамериканских), а иногда заокеанского фанки-соула. Поют побольше и на английском, пусть и с довольно вменяемым акцентом. В большей степени проявился тут и мелодический дар музыкантов – что ни трек, то невероятной красоты хит с интересными мелодическими находками, хотя и об отвязности импровизаций, и об общей мощи звучания, музыканты не забыли, сотворив тем самым нечто очень близкое к шедевру.
Третий альбом с названием Andy Nogger и изображением девушки на обложке увидел свет чуть менее чем два года спустя. Записывали альбом неизменным составом летом 1974 года, в тот же год он появился на полках через все тот же лейбл Spiegelei. Опять примерно та же рецептура – мощный, драйвовый, прямо-таки забойный джаз-рок с саксофоном вместо клавиных, выделенными мелодиями, редко проскакивающим вокалом и иноземной экзотической колоратурой. Только, увы, даже после долгих и продолжительных прослушиваний альбома, не удается прогнать из головы мысль, что парни свой творческий пик оставили немного позади – мелодии явно слабее, импровизации притянутые за уши, хорошо хоть не вымученные. Единственное, что осталось – лихой задор и этого, порой достаточно.
За все это время группа иногда постепенно, а иногда рывками начинает приобретать имя, популярность и, конечно, деньги, в которых, правда, мало кто был заинтересован. Но вскоре поместье покинул Гелльмут, чья жена в тот момент забеременела и не собиралась рожать ребенка в бардаке, который творился в поместье Винтруп. Рожать и выращивать там ребенка было действительно страшно. Все время в доме стоял шум, кто-то только ложился, кто-то уже просыпался, громыхала музыка, кухня напоминала скорее бар, такого момента, чтобы можно было бы сказать «ну вот, все чисто, наконец-то», не было; учитывая гостей, в доме могло обитать с полсотни человек; к тому же бесконечные концерты по округе. Особенно это касалось периода 1973-75 годов. И именно в это время, в 1975 году, они решили завести ребенка. Вскоре после этого ушел и Йоханнс. Последним альбомом, на котором он появился, была пластинка 1975 года Let It Out.
Перед записью этой пластинки, в группу пришел Инго Бишоф. Впятером альбом записывали, впятером и поехали в турне по Германии, однако во время гастролей уже в Британии, Инго из группы решил уйти, так как для него вся эта жизнь оказалась слишком трудной и напряженной. Постепенно и остальные музыканты потянулись из группы. Kraan пережили еще несколько интересных историй, распад и счастливое воссоединение. Выпустили, ко всему этому, большое количество альбомов, однако музыка эта не вызывает такого интереса, чтобы об этом хотелось говорить. По крайней мере, сейчас.


Tags: german, jazz-rock, kraan, kraut
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments