?

Log in

No account? Create an account
Asylum For The Musically Insane [entries|archive|friends|userinfo]
Alexey Petuhov

[ website | progmusic.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Svenska Progressiv Rock, Jazz-Rock, Avantgarde och Psykadeliskt: Dungen [Apr. 14th, 2009|09:14 pm]
Alexey Petuhov
[Tags|, , ]

История шведского прогрессивного рока, авангарда и психоделии.
Dungen

Если попытаться одним словом описать то, что пишет и играет Густав Айстс, то это получится что-то вроде «космический-ретро-хип-хоп». Впрочем, пугаться сразу не стоит, от хип-хопа тут лишь только интересные ритмические элементы, а все остальное черпается в других источника, в том числе и грув, а название проекта Dungen переводится именно как «грув», который Густав в первый услышал еще в детстве, когда ему в руки попалась пластинка Хендрикса. «С тех пор я ищу везде этот грув и если нахожу, то я точно могу сказать, что это он». Но, несмотря на такое открытое признание в любви легендарному гитаристу и многие достаточно востребованные на сегодня старомодные фишечки, используемые в его музыке, Густав не любит, когда к чему-то с ним связанному приписывают приставку «ретро». Он грозит в таком случае обидеться и пойти работать дальнобойщиком, о чем он мечтал, собственно, с детства, но так и не сложилось, правда, и пришлось стать музыкантом, хотя, опять же, он сам чаще всего любит называть себя продюсером, по аналогии с миром хип-хопа, когда какой-нибудь человек набирает себе команду и заставляет их делать угодные только ему музыкальные штуки.
Так получилось, что люди, которых он подбирает себе для записи пластинок и концертных выступлений становятся постоянными участниками проекта, но говорить о Dungen как о полноценной группе все-таки не стоит. Итак, чаще всего с ним играют такие парни, как гитарист Рейне Фриске (тот самый, который из Landberk, поэтому, если услышите какие-то отзвуки Landberk, то все в порядке, не пугайтесь), бас-гитарист Маттиас Густаффсон и барабанщик Фредрик Бьорлинг. Вообще, конечно, упоминание в данном ракурсе группы Landberk может оказаться несколько неуместным, ибо сам Густав признается, что особо не знаком с творчеством шведских-рок групп, тем более прогрессивного профиля. «Британский и американский хард-рок и психоделию – слушал. Хип-хоп – еще как! Но вот все, о чем вы тут сейчас говорили – этого я не знаю, простите».
Первым альбомом проекта можно считать одноименную пластинку Dungen, которая хоть и была выпущена ограниченным тиражом в 2001 году, но состоит из песен, написанных Густавом в самые первые годы творчества. Самые ранние вещи датированы где-то 1999-м годом. Но даже тут слышна общая идея, размашистое настроение, талант композитора и легкость подхода, дающая в результате чудесную, наполненную, как это ни парадоксально для скандинавского музыкального проекта, ярким солнцем, сочной зеленой травой и прорвой этнико-стилистических заимствований и цитат, складывающихся, впрочем, в характерную, уникальную мозаику. Что радует – с самого начала Густав решил петь на родном языке, что сразу придает музыке дополнительные выигрышные бонусные очки на фоне многих убого кривляющихся под англоязычные тексты земляков.
Впрочем, наиболее полноценным, целостным и первым по настоящему сильным, интересным, качественным и проработанным, но не во вред звуку и всей музыке, сочинением стала работа 2002 года под названием Stadsvandringar, что со шведского переводится примерно как «Городские прогулки». Именно эта пластинка самим Густавом считается дебютной в полном смысле этого слова. Поп-музыка Beatles, запуталась в густых корнях шведского фольклора, повстречала там блуждающие кусочки творчества Jethro Tull, накурилась и давай валяться в тотальном расслаблении где-то посередине альбома. Нужно признаться, что не все композиции пластинки так уж сильны и бодры. Если бы Густав выкинул несколько совсем уж фоновых вещей, альбом мог бы стать ударом в солнечное сплетение, но пластинка несколько раз дает слушателю опомниться и, что самое тоскливое, задуматься о том, а так ли уж безупречен материал.
Но на все эти минусы обращать, право, не хочется, мало того, что и пластинка сама по себе весьма и весьма приличная, чего там уж скрывать, так и Густав сделал определенные выводы и пару лет спустя выдал настоящий шедевр – на сегодня пик своего творчества, чудесный альбом Ta det lungt (Расслабься). Убойные поп-хиты на шведском, вроде Du E For Fin For Mig и Ta det Lugnt сочетаются с лохматым и аналоговым звуком (кое-где даже мелотрон вылезает) и совершенно отвязными импровизациями при участии разных инструментов и стилистик – от натуральной психоделии 60-х до джаз-рокового шугейзинга. Густав или действительно слушал много всего, но поверхностно, как он утверждает, поэтому услышанное не сильно внедрилось в его мозг и не заставляет попугайничать, а лишь позволяет выстреливать интересными решениями на известные темы. Или он настолько хорошо во всем этом разбирается, что ухитряется оставаться свежим и интересным в областях, где слова-то нового некуда вставить.
В 2007 году вышел Tio Bitar, который, несмотря на все свои собственные достопримечательности и прелести, воспринимается как приятное послевкусие после предыдущей пластинки. По крайней мере первая половина этой работы выглядит как расслабленный и даже в чем-то отстраненный отдых после шумного и загульного праздника Ta det lungt. Потом, конечно, начинаются и развязные гитарные психоделические шаманские пляски, и рваные, грязные ритмы, да и в целом пластинка звучит гораздо острей в плане звука и жестче. Это там, где надо – в остальных же местах правит бал фольклорные полотна приятных светлых цветов.
Четвертую пластинку Густав назвал чрезвычайно банально – «4», что мало того, что не означает ровным счетом ничего, кроме номера студийной работы в дискографии, так еще и не служит оправданием для облегчения жизни не-шведских поклонников в группе, ломающих язык в магазинах просьбами поискать на полках альбомы Ta Det Lungt или, простите, Stadsvandringar. Это, кстати, первая пластинка, записанная «групповым» способом. Работали над ней те же привычные люди – Фриске и Густаффсон, разве что на барабанах сыграл Йохан Хольмеград. Сам же Густав попел и взялся за клавишные, в следствии чего произошли изменения со звуком – стало много фортепиано, звук барабанов стал более сухой и четкий, правильный. Приятная и симпатичная взлохмаченность и взбалмошность саунда несколько опала, хотя и прилизанной музыку все еще нельзя назвать. Аранжировки более выверенные и направлены носом скорее в сторону инди-поп-музыки, чем совершенно безбашенной психоделии, хотя места, где музыка срывается с цепи и начинает гоняться за своим хвостом, остались, но развернуться им определенно негде – каждая композиция ограничена пятью минутами. Мелодии остались узнаваемы, хотя и в большинстве своем лишились радостного дуракаваляния и даже в каком-то смысле поменяли окраску на более задумчивые тона.
В целом все сделано годно и качественно, слов нет, конечно, но не хотелось бы, что бы тенденции, проявившиеся тут, получили свое развитие в дальнейшем творчестве музыканта. Такая музыка, конечно, потенциально более восприимчива бОльшим количеством народа, но есть определенный риск затеряться среди музыкальных единиц, топчущихся уже на этом лугу не первый год, а этого ах как не хотелось бы, если честно. По крайней мере мне.


linkReply